Доктор Мартин Ллойд - Джонс: "Не убей"
Богословие - Проповеди

 

 

                                                               Не убей 
 
Мтф. 5:21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
 22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: „рака ", подлежит синедриону; а кто скажет: „безумный ", подлежит геенне огненной.
 
Господь, толкуя закон Божий, противопоставляя его уче­нию книжников и фарисеев. Я вновь напоминаю вам, что именно так мы должны толковать и оставшуюся часть этой главы, и оставшуюся часть всей Нагорной проповеди. Все это, по сути, является объяснением замечательного выраже­ния: «...если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небес­ное».                                      
   Следовательно, здесь не противопоставляется закон Моисеев учению Господа Иисуса Христа, а показывается извращение данного закона, и аргументом, который от­четливо показывает это извращение, является толкование Самого Господа. Это ясно показано апостолом Павлом в Римлянам 7. Когда-то он думал, что соблюдает закон со­вершенным образом. Потом он неожиданно понял, что закон говорит: «Не пожелай», и сразу же был обличен. «Но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер». Павел не понимал, что главное — дух закона и что греховное желание является таким же грехом, как и физический поступок. Этот принцип проходит через все изложение закона, кото­рое здесь дает наш Господь.
   Он предупреждает Своих слушателей о том, как важно правильно понимать назначение и суть закона. Итак, выра­зив Свое отношение к закону и объявив, что Он пришел исполнить его, наш Господь переходит к практическим иллюстрациям. Он дает нам шесть примеров, каждый из которых начинается со слов: «Вы слышали, что сказано древним... А Я говорю вам...» Рассмотрим первый пример.
    Фарисеи и книжники всегда имели тенденцию сужать значение заповедей закона, и вот прекрасная иллюстра­ция этому. Наш Господь сказал: «Вы слышали, что сказа­но древним: „не убивай; кто же убьет, подлежит суду"». (По тексту английской Библии короля Иакова: «...сказано древними...» — Прим. пер.) Очень важно подойти правильно к данному утверждению. «Не убивай» — это одна из десяти Божьих заповедей, следовательно, в этом пункте фарисеи не противоречили закону Божьему, не так ли? В чем мож­но их обвинить? Вот такой вопрос возникает в нашем уме. Ответ заключается в следующем: они добавили кое-что к словам Господа: «Не убивай, кто же убьет, подлежит су­ду».
   Нам могут возразить: но не сказано ли это в законе? В Числах 35:30-31 мы читаем: «Если кто убьет человека, то убийцу должно убить, по словам свидетелей; но одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть. И не бе­рите выкупа за душу убийцы, который повинен смерти, но его должно предать смерти».
    В чем же виновны книжники и фарисеи? Они, наложив два отрывка один на другой, ис­казив тем самым смысл всей заповеди: «Не убивай», сузив ее до факта физического лишения жизни. Добавив второй отрывок (Чис. 35:30-31) к первому (Исх. 20:13), они сущест­венно упростили значение заповеди: «Не убивай».     
Во-вторых, они свели наказание за нарушение данной заповеди к наказанию, которое осуществляет государст­венная власть. «Кто же убьет, подлежит суду». Суд — это орган местной судебной власти. В результате всего этого их учение свелось к следующему: «Вы не должны убивать, потому что, если вы убьете человека, вы окажетесь на ска­мье подсудимых».
Таким было их толкование великой за­поведи: «Не убивай». Другими словами, они выбросили из нее подлинное значение и свели ее к чисто физическому лишению жизни: наказания Божьего они вообще не упо­мянули. Их интересовало лишь наказание местного суда.
   Они перевели заповедь в сферу буквы закона, который уг­рожает: «Если вы убьете человека, вам грозит то-то и то-то». В результате книжники и фарисеи радовались, что они, не убивая никого физически, соблюдали эту статью закона. Конечно, убить человека - тяжкое преступление, и каждый убийца должен предстать перед судом и понести заслужен­ное наказание. Но если вы не лишили никого жизни, то у вас все прекрасно и вы можете с чистой совестью сказать: «Я исполнил заповедь закона: „Не убивай"». Вот чему учили фарисеи и книжники.
