Новости
Доктор Мартин Ллойд - Джонс: "Учение Христа о разводе" |
Богословие - Проповеди |
Учение
Христа о разводе
Мы подошли к рассмотрению утверждений нашего
Господа о разводе, записанных в евангелии
от Матфея 5: 31-32 «Сказано также, что если кто
разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто
разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод
прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует».
Позвольте мне
указать, что исследование подобных отрывков делает очевидной ценность систематичного
исследования Писания. Часто ли мы слышим проповеди на данные стихи? Не кажется
ли вам, что эту тему проповедники стараются избегать? И в этом мы, конечно же,
виновны. Правильно ли исследовать одни части Священного Писания и избегать
другие?
Мы не должны уходить от трудных тем. Стихи, к
которым мы сейчас подошли, являются такой же частью Священного Писания, как и
все прочие. Но из-за того, что мы не желаем изучать Библию систематично, и
имеем тенденцию вырывать отрывки из контекста и выбирать то, что нам интересно
и что нам нравится, игнорируя и забывая остальное, мы становимся виноватыми в
негармоничной христианской жизни. Это, в свою очередь, ведет к падениям в
практической жизни. Итак, мы должны исследовать всю Нагорную проповедь и не
уклоняться ни от одной из затронутых в ней тем.
По некоторым причинам многие комментаторы,
включая толкователей Нагорной проповеди, касаются этой темы вскользь или вообще избегают ее. Нетрудно
догадаться, почему люди стараются избегать подобных тем, но это ни в коей мере
их не оправдывает.
Евангелие Иисуса Христа затрагивает все
стороны и все вопросы нашей жизни, и мы не имеем права утверждать, что ту или
иную тему можно оставить без внимания. Все, что нам необходимо, дается в
Евангелии, и мы имеем ясное учение, касающееся каждого аспекта нашей жизни,
нашего бытия. В то же время, каждый человек, когда-либо читавший литературу на
данную тему, знает, что этот вопрос очень труден для рассмотрения. Однако
большинство этих трудностей носят искусственный характер и исходят из учения
католической церкви о браке как таинстве. Имея такую исходную позицию, католики
манипулируют стихами из Писания, стараясь придать своей теории больше
авторитета. Но, слава Богу, мы не оставлены на произвол наших собственных домыслов
и воображения, но имеем ясное учение нашего Господа. Итак, наша обязанность —
честно рассмотреть эту важную тему.
Начиная исследование данных стихов, давайте
еще раз напомним себе их контекст. Это утверждение является одним из шести
утверждений, сделанных нашим Господом в форме: «Вы слышали... А Я говорю
вам...». Оно стоит в той части Нагорной
проповеди, где Христос показывает взаимоотношения между Его Царством и учением
закона Божьего, данного сынам Израиля через Моисея. В начале Он сказал, что
пришел не нарушить закон, но исполнить его. Более того, Он заявил, что, «доколе
не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона».
Далее мы читаем: «Итак, кто нарушит одну из
заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве
Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и
фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». И наконец, в свете вышесказанного,
Он начинает излагать Свое учение.
Учитывая все
это, давайте вспомним о том, что в этих шести контрастных утверждениях Он
сравнивает его не с законом Моисеевым, а, скорее, с ложным толкованием
книжников и фарисеев.
Наш Господь не говорит, что Он пришел
отменить закон Моисеев. Вовсе нет. Целью нашего Господа
было исправить его искажение, ложное толкование, которому учили народ книжники и фарисеи. Итак,
Он подтвердил закон Моисеев и раскрыл всю его полноту и славу. То же самое
касается и темы развода. Прежде всего, Он старается показать заблуждения
фарисеев и книжников в этом важном вопросе.
Очевидно, лучше всего начать исследование
данной темы в трех направлениях. В первую очередь нам следует выяснить, чему
на самом деле учил закон Моисеев. Далее мы должны понять, чему учили книжники и
фарисеи. И наконец, мы должны разобраться в том, чему учил Сам Господь Иисус
Христос.
Итак, во-первых, чему же на самом деле учил
закон Моисеев в этом плане? Ответ находится во Второзаконии 24, в частности в
ст. 1-4. В Матфея 19 наш Господь возвращается к данному вопросу, и в каком-то
смысле дает абсолютно точное его толкование, но для нас важно взглянуть на первоначальную
формулировку. В этом вопросе часто встречается большая путаница.
Во-первых, следует отметить, что / во время
получения закона Моисеева слово «прелюбодеяние» вообще не упоминалось в
контексте развода по той простой причине, что за прелюбодеяние полагалась смертная
казнь — побивание камнями. Такая участь ждала каждого, кто совершал этот грех.
