Мартин Ллойд - Джонс "Христос и ветхий завет"
Богословие - Проповеди

 

                 

 

                                        Христос и ветхий завет

 
Мтф.5:17-18 «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все».
Несмотря на то, что в этих стихах наш Господь продолжает излагать Свое учение, этот отрывок яв­ляется началом нового раздела Нагорной проповеди. До сих пор Иисус сосредотачивался на описании христианина. На­помнив, кто мы есть, Он говорит, что мы должны всей своей жизнью демонстрировать свое христианское исповедание. Это можно сравнить с напутствием отца. Провожая своего ребенка в далекий путь, он говорит: «Помни, кто ты есть. Ты должен вести себя так, чтобы не опозорить свою семью, своих родителей и сохранить свое честное имя». К этому же призываются школьники и граждане страны.
    Вот что говорил наш Господь. Мы есть чада Божий и граждане Царства Небесного. По этой причине мы должны обладать соответствующими свойствами. Мы делаем это для того, чтобы явить Его славу, и для того, чтобы побудить других людей к прославлению Небесного Отца.
Тут возникает вопрос: как все это можно осуществить на практике? Вот к этой теме мы сейчас и перейдем. Коротко на данный вопрос можно ответить так: жить праведно. Сло­во «праведность» характеризует всю христианскую жизнь.
    Итак, темой оставшейся части Нагорной проповеди является праведная жизнь, которую должен вести христианин. Эта великая тема прекрасно излагается и объясняется в Еванге­лии от Матфея вплоть до стиха 14 включительно седьмой главы.
Что же это за «праведность», которую мы должны прояв­лять? Каков ее характер? Стихи 17-20 пятой главы являются общим введением к данной теме. Здесь наш Господь подни­мает вопрос праведности и праведной жизни, которая долж­на характеризовать христианина. Мы можем проследить Его метод. Прежде чем переходить к деталям, Он всегда излагает некие общие принципы.
    Прежде чем начинать объ­яснять Свою тему, Он делает введение. Насколько я знаю, некоторые люди не любят введений. В таком случае они не любят метода нашего Господа! Всегда важно начинать с принципов. Люди, которые неверно поступают на прак­тике, всегда ошибаются и в принципах. Мне кажется, что это особенно актуально в наши дни. Мы живем в век спе­циалистов, а любой специалист — это человек, который настолько погружен в частности, что зачастую не видит общих принципов. Большинство современных трагедий произошло именно потому, что основные принципы были забыты. Другими словами, если бы все люди жили благо­честиво, нам не понадобились бы все эти многочисленные конференции и организации.
     Метод, согласно которому основные принципы излага­ются в первую очередь, использован нашим Господом и при изложении Им темы о праведности. Он делает в дан­ном параграфе два категорических утверждения. В первом, в ст. 17-18, Он утверждает, что все истины, излагаемые здесь, находятся в совершенной гармонии с ветхозаветны­ми Писаниями. В этом учении нет ничего такого, что про­тиворечило бы Ветхому Завету.
Второе утверждение, записанное в ст. 19-20, заключается в том, что это Его учение, согласующееся с Ветхим Заветом,
находится в непримиримом противоречии с учением книж­ников и фарисеев.
Эти два великих утверждения очень важны, и мы не сможем понять учение нашего Господа, изложенное в четы­рех Евангелиях, пока не уясним их себе.
Здесь объясняется причина антагонизма, который имел место между Ним и фарисеями, книжниками, учеными мужами тех времен. Здесь можно найти объяснение всем тем несчастьям, кото­рые Ему пришлось пережить, всем тем недоразумениям, с которыми Он постоянно сталкивался.
