Новости
О упадке и возрождении проповеди.Мнение Чарльза Сперджена |
Богословие - Статьи |
О упадке и возрождении проповеди. Мнение короля проповедников Чарльза Сперджена. Нападки на проповедь – отнюдь не новое явление.В девятнадцатом столетии, во времена Сперджена, существовал целый ряд течений, открыто атаковавших роль проповеди в церкви. В одной статье писалось: «Если от проповеди нельзя избавиться вообще, то ее можно, по крайней мере, укоротить... продолжительность проповеди должна быть сокращена с получаса до пятнадцати минут». Смотря на некоторые современные Церкви, мы можем увидеть, как эта идея нашла своё воплощение. Идея урезания проповеди получила поддержку в среде охладевших в вере проповедников. Альберт Эванс с новой надеждой в голосе говорил, что «проповедь претерпела значительное усовершенствование в плане своей непродолжительности и теперь редко длится больше часа». «В среднем, — отмечал Эванс, — проповедь редко пересекает двадцатиминутную отметку». Проповедники двадцать первого века удивятся, узнав, что вопросы о продолжительности проповеди и неспособности прихожан слушать беспокоили церковь еще до появления телевидения и философии постмодернизма. Некоторые из современников Сперджена стали высказывать мнение о том, что проповедь вообще не должна занимать основного места в жизни церкви. Они искренне верили, что подобные меры будут встречены современниками с благосклонностью. «Некоторые полагают, — говорил Уильям Дэйвис, — что в наши дни проповедь уже не исполняет своей функции, что для нее уже нет места в церкви и что она обречена на постепенное отмирание и в конце концов исчезнет вообще». Всё большее число разделяли мнение людей: которые «предпочитают ходить в церковь время от времени и слушать проповедь праздно, безо всякой на то надобности». Другие ратовали за использование коротких проповедей с множеством примеров, аргументируя это тем, что на их взгляд люди глупы и «обычный человек не способен воспринимать чистую логику дольше пятнадцати минут». Все больше и больше внимания уделялось таким вопросам, как: «Сколько информации способен воспринимать обычный человек?» «Нам нужно то, что актуально для сегодняшнего дня, для утомленных мужчин и женщин, живущих в 1869 году от Рождества Христова», — такие призывы звучали все чаще. Людей всё меньше интересовала, серьёзна разъясняющая Библию проповедь, они всё чаще говорили: «Мы нуждаемся в чем-то живом, в том, что непосредственно влияет на наш повседневный труд, в том, что соответствует бурлящим вокруг нас стихиям и их влиянию на ежечасно принимаемые нами решения». Стремление возродить пошатнувшийся авторитет проповеди внушило многим проповедникам необходимость сочетать краткие проповеди с жизненными примерами, а также умение использовать в качестве пояснений примеры из искусства и музыки. Некоторые известные проповедники выражали беспокойство по поводу этой тенденции и задумывался о том, что уступки «музыке и ритуалу» могут повлиять на понимание церковью сущности проповеди. В этом же духе высказывался и Альфред Гарви, директор «Ныо-Колледжа» в Лондоне, говоря о подспудном вреде, причиняемом проповеди, когда ее соединяют с искусством вместо Библии, когда служение Богу отделяется от истины, искажается понимание проповеди. Церковь немедленно начинает полагаться на внешние средства воздействия, на это «тусклое стекло религии» — витражи, символику каменных скульптур или резного дерева, образность человеческих одеяний, картины, жесты, воздействие музыки или пения». Сперджен разделял беспокойство своего поколения по поводу утраты проповедью былого авторитета и признавал проблему неусидчивости паствы, как и необходимость в творческом подходе к искусству проповедования. Он, разумеется, соглашался с тем, что проповедь нуждается в примерах и порицал проповедников, излишне преданных внешним правилам и издающих с кафедры «членораздельный храп», проповедников, «чьи души уже не умеют по-настоящему трудиться». Но вместе с тем он предупреждал и об опасности, идущей от горе - богословов и так называемых «глубоких мыслителей», которые откладывали в сторону Библию якобы ради новых способов привлечения внимания к проповеди и ради возрождения утраченного ею влияния. Согласно Сперджену, надежда на возвращение проповеди авторитета и актуальности в век духовного упадка лежит не в проповеднике, не в людях и не в способности пастора привлечь внимание паствы. Единственная надежда расшевелить угасающее пламя проповеди — это «Бог и только Бог». Больше всего Сперджен переживал о том, что в полемике о восстановлении угасшего авторитета проповеди Святой Дух, как действующая в проповеди сила, практически не упоминался. Я убежден, — настаивал Сперджен, — что во всех наших разговорах о проповеди мы не уделяем достаточного внимания благословенному Святому Духу, а некоторые