Поэтому не было смысла упоминать прелюбодеяние как причину для развода. Брак
распадался, но не по причине развода, а по причине смерти одного из супругов,
казненных за измену. Это очень важно иметь в виду.
В чем же была цель закона Моисеева и
каковы были его предписания по отношению к разводу? Наш Господь, толкуя и
излагая это предписание, дает ответ на данный вопрос. Главной целью закона
Моисеева было просто контролировать развод. Положение дел в данной области
приобрело хаотический характер. Вот какова была ситуация. Как вы знаете, в те
времена мужчины рассматривали женщину как существо низшего порядка, и постепенно
сложилось мнение, что мужчина имеет право разводиться с женой по любому, даже
смешному и несущественному, поводу.
Если мужу,
например, приходило в голову избавиться от своей жены, он с легкостью мог это
сделать. Он мог привести в качестве причины самую незначительную претензию к жене
и бросить ее. Без сомнения, истинной причиной таких разводов было не что иное,
как похотливая страсть мужчин.
Интересно отметить, что в Нагорной
проповеди наш Господь вводит тему развода сразу же после изложения темы о
похоти. В некоторых изданиях Библии эти стихи даже сгруппированы в один тематический отрывок.
Возможно, так
и не следовало бы делать, но мы должны помнить о непосредственной взаимосвязи
этих двух вопросов. Следовательно, закон Моисеев был введен для того, чтобы
как-то урегулировать и поставить под контроль область супружеских отношений, в
которой царствовали не только полный хаос, но и безосновательная
несправедливость по отношению к женщине и детям.
В основном закон включал в себя три главных
принципа. Первый заключался в том, что развод ограничивался четкими и
определенными причинами. Он позволялся только в том случае, если у жены были
обнаружены существенные нравственные и физические недостатки. Все остальные
причины, которые могли бы выдвинуть мужья, не считались достаточным основанием
для развода. Чтобы получить разрешение на развод, муж должен был предъявить
очень вескую причину, которая подпадала бы под категорию нечистоты.
Более
того, он должен был не только указать на такую причину, но и представить как
минимум двух свидетелей. Следовательно, закон Моисеев не только не оправдывал
развод, но, напротив,«очень ограничивал его. Он принимал во внимание только
одну причину, отбрасывая все остальные как умышленные и несправедливые.
Второй принцип заключался в том, что муж,
разводившийся с женой, должен был дать ей разводное письмо. До введения закона
Моисеева муж мог просто устно объявить жене, что она ему более не нужна, и
выгнать ее на произвол судьбы. Таким образом, женщина просто изгонялась из
дома. Ее могли заподозрить в измене мужу и таким образом подвергнуть смертной
казни.
Итак, чтобы хоть как-то защитить женщину,
закон Моисеев требовал от мужа указать в письменном виде причину развода и то,
что она не обвиняется в измене мужу. Это хоть как-то защищало изгнанную
женщину. Разводное письмо вручалось ей в присутствии двух свидетелей, которые,
в случае необходимости, могли подтвердить этот факт.
Следовательно, развод превратился в
юридическую процедуру, в серьезный жизненный шаг, и в результате этого он
перестал в сознании людей быть просто сценой домашнего скандала, когда муж мог в
порыве гнева выгнать жену из дому. Таким
образом подчеркивалась серьезность брака.
Третий элемент
закона Моисеева также очень серьезен и важён, муж который бросил свою жену и
дал ей разводное письмо, не имел права снова принять ее в свой дом. Женщина,
получившая данный документ, имела право выйти замуж за другого человека, но
если и второй муж прогонял ее, то она уже не могла вернуться к первому мужу,
хотя могла снова, в третий раз, выйти замуж.
Суть этого постановления остается прежней:
заставить людей понять, что брак не является игрушкой, с которой можно,
наигравшись, поступать так, как заблагорассудится. Закон декларирует, что, если
муж вдруг решит развестись, его союз с этой женщиной уже невозможно будет
восстановить.
Рассматривая ситуацию в таком свете, мы
сразу же видим, что закон Моисеев был очень далек от того, каким его понимали
люди, а особенно книжники и фарисеи. Его главной целью было навести
определенный порядок в области супружеских отношений, в которой царили полный
хаос и жестокость.
Возьмите, например, другой вопрос — «око за
око и зуб за зуб». Это повеление закона Моисеева. Да, но какова была его цель?
