Некруглый год, круглые даты. Тен.В.П.
Богословие - Статьи

 ВАЛЕРИАН ТЕН, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ВСЕХ (ВСЕРОССИЙСКОГО СОДРУЖЕСТВА ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН)

ХМУРЫЙ ДЕКАБРЬСКИЙ ВЕЧЕР 1999 ГОДА. Десять лет тому назад, 9-го декабря, в центре Москвы, в уютном доме-музее русской поэтессы Марины Цветаевой состоялась презентация перевода на русский язык книги Жана Кальвина «Наставление в христианской вере».

  Со дня выхода в 1560 году последнего прижизненного издания этого труда на французском языке, с которого и был сделан перевод на русский язык, прошло более четырехсот лет! Почти четыре с половиной века этот фундаментальный труд великого реформатора церкви и общества ждал своего часа в России.

    Однако, как ни крути, Россия тоже нуждается в изучении кальвинистского наследия. Ведь именно «Наставление в христианской вере» заложило богословские основания новой евангелической формации христиан. Началась эпоха протестантизма с его новой церковной организацией, с новой трудовой этикой, с новым демократическим общественным устройством. На смену средневековой теократии с её многочисленными посредниками между Богом и человеком в лице клира и института святых пришла библейская теократия. В ней суверенный Бог охватывает все сферы жизни человека: Бог – в центре жизни, Библия в центре представлений о Боге, Церковь – в центре общественной жизни верующих. Жизнь верующих заключалась в прославлении Бога. Именно такая новая парадигма кальвинизма раскрепостила творческие силы человека, скованные средневековой парадигмой католицизма, и положила начало новой истории человечества. Пронизанный радостью спасения и переполненный повседневным трудом благодарения Бога, такой образ жизни верующих радикально изменил облик западного мира. Мы, сегодня в России, тоже хотим жить в достатке, по западному уровню жизни, но неохотно признаем его духовную первопричину…

    Теперь о событиях столетней давности. 1909 год. Страна проиграла японцам войну, которая замышлялась как маленькая и победоносная. Устои Российской империи сотрясали забастовки и восстания. Император Николай II-й был вынужден объявить конституционные свободы, ограничивающие абсолютистскую монархию. В том числе, и свободы религиозные. Византийская симфония церкви и государства пошатнулась. РПЦ перестала быть монопольной религиозной силой, а протестанты получили, наконец, долгожданную свободу проповеди Евангелия. Этой свободой немедленно воспользовались евангельские христиане. Ровно сто лет тому назад, в 1909 году, был создан Всероссийский Совет Евангельских Христиан – ВСЕХ прохановского созыва. В России возникает вторая волна духовного пробуждения. В лице ВСЕХ мы видим вторую серьезнейшую попытку христианской Реформации в России. Столыпинские государственные реформы в союзе с евангельским христианством могли бы вывести Россию в разряд христианской сверхдержавы. Однако страна потеряла шанс Реформации по причине, которую, иначе как религиозной недальновидностью, не назовешь. Надо было ввязаться в конфликт на Балканах, как будто интересы православных сербов были превыше интересов России. Этот конфликт перерос в первую мировую войну. Война перебила хребет Российской империи, сорвала столыпинские реформы. Итог войны оказался печальным для всей страны и для евангельских христиан, в частности. Пришли безбожники-большевики. Они оказались сильнее православных и евангельских христиан вместе взятых...

