Доктор Мартин Ллойд - Джонс: "Учение Христа о разводе"
Богословие - Проповеди

 

 

                                                       Учение Христа о разводе
 
Мы подошли к рассмотрению утверждений нашего Господа о разводе, записанных в евангелии
от Матфея 5: 31-32 «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует».
По­звольте мне указать, что исследование подобных отрывков делает очевидной ценность систематичного исследования Писания. Часто ли мы слышим проповеди на данные сти­хи? Не кажется ли вам, что эту тему проповедники старают­ся избегать? И в этом мы, конечно же, виновны. Правильно ли исследовать одни части Священного Писания и избегать другие?
  Мы не должны уходить от трудных тем. Стихи, к которым мы сейчас подошли, являются такой же частью Священного Писания, как и все прочие. Но из-за того, что мы не желаем изучать Библию систематично, и имеем тен­денцию вырывать отрывки из контекста и выбирать то, что нам интересно и что нам нравится, игнорируя и забывая остальное, мы становимся виноватыми в негармоничной христианской жизни. Это, в свою очередь, ведет к падениям в практической жизни. Итак, мы должны исследовать всю Нагорную проповедь и не уклоняться ни от одной из затро­нутых в ней тем.
    По некоторым причинам многие комментаторы, вклю­чая толкователей Нагорной проповеди, касаются этой темы  вскользь или вообще избегают ее. Нетрудно догадаться, по­чему люди стараются избегать подобных тем, но это ни в коей мере их не оправдывает.
   Евангелие Иисуса Христа за­трагивает все стороны и все вопросы нашей жизни, и мы не имеем права утверждать, что ту или иную тему можно оставить без внимания. Все, что нам необходимо, дается в Евангелии, и мы имеем ясное учение, касающееся каждого аспекта нашей жизни, нашего бытия. В то же время, каж­дый человек, когда-либо читавший литературу на данную тему, знает, что этот вопрос очень труден для рассмотрения. Однако большинство этих трудностей носят искусственный характер и исходят из учения католической церкви о браке как таинстве. Имея такую исходную позицию, католики манипулируют стихами из Писания, стараясь придать своей теории больше авторитета. Но, слава Богу, мы не оставлены на произвол наших собственных домыслов и воображения, но имеем ясное учение нашего Господа. Итак, наша обязан­ность — честно рассмотреть эту важную тему.
    Начиная исследование данных стихов, давайте еще раз напомним себе их контекст. Это утверждение является од­ним из шести утверждений, сделанных нашим Господом в форме: «Вы слышали... А Я говорю вам...».  Оно стоит в той части Нагорной проповеди, где Христос показывает взаимо­отношения между Его Царством и учением закона Божьего, данного сынам Израиля через Моисея. В начале Он сказал, что пришел не нарушить закон, но исполнить его. Более того, Он заявил, что, «доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона».
   Далее мы читаем: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малей­ших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». И наконец, в свете вышеска­занного, Он начинает излагать Свое учение.
Учитывая все это, давайте вспомним о том, что в этих шести контрастных утверждениях Он сравнивает его не с законом Моисеевым, а, скорее, с ложным толкованием книжников и фарисеев.
   Наш Господь не говорит, что Он пришел отменить закон Моисеев. Вовсе нет. Целью нашего Господа было исправить его искажение, ложное толкование,  которому учили народ книжники и фарисеи. Итак, Он подтвердил закон Моисеев и раскрыл всю его полноту и славу. То же самое касается и темы развода. Прежде всего, Он ста­рается показать заблуждения фарисеев и книжников в этом важном вопросе.
   Очевидно, лучше всего начать исследование данной те­мы в трех направлениях. В первую очередь нам следует вы­яснить, чему на самом деле учил закон Моисеев. Далее мы должны понять, чему учили книжники и фарисеи. И нако­нец, мы должны разобраться в том, чему учил Сам Господь Иисус Христос.
    Итак, во-первых, чему же на самом деле учил закон Мои­сеев в этом плане? Ответ находится во Второзаконии 24, в частности в ст. 1-4. В Матфея 19 наш Господь возвращается к данному вопросу, и в каком-то смысле дает абсолютно точное его толкование, но для нас важно взглянуть на пер­воначальную формулировку. В этом вопросе часто встреча­ется большая путаница.
    Во-первых, следует отметить, что / во время получения закона Моисеева слово «прелюбодея­ние» вообще не упоминалось в контексте развода по той простой причине, что за прелюбодеяние полагалась смерт­ная казнь — побивание камнями. Такая участь ждала ка­ждого, кто совершал этот грех. Поэтому не было смысла упоминать прелюбодеяние как причину для развода. Брак распадался, но не по причине развода, а по причине смерти одного из супругов, казненных за измену. Это очень важно иметь в виду.