Эта заповедь вовсе не обязывала человека с выбитым глазом сделать то же самое
своему обидчику. Нет, ее целью было ограничить необузданную месть жертвы и не
допустить смерти за это преступление. Закон как бы гласил, что человек не имеет
права превышать степень наказания. Око за око, зуб за зуб, то есть, если у
человека выбили зуб, то он не должен добиваться компенсации, намного превосходящей
нанесенный ущерб. Итак, закон восстанавливал порядок, ликвидировал хаос и
упорядочивал наказания. То же самое относится и к пункту о разводе.
А теперь мы должны перейти к учению
книжников и фарисеев, так как именно на него обратил Свое внимание наш Господь.
Они утверждали, что якобы закон Моисеев разрешал, более того, даже вынуждал
мужа в некоторых обстоятельствах разводиться со своей женой. Конечно же, такого
никогда не было в законе Моисеевом. Он не повелевал мужу разводиться со своей
женой. Все, что он гласил, можно выразить примерно следующим образом: если муж
всерьез надумал развестись со своей женой, то он мог сделать это только при
определенных условиях.
Но книжники и фарисеи, как ясно говорит наш
Господь в Матфея 19, учили, будто бы Моисей повелевал разводиться. Далее они
утверждали, что разводиться позволяется по целому ряду незначительных причин.
Итак, они снова взяли этот древний закон, касающийся вопроса нечистоты, и
начали искажать его, вкладывая в него собственное толкование. Они буквально
заявляли, что если мужу вдруг перестанет нравиться жена или если он найдет в
ней какой-то недостаток, то она станет для него «нечистой». Как это характерно
для учения книжников и фарисеев и для них самих!
Однако на самом деле они игнорировали как
дух, так и букву закона. В результате этого во времена нашего Господа сложилась
ужасная ситуация, и многие женщины становились жертвами мужчин по самым
ничтожным и издевательским предлогам. Мужчин интересовало только одно —
формальное соблюдение процедуры оформления документов развода. Уж в этом-то они
преуспели, как, впрочем, и в других юридических деталях. Главная причина
развода отодвигалась на второй план. Она никого не интересовала. Больше всего
„законников беспокоило соблюдение всех юридических про-1цедур. Наш Господь
возражал им: «Вы слышали... А Я говорю вам...» Какова главная идея слов:
«...если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную»? Хорошо, это
важно, и закон Моисеев предписал это делать. Но ведь не на документе же
делается акцент в этой заповедей, но именно на нем сосредоточили внимание
книжники и фарисеи, упустив из виду истинное значение брака.
Они не поняли смысла заповеди о разводе,
не поняли, какая причина является единственно уважительной и справедливой. Вот
так книжники и фарисеи извратили суть закона Моисеева. Они, по сути, устранили
его, подменив своими заумными толкованиями и преданиями. В результате всего
этого конечная цель закона Моисеева была полностью искажена и извращена.
Мы подходим к третьему и последнему
аспекту. Что говорит на эту тему наш Господь? «А Я говорю вам: кто разводится с
женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и
кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». Утверждение из Матфея
19:3-6 очень важно для верного понимания этого учения, потому что оно является
более полной формулировкой слов Христа. Книжники и фарисеи спрашивали Его, пытаясь
уловить в слове: «По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с
женою своею?» Этим вопросом они сами себя разоблачали, так как, задавая его,
они санкционировали развод. Вот как на него ответил наш Господь.
Первая истина, на которую Он обратил
внимание,— это святость брака. «Кто разводится с женою своею, кроме вины
любодеяния...» Вы видите, что Он возвращается к закону, предшествующему закону
Моисееву, данному непосредственно Самим Богом в начале бытия. Бог, сотворив
женщину как помощницу своему мужу, сделал это великое заявление. Он сказал
буквально следующее: «...и будут два одною плотью». «Итак, что Бог сочетал,
того человек да не разлучает». Семья — это не просто гражданское состояние или
таинство; это слияние двух личностей в одно неделимое целое.
Итак, наш Господь возвращается к этому
великому принципу. Бог сотворил женщину для мужа; и именно в этом ее
предназначение. Согласно закону, установленному Самим Богом, мужчина должен
оставить отца и мать и прилепиться к своей жене, так, чтобы они стали одною
плотью. Появляется новая семья; старые связи разрываются, а на смену им
приходят новые.
Это понятие — «одна плоть» — является
очень важным. Вы обнаружите этот принцип во всем Писании, где бы ни
затрагивалась данная тема, в частности в 1 Коринфянам 6. Здесь Павел с
предельной категоричностью пишет о прелюбодеянии. Совершая этот грех, человек
становится одной плотью с блудницей. Какое важное и серьезное учение! Итак, наш
Господь начинает с самого начала — с Божьего замысла брака.
