Единство в истине – истинный путь к единству Мартин Ллойд - Джонс
Богословие - Проповеди
 
 
Единство в истине – истинный путь к единству

Причины разделений
Новый Завет наставляет нас в том, что единство может быть нарушено и подорвано. Какие причины приводят к этому?
Во-первых, это может случиться тогда, когда вместо Христа мы смотрим на человека, и мы делаем его центром нашего внимания. Тогда мы окажемся в той же ситуации, что и коринфяне: «„я Павлов"; „я Аполлосов"; „я Кифин"…» (1 Кор. 1:12). Но Павел спрашивает: «Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились?» (стих 13). Как только мы отводим свой взор от Иисуса и обращаем его на человека, единство тотчас подвергается опасности.
Еще опаснее – лжеучения. Что подразумевается под этим? Сюда, среди прочего, относится философия или «мудрость мира сего» . Павел говорит (1 Кор. 1:17-18), что его пугает мысль о том, чтобы крест Христов не был упразднен философией, будучи низведен до мифа или простого образа. Ради сохранения единства, и не только, он подвизается за то, чтобы коринфяне твердо держались происшедшего в реальной действительности, а именно: «Не знавшего греха Бог сделал для нас [жертвою за] грех» , подверг Его наказанию и унижению «за грехи наши» . Подобную мысль Павел излагает в Колоссянах 2. Он предостерегает от замены философией, то есть от человеческой мудрости, которая отрицает представленные в Евангелии факты и их значение.
О такой же опасности повествует Иоанн в своем первом Послании. «Антихристы, – говорит он, – это те, кто отвергают реальность воплощения и свершения Христа» . Некоторые отрицали, что Иисус на самом деле воплотился в человеческом теле, и говорили о неком фантоме; или они отвергали Его Божественность и хотели видеть в Нем исключительно земного человека. Такие представления производили разделения, так как противоречили учению о единстве Духа Святого, Сына и Отца.
Другие вызывали несогласия тем, что впадали в дела закона. Такие люди приходили в молодые церкви и учили тому, что надо обрезываться, а также, кроме веры во Христа, исполнять закон. В своем послании к Галатам Павел вскрывает это лжеучение. То же самое мы встречаем в послании к Евреям. Тем христианам недоставало понимания того, что Христа вполне достаточно для спасения. Они еще находились в плену древних иудейских убеждений, не могли освободиться от собственных дел и таким образом давали повод для разногласия. Очевидно, в Филиппийцах 3 и в 1 Тимофею 1 Павел говорил о сторонниках иудаизма, которые пытались вновь подчиниться закону и вместо спасения уповали на бесконечные родословия и подобные вещи. Но апостол наставлял их, что закон, – который добр, если его правильно применять, – ни в коем случае не может дать нам спасение. Ни закон, ни ангелы, никакая другая сила не могут нас спасти. Мы знаем только одну спасительную весть: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим. 1:15). Добавление чего-то другого или изменение благовестия порождает разделения.
Аналогичные последствия влечет за собой любая другая попытка добавить что-либо ко Христу или Его свершению. Не этот ли вопрос встал перед собором в Иерусалиме, о чем повествуют нам Деяния 15? Апостолам угодно было не возлагать на верующих бремени закона, потому что Христа было вполне достаточно для спасения. Этот же вопрос поднимается и в послании к Колоссянам, где апостол резко критикует увлечение именуемыми посредниками. Мысль о любой иерархии или ангелах, посредничающих между Богом и человеком, является лишней и ложной. Павел обличает верующих, так как отсюда происходят распри, и это является отвержением фундаментальных истин о вере, на основании которых обретает спасение человек.
Третья причина разделений включает в себя все то, что прославляет наше «я» вместо Христа. Мы видим, что в церквах были такие люди, которые хвалились своими дарами и служениями. Поэтому они были увещеваемы в том, что подобное восхваление отводит взгляд от Христа и той истины, которая содержится в Нем. Наше «эго» порождает ревность, соперничество и несогласие, что в свою очередь разделяет Христа.
Непреложность учения
А теперь давайте коснемся нашего вопроса с положительной стороны. Новый Завет зиждется совершенно на истинном и надежном учении. Я вынужден это подчеркнуть, потому что сегодня многие склоняются к тому, чтобы умалить значение учения и пренебречь им. Вместо этого навязывается всеобщее сотрудничество, совместные молитвы и евангелизации. «Учение разделяет», – говорят такие люди и таким образом приносят учение в жертву желанному единству.