   Но наш Господь категорически протестовал против та­кого подхода и показывал, что концепция праведности и закона, характеризовавшая все учение книжников и фа­рисеев, была крайне ошибочной. Они настолько сузили и извратили закон, что на самом деле" он уже перестал: быть законом Божьим. Он уже не передавал то значение, кото­рое изначально заложил в него Бог. Они изменили его в такой мере, чтобы чувствовать себя совершенно счастли­выми и думать, что они исполняют его. Вот поэтому они и заявляли, что исполняют закон.
   Мы уже ранее сказали, что здесь заложен один из осно­вополагающих принципов, позволяющий нам понять всю ошибочность толкования фарисеями и книжниками закона Божьего. К тому же в этом довольно часто можно обвинить и нас самих. Зачастую и мы, видя закон Божий, ясно изло­женный в Писании, толкуем его в свою пользу, потому что так нам легче избегать каких-либо нарушений. В результате этого мы можем убеждать самих себя в том, что с нами все в порядке.
  Апостол Павел, как мы уже видели, до своего обра­щения думал, что он исполняет закон самым совершенным образом. Юноша также думал, что исполняет закон, ведь он был научен такому его толкованию и верил в его правильность. Да и мы с вами, если будем обращать внимание только на букву и пренебрегать духом и содержанием, можем убедить себя в том, что мы праведны перед законом.
   А теперь давайте посмотрим, как наш Господь разобла­чает это заблуждение и показывает нам, что рассматривать таким образом святой закон Божий — значит полностью искажать его истинное значение. Он выражает Свои взгля­ды в виде трех ясных принципов, к которым мы сейчас и перейдем.
Первый принцип заключается в следующем: важна не только буква закона, но и его дух.Закон гласит: «Не убивай», но эти слова не следует понимать только как: «Не становись убийцей». Толковать его таким образом — значит сводить закон к тому, чего можно очень легко избежать. Однако мы можем быть виновны в нарушении данной заповеди со­вершенно в другом смысле.
    Наш Господь объясняет это. Он говорит, что она подразумевает не только физическое убийство, но и напрасный гнев на своего брата. Верное по­нимание заповеди: «Не убивай» заключается в следующих словах: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду».
   Наш Господь как бы говорит: «Не слушай­те этих книжников и фарисеев, которые под словами: „Не убивай" подразумевают только физическое убийство. Я ут­верждаю, что если вы имеете ненависть в своем сердце к своему брату, а он совершенно невиновен перед вами, то вас ожидает такое же наказание». Именно на таком уровне мы начинаем видеть духовное содержание закона. Именно так мы должны понимать значение слов Христа, когда Он говорит, что закон должен быть «исполнен».
Уже в древнем  законе, данном через Моисея, было заложено это духовное содержание. И трагедия Израиля заключалась в том, что он не понял его. Поэтому не будем обольщать себя тем, что мы, как христиане, не имеем никакого отношения к закону  Моисееву. Нет, древний закон требует от верующего не гне­ваться напрасно на своего брата.
   По мнению нашего Госпо­да, испытывать гнев в своем сердце — значит быть виновным в грехе, который в очах Божьих равноценен убийству. Нена­видеть, испытывать злость и обиду на человека — значит быть убийцей. Некоторые исследователи считают, что в этом тексте не должно быть слова «напрасно».
  В отдельных рукописях его нет. Невозможно при помощи текстуального анализа определить, должно оно здесь быть или нет.
   Но даже если мы примем данный текст, это очень серьезное требование. Мы не имеем права гневаться на своего брата. Гнев по отношению к любому человеку, а особенно по отношению к своим по вере, является в очах Божьих ни чем иным, как убийством.
Но и это еще не все. Мы не только не должны испытывать напрасный гнев, но и никогда не должны проявлять свое неудовольствие. «...Кто же скажет брату своему: „рака", подлежит синедриону...» «Рака» значит «негодный человек», «негодяй». Все это нам очень хорошо знакомо. Господь за­прещает употреблять такие слова. Он говорит, что это ужас­но. Так оно и есть.