«Но если все это так, — могут нам возразить
некоторые, — то как понимать закон Моисеев? Если воля Божия такова, почему Он
позволил разводиться при определенных условиях?» Наш Господь ответил и на этот
вопрос, указав на жестокость человеческого сердца. Бог, так сказать, пошел на
уступки. Он не отменил Свой первоначальный закон о 6раке, но, учитывая
сложившуюся ситуацию, Он ввел некоторые временные послабления, некоторые
правила для контроля над ситуацией.
То же самое можно сказать и о заповеди: «Око
за око и зуб за зуб». Тогда это нововведение выглядело сенсационным, но на
самом деле Бог подводил людей к Своему первоначальному закону. Наш Господь
говорит: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими».
Но это вовсе не значит, что Бог разрешил разводиться или даже повелел бросать
жену.
Нужно было, и речь идет именно об этом,
навести хоть какой-то порядок в области супружеских отношений, отрегулировать
то, что вышло из-под всякого контроля. Мы должны всегда иметь в виду этот
первоначальный замысел Божий относительно семьи: одна плоть, нерасторжимость брака и совместная жизнь.
Первый принцип подводит нас ко второму,
который заключается в том, что Бог никому и никогда не повелевал разводиться. Книжники
и фарисеи же утверждали обратное. Да, закон Моисеев повелевал писать разводное
письмо, если уже развод случался. Но это совсем не одно и то же! В основе
учения нашего Господа лежит принцип любви и прощения, из которого и вытекает
доктрина о нерасторжимости брака.
Следовательно, мы должны избавляться от
законнического подхода, который позволяет мужчине заявлять: «Она испортила мне
жизнь. Я не могу с ней жить». Мы, недостойные и падшие грешники, были прощены
исключительно по благодати Божьей, и эта истина должна всегда предопределять
нашу оценку происходящего и наше отношение к другим людям, особенно в семейных
вопросах.
Следующий принцип имеет особо важное
значение. Существует только одна уважительная и законная причина для развода,
и она названа словом «прелюбодеяние». Нет необходимости указывать на
актуальность этой темы в наши дни. Мы живем в такое время, когда ситуация в
области разводов приняла совершенно неуправляемый характер. Более того,
некоторые законопроекты предлагают еще более упростить процедуру развода, что
еще больше осложнит ситуацию.
Наш Господь утверждал обратное: может быть
только одна причина для развода. Только одна. Одна единственная! И это —
измена одного из супругов. Понятие «прелюбодеяние» (по-гречески «порнея». — Прим.
пер.) довольно обширно и включает в себя сексуальную нечистоту,
супружескую неверность. «Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния,
тот подает ей повод прелюбодействовать...» Мы должны понять важность этого
принципа. Он имел особое значение во времена ранней Церкви. В 1 Коринфянам 7
Павел вновь обращается к этой теме. Тогда проблема супружеских отношений была
весьма актуальной для многих христиан.
Представьте себе семейную пару — мужа и
жену. Неожиданно муж становится христианином, а жена нет. Муж становится новым
творением во Христе, а его жена остается язычницей. Христиане должны, как учит
Слово Божье, отделиться от мира сего и от греха. В сознании верующих мужей
может возникнуть такая мысль: «Как же я могу продолжать жить с женой-язычницей?
Если я хочу жить свято, мне необходимо развестись с ней. Я должен отделаться от
нее, потому что она не христианка». Многие уверовавшие жены могли приходить к
таким же выводам, если их мужья были язычниками.
Но апостол Павел учил этих людей тому, что
муж не должен оставлять свою жену, а жена — мужа только на том основании, что
они не обратились в данный момент ко Христу. Вы видите, даже такая, казалось
бы, серьезная причина не является поводом для развода! Сравните это с современными
сказками о «несовместимости характера». Можно ли представить себе взгляды более
антагонистические, чем взгляды христиан и язычников? По логике современных
людей, несовместимость — самая веская причина для развода. Но, согласно ясному
учению Писания, даже она не может быть основанием для него.
Напротив, Павел призывает христиан не
оставлять своих неверующих мужей и жен! Жена, которая уверовала в Господа
Иисуса Христа и которая имеет неверующего мужа, освящает его. Вам незачем
беспокоиться о своих детях. Если один из родителей является христианином, дети
пребывают под покровом верующего родителя и имеют привилегию Божьего
благословения.
Это очень важный и существенный фактор.
Кроме того, это очень сильный стимул, способный изменить наше отношение к
супруге (супругу). Ничто, кроме прелюбодеяния, не может быть причиной для
развода. И не играет никакой роли, имеют супруги совместимость характеров или
нет. Ничто не может разорвать эти нерушимые узы, кроме одного.