     В чем же была цель закона Моисеева и каковы были его предписания по отношению к разводу? Наш Господь, толкуя и излагая это предписание, дает ответ на данный вопрос. Главной целью закона Моисеева было просто кон­тролировать развод. Положение дел в данной области приобрело хаотический характер. Вот какова была ситуация. Как вы знаете, в те времена мужчины рассматривали женщину  как существо низшего порядка, и постепенно сложилось мнение, что мужчина имеет право разводиться с женой по любому, даже смешному и несущественному, поводу.    
Если мужу, например, приходило в голову избавиться от своей жены, он с легкостью мог это сделать. Он мог привести в качестве причины самую незначительную претензию к же­не и бросить ее. Без сомнения, истинной причиной таких разводов было не что иное, как похотливая страсть мужчин.
      Интересно отметить, что в Нагорной проповеди наш Господь вводит тему развода сразу же после изложения темы о похоти. В некоторых изданиях Библии эти стихи даже  сгруппированы в один тематический отрывок.
Возможно, так и не следовало бы делать, но мы должны помнить о непосредственной взаимосвязи этих двух вопросов. Следо­вательно, закон Моисеев был введен для того, чтобы как-то урегулировать и поставить под контроль область супруже­ских отношений, в которой царствовали не только полный хаос, но и безосновательная несправедливость по отноше­нию к женщине и детям.
   В основном закон включал в себя три главных принци­па. Первый заключался в том, что развод ограничивался четкими и определенными причинами. Он позволялся только в том случае, если у жены были обнаружены суще­ственные нравственные и физические недостатки. Все ос­тальные причины, которые могли бы выдвинуть мужья, не считались достаточным основанием для развода. Чтобы получить разрешение на развод, муж должен был предъ­явить очень вескую причину, которая подпадала бы под категорию нечистоты.
    Более того, он должен был не только указать на такую причину, но и представить как минимум двух свидетелей. Следовательно, закон Моисеев не только не оправдывал развод, но, напротив,«очень ограничивал его. Он принимал во внимание только одну причину, отбрасы­вая все остальные как умышленные и несправедливые.
    Второй принцип заключался в том, что муж, разводившийся с женой, должен был дать ей разводное письмо. До введения закона Моисеева муж мог просто устно объ­явить жене, что она ему более не нужна, и выгнать ее на произвол судьбы. Таким образом, женщина просто изгоня­лась из дома. Ее могли заподозрить в измене мужу и таким образом подвергнуть смертной казни.
     Итак, чтобы хоть как-то защитить женщину, закон Моисеев требовал от му­жа указать в письменном виде причину развода и то, что она не обвиняется в измене мужу. Это хоть как-то защища­ло изгнанную женщину. Разводное письмо вручалось ей в присутствии двух свидетелей, которые, в случае необходи­мости, могли подтвердить этот факт.
    Следовательно, развод превратился в юридическую процедуру, в серьезный жизненный шаг, и в результате этого он перестал в сознании людей быть просто сценой домашнего скандала, когда муж мог в порыве гнева выгнать жену из дому.   Таким образом подчеркивалась серьезность брака.
Третий элемент закона Моисеева также очень серьезен и важён, муж который бросил свою жену и дал ей разводное письмо, не имел права снова принять ее в свой дом. Жен­щина, получившая данный документ, имела право выйти замуж за другого человека, но если и второй муж прогонял ее, то она уже не могла вернуться к первому мужу, хотя могла снова, в третий раз, выйти замуж.
    Суть этого поста­новления остается прежней: заставить людей понять, что брак не является игрушкой, с которой можно, наигравшись, поступать так, как заблагорассудится. Закон декларирует, что, если муж вдруг решит развестись, его союз с этой жен­щиной уже невозможно будет восстановить.
    Рассматривая ситуацию в таком свете, мы сразу же видим, что закон Моисеев был очень далек от того, каким его пони­мали люди, а особенно книжники и фарисеи. Его главной целью было навести определенный порядок в области суп­ружеских отношений, в которой царили полный хаос и жес­токость.