Вы обратили внимание на ряд грехов, которые Он приводил? «...Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния...» Вы видите, как мы похожи на фарисеев и книжников в своем понимании убийства, кражи, пьянства и так далее.
 Но наш Господь всегда ставил в один ряд с убийством и прелюбодеянием злые помыслы, зависть, вражду, ложь, хотя мы, возможно, и не рассматриваем их как ужасные грехи. И как только мы начнем задумываться над этим, мы сразу же поймем справедливость слов нашего Господа. Неудовольствие, воз­мущение и ненависть всегда, в конце концов, заканчиваются убийством.
Мы можем, конечно, не допустить, чтобы все эти чувства вылились в физическое убийство, но, увы, мы часто убиваем друг друга в своем сердце и в мыслях, не так ли? Мы вынашиваем в своем сердце недобрые замыслы против людей, и они так же ужасны, как само убийство.
Мы возмущаемся в духе, когда говорим о другом человеке: «Рака». О да, человека можно убить и не прибегая к физиче­ским методам. Можно убить его репутацию, подорвать до­верие к нему, распространяя лживые слухи. Вот что имеет в виду наш Господь. Его цель — показать, что заповедь: «Не убивай» включает в себя все это. Убийство — это не только лишение человека физической жизни, но и разрушение его духа и души, разрушение его личности в любом смысле.
    Далее наш Господь переходит к третьему пункту: «...а кто скажет: „безумный", подлежит геенне огненной». Эти слова означают оскорбление и унижение. Говоря так, человек дает выход своей ненависти и злобе. Я думаю, что мы, исследуя этот отрывок и вспоминая, о чем шла речь в первой главе, теперь ясно понимаем, как опасно думать, что Нагорная проповедь не имеет никакого отношения к нам, христиа­нам. Она и сегодня так же актуальна для нас, она и сегодня освещает самые потаенные уголки нашего естества.
  Здесь речь идет не только о физическом убийстве, но и обо всех тех пороках, которые сокрыты в нашем сердце: о наших помыслах и похотях, о нашем духе, в конце концов. Вот что Бог называет убийством.
Это очень важное утверждение. Но у кого-то может воз­никнуть вопрос: «Значит ли это, что гнев всегда греховен, что гневаться никогда нельзя? Разве в Новом Завете мы не видим множества иллюстраций того, как Сам Господь использовал по отношению к фарисеям самые жесткие вы­ражения? Например, Он называл их "слепыми", "лицеме­рами" и так далее? Как Он, прибегая к таким «сильным» выражениям, мог запретить нам делать то же? Как согласо­вать это учение с Матфея 23, где Он, обращаясь к фарисеям, говорит: „Горе вам..."»? На самом деле в этом нет никакого несоответствия. Когда наш Господь произносил эти слова, Он выступал в качестве божественного обвинителя. Он ис­пользовал власть, данную Ему Богом. Будучи Мессией, наш Господь произнес окончательный приговор фарисеям и книжникам, и Он имел на это право. Он предложил им Евангелие. 
  Они имели прекрасную возможность принять его, но они отвергли. Более того, мы должны помнить, что Он выносит такой приговор всякой лжерелигии. Он фак­тически обличает самоправедность, которая отвергает бла­годать Божию и даже оправдывает себя пред Богом. Это судебный приговор, и если мы произносим подобные выра­жения именно в таком смысле, то, значит,, мы не виновны в нарушении данной заповеди.                             
   То же самое касается и проклятий в Псалмах, которые беспокоят многих людей. Псалмопевец, водимый Святым Духом, произносит суд не над своими личными врагами, а над врагами Божьими, над теми, кто поносит народ Бо­жий и Его Царство. Он выступает как представитель это­го народа и этого Царства. Позвольте мне выразить свою мысль таким образом. Мы можем гневаться на грех, но мы ^ не можем испытывать ненависти к грешнику. Мы должны только жалеть его и сострадать ему. «Любящие Господа, не­навидьте зло!» — призывает псалмопевец (Пс. 96:10).