Я еще
раз подчеркиваю — кроме одного. Наш Господь утверждает, что развод допускается
только по одной причине. Он сказал, что Моисей пошел на некоторые уступки «по
жестокосердию» людей. Но Христос устанавливает строгий принцип, и это не
уступка человеческой слабости. Он Сам утверждает, что неверность является
причиной для развода, и причина эта абсолютно ясна.
Это вопрос «одной плоти», и человек,
который разорвал законные связи посредством прелюбодеяния, вошел в новую связь
с посторонним человеком. Связь порвана, одной плоти более не существует, и,
следовательно, можно законно разводиться. Позвольте мне напомнить вам еще раз:
это не повеление, а достаточное основание для развода. Итак, муж или жена,
оказавшиеся в таком положении, имеют полное право на развод.
Далее, наш Господь говорит, что если вы
разводитесь со своей женой по какой-либо иной причине, вы толкаете ее на
прелюбодеяние. «Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот
подает ей повод прелюбодействовать...» Аргумент
заключается в следующем: только прелюбодеяние может порвать эту связь.
Следовательно, если вы разводитесь со своей женой по какой-либо иной причине,
вы оставляете ее, не порвав с ней связь. В таком случае вы вынуждаете ее это
сделать, если она вздумает снова выйти замуж. И, таким образом, она совершает
прелюбодеяние. А человек, который разводится с женой не по причине прелюбодеяния,
заставляет ее совершать этот грех. Так же и другой мужчина, который женится на
ней, является прелюбодеем.
Итак, наш Господь усиливает этот принцип
самым позитивным и решительным образом. Только одна причина позволяет
разводиться. Как же это учение влияет на всех нас? Мы можем подытожить это
следующим образом. Наш Господь в данном случае представляет Себя как великого
Законодателя. Всякий закон исходит от Него. Все, что касается этой жизни и мира
сего, произошло от Него.
По причине сложившихся обстоятельств, сынам
Израиля были даны некоторые послабления. По закону Моисееву наказанием за
прелюбодеяние была смертная казнь через побивание камнями. Наш Господь отменил
это временное постановление. Следующее, что Он сделал — придал разводу статус
законного, если его причиной являлось прелюбодеяние. Он дал соответствующую
заповедь. Это и есть два главных результата Его учения. С тех пор неверные
мужья и жены не побиваются камнями. Если
супруг желает наказать жену, ему дано право на развод.
Из
всего этого мы можем извлечь одно очень важное и серьезное заключение. Мы не
только можем сказать, что человек, который развелся со своей женой по причине
ее прелюбодеяния, имел на это полное право. Мы можем пойти еще дальше и
заявить, что законный развод прекращает брак и что человек может заключить его
повторно. Развод разрывает брачные узы, как говорит наш Господь. Он делает
человека свободным и позволяет относиться к бывшей жене так, словно она умерла.
Невиновный человек имеет полное право на повторный брак. Естественно, если он
является христианином, он может вступить в него только с христианкой. Но
только он, невиновный, имеет на это право, но не наоборот.
«А как же быть с другими людьми?» — могут
мне возразить некоторые. Вот что я хотел бы им сказать. Говорю это со страхом
и трепетом, чтобы ни у кого не создалось впечатление, что я подталкиваю
кого-либо ко греху. На основании Евангелия и ради истины я должен сказать
следующее: даже прелюбодеяние не является непростительным грехом.
Это ужасный грех, но упаси Боже, чтобы у
кого-либо сложилось впечатление, будто бы человек, согрешив этим грехом, никогда
уже не сможет получить прощение Божие и навечно останется вне Его Царства. Если
такой человек действительно покается и поймет весь ужас своего греха, если он
предаст себя безграничной милости и благодати Божией, то и он будет прощен, и я
уверяю вас в реальности такого прощения. Но не забывайте, что сказал наш
благословенный Господь: «...иди и впредь не греши».
Вот таково Его учение на эту важную тему.
Вы видите, в каком положении оказалось общество? Нужно ли удивляться тому, что
люди совершенно потеряли связь со Словом Божьим в этом важном вопросе? Как мы
можем от политиков и всемирных организаций ожидать соблюдения обещаний и клятв,
если люди даже в самом священном союзе — браке - изменяют друг другу? Мы
должны начать с самих себя. Мы должны начать с самого начала. Мы должны
соблюдать закон Божий в нашей личной жизни. Тогда, и только тогда мы сможем
ожидать верности от целых народов и правительств, надеяться на изменение мира
сего в лучшую сторону.
|