Новости
Мартин Ллойд - Джонс "Христос и ветхий завет" |
Богословие - Проповеди |
Христос и ветхий завет Мтф.5:17-18 «Не думайте, что Я пришел нарушить закон
или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам:
доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из
закона, пока не исполнится все».
Несмотря на
то, что в этих стихах наш Господь продолжает излагать Свое учение, этот отрывок
является началом нового раздела Нагорной проповеди. До сих пор Иисус
сосредотачивался на описании христианина. Напомнив, кто мы есть, Он говорит,
что мы должны всей своей жизнью демонстрировать свое христианское исповедание.
Это можно сравнить с напутствием отца. Провожая своего ребенка в далекий путь,
он говорит: «Помни, кто ты есть. Ты должен вести себя так, чтобы не опозорить
свою семью, своих родителей и сохранить свое честное имя». К этому же
призываются школьники и граждане страны.
Вот что говорил наш Господь. Мы есть чада
Божий и граждане Царства Небесного. По этой причине мы должны обладать
соответствующими свойствами. Мы делаем это для того, чтобы явить Его славу, и
для того, чтобы побудить других людей к прославлению Небесного Отца.
Тут возникает
вопрос: как все это можно осуществить на практике? Вот к этой теме мы сейчас и
перейдем. Коротко на данный вопрос можно ответить так: жить праведно. Слово
«праведность» характеризует всю христианскую жизнь.
Итак, темой оставшейся части Нагорной
проповеди является праведная жизнь, которую должен вести христианин. Эта
великая тема прекрасно излагается и объясняется в Евангелии от Матфея вплоть
до стиха 14 включительно седьмой главы.
Что же это за
«праведность», которую мы должны проявлять? Каков ее характер? Стихи 17-20
пятой главы являются общим введением к данной теме. Здесь наш Господь поднимает
вопрос праведности и праведной жизни, которая должна характеризовать
христианина. Мы можем проследить Его метод. Прежде чем переходить к деталям, Он
всегда излагает некие общие принципы.
Прежде чем начинать объяснять Свою тему,
Он делает введение. Насколько я знаю, некоторые люди не любят введений. В таком
случае они не любят метода нашего Господа! Всегда важно начинать с принципов.
Люди, которые неверно поступают на практике, всегда ошибаются и в принципах.
Мне кажется, что это особенно актуально в наши дни. Мы живем в век специалистов,
а любой специалист — это человек, который настолько погружен в частности, что
зачастую не видит общих принципов. Большинство современных трагедий произошло
именно потому, что основные принципы были забыты. Другими словами, если бы все
люди жили благочестиво, нам не понадобились бы все эти многочисленные
конференции и организации.
Метод, согласно которому основные принципы
излагаются в первую очередь, использован нашим Господом и при изложении Им
темы о праведности. Он делает в данном параграфе два категорических
утверждения. В первом, в ст. 17-18, Он утверждает, что все истины, излагаемые
здесь, находятся в совершенной гармонии с ветхозаветными Писаниями. В этом
учении нет ничего такого, что противоречило бы Ветхому Завету.
Второе
утверждение, записанное в ст. 19-20, заключается в том, что это Его учение,
согласующееся с Ветхим Заветом,
находится в
непримиримом противоречии с учением книжников и фарисеев.
Эти два
великих утверждения очень важны, и мы не сможем понять учение нашего Господа,
изложенное в четырех Евангелиях, пока не уясним их себе.
Здесь
объясняется причина антагонизма, который имел место между Ним и фарисеями,
книжниками, учеными мужами тех времен. Здесь можно найти объяснение всем тем
несчастьям, которые Ему пришлось пережить, всем тем недоразумениям, с которыми
Он постоянно сталкивался.