  Возьмите, например, другой вопрос — «око за око и зуб за зуб». Это повеление закона Моисеева. Да, но какова была его цель? Эта заповедь вовсе не обязывала человека с выбитым глазом сделать то же самое своему обидчику. Нет, ее целью было ограничить необузданную месть жертвы и не допустить смерти за это преступление. Закон как бы гласил, что человек не имеет права превышать степень наказания. Око за око, зуб за зуб, то есть, если у человека выбили зуб, то он не должен добиваться компенсации, намного превос­ходящей нанесенный ущерб. Итак, закон восстанавливал порядок, ликвидировал хаос и упорядочивал наказания. То же самое относится и к пункту о разводе.
    А теперь мы должны перейти к учению книжников и фарисеев, так как именно на него обратил Свое внимание наш Господь. Они утверждали, что якобы закон Моисеев разрешал, более того, даже вынуждал мужа в некоторых обстоятельствах разводиться со своей женой. Конечно же, такого никогда не было в законе Моисеевом. Он не повеле­вал мужу разводиться со своей женой. Все, что он гласил, можно выразить примерно следующим образом: если муж всерьез надумал развестись со своей женой, то он мог сде­лать это только при определенных условиях.                         
   Но книжни­ки и фарисеи, как ясно говорит наш Господь в Матфея 19, учили, будто бы Моисей повелевал разводиться. Далее они утверждали, что разводиться позволяется по целому ряду не­значительных причин. Итак, они снова взяли этот древний закон, касающийся вопроса нечистоты, и начали искажать его, вкладывая в него собственное толкование. Они букваль­но заявляли, что если мужу вдруг перестанет нравиться жена или если он найдет в ней какой-то недостаток, то она станет для него «нечистой». Как это характерно для уче­ния книжников и фарисеев и для них самих!
     Однако на самом деле они игнорировали как дух, так и букву закона. В результате этого во времена нашего Господа сложилась ужасная ситуация, и многие женщины становились жерт­вами мужчин по самым ничтожным и издевательским пред­логам. Мужчин интересовало только одно — формальное соблюдение процедуры оформления документов развода. Уж в этом-то они преуспели, как, впрочем, и в других юри­дических деталях. Главная причина развода отодвигалась на второй план. Она никого не интересовала. Больше всего „законников беспокоило соблюдение всех юридических про-1цедур. Наш Господь возражал им: «Вы слышали... А Я гово­рю вам...» Какова главная идея слов: «...если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную»? Хорошо, это важно, и закон Моисеев предписал это делать. Но ведь не на документе же делается акцент в этой заповедей, но имен­но на нем сосредоточили внимание книжники и фарисеи, упустив из виду истинное значение брака.
    Они не поня­ли смысла заповеди о разводе, не поняли, какая причина является единственно уважительной и справедливой. Вот так книжники и фарисеи извратили суть закона Моисеева. Они, по сути, устранили его, подменив своими заумными толкованиями и преданиями. В результате всего этого ко­нечная цель закона Моисеева была полностью искажена и извращена.
    Мы подходим к третьему и последнему аспекту. Что говорит на эту тему наш Господь? «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на раз­веденной, тот прелюбодействует». Утверждение из Матфея 19:3-6 очень важно для верного понимания этого учения, потому что оно является более полной формулировкой слов Христа. Книжники и фарисеи спрашивали Его, пыта­ясь уловить в слове: «По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» Этим вопросом они сами себя разоблачали, так как, задавая его, они санкцио­нировали развод. Вот как на него ответил наш Господь.
    Первая истина, на которую Он обратил внимание,— это свя­тость брака. «Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния...» Вы видите, что Он возвращается к закону, предшествующему закону Моисееву, данному непосредст­венно Самим Богом в начале бытия. Бог, сотворив женщину как помощницу своему мужу, сделал это великое заявле­ние. Он сказал буквально следующее: «...и будут два одною плотью». «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлу­чает». Семья — это не просто гражданское состояние или таинство; это слияние двух личностей в одно неделимое целое.
     Итак, наш Господь возвращается к этому великому принципу. Бог сотворил женщину для мужа; и именно в этом ее предназначение. Согласно закону, установленному Самим Богом, мужчина должен оставить отца и мать и при­лепиться к своей жене, так, чтобы они стали одною плотью. Появляется новая семья; старые связи разрываются, а на смену им приходят новые.
    Это понятие — «одна плоть» — яв­ляется очень важным. Вы обнаружите этот принцип во всем Писании, где бы ни затрагивалась данная тема, в частности в 1 Коринфянам 6. Здесь Павел с предельной категорично­стью пишет о прелюбодеянии. Совершая этот грех, чело­век становится одной плотью с блудницей. Какое важное и серьезное учение! Итак, наш Господь начинает с самого начала — с Божьего замысла брака.