   У нас должно возникать чувство негодования и гнева при виде греха, лицемерия и неправедности, одним словом, всякого зла. Вот таким образом мы можем исполнить наставление Павла, записанное в Послании к Ефесянам: «Гневаясь, не согрешайте...» Эти два явления вовсе не являются несо­вместимыми. Гнев нашего Господа всегда был праведным, святым, отражающим святость Самого Бога. Будем всегда помнить, что «открывается гнев Божий с неба на всякое не­честие и неправду человеков...» (Рим. 1:18). Наш Бог — «огнь поядающий». В этом не может быть никаких сомнений. Бог ненавидит зло. Гнев Божий возгорается и изливается на грех. Это часть библейского учения.
   Чем более святыми мы будем, тем больший гнев мы бу­дем испытывать по отношению к греху. Но, я повторяю, мы никогда не должны испытывать ненависти к грешнику. Мы никогда не должны ни на кого гневаться. Мы должны проводить четкую грань между человеком и его поступ­ками. Нельзя допускать возникновения в себе чувства отвращения к человеку. Вот так, мне кажется, и можно про­вести границу.
   «Не думайте, что у вас все в порядке в этом вопросе, если вы никого не убили физически», — как бы говорит Христос. В каком состоянии ваше сердце? Как вы реагируете на то, что с вами происходит? Вспыхивает ли в вас чувство гнева, когда кто-либо поступает против вашей воли? Или, может быть, у вас появляется злость на челове­ка, который вообще вам ничего плохого не сделал? Вот что важно. Вот что имел в виду Бог, когда говорил: «Не убивай». Он видит сердце человека, и Его интересует не только внеш­нее, физическое действие.
    Упаси нас Боже от самоправедно­сти, от чувства гордости за то, что мы выполняем заповеди и уверены в себе. «Да испытывает же себя человек...»
Перейдем теперь ко второму утверждению. Наше отноше­ние не должно быть негативным. Выразив Свою мысль в виде отрицания, наш Господь переходит к ее утвердительному аспекту: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди пре­жде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Это самое главное и важное утверждение. Мы не должны допускать в своем сердце ненавистнические мысли и чувства по отношению друг ко другу.
   Но этого недостаточ­но. Нам необходимо предпринимать шаги для примирения с братом, что вытекает из данной заповеди. Опасность за­ключается в том, что мы можем остановиться на негатив­ном аспекте и думать, что если мы никого физически не убили, то с нами все в порядке.
   Но есть второй аспект, о котором мы часто забываем. Мы говорим себе: «Хорошо, я не буду никого убивать и не буду говорить ничего плохого людям; я поставлю стражу моим устам и буду стараться про­молчать, даже когда меня будут выводить из себя». На этом мы и останавливаемся. Но наш Господь говорит здесь, что мы не имеем права довольствоваться этим: мы не должны даже допускать нечестивые мысли в свое сердце.
    Но многие до этого этапа не доходят. В тот момент, когда мерзкие и греховные помыслы входят в нас, мы должны переключить себя на что-либо позитивное и прекрасное.
   Мы должны не только отогнать от себя все греховные помыслы, гово­рит Христос, но и сделать кое-что важное. А именно: мы должны взять на себя инициативу, чтобы ликвидировать причину возникновения нечистых помыслов. Нам необхо­димо иметь хорошую цель. Мы обязаны достигнуть такого уровня в отношениях с людьми, при котором не только по­ступки, но даже мысли будут свидетельствовать о нашем добром расположении к ним.
   Наш Господь делает на этом особый акцент, напоминая в ст. 23-24 о серьезной духовной опасности, которая кроется в попытках уравновесить негодное состояние сердца некими благими делами. Я думаю, все мы понимаем, о чем здесь идет речь. Опасность заключается в «заглаживании» нрав­ственных нарушений церемониальными приношениями. Фарисеи были большими специалистами в этом деле. Они регулярно ходили в храм и были очень пунктуальны во всех мелочах закона и ритуала. Но все это время они осуждали и поносили своих собратьев. Они отбрасывали всякое осу­ждение совести, говоря: «Да ведь я служу Богу лучше всех! Я приношу все положенные жертвы и дары!».