   Другое общее наблюдение заключается в том, что наш Господь, наряду с негативными, делал и позитивные утвер­ждения. Он не довольствовался только изложением Своего учения. Он также изобличал ошибочность других учений. Я снова обращаю на это внимание, так как, многократно ис­следуя Нагорную проповедь, я замечал, что сегодня люди по каким-то непонятным причинам — то ли интеллектуальным, то ли моральным — страдают от вялости и флегматичности.   Многие, включая евангельских верующих, не одобряют критику и обличение. «Давайте будем толерантными!» — вот их девиз. «Не будем критиковать мнения других», — заявляют они. Но наш Господь критиковал учение фарисеев и книж­ников! Он часто обличал их и разоблачал их заблуждения. Следовательно, для нас очень важно поступать таким же образом. Сегодня очень много говорится об экуменизме и выдвигается аргумент, что, учитывая сложившуюся ситуа­цию, мы не должны спорить о каких-то доктринальных тон­костях, а, напротив, должны сплотиться и объединиться. Но наш Господь был иного мнения. Тот факт, что
католики и православные называют себя христианами, никак не должен препятствовать нам обличать их коррупцию и серьезные доктринальные заблуждения.
Наш Господь не ограничивался изложением позитив­ных утверждений. Это, в свою очередь, вызывает другой вопрос: почему Он это делал? Зачем нужно было делать
такое введение в подробное изложение Нагорной проповеди? Я думаю, ответ очевиден. Читая Евангелия, мы ясно видим, что учение нашего Господа вызывало большое сму­щение и недоразумения у людей. Без сомнения, оно стало настоящим вызовом Его современникам. Все, что было свя­зано с Ним, выглядело весьма необычно и странно.
Он Сам был необыкновенным. Он не был фарисеем и не учился у них.
Он не заканчивал обычной школы, и поэтому они, глядя на Него, говорили: «Кто это такой? Кто Он такой, что делает подобные догматические утверждения? Как нам к Нему относиться?» Он не закончил никакого религиозно­го учебного учреждения, не получил общепринятого в те времена признания как проповедника, и это, естественно, создавало проблемы. И вожди, и народ были в недоумении. Более того, как я уже отмечал, Он резко критиковал фари­сеев и книжников, разоблачая их учение. А ведь они были общепризнанными вождями и религиозными учителями, и все люди верили и подчинялись им. Это была элита на­ции. Но вот неожиданно появляется какой-то Человек, не принадлежащий к их клану, который не только учит           Сам, но и осуждает их учение.
    Далее, Он не только учит закону, но и предлагает какую-то странную доктрину о благодати и любви Божьей, которую иллюстрирует притчей о блудном сыне. Хуже того, Он не брезгует ни мытарями, ни другими представителями низшего сословия. Он общается с ними, посещает их дома, ест с ними и так далее. Казалось, что Он провоцировал общество на скандал. И на словах, и на деле Он бросал вызов начальникам народа.
Итак, уже в самом начале Его служения стали возникать серьезные проблемы. «Неужели Сей Учитель, Сей Иисус из Назарета, не верит в Священное Писание? Неужели Он и пришел для того, чтобы уничтожить все наши традиции?
Неужели Он принес совершенно новое учение? Неужели Он хочет отменить закон Моисеев и пророков? Неужели Он покажет нам совершенно новый путь к Богу, совершенно новый способ поклонения Ему? Неужели Он полностью
порывает с нашим славным прошлым?» Вот такие вопро­сы вызывали у людей Его личность и служение, и Он это прекрасно знал. Итак, здесь, в самом начале, во введении к Своему последовательному учению, Он заранее ответил на эти вопросы. В частности, Он предостерег Своих учеников о критике, которую они наверняка услышат в Его адрес. Из­ложив эти два фундаментальных постулата, Он подготовил их ум к пониманию Его учения.
Наш Господь уже показал им в общих чертах, какими они должны быть, чтобы достигнуть праведности. Теперь же, подойдя к конкретным специфическим вопросам, Он хотел, чтобы они, верно, поняли весь контекст. Я обращаю на это внимание не из теоретического интереса и не только потому, что мы подошли к исследованию нового отрывка Нагорной проповеди.
   Я делаю это потому, что данный во­прос является очень важным и практическим вопросом для каждого из нас, для нашей христианской жизни. Это не просто проблема, оставшаяся в прошлом, это — актуальный и насущный вопрос современности. Это не схоластический вопрос теологии, а практическая тема, вызывающая путани­цу в умах многих современных верующих. Среди них есть и такие, которые отвергают Христа и Его спасение только из-за этого одного пункта — Его отношения к закону.
    Вот поэтому я и заявляю, что это важная тема и мы должны ее исследовать самым серьезным образом. Некоторые ве­рующие утверждают, что данный стих, вместо того чтобы прояснить ее, вносит еще больше путаницы.