Другое общее наблюдение заключается в том,
что наш Господь, наряду с негативными, делал и позитивные утверждения. Он не
довольствовался только изложением Своего учения. Он также изобличал ошибочность
других учений. Я снова обращаю на это внимание, так как, многократно исследуя
Нагорную проповедь, я замечал, что сегодня люди по каким-то непонятным причинам
— то ли интеллектуальным, то ли моральным — страдают от вялости и
флегматичности. Многие, включая
евангельских верующих, не одобряют критику и обличение. «Давайте будем
толерантными!» — вот их девиз. «Не будем критиковать мнения других», — заявляют
они. Но наш Господь критиковал учение фарисеев и книжников! Он часто обличал
их и разоблачал их заблуждения. Следовательно, для нас очень важно поступать
таким же образом. Сегодня очень много говорится об экуменизме и выдвигается
аргумент, что, учитывая сложившуюся ситуацию, мы не должны спорить о каких-то
доктринальных тонкостях, а, напротив, должны сплотиться и объединиться. Но наш
Господь был иного мнения. Тот факт, что
католики и
православные называют себя христианами, никак не должен препятствовать нам
обличать их коррупцию и серьезные доктринальные заблуждения.
Наш Господь не
ограничивался изложением позитивных утверждений. Это, в свою очередь, вызывает
другой вопрос: почему Он это делал? Зачем нужно было делать
такое введение
в подробное изложение Нагорной проповеди? Я думаю, ответ очевиден. Читая
Евангелия, мы ясно видим, что учение нашего Господа вызывало большое смущение
и недоразумения у людей. Без сомнения, оно стало настоящим вызовом Его
современникам. Все, что было связано с Ним, выглядело весьма необычно и
странно.
Он Сам был
необыкновенным. Он не был фарисеем и не учился у них.
Он не
заканчивал обычной школы, и поэтому они, глядя на Него, говорили: «Кто это
такой? Кто Он такой, что делает подобные догматические утверждения? Как нам к
Нему относиться?» Он не закончил никакого религиозного учебного учреждения, не
получил общепринятого в те времена признания как проповедника, и это,
естественно, создавало проблемы. И вожди, и народ были в недоумении. Более
того, как я уже отмечал, Он резко критиковал фарисеев и книжников, разоблачая
их учение. А ведь они были общепризнанными вождями и религиозными учителями, и
все люди верили и подчинялись им. Это была элита нации. Но вот неожиданно
появляется какой-то Человек, не принадлежащий к их клану, который не только
учит Сам, но и осуждает их
учение.
Далее, Он не только учит закону, но и
предлагает какую-то странную доктрину о благодати и любви Божьей, которую
иллюстрирует притчей о блудном сыне. Хуже того, Он не брезгует ни мытарями, ни
другими представителями низшего сословия. Он общается с ними, посещает их дома,
ест с ними и так далее. Казалось, что Он провоцировал общество на скандал. И на
словах, и на деле Он бросал вызов начальникам народа.
Итак, уже в
самом начале Его служения стали возникать серьезные проблемы. «Неужели Сей
Учитель, Сей Иисус из Назарета, не верит в Священное Писание? Неужели Он и
пришел для того, чтобы уничтожить все наши традиции?
Неужели Он
принес совершенно новое учение? Неужели Он хочет отменить закон Моисеев и
пророков? Неужели Он покажет нам совершенно новый путь к Богу, совершенно новый
способ поклонения Ему? Неужели Он полностью
порывает с
нашим славным прошлым?» Вот такие вопросы вызывали у людей Его личность и
служение, и Он это прекрасно знал. Итак, здесь, в самом начале, во введении к
Своему последовательному учению, Он заранее ответил на эти вопросы. В
частности, Он предостерег Своих учеников о критике, которую они наверняка
услышат в Его адрес. Изложив эти два фундаментальных постулата, Он подготовил
их ум к пониманию Его учения.
Наш Господь
уже показал им в общих чертах, какими они должны быть, чтобы достигнуть
праведности. Теперь же, подойдя к конкретным специфическим вопросам, Он хотел,
чтобы они, верно, поняли весь контекст. Я обращаю на это внимание не из
теоретического интереса и не только потому, что мы подошли к исследованию
нового отрывка Нагорной проповеди.
Я делаю это потому, что данный вопрос
является очень важным и практическим вопросом для каждого из нас, для нашей
христианской жизни. Это не просто проблема, оставшаяся в прошлом, это —
актуальный и насущный вопрос современности. Это не схоластический вопрос
теологии, а практическая тема, вызывающая путаницу в умах многих современных
верующих. Среди них есть и такие, которые отвергают Христа и Его спасение
только из-за этого одного пункта — Его отношения к закону.