   «Но если все это так, — могут нам возразить некото­рые, — то как понимать закон Моисеев? Если воля Божия такова, почему Он позволил разводиться при определенных условиях?» Наш Господь ответил и на этот вопрос, указав на жестокость человеческого сердца. Бог, так сказать, пошел на уступки. Он не отменил Свой первоначальный закон о 6раке, но, учитывая сложившуюся ситуацию, Он ввел некоторые временные послабления, некоторые правила для контроля над ситуацией.    
   То же самое можно сказать и о заповеди: «Око за око и зуб за зуб». Тогда это нововведение выглядело сенсационным, но на самом деле Бог подводил людей к Своему первоначальному закону. Наш Господь говорит: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими». Но это вовсе не значит, что Бог разрешил разводиться или даже повелел бросать жену.
    Нужно было, и речь идет именно об этом, навести хоть какой-то порядок в области супружеских отношений, отрегулировать то, что вышло из-под всякого контроля. Мы должны всегда иметь в виду этот первоначальный замысел Божий относительно семьи: одна плоть, нерасторжимость брака и совместная жизнь.
     Первый принцип подводит нас ко второму, который за­ключается в том, что Бог никому и никогда не повелевал разводиться. Книжники и фарисеи же утверждали обрат­ное. Да, закон Моисеев повелевал писать разводное письмо, если уже развод случался. Но это совсем не одно и то же! В основе учения нашего Господа лежит принцип любви и прощения, из которого и вытекает доктрина о нерасторжи­мости брака.
    Следовательно, мы должны избавляться от законнического подхода, который позволяет мужчине за­являть: «Она испортила мне жизнь. Я не могу с ней жить». Мы, недостойные и падшие грешники, были прощены исключительно по благодати Божьей, и эта истина долж­на всегда предопределять нашу оценку происходящего и наше отношение к другим людям, особенно в семейных вопросах.
   Следующий принцип имеет особо важное значение. Существует только одна уважительная и законная причи­на для развода, и она названа словом «прелюбодеяние». Нет необходимости указывать на актуальность этой темы в наши дни. Мы живем в такое время, когда ситуация в области разводов приняла совершенно неуправляемый ха­рактер. Более того, некоторые законопроекты предлагают еще более упростить процедуру развода, что еще больше ос­ложнит ситуацию.
    Наш Господь утверждал обратное: может быть только одна причина для развода. Только одна. Одна единственная! И это — измена одного из супругов. Понятие «прелюбодеяние» (по-гречески «порнея». — Прим. пер.) до­вольно обширно и включает в себя сексуальную нечистоту, супружескую неверность. «Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодей­ствовать...» Мы должны понять важность этого принципа. Он имел особое значение во времена ранней Церкви. В 1 Ко­ринфянам 7 Павел вновь обращается к этой теме. Тогда про­блема супружеских отношений была весьма актуальной для многих христиан.    
     Представьте себе семейную пару — мужа и жену. Неожиданно муж становится христианином, а же­на нет. Муж становится новым творением во Христе, а его жена остается язычницей. Христиане должны, как учит Сло­во Божье, отделиться от мира сего и от греха. В сознании верующих мужей может возникнуть такая мысль: «Как же я могу продолжать жить с женой-язычницей? Если я хочу жить свято, мне необходимо развестись с ней. Я должен отделаться от нее, потому что она не христианка». Многие уверовавшие жены могли приходить к таким же выводам, если их мужья были язычниками.
   Но апостол Павел учил этих людей тому, что муж не должен оставлять свою же­ну, а жена — мужа только на том основании, что они не обратились в данный момент ко Христу. Вы видите, даже такая, казалось бы, серьезная причина не является пово­дом для развода! Сравните это с современными сказками о «несовместимости характера». Можно ли представить себе взгляды более антагонистические, чем взгляды христиан и язычников? По логике современных людей, несовмести­мость — самая веская причина для развода. Но, согласно яс­ному учению Писания, даже она не может быть основанием для него.
    Напротив, Павел призывает христиан не оставлять своих неверующих мужей и жен! Жена, которая уверовала в Господа Иисуса Христа и которая имеет неверующего мужа, освящает его. Вам незачем беспокоиться о своих детях. Если один из родителей является христианином, дети пребывают под покровом верующего родителя и имеют привилегию Божьего благословения.
     Это очень важный и существенный фактор. Кроме того, это очень сильный стимул, способный изменить наше от­ношение к супруге (супругу). Ничто, кроме прелюбодеяния, не может быть причиной для развода. И не играет никакой роли, имеют супруги совместимость характеров или нет. Ничто не может разорвать эти нерушимые узы, кроме од­ного.