В нашем исследовании мы столкнемся с двумя основны­ми трудностями. Сторонники одной школы полагают, что все, что наш Господь делал, имело своей целью соблюсти закон. Вы знаете, о какой школе я говорю. Лет тридцать назад (в I пол. XX в.) она была гораздо популярней, чем сейчас. Ее сторонники говорят, что между Евангелиями и новозаветными посланиями лежит огромная пропасть. По их мнению, Евангелия — это не что иное, как прекрасное изложение ветхозаветного закона, а Иисус из Назарета — не кто иной, как Учитель закона. Истинным основателем христианства они считают апостола Павла со всеми его доктринами. Четыре Евангелия, по их мнению,— это все­го лишь закон, этическое учение и заповеди, и в них нет никакой доктрины об оправдании верой, об освящении и так далее. Все это можно найти в трудах апостола Павла и его изложении теологии.
  Трагедия в том,— утверждают они, что простое и славное Евангелие Иисуса было пре­вращено апостолом Павлом в религию, которая стала на­зываться христианством и которая в корне отличается от учения Иисуса. Пожилые люди помнят, как ближе к началу нашего века появлялись книги типа «Религия Иисуса и вера Павла», которые пытались показать полный контраст меж­ду Иисусом и Павлом. Это одна трудность.
Вторая трудность является полной противоположностью первой. Интересно наблюдать, как ереси противоречат од­на другой. Согласно второму взгляду, Христос полностью отменил закон, заменив его благодатью.
  Ссылаясь на Пи­сание, некоторые утверждают: «...закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». Следовательно, христианину нет никакого дела до закона. Они утверждают, что, согласно Библии, мы не под законом, а под благодатью, поэтому нет смысла даже упоминать о законе. Как вы помните, мы исследовали данный аргумент в первой главе.
Тогда мы рассмотрели взгляд, согласно ко­торому Нагорная проповедь совершенно не касается людей нашего времени, так как она была адресована только со­временникам Христа и тем евреям, которые будут жить в тысячелетнем Царстве. Интересно отметить, что эти старые идеи все еще живы.
Наш Господь на оба утверждения отвечает в этом важ­ном отрывке — ст. 17-18 — где говорится о Его отношении к закону и пророкам. Что же Он говорит на эту тему? Может быть, сначала нам следует дать точное определение этим понятиям? Что имеется в виду под «законом» и «пророка­ми»? Весь Ветхий Завет! Вы можете открыть любой отрывок Библии, и вы обнаружите, что везде, где используются эти слова, подразумевается весь ветхозаветный канон.
  Что же подразумевается в данном конкретном отрывке под словом «закон»? Мне кажется, мы должны согласиться с тем, что слово, использованное здесь, обозначает весь закон. Данный сынам Израиля, он состоял из трех частей: нравст­венной, юридической и церемониальной. Если вы прочтете книги Исход, Левит и Числа, вы узнаете, как Бог дал этот за­кон. Нравственный закон состоял из десяти заповедей, пред­ставлявших собой великие моральные принципы, которые должны были выполняться всегда.
   Далее шел юридический закон, включавший в себя государственные постановления,  данные народу Израиля в конкретных исторических обстоятельствах. Они регламентировали поведение израильтян в \различных сферах государственной и общественной жиз­ни. Наконец, был и церемониальный закон, подробно пред­писывающий порядок жертвоприношений и весь ритуал поклонения Богу. В нашем случае слово «закон» включает в себя все эти три части. Итак, в данном отрывке наш Гос­подь учит о том, что непосредственно относится к жизни и поведению.
   Мы также должны помнить, что закон предусматрива­ет все, что касается прообразов, приношений и всех этих подробностей, перечисленных в Ветхом Завете. Многие хри­стиане заявляют, что находят книги Исход и Левит очень скучными. «К чему, — спрашивают они, — все эти подроб­ности о еде и прочих вещах?» Но они упускают из виду, что все это — прообразы, указывающие на нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа и на Его совершенную жертву. Следовательно, говоря о законе, мы должны помнить, что он включает в себя не только заповеди, имеющие прямое от­ношение к жизни и поведению, но и предсказания о гряду­щем. Следовательно, закон нужно воспринимать во всей его целостности. Исследуя данный отрывок, мы обнаруживаем, что со стиха 21 и далее наш Господь говорит только о нрав­ственном аспекте закона, но в утверждении, записанном в ст. 17-18, Он подразумевает закон в целом.