Вот поэтому я и заявляю, что это важная
тема и мы должны ее исследовать самым серьезным образом. Некоторые верующие
утверждают, что данный стих, вместо того чтобы прояснить ее, вносит еще больше
путаницы.
В нашем
исследовании мы столкнемся с двумя основными трудностями. Сторонники одной
школы полагают, что все, что наш Господь делал, имело своей целью соблюсти
закон. Вы знаете, о какой школе я говорю. Лет тридцать назад (в I пол. XX в.) она была гораздо популярней, чем
сейчас. Ее сторонники говорят, что между Евангелиями и новозаветными посланиями
лежит огромная пропасть. По их мнению, Евангелия — это не что иное, как
прекрасное изложение ветхозаветного закона, а Иисус из Назарета — не кто иной,
как Учитель закона. Истинным основателем христианства они считают апостола
Павла со всеми его доктринами. Четыре Евангелия, по их мнению,— это всего лишь
закон, этическое учение и заповеди, и в них нет никакой доктрины об оправдании
верой, об освящении и так далее. Все это можно найти в трудах апостола Павла и
его изложении теологии.
Трагедия в том,— утверждают они, что простое
и славное Евангелие Иисуса было превращено апостолом Павлом в религию, которая
стала называться христианством и которая в корне отличается от учения Иисуса.
Пожилые люди помнят, как ближе к началу нашего века появлялись книги типа
«Религия Иисуса и вера Павла», которые пытались показать полный контраст между
Иисусом и Павлом. Это одна трудность.
Вторая
трудность является полной противоположностью первой. Интересно наблюдать, как
ереси противоречат одна другой. Согласно второму взгляду, Христос полностью
отменил закон, заменив его благодатью.
Ссылаясь на Писание, некоторые утверждают:
«...закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа».
Следовательно, христианину нет никакого дела до закона. Они утверждают, что,
согласно Библии, мы не под законом, а под благодатью, поэтому нет смысла даже
упоминать о законе. Как вы помните, мы исследовали данный аргумент в первой
главе.
Тогда мы
рассмотрели взгляд, согласно которому Нагорная проповедь совершенно не
касается людей нашего времени, так как она была адресована только современникам
Христа и тем евреям, которые будут жить в тысячелетнем Царстве. Интересно
отметить, что эти старые идеи все еще живы.
Наш Господь на
оба утверждения отвечает в этом важном отрывке — ст. 17-18 — где говорится о
Его отношении к закону и пророкам. Что же Он говорит на эту тему? Может быть,
сначала нам следует дать точное определение этим понятиям? Что имеется в виду
под «законом» и «пророками»? Весь Ветхий Завет! Вы можете открыть любой
отрывок Библии, и вы обнаружите, что везде, где используются эти слова,
подразумевается весь ветхозаветный канон.
Что же подразумевается в данном конкретном
отрывке под словом «закон»? Мне кажется, мы должны согласиться с тем, что
слово, использованное здесь, обозначает весь закон. Данный сынам Израиля, он
состоял из трех частей: нравственной, юридической и церемониальной. Если вы
прочтете книги Исход, Левит и Числа, вы узнаете, как Бог дал этот закон.
Нравственный закон состоял из десяти заповедей, представлявших собой великие
моральные принципы, которые должны были выполняться всегда.
Далее шел юридический закон, включавший в
себя государственные постановления, данные народу Израиля в конкретных
исторических обстоятельствах. Они регламентировали поведение израильтян в \различных
сферах государственной и общественной жизни. Наконец, был и церемониальный
закон, подробно предписывающий порядок жертвоприношений и весь ритуал
поклонения Богу. В нашем случае слово «закон» включает в себя все эти три
части. Итак, в данном отрывке наш Господь учит о том, что непосредственно
относится к жизни и поведению.
Мы также должны помнить, что закон
предусматривает все, что касается прообразов, приношений и всех этих
подробностей, перечисленных в Ветхом Завете. Многие христиане заявляют, что
находят книги Исход и Левит очень скучными. «К чему, — спрашивают они, — все
эти подробности о еде и прочих вещах?» Но они упускают из виду, что все это —
прообразы, указывающие на нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа и на Его
совершенную жертву. Следовательно, говоря о законе, мы должны помнить, что он
включает в себя не только заповеди, имеющие прямое отношение к жизни и
поведению, но и предсказания о грядущем. Следовательно, закон нужно
воспринимать во всей его целостности. Исследуя данный отрывок, мы обнаруживаем,
что со стиха 21 и далее наш Господь говорит только о нравственном аспекте
закона, но в утверждении, записанном в ст. 17-18, Он подразумевает закон в
целом.