Все же, как ни крути, но это факт, что без истины и здравого учения единство невозможно; более того, оно разрушается, и расколы будут неизбежны.
Новый Завет, прежде всего, обращает внимание на то, что учение может быть ясно сформулировано и преподано. Если бы это было не так, апостол Павел никогда бы не написал свое послание к Римлянам. В то время, когда он его писал, у него были препятствия для личного посещения. Поэтому, не имея возможности прийти самому, он кратко изложил свое учение в письменном виде. Это Послание широко представляет основное учение об оправдании, примирении, единстве со Христом, уверенности в спасении и прогрессирующем действии Духа Святого в святых.
Давайте еще раз вспомним 1 Коринфянам 3:11: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» . Это основание положил апостол Павел – «Иисуса Христа, и притом распятого» , – и другого не дано. Это абсолютная истина. Почему он написал 1 Коринфянам 15? Просто потому, что вера или неверие в телесное воскресение не является каким-то маловажным, второстепенным вопросом. Разве он не достаточно ясно говорит об этом: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша … вы еще во грехах ваших» ? Несмотря на это, сегодня все больше наблюдается тенденция к тому, что вера в телесное воскресение не играет никакой роли. Апостол Павел, напротив, возводит в абсолют то, что без этого Евангелие тщетно: «Вы еще во грехах ваших» ! Подобное свидетельство мы находим во 2 Тимофею 2. Впрочем, нигде об этом не говорится так отчетливо, как в первой главе послания к Галатам. Павел удивляется тому, что галаты довольно быстро уклонились от Евангелия, которое он им благовествовал: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое, впрочем, не иное…» (Гал. 1:6-7). Как бы он мог сказать нечто подобное, если бы Евангелие не было детально рассмотрено и изложено?
Но в наши дни мы далеки от этого. Нам пытаются внушить, что христианское верование не поддается определению в виде учения или конкретного исповедания веры, потому что речь идет о чем-то мистическом и необъяснимом, где невозможно отделить правильное от неправильного. Такое отношение говорит об осуждении практики ранней Церкви, которая связала себя символом веры, или даже об отвержении самого Нового Завета, который отводит истине особое место, так что отступление от нее не может оставаться незамеченным. Ибо как я могу исправить человека, чтобы тот от чего-то отвратился, если я сам не понимаю: от чего?
Несомненно, в Новом Завете мы находим необходимую предпосылку четкой формулировки вероучения. Ничто не может служить таким резким контрастом как сегодняшний Всемирный совет церквей по сравнению с Вселенским собором первого века. Стремлением последнего было учение и четкое отмежевание истины от ересей и лжеучений. Особой характеристикой первого является безразличие по отношению к учению и восхваление терпимости и общности.
Но апостол Павел идет еще дальше. Он пишет филиппийцам: «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» (Флп. 3:17). Он, не колеблясь, призывает их подражать ему и его образу учения. Это следует из сказанного раньше: «Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить» (стих 16). Они должны были быть едины с ним и продолжать проповедовать и учить то же самое. Во 2 Тимофею 2:8 он говорит о своем благовестии: «по благовествованию моему» . Конечно, здесь не говорится о том, что мы услышали в проповеди по этому поводу: «Главное – это наш опыт, который дает каждому право говорить о своем благовестии. И чьим бы благовестие ни было, ты должен всегда знать: это мое благовестие, это мое Евангелие». Что же получается: самое главное – это опыт, причем, на чем он основан, не имеет никакого значения. Но мы убеждаемся, что апостол говорит прямо противоположное. Он называет свое благовествование единственно истинным не потому, что оно его или что оно совершило что-то особенное для него, но потому, что Бог совершил во Христе. В этом отрывке он выявляет лжеучение: «Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему» (2 Тим. 2:8). Дело в том, что появились так называемые учителя, утверждавшие, что воскресение уже было, и таким образом во многих разрушали веру. «Не слушай их», – говорит он. Евангелие, проповеданное Павлом, было единственно истинным, и всякое учение, противоречащее ему, было лживым. Апостол не только излагает благовестие, отмечая, что таким может быть его описание, но и говорит, что всякое иное проповедование является ложным.