    Что же имеется в виду под словом «пророки»? Само слово ясно указывает, что под ним подразумеваются пророческие книги Ветхого Завета. И здесь также есть два аспекта, о которых мы никогда не должны забывать. Пророки также учили закону, также толковали его и применяли на прак­тике. Они обращались к народу и говорили, что его беда заключается в том, что он не соблюдает закон Божий. Их главной задачей было призвать людей вернуться к правиль­ному пониманию закона. Для этого они читали закон вслух и изъясняли его. Но вдобавок они предсказывали пришест­вие Мессии. Они были «предсказателями», но одновремен­но и «увещевателями». Следует учитывать оба эти аспекта пророческого послания.
    Итак, у нас остается еще одно понятие — «исполнить». Его значение всегда вызывает бурные дебаты, поэтому пер­вым делом мы должны заявить, что оно не означает «пре­кратить» или «упразднить». Оно не означает «добавить» что-либо к тому, что уже имеется. Такое популярное толкова­ние является явным заблуждением и искажением значения данного слова. Его сторонники утверждают, что Ветхий За­вет положил основание учению, применение которого было целесообразным до определенного момента. Затем пришел наш Господь и Своим учением положил конец ветхозавет­ному закону. Но это неправильное толкование. Истинное значение слова «исполнить» — выполнить, полностью осу­ществить, буквально, привести в исполнение все, что было сказано в законе и пророках.  
   А теперь, когда мы дали определение понятиям, давайте рассмотрим, что наш Господь хотел нам сказать. В чем за­ключается Его учение по этому вопросу? Я постараюсь вы­разить его в виде двух принципов, и, прежде чем обратиться к стиху 17, давайте рассмотрим следующий, восемнадцатый стих. Эти два утверждения связаны между собой словом «ибо». «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или про­роков; не нарушить пришел Я, но исполнить». А далее следу­ет объяснение: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все».
   Первое утверждение заключается в том, что закон Божий непреложен; он не подлежит никаким изменениям, никаким модификациям, даже малейшим. Он абсолютен и вечен. Его требования постоянны и не могут быть аннулированы или смягчены, «доколе не прейдет небо и земля». Это последнее утверждение означает конец века. Небо и земля являются для человека символами постоянного и нерушимого. Пока они существуют, говорит наш Господь, даже йота или черта закона не будут отменены. Эти слова очень выразительны.
   Небо и земля будут существовать до тех пор, пока закон не испол­нится во всей своей полноте, включая мельчайшие детали. Вот в чем суть данного высказывания. И это одно из самых важных и существенных утверждений, когда-либо сделан­ных нашим Господом. Он использует слово «ибо», которое всегда обращает внимание и подчеркивает важность и значе­ние какой-то истины.
   Далее Он добавляет серьезные слова: «Истинно говорю вам...» Он делает это утверждение со всей Своей властью и авторитетом. Закон, данный Богом, как и все пророчества, будет действовать до тех пор, пока не испол­нятся самым совершенным образом все его предписания. Я думаю, что нет необходимости больше говорить об этом.
Далее наш Господь делает следующее утверждение, из которого вытекает, что Он не пришел для того, чтобы
модифицировать и, тем более, упразднить закон и учение пророков. Иисус объясняет, что, напротив, цель Его при­хода — выполнить их, показать образец абсолютного пови­новения.
    Это главная мысль данного утверждения нашего Господа. Другими словами, весь закон и все пророчества указывают на Него и будут исполнены в Нем до малейшей детали. Все предписания закона и все пророчества указы­вают на Него.    Он — вершина, конечная цель, кульминация закона и пророчеств. В Нем они исполняются с максималь­ной точностью и во всей полноте. Это утверждение имеет колоссальное значение!
Этой темой мы должны заняться самым серьезным обра­зом, но прежде всего мы сделаем один вывод. Наш Господь Иисус Христос в этих двух стихах показывает важность все­го Ветхого Завета. Он ставит Свою печать, Свою подпись под каждой его буквой, подтверждая тем самым авторитет канонических книг закона и пророков. Перечитайте все четыре Евангелия и обратите внимание на Его цитаты из Ветхого Завета. На их основании можно сделать только один вывод: Он с одинаковым почтением относился ко всему Вет­хому Завету, а не только к его отдельным частям. Он цити­ровал почти каждую его книгу.
   Для Господа Иисуса Христа Ветхий Завет был Словом Божьим, уникальным, веским. Эти писания для Него имели абсолютную ценность. В этом заключается вся важность и авторитет Ветхого Завета.
Сегодня можно встретить немало людей, которые заявля­ют, что они веруют в Господа Иисуса Христа, но в той или иной мере отвергают Ветхий Завет. Мы должны сказать, что наше отношение к Ветхому Завету неизбежно поднимает вопрос о нашем отношении к Господу Иисусу Христу.
    Если мы не верим в повествование о творении или об Аврааме, если мы не верим, что закон был дан через Моисея, и при­нимаем его за сборник еврейских традиций, составленный обычным раввином, имевшим, без сомнения, интересные идеи о здравоохранении и гигиене, то мы заблуждаемся. Если мы делаем подобные заявления, то это значит, что мы открыто отвергаем все то,, что наш Господь и Спаситель Иисус Христос говорил о Себе, о законе и пророках.
    По мнению Иисуса Христа, все, что сказано в Ветхом Завете, является Словом Божьим. Более того, все это будет продол­жаться до тех пор, пока полностью не исполнится. Все — ка­ждая йота, каждая черта закона — имеет свое значение и будет исполнено до малейших деталей. Это — закон Божий, деяние Божие.
     Не следует и пророков выдавать за талантливых поэтов, которые, вдохновившись, очень проникновенно и мастер­ски написали книгу о жизни выдающихся людей, которая стала шедевром мировой литературы. Отнюдь нет. Это бы­ли мужи Божий, получившие свое послание прямо от Бога. Все, о чем они говорили, соответствует действительности и исполнится до малейшей подробности. Речь идет о Христе. Он есть исполнение закона и пророков, и, лишь полностью исполнившись в Нем, они могут прейти.
Это также имеет важнейшее значение. Люди часто удив­ляются тому, что ранняя Церковь включила ветхозаветные Писания в свой канон наряду с Новым Заветом. Многие христиане заявляют, что они любят читать Евангелия и не­долюбливают Ветхий Завет, уверенные в том, что эти пять книг Моисея с их учением не имеют к ним никакого отно­шения.
   Ранняя Церковь не придерживалась такого мнения по следующей причине: одна часть Писаний освещает дру­гую и наоборот, и в каком-то смысле Новый Завет может быть верно понят только в свете всего Ветхого Завета. Эти два Завета неразрывно связаны между собой. Как выразился Августин Блаженный, «Новый Завет в скрытой форме  присутствует в Ветхом Завете, а Ветхий Завет в явной форме  присутствует в Новом».
Но, прежде всего, вот что следует из слов Самого Иисуса Христа: «Я пришел не для того, чтобы упразднить Ветхий Завет, закон и пророков. Они — от Бога, и Я пришел осуще­ствить их, исполнить».
Он рассматривал все это как Слово Божие и истину высшей инстанции.
Если мы хотим быть истинными последователями Христа и истинными верую­щими, мы — и вы, и я — должны делать то же самое. Под­вергая сомнению авторитет Ветхого Завета, мы ставим под сомнение и авторитет Самого Сына Божия. Вы обязательно столкнетесь с множеством проблем и трудностей. Если вы хоть раз поставите под сомнение Его личность, начнете ду­мать, что Он был дитем Своего времени, ограниченным во многих отношениях и способным ошибаться, то таким образом вы поставите под сомнение библейское учение о Его совершенной божественной природе.
     Следовательно, вы должны быть очень осторожными в отношении к Писанию. Перечитайте цитаты нашего Господа из закона и пророков, из Псалтири. Он приводил их повсюду. Для Него это — Сло­во Самого Бога, которое, как сказано в Иоанна 10:35, «не мо­жет нарушиться». Писание обязательно исполнится вплоть до мельчайших подробностей. Оно не утратит своего автори­тета до тех пор, пока существуют небо и земля.