   Я еще раз подчеркиваю — кроме одного. Наш Господь утверждает, что развод допускается только по одной причи­не. Он сказал, что Моисей пошел на некоторые уступки «по жестокосердию» людей. Но Христос устанавливает строгий принцип, и это не уступка человеческой слабости. Он Сам утверждает, что неверность является причиной для развода, и причина эта абсолютно ясна.
    Это вопрос «одной плоти», и человек, который разорвал законные связи посредством прелюбодеяния, вошел в новую связь с посторонним чело­веком. Связь порвана, одной плоти более не существует, и, следовательно, можно законно разводиться. Позвольте мне напомнить вам еще раз: это не повеление, а достаточное основание для развода. Итак, муж или жена, оказавшиеся в таком положении, имеют полное право на развод.
     Далее, наш Господь говорит, что если вы разводитесь со своей женой по какой-либо иной причине, вы толкаете ее на прелюбодеяние. «Кто разводится с женою своею, кроме ви­ны любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать...»  Аргумент заключается в следующем: только прелюбодея­ние может порвать эту связь. Следовательно, если вы раз­водитесь со своей женой по какой-либо иной причине, вы оставляете ее, не порвав с ней связь. В таком случае вы вы­нуждаете ее это сделать, если она вздумает снова выйти замуж. И, таким образом, она совершает прелюбодеяние. А человек, который разводится с женой не по причине пре­любодеяния, заставляет ее совершать этот грех. Так же и другой мужчина, который женится на ней, является прелю­бодеем.
    Итак, наш Господь усиливает этот принцип самым позитивным и решительным образом. Только одна причина позволяет разводиться. Как же это учение влияет на всех нас? Мы можем поды­тожить это следующим образом. Наш Господь в данном слу­чае представляет Себя как великого Законодателя. Всякий закон исходит от Него. Все, что касается этой жизни и мира сего, произошло от Него.                                            
   По причине сложившихся обстоя­тельств, сынам Израиля были даны некоторые послабления. По закону Моисееву наказанием за прелюбодеяние была смертная казнь через побивание камнями. Наш Господь отменил это временное постановление. Следующее, что Он сделал — придал разводу статус законного, если его причи­ной являлось прелюбодеяние. Он дал соответствующую заповедь. Это и есть два главных результата Его учения. С тех пор неверные мужья и жены не побиваются камнями.   Если супруг желает наказать жену, ему дано право на раз­вод.
     Из всего этого мы можем извлечь одно очень важное и серьезное заключение. Мы не только можем сказать, что человек, который развелся со своей женой по причине ее прелюбодеяния, имел на это полное право. Мы можем пой­ти еще дальше и заявить, что законный развод прекращает брак и что человек может заключить его повторно. Развод разрывает брачные узы, как говорит наш Господь. Он делает человека свободным и позволяет относиться к бывшей жене так, словно она умерла. Невиновный человек имеет полное право на повторный брак. Естественно, если он является христианином, он может вступить в него только с христиан­кой. Но только он, невиновный, имеет на это право, но не наоборот.
   «А как же быть с другими людьми?» — могут мне возра­зить некоторые. Вот что я хотел бы им сказать. Говорю это со страхом и трепетом, чтобы ни у кого не создалось впечат­ление, что я подталкиваю кого-либо ко греху. На основании Евангелия и ради истины я должен сказать следующее: даже прелюбодеяние не является непростительным грехом.
   Это ужасный грех, но упаси Боже, чтобы у кого-либо сложилось впечатление, будто бы человек, согрешив этим грехом, ни­когда уже не сможет получить прощение Божие и навечно останется вне Его Царства. Если такой человек действи­тельно покается и поймет весь ужас своего греха, если он предаст себя безграничной милости и благодати Божией, то и он будет прощен, и я уверяю вас в реальности такого прощения. Но не забывайте, что сказал наш благословенный Господь: «...иди и впредь не греши».
     Вот таково Его учение на эту важную тему. Вы видите, в каком положении оказалось общество? Нужно ли удив­ляться тому, что люди совершенно потеряли связь со Сло­вом Божьим в этом важном вопросе? Как мы можем от политиков и всемирных организаций ожидать соблюдения обещаний и клятв, если люди даже в самом священном сою­зе — браке - изменяют друг другу? Мы должны начать с са­мих себя. Мы должны начать с самого начала. Мы должны соблюдать закон Божий в нашей личной жизни. Тогда, и только тогда мы сможем ожидать верности от целых наро­дов и правительств, надеяться на изменение мира сего в лучшую сторону.