   Я думаю, каж­дого из нас обличает Святой Дух, но мы часто отвергаем это обличение и успокаиваем себя: «Но ведь я сделал столько хорошего для Господа! Я стольким пожертвовал ради Него! Кто меня сможет заменить в этом и в том служении? Да никто!» Испытывая зависть к какому-либо брату, мы можем успокаивать себя такими мыслями. Мы пытаемся оправдать себя, думая, что наши хорошие дела реабилитируют нас в глазах Бога. Нет и нет, говорит наш Господь. Бог не таков. «Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лук. 16:15). «Это очень серьезный вопрос,— как бы говорит Он.
    Если вы, стоя перед алтарем для жерт­воприношения, вдруг вспомнили, что совершили греховный поступок или послужили соблазном для кого-либо, то вы должны отложить свою жертву и пойти примириться с тем человеком. Только после этого вы можете вернуться и при­нести жертву Богу». Для Бога наше служение не имеет ника­кой ценности, если мы совершаем его с грехом в сердце.
   Псалмопевец выражает это так: «Если бы я видел беззако­ние в сердце моем, то не услышал бы меня Господь». Если я, собираясь служить Богу, вдруг обнаруживаю в своем сердце неисповеданный грех, то мое богослужение будет бесполез­ным.
Оно не будет иметь никакой ценности.
  Если вы пребы­ваете в состоянии вражды с другим человеком, если вы не попытались пойти и примириться с ним, если в вашем серд­це гнездятся нечестивые помыслы, если вы стали соблазном для другого человека, то Слово Божие уверяет вас, что ваше поклонение Богу не имеет для Него никакой ценности. Оно Ему не нужно, Господь вас не услышит.
   Прочтите утвержде­ние, записанное в 1 Иоанна 3:20: «Ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог,потому что Бог больше сердца нашего и знает все». Нет никакого смысла и ценно­сти в вашей молитве, если вы в своем сердце знаете, что не правы перед своим братом. Бог не может иметь общение с грехом и нечистотой. Он настолько свят, что просто не мо­жет смотреть на все это. Как учит наш Господь, это настоль­ко важно, что вы должны, просто обязаны прервать свою молитву и даже заставить Бога подождать, пока не уладите отношения с братом. «Пойди... примирись...» — говорит Он. Невозможно примириться с Богом до тех пор, пока не будет достигнут мир с людьми.
    Позвольте мне в связи с этим привести одну прекрасную иллюстрацию из Ветхого Завета (1 Цар. 15). Бог дает нам за­поведи для того, чтобы мы их соблюдали. Вы помните, как однажды Он повелел Саулу уничтожить всех Амаликитян. Но Саул решил пощадить Агага, царя Амаликова, «и лучших из овец и волов и откормленных ягнят...». Он сказал себе: «Я сохраню лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу». Ему казалось, что у него все идет хорошо. Но вот  неожиданно пророк Самуил задал ему вопрос: «Что ты сде­лал?» Саул ответил: «Я исполнил заповедь Божию». «А что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу?» — спросил тогда Самуил. «Я решил пощадить некоторых из них», — ответил Саул. Далее Самуил произнес внушительные и страшные слова: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что вол­шебство, и противление — то же, что идолопоклонство...» (1 Цар. 15:22-23). Я всегда очень сожалею о том, что совер­шил царь Саул, потому что я очень хорошо его понимаю. Мы не делаем того, что нам повелевает Бог. Мы «корректи­руем» Его заповеди и думаем, что жертвоприношения все покроют. Рассчитывая на то, что Господь их очень любит, мы иногда пытаемся заменить ими повиновение Его голосу и думаем, что все будет в порядке. Но это совсем не так! «Послушание лучше жертвы...» Оставь свою жертву, беги и примирись со своим братом, убери все препятствия на пути общения с Богом. И только тогда возвращайся, потому что только тогда твоя жертва будет иметь свою цену. «Послуша­ние лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов...»