Что же имеется в виду под словом «пророки»?
Само слово ясно указывает, что под ним подразумеваются пророческие книги
Ветхого Завета. И здесь также есть два аспекта, о которых мы никогда не должны
забывать. Пророки также учили закону, также толковали его и применяли на практике.
Они обращались к народу и говорили, что его беда заключается в том, что он не
соблюдает закон Божий. Их главной задачей было призвать людей вернуться к
правильному пониманию закона. Для этого они читали закон вслух и изъясняли
его. Но вдобавок они предсказывали пришествие Мессии. Они были
«предсказателями», но одновременно и «увещевателями». Следует учитывать оба
эти аспекта пророческого послания.
Итак, у нас остается еще одно понятие —
«исполнить». Его значение всегда вызывает бурные дебаты, поэтому первым делом
мы должны заявить, что оно не означает «прекратить» или «упразднить». Оно не
означает «добавить» что-либо к тому, что уже имеется. Такое популярное толкование
является явным заблуждением и искажением значения данного слова. Его сторонники
утверждают, что Ветхий Завет положил основание учению, применение которого
было целесообразным до определенного момента. Затем пришел наш Господь и Своим
учением положил конец ветхозаветному закону. Но это неправильное толкование.
Истинное значение слова «исполнить» — выполнить, полностью осуществить,
буквально, привести в исполнение все, что было сказано в законе и пророках.
А теперь, когда мы дали определение
понятиям, давайте рассмотрим, что наш Господь хотел нам сказать. В чем заключается
Его учение по этому вопросу? Я постараюсь выразить его в виде двух принципов,
и, прежде чем обратиться к стиху 17, давайте рассмотрим следующий, восемнадцатый
стих. Эти два утверждения связаны между собой словом «ибо». «Не думайте, что Я
пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить». А
далее следует объяснение: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и
земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится
все».
Первое утверждение заключается в том, что
закон Божий непреложен; он не подлежит никаким изменениям, никаким
модификациям, даже малейшим. Он абсолютен и вечен. Его требования постоянны и
не могут быть аннулированы или смягчены, «доколе не прейдет небо и земля». Это
последнее утверждение означает конец века. Небо и земля являются для человека
символами постоянного и нерушимого. Пока они существуют, говорит наш Господь,
даже йота или черта закона не будут отменены. Эти слова очень выразительны.
Небо и земля будут существовать до тех пор,
пока закон не исполнится во всей своей полноте, включая мельчайшие детали. Вот
в чем суть данного высказывания. И это одно из самых важных и существенных
утверждений, когда-либо сделанных нашим Господом. Он использует слово «ибо»,
которое всегда обращает внимание и подчеркивает важность и значение какой-то
истины.
Далее
Он добавляет серьезные слова: «Истинно говорю вам...» Он делает это утверждение
со всей Своей властью и авторитетом. Закон, данный Богом, как и все
пророчества, будет действовать до тех пор, пока не исполнятся самым
совершенным образом все его предписания. Я думаю, что нет необходимости больше
говорить об этом.
Далее наш
Господь делает следующее утверждение, из которого вытекает, что Он не пришел
для того, чтобы
модифицировать
и, тем более, упразднить закон и учение пророков. Иисус объясняет, что,
напротив, цель Его прихода — выполнить их, показать образец абсолютного повиновения.
Это главная мысль данного утверждения
нашего Господа. Другими словами, весь закон и все пророчества указывают на Него
и будут исполнены в Нем до малейшей детали. Все предписания закона и все
пророчества указывают на Него. Он —
вершина, конечная цель, кульминация закона и пророчеств. В Нем они исполняются
с максимальной точностью и во всей полноте. Это утверждение имеет колоссальное
значение!
Этой темой мы
должны заняться самым серьезным образом, но прежде всего мы сделаем один
вывод. Наш Господь Иисус Христос в этих двух стихах показывает важность всего
Ветхого Завета. Он ставит Свою печать, Свою подпись под каждой его буквой,
подтверждая тем самым авторитет канонических книг закона и пророков.
Перечитайте все четыре Евангелия и обратите внимание на Его цитаты из Ветхого
Завета. На их основании можно сделать только один вывод: Он с одинаковым
почтением относился ко всему Ветхому Завету, а не только к его отдельным
частям. Он цитировал почти каждую его книгу.
Для Господа Иисуса Христа Ветхий Завет был
Словом Божьим, уникальным, веским. Эти писания для Него имели абсолютную
ценность. В этом заключается вся важность и авторитет Ветхого Завета.
Сегодня можно
встретить немало людей, которые заявляют, что они веруют в Господа Иисуса
Христа, но в той или иной мере отвергают Ветхий Завет. Мы должны сказать, что
наше отношение к Ветхому Завету неизбежно поднимает вопрос о нашем отношении к
Господу Иисусу Христу.
Если
мы не верим в повествование о творении или об Аврааме, если мы не верим, что
закон был дан через Моисея, и принимаем его за сборник еврейских традиций,
составленный обычным раввином, имевшим, без сомнения, интересные идеи о
здравоохранении и гигиене, то мы заблуждаемся. Если мы делаем подобные
заявления, то это значит, что мы открыто отвергаем все то,, что наш Господь и
Спаситель Иисус Христос говорил о Себе, о законе и пророках.
По мнению Иисуса Христа, все, что сказано в
Ветхом Завете, является Словом Божьим. Более того, все это будет продолжаться
до тех пор, пока полностью не исполнится. Все — каждая йота, каждая черта
закона — имеет свое значение и будет исполнено до малейших деталей. Это — закон
Божий, деяние Божие.
Не следует и пророков выдавать за
талантливых поэтов, которые, вдохновившись, очень проникновенно и мастерски
написали книгу о жизни выдающихся людей, которая стала шедевром мировой
литературы. Отнюдь нет. Это были мужи Божий, получившие свое послание прямо от
Бога. Все, о чем они говорили, соответствует действительности и исполнится до
малейшей подробности. Речь идет о Христе. Он есть исполнение закона и пророков,
и, лишь полностью исполнившись в Нем, они могут прейти.
Это также
имеет важнейшее значение. Люди часто удивляются тому, что ранняя Церковь
включила ветхозаветные Писания в свой канон наряду с Новым Заветом. Многие
христиане заявляют, что они любят читать Евангелия и недолюбливают Ветхий
Завет, уверенные в том, что эти пять книг Моисея с их учением не имеют к ним
никакого отношения.
Ранняя Церковь не придерживалась такого
мнения по следующей причине: одна часть Писаний освещает другую и наоборот, и
в каком-то смысле Новый Завет может быть верно понят только в свете всего
Ветхого Завета. Эти два Завета неразрывно связаны между собой. Как выразился
Августин Блаженный, «Новый Завет в скрытой форме присутствует в Ветхом Завете, а Ветхий Завет в
явной форме присутствует в Новом».
Но, прежде
всего, вот что следует из слов Самого Иисуса Христа: «Я пришел не для того,
чтобы упразднить Ветхий Завет, закон и пророков. Они — от Бога, и Я пришел
осуществить их, исполнить».
Он рассматривал
все это как Слово Божие и истину высшей инстанции.
Если мы хотим
быть истинными последователями Христа и истинными верующими, мы — и вы, и я —
должны делать то же самое. Подвергая сомнению авторитет Ветхого Завета, мы
ставим под сомнение и авторитет Самого Сына Божия. Вы обязательно столкнетесь с
множеством проблем и трудностей. Если вы хоть раз поставите под сомнение Его личность,
начнете думать, что Он был дитем Своего времени, ограниченным во многих
отношениях и способным ошибаться, то таким образом вы поставите под сомнение
библейское учение о Его совершенной божественной природе.
Следовательно, вы должны быть очень осторожными
в отношении к Писанию. Перечитайте цитаты нашего Господа из закона и пророков,
из Псалтири. Он приводил их повсюду. Для Него это — Слово Самого Бога,
которое, как сказано в Иоанна 10:35, «не может нарушиться». Писание
обязательно исполнится вплоть до мельчайших подробностей. Оно не утратит своего
авторитета до тех пор, пока существуют небо и земля.
|