Эту истину мы находим в Евреях 4:14: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего» . Наше исповедание – это та вера, которую мы имеем по отношению ко Христу, Сыну Божьему. Вполне очевидно, что для тогдашних еврейских христиан выходом из их нужды была не поддержка непонятного всеобщего духа общения, но твердая позиция в том, чему они были научены. Это было, прежде всего, учение о личности Иисуса, о Его воплощении, о Христе, нашем Первосвященнике, Который пролил Свою кровь в качестве примирения за наши грехи, – так, как это описывает автор в главах 7-10. Это единственный путь, следуя по которому мы можем войти в покой, который Бог предназначил для Своего народа. Мы должны знать учение Евангелия, твердо стоять на нем и отвергать всякую фальшивку. Кроме того, это единственный путь, на котором мы «приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16).
Как мы видим, во всем Новом Завете делается акцент на истинном учении; а лжеучение отделяется от него. Но это становится только благодаря тому, что учение ясно описывается и излагается. Таким образом, у нас есть объективная красная нить, по которой мы всегда можем проверить себя и других.
Неприемлемость лжеучения
Мы осознаем это еще яснее, если обратим внимание на то, каким образом в Новом Завете изобличается лжеучение и какой язык допустим пред его лицом, – и в особенности на то, как относился к лжеучению наш Господь. Конечно, все общественное мнение сегодня решительно настроено против всего этого. Невозможно сдержать улыбку, замечая, какую ценность и достоинство представляет для общественности та книга, чей автор выражает один позитивизм. Критика чуждых мнений становится абсолютно неприемлемой, иначе это уже будет не по-христиански. Благие намерения превыше всего! Если они очевидны, то было бы несправедливо что-то критиковать и тем более судить.
Все перевернулось с ног на голову: взгляды, не имеющие между собой ничего общего, считаются высокими достижениями на пути поиска истины. Мы можем быть уверены, что ошибочное понимание Нового Завета и его учения порождает этакий этикет любезности и вежливости, которого ни в Слове Божьем, ни даже у Самого Господа Иисуса Христа попросту нет. Давайте в качестве примера посмотрим на речь Иисуса в Матфее 7:15-27. Он говорит о фальшивых учителях, сравнивая их с волками в овечьей шкуре. Можно ли представить себе обличение более резкое? Он указывает на тех людей, которые отвергают истину, но выдают себя за ее проповедников. Он предостерегает нас от таковых. Это «лжепророки» , «лжеучителя» , это люди, претендующие на то, что они принадлежат Господу, и говорящие: «Господи, Господи! Разве мы то и это не делали во имя Твое?» Он называет их лжецами. И в Судный день Он ответит им: «Я никогда не знал вас» . Господь никогда не считал их Своими. Более суровое обращение невозможно себе представить.
Вот еще одни слова Христа, которые являются крайне важными для тех, кто хотят следовать за Ним: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: „вот, [Он] в пустыне", – не выходите; „вот, [Он] в потаенных комнатах", – не верьте» (Матф. 24:24-26). Здесь также, Он достаточно строго предостерегает нас от лжеучителей и обольстителей.
Подобное мы уже видели в Ефесянах 4. Исполненный Духом любви, великий апостол Павел говорит нам «исповедовать истину в любви» ( «истинной любовью» – согласно русскому Синодальному переводу – Примечание переводчика)! Что имеется в виду, он описывает в предыдущем стихе: «Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4:14). Именно это он подразумевает под выражением «истинной любовью» , т.е. «исповедовать истину в любви» . Сюда же относится и обличение фальшивых учителей внутри церкви. Павел недвусмысленно описывает этих людей и их дела. Это хищники, подстерегающие других, чтобы ввести их в заблуждение. «Исповедовать истину в любви» значит различать и выявлять заблуждения и все то, что может принести вред младенцам во Христе.
Еще более крепкие выражения употребляет Павел во время своего прощания со старейшинами ефесской церкви: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян. 20:28-31). Здесь ясно говорится о волках, лютых волках. Во 2 Коринфянам 11:13-15 он называет их лжеапостолами и сравнивает с сатаной, который сам принимает вид ангела света. А в Галатах 1:8 он пишет: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема».
Все это заключается в выражении «исповедовать истину в любви» . Почему подобный язык неприемлем для христиан сегодня? Потому что считается, что абсолютной истины не бывает. Ее место заняло бескровное понятие единства и общения. В Филиппийцах 3:18-19 апостол пишет: «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» . Такие люди появляются в церквах и выдают себя за учителей истины. Но апостол Павел без колебаний называет их врагами креста Христова. Почему? Потому что в определенных вопросах они отступили от истины.