служители полностью игнорируют Его существование. В некоторых наших церквях о Святом Духе не упоминается вообще, разве что при произнесении благословения, и если бы не литургия и не слова «слава Отцу и Сыну и Святому Духу», во многих церквях вы бы не услышали ни слова о том, что нам ниспослан Утешитель». Сам же Сперджен молился о том, чтобы всякий, берущий на себя служение евангельской проповеди, «научился возвещать истину, полностью полагаясь на водительство Святого Духа». Ведь именно Дух совершает в нас «тайное действие» Божье, и именно он делает слова проповеди «убедительными для совести и преображающими для сердец». Согласно Сперджену, проповедник должен быть убежден в этом; он должен иметь уверенность в том, что «лучше произнести шесть слов в силе Святого Духа; чем на протяжении семидесяти лет читать проповеди, лишенные Его благословенного действия». Отсутствие этого убеждения среди проповедников тревожило Сперджена. Он опасался, что упадок христианского влияния на культуру, есть «бесспорное свидетельство того, что мы лишились влияния Святого Духа», что мы «оскорбили Его в наших церквях». Если Сперджен прав, то и проповедники, и церкви нуждаются, прежде всего, не в поиске новых методах и не в следовании привычным для их эпохи правилам, а в возвращении к Богу во Христе и к молитве о том, чтобы на нынешнее поколение верующих сошла Божественная сила. Именно поэтому Сперджен рассматривает проповедь через призму учения о Святом Духе и Его действии. Но ясные и однозначные высказывания Сперджена о действии Духа в проповеди почти совсем не слышны в устах его реформатских и евангельских преемников. Очень трудно представить себе современных последователей Сперджена, взывающих с кафедры, как он: «Господь да ответит нам нисшествием пламени, и да сойдет это пламя на всех служителей и на всех собравшихся! Мы молим об истинном пламени Пятидесятницы... мы нуждаемся в нем; без него служение наше тщетно». Если наша проповедь о Святом Духе теряет свою ясность и истина о Нем становится чем-то банальным, возникает опасность злоупотреблений, не менее опасных и губительных как для проповедников, так и для паствы. Верующие начинают воспринимать проповедь как чисто естественное явление, как обычную лекцию, доклад, как упражнение в ораторском искусстве. Но это означало бы, что христианская проповедь по сути своей ничем не отличается от обычной нехристианской риторики. К тому же если целое поколение верующих научено лишь тому, во что мы не должны верить о Святом Духе, оно оказывается в опаснейшем положении, поскольку, не зная практического учения и не умеет жить на основании положительных убеждений о Духе. Не исключено, что многие проповедники не говорят о потребности в Святом Духе и о Его преображающем действии проповеди потому, что отвлекаются на сиюминутные, временные цели. В конце концов, разве, проповедники начала двадцать первого века, не призваны нести Божье Слово в переломный момент истории в условиях, когда культура претерпевает коренные изменения? За разговорами о переходе от печатного слова к аудиовизуальному восприятию, от модернистского мировоззрения к постмодернистскому, мы едва упоминаем Святого Духа в гомилетических дискуссиях о том, как сохранить актуальность и действенность проповеди. Разговоры о том, что нужно сократить время проповеди, пожертвовать глубиной возвещаемых учений, чтобы сделать проповедь простой до примитивности или заимствовать чужие проповеди вместо того, чтобы готовить свои — все это было знакомо проповедникам прошлых веков. С эпохой Сперджена нас роднит и еще один момент: многие сегодня предлагают решать проблему утраты проповедью авторитета и актуальности безо всякого упоминания о Святом Духе. В период повсеместного угасания проповеди, Сперджен оставался пламенным проповедником до конца своих дней его проповедь привлекала тысячи и тысячи слушателей. Сперджен считал, что источником возрождения угасшего пламени церковной проповеди и восстановления ее актуальности является Святой Дух. Посреди духовного упадка того времени слушатели лекций Сперджена и его прихожане слышали от своего наставника примерно такие молитвы: «Приди, о Святой Дух, без Тебя мы не можем ничего. Мы искренне призываем Тебя, о всемогущий Дух Божий! Воистину ты почивал на Аврааме, Исааке и Иакове... О Дух пророческий, Дух апостольский и Дух церковный, будь нашим Духом сегодня, дабы земля содрогнулась, души услышали слово Твое, а всякая плоть возрадовалась бы в восхвалении имени Твоего. Во имя Отца, Сына и Святого Духа, повергающего в трепет всю вселенную, вечная хвала да будет. Аминь.» Думаю, что после такой молитвы Сперджен открыл бы глаза и, воззрев на, проповедников двадцать первого века, произнес бы слова, которые он когдато адресовал своему поколению: «Да разгорится пламя! Дух Святой да ниспошлет нам с неба огонь!»
|