    И еще несколько слов о последнем принципе. Будем пом­нить о важности и неотложности всего этого в свете наших отношений с Богом.
«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Матф. 5:25). Да, говорит наш Господь, это очень важное и срочное дело. Вы должны примириться тотчас, не откладывая это ни на день, ни на час, ибо потом будет поздно. Вот так Господь напоминает нам, что мы всегда находимся в общении с Ним. Мы долж­ны помнить не только о том, что обидели брата или согре­шили против какого-то человека, но и том, что всегда стоим пред Самим Богом. Бог есть строгий Судия, но Он же и оправдывает кающегося. Он дал нам эти заповеди, и Он имеет всю власть на небе и на земле. Он есть законодатель, и Его законы непоколебимы. Он имеет право взыскивать с каждого из нас «до последнего кодранта».
    Итак, что же мы должны делать? Примириться с Богом как можно быстрее! Здесь Христос говорит, что сейчас мы находимся «на пути». Нашу жизнь можно сравнить с дорогой. Неожиданно на нашем пути может появиться судья и сказать: «Что и кому ты должен?» Христос увещевает: мирись скорее, а иначе нач­нется судебный процесс, и тебе придется расплачиваться за все «до последнего кодранта»: Это лишь иллюстрация. И вы, и я шествуем по миру сему. Закон выдвигает нам свои требо­вания.
   И это — закон Божий. Бог спросит у вас: «А в каких отношениях ты находился с таким-то братом? Что было в твоем сердце?» Христос как бы говорит: «Примирись скорее! Может быть, ты не доживешь до завтра и в таком состоянии отойдешь в вечность. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути».
Что вы чувствуете в данный момент? Вы понимаете, что от вас требует святой закон Божий? Иисус Христос все яс­но объяснил. Не попадем ли мы под осуждение? Что тво­рится в нашем сердце? Что мы совершили в своей жизни? Вы понимаете, чем все это может для вас закончиться? За дело взялся Сам Господь Бог! Как я благодарен Ему за это напоминание примириться как можно скорее, пока я еще на пути! Слава Богу за то, что Его заповеди не тяжки. Я должен лишь признать свой грех, исповедать его и остано­виться. Я должен отказаться от самооправдания и самопра­ведности, невзирая ни на какие обстоятельства. Я должен покаяться безоговорочно и срочно. Если я прямо сейчас могу предпринять то, что необходимо, я должен это сделать. Я должен смириться, образно говоря, я должен сделать себя козлом отпущения. Пусть кто-то злорадствует, но я должен сделать все, чтобы убрать препятствия и барьеры между собой и Богом.                                                         
Только тогда Он скажет мне: «Хорошо ты сделал. Приду к тебе и буду вечерять с тобой». Он скажет: «Хотя ты и великий грешник, Я прощаю тебя. Твой долг огромен, но Я послал Сына Своего Единородного, и Он уп­латил его. Он все устроил. Он сделал это не потому, что вы такие прекрасные, замечательные и достойные любви, и не потому, что вы сделали для Меня нечто хорошее. Он сделал это еще тогда, когда вы были Моими врагами, ненавидели Меня и людей. Но, несмотря на все ваше безумие и ваши мерзости, Я послал Его к вам. Он пошел добровольно и отдал Себя на смерть. Вот почему Я полностью и оконча­тельно вас простил». Слава Богу за все это, за то, что Он совершил для нас, несчастных и падших грешников.
От нас требуется только одно — искреннее покаяние, признание то­го, что мы получаем прощение только по благодати Божьей, явленной в самопожертвовании Сына Божьего, взошедшего на крест. Примиритесь же быстрее! Не откладывайте. В чем бы вас ни обличала совесть в этот момент, оставьте свой дар, быстрее идите и примиритесь. «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним».