«День Реформации». Проповедь Дмитрия Никишкина
Богословие - Проповеди

 

 31 Октября весь мир отмечал День Реформации.

31 Октября 1517 года Мартин Лютер разослал свои знаменитые 95 тезисов местным епископам, чтобы они выступили против индульгенций. Он приколотил эти тезисы к дверям церкви в Виттенберге. В последствие это событие стало формально считаться началом реформации в Европе.

В истории церкви Реформация знаменует собой конец средних веков и начало современного периода церкви.

Реформация провозгласила господство Божьей милости в спасении человека, достаточность Писания как правила веры и достаточность заслуги Христа как источника оправдания.

Главными двигателями реформации стали Мартин Лютер, Жан Кальвин и Ульрих Цвингли.

Реформация началась одновременно в Германии и Швейцарии, после чего с необыкновенной быстротой прокатилась по Франции, Голландии, Скандинавии, Венгрии, Англии и Шотландии. В 17 веке благодаря эмиграции она достигла берегов Северной Америки, а через английские и голландские колонии попала во все языческие страны.

Реформация устранила препятствия, которые папская церковь поставила между Христом и верующими.

У Реформации есть три фундаментальных принципа:

Первый принцип, превосходство Писания над преданием; второй принцип – превосходство веры над делами и третий принцип – превосходство христианского народа над священством (так называемое всеобщее священство).

Мы рассмотрим эти три принципа подробнее.

Первое. Превосходство Писания над преданием.

До начала Реформации церкви предание считалось единственно позволительным толкованием Библии.

Это ограничивало возможность понимания Библии.

С приходом Реформации стала издаваться и печататься Библия на разных языках. Отныне каждый мог теперь обратиться к Писанию и черпать из него истины до бесконечности.

Благодаря Реформации был возрожден дух апостольского христианства.

Библия, которая до этого времени была лишь книгой священников, стала книгой народа.

 

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» – говорил Иисус Христос (Иоанна 5:39).

 

Иисус призывал изучать и исследовать Писания. Это поощрялось также апостолами.

В книге Деяний есть множество примеров, когда люди читали и исследовали Писание.

В 17 главе рассказывается о верующих в Верии. История говорит о них, что это были люди благомысленнее Фессалоникских, потому что принимали проповедуемое им Слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, подлинно ли это так (Деяния 17:10-11).

А в книге Деяний в 18 главе рассказывается об иудее по имени Аполлос из Александрии.

Это был человек хорошо сведущий в Писаниях. Он смело проповедовал в синагоге.

Но он был лишь наставлен в начатках пути Господня. Акила и Прискилла верные сподвижники апостола Павла, встретив его, точнее объяснили ему путь Господень.

С этого времени Аполлос стал еще больше опровергать иудеев, доказывая из Писаний, что Иисус есть Христос (Деяния 16:24-28).

Апостол Павел очень хорошо знал Священное Писание и мог цитировать его.

Но со временем жажда изучать Писание в сердцах людей затухала. Этому также способствовал тот факт, что смертью наказывали всякого, кто читал или переводил Писание. Реформация же вновь принесла жажду Живого Слова Господня.

Активными сподвижниками Кальвинизма были пуритане, для которых характерны крайняя строгость нравов и аскетическое ограничение потребностей, расчетливость и бережливость, трудолюбие и целеустремленность.

Последователем пуританизма считают и Оливера Кромвеля, внесшего весомый вклад в историю протестантизма и в историю Англии.

Джона Оуэна, жившего в 17 веке, считают царем пуритан.

Его труды для тех, кто ценит здравое богословие.

Его книга «Дух Святой» помогла мне глубже посмотреть на действие Святого Духа в жизни верующего. Его участие в деле возрождения и освящения.

Джон Оуэн родился в знатной валлийской семье.

С детства он был очень способным ребенком, поэтому родители отправили его в Оксфордский университет, когда ему было 12 лет.

Проучившись там 10 лет, Джон однажды с друзьями вошел в Лондоне в церковь, чтоьы послушать известного проповедника Эдмунда Кэлами. Но Кэлами в тот день не пришел, и вместо него проповедовал проповедник из провинции.

Однако Святой Дух использовал эту проповедь таким образом, что Джон Оуэн обрел уверенность в спасении.

С этого времени Джон Оуэн стал священником в Фордеме, небольшой деревушке.

Позднее его пригласили в одну церковь в Лондоне, прихожанами которой были две тысячи человек.

У него родилось 11 детей, из которых 10 умерли во младенчестве.

Когда Джон Оуэн стал вице-канцлером Оксфордского университета, он сделал богословие, проповедь, катехезис и молитву главными составляющими всего учебного процесса.

Он принял участие в составлении Савойской декларации о вере и церковном устройстве.

Итак, Реформация подняла авторитет Священного Писания.

 

Второе. Превосходство веры над делами.

 

Это второй принцип, провозглашенный Реформацией.

Лютер говорил об оправдании только верой, а Кальвин в свою очередь возвращался к идее вечного предызбрания Богом.

Но и Кальвин, и Лютер сходились в общем догмате о том, что спасение дается безвозмездной благодатью через живую веру в Иисуса Христа.

 

Когда Петр после вознесения Христа, предстоял перед начальниками народа и старейшинами, он провозглашал об Иисусе Христе, что «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния 4:11-12).

 

Человек имеет греховную природу, поэтому не может творить добрых дел и достигнуть спасения. Нет ни одного делающего добро – говорит послание к Римлянам 3:12.

Поэтому спастись мы можем не нашими собственными делами, а только через жертву Иисуса Христа. Именно таким было первое вероисповедание Петра, которое стало первым христианским символом веры.

Вера есть спасительная сила, которая объединяет нас со Христом.

  «Мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они» - говорит Петр на соборе в Иерусалиме о язычниках, которым проповедовал. 

  «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» - говорит он позже тюремщику вместе с Силой (Деяния 16:31).

 Но реформаты не пренебрегают делами.

Дела – не условие, а обязательное свидетельство твоего оправдания. Если ты спасен и оправдан Богом, ты будешь творить дела, свидетельствующие о твоей вере в Бога.

 

Третье. Всеобщее священство.

 

До прихода Реформации священник был посредником между Христом и верующим.

Считалось, что Библию читать могут только священники, которые владеют ключами рая и ада. Но это все было в Ветхом Завете.

В Новом же Завете сказано, что каждый верующий является священником.

 

«Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Петра 2:9-10).

 

Теперь для твоей встречи с Богом не нужен посредник, кроме Иисуса Христа.

  «Вера делает людей священниками, - писал Мартин Лютер, - вера объединяет их  со Христом и наделяет их Святым Духом».

 Через веру в Иисуса Христа мы становимся святыми, царями, родом избранным, священниками. Бог приблизил нас к Себе, чтобы мы могли приводить к Нему души.

Бог избрал нас для Себя. А если так, то мы должны быть уверены в своем спасении.

Это Божье милостивое, безусловное избрание.

Но Писание не дает ответа на вопрос: почему я верю, а мой ближний нет?

Я не знаю наверняка, уверует ли мой ближний когда-нибудь.

Но я знаю точно, что несу ответственность за то, чтобы проповедовать Евангелие Иисуса Христа своему ближнему и всем людям.

  «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!  Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение» (1 Коринфянам 9:16-17).

 

Давайте не только будем чтить День Реформации, но и нести Благую Весть в этот мир!