Мы должны говорить истину в любви, чтобы защитить младенцев в вере от пагубного влияния. Слова, используемые для описания фальшивых учений, предельно прямы и разнообразны. Павел говорит о философии и пустом обольщении, о предании человеческом, о надутом и непотребном пустословии, о разъедающих как рак словах. Апостол Петр говорит тем же ясным языком, называя этих людей безводными источниками. Они производят впечатление обладателей чего-то исключительного, но в действительности у них ничего нет. В чем суть их учения? Что понимают они под любовью, о которой так красноречиво говорят? В чем их спасение? Каков смысл их слов?
Не будем забывать о наставлении Иуды и предостерегающем голосе нашего Господа в посланиях церквам (Откр. 2-3). Новый Завет говорит о людях, которым Бог пошлет действие заблуждения, так что они будут верить лжи. Фальшивые пророки называются псами; это те, кто тайно производят пагубные разделения и соблазны. Это лжецы, за которыми следовать опасно. Лжеучение подобно раку, который разрушает все жизненно важные органы.
Это новозаветное учение. Но, увы, все это принимается сегодня за отвержение Духа Христова, Духа любви и общения. Современное понимание единства настолько отдалилось от Нового Завета, что избегает в своем послании любого соприкосновения с истиной. Мы уже слышали, что нам нельзя быть негативными, и мы должны быть только позитивными. Сегодня признание получает тот, кто говорит о себе: «Я не утверждаю и не претендую на истину; я всего лишь проповедник Евангелия». Некоторые евангелические (лютеранские – Примечание переводчика) служители удостаиваются похвал и почестей со стороны представителей либерального строя только потому, что избегают любых разногласий. Это становится предметом восхищения и прославления, и всякая противоположная позиция расценивается как неприятие христианского духа. «Только не будем критиковать! Давайте всегда быть уважительными и любящими!»
Да, мы всегда должны быть уважительными и любящими; мы всегда должны «исповедовать истину в любви» . Но мы также всегда обязаны «исповедовать истину в любви» и в духе Нового Завета «подвизаться за веру» . Мы призваны выявлять заблуждения, называть их по имени и не всегда угождать людям. Как мы только что видели, подобных примеров в Новом Завете немало.
Именно так было во времена Реформации, во времена пробуждений, и так было всегда, когда люди возвращались к истине Нового Завета. Фальшивое учение обличалось, вскрывалось и осуждалось. То же самое происходило и во времена пуритан. В наши дни, когда уважение, взаимодействие и общение ставятся превыше всего и самой истины, давайте будем помнить, что новозаветные учителя и верующие не были увещеваемы в том, чтобы соглашаться со всем ради единства и общения. Напротив, им говорилось следующее: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16:13-14)!
Мы должны быть мужественны и тверды. Мы должны твердо стоять в вере, которую приняли; мы должны помнить, что у нас под ногами есть основание, которое мы обязаны знать. Мы должны не витать в облаках, не строить воздушные замки, но стоять на прочном, познаваемом и понятном основании. Мы призваны серьезно подвизаться за веру, переданную нам. Во 2 Иоанна нам повелевается как не принимать в дом лжеучителей, так и не приветствовать их, чтобы не участвовать в злых делах их (стихи 10-11). Во 2 Фессалоникийцам апостол пишет молодым в вере христианам: «Итак, братия, стойте и держитесь предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ! Предание, преподанное словом или посланием! Мы видим, что речь идет о чем-то описуемом и объяснимом, о чем-то конкретном и ясном, что не может быть понято превратно. И посему мы должны серьезно бороться за это всеми своими силами.

В Тите 3:10-11 апостол Павел делает крайне важное резюмирующее наставление: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» . Значит, к такому человеку мы не должны относиться любезно и дружелюбно. Если после первого и второго вразумления он продолжает упорствовать в заблуждении или лжеучении, мы обязаны его не принимать и исключить, так как для церкви он представляет опасность. Об этом определенно учит весь Новый Завет. И это неизбежный образ действий в свете природы спасительной истины и единства. Очевидно, что все это кажется чуждым нашему широко распространенному пониманию. Сегодня людям, отвергающим ясное учение об искуплении и о Божественности нашего Господа, потворствуют терпимостью. Они почитаемы и прославляемы как выдающиеся христианские личности и преподносятся молодежи в качестве примера для подражания.