   Удивительно, как Святой Дух вспахивал духовное поле для евангельских христиан России. Перевод Библии на современный русский язык предшествовал евангельскому пробуждению в рядах православной аристократии. Некоторые представители российской знати вдруг начинают жить по Евангелию Иисуса Христа. Их потом назовут евангельскими христианами. Бог, Писание, Церковь в центре жизни верующих – эти черты Реформации обнаруживаются и в жизни общин евангельских христиан. Их деятельное христианство проявляется в многочисленных делах социального служения. Благотворительные столовые и больницы, бесплатные школы и стипендии неимущим студентам, новые предприятия с новым отношением рабочих к труду, – вот лишь незначительный перечень служения евангельских христиан первой волны духовного пробуждения. Когда их за эти дела изгнали из северной столицы в провинции, то там

их деятельная вера проявилась уже в преображении села. Проповедь Евангелия крестьянам, организация, как мы теперь говорим, фермерских хозяйств на селе с передовыми агротехническими приемами, учреждение школ и больниц, изменение всего уклада жизни крестьянства в местностях, где пребывали евангельские христиане в изгнании, – все это не могло не встревожить правящую верхушку России.

   Совершенно ясно, что жизнь евангельских христиан не укладывалась в рамки триады «православие, самодержавие, народность» графа С.С. Уварова, министра народного просвещения Российской империи. Вера и дела евангельских христиан расшатывали устои самодержавия. Имперская автократия, подменявшая библейскую теократию и закреплявшая сословное разделение общества в России, потерялаавторитет в сердцах и умах евангельских христиан. Они ведь начали жить в библейской парадигме верховенства Бога и личной ответственности человека. Российское общество, страдавшее от крепостного права, избавилось от него в 1861 году, но основное бремя реформы легло на плечи обезземеленных крестьян. Общество могло бы найти разрешение социального конфликта между помещиками и крестьянами, между богатыми и бедными в лице Реформации, которая была начата евангельскими христианами. Отчётливо видно, что новые христиане в России были противниками революционного переделастраны, но сторонниками реформ.

   Это видно по тем плодам, которые принесли богатейшие и влиятельнейшие люди, цвет аристократии Российской империи, ставшие служить Господу всем своим имением. Они начали с себя и стали делиться своим богатством с ближними, как того требовал Иисус Христос. И, российский парадокс! – эта их жизнь по Евангелию оказалась угрозой византийской симфонии церкви и государства. Император Александр III, при содействии обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода К.П. Победоносцева, депортирует в 1884 году лидеров евангельских христиан В.А. Пашкова и М.М. Корфа за пределы Российской империи. В евангельском движении, лишившемся своих руководителей, наступает стагнация. Оживление в евангельском движении начинается в конце девятнадцатого века, и оно уже связано с именем нового яркого лидера движения — И.С. Проханова. Конец первой волны евангельского пробуждения и зарождение его второй волны приходятся на полосу революционной ломки православной Российской империи и укрепления атеистической Советской империи. Затихание второй волны евангельского пробуждения было предопределено затиханием первой.

 Ирония судьбы заключается в том, что победа обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева в борьбе против евангельских христиан первой волны пробуждения обернулась, в конечном счете, поражением самодержавия и православной церкви. Варварская казнь Николая II, последнего императора Российской империи, вместе со всей семьей, репрессии против духовенства РПЦ, развернутые большевиками, показали несостоятельность идеи симфонии церкви и государства. Если бы евангельское пробуждение в России во второй половине девятнадцатого века могло бы развиваться в условиях религиозной свободы, то мы жили бы сейчас в иной России, которая была бы среди ведущих протестантских держав мира. Однако, лишенная шансов Реформации на базе Евангелия, страна стала модернизироваться по революционному атеистическому сценарию.

Пятьсот лет тому назад, 10 июля 1509 года родился Жан Кальвин. Кальвин сумел систематизировать и отстоять библейское учение Отцов Церкви о суверенном Боге и лично ответственном человеке. Как великий пастырь Кальвин сумел поднять проповедь Евангелия благодати Божьей на новую высоту. Ясно сформулированные им библейские доктрины о суверенном Боге и одновременно лично ответственном человеке, учение об общей благодати для всех людей и особой благодати для избранных чад Божиих и по сей день приводят в ярость апологетов гуманизма. Однако эмоции надо отложить в сторону. В этом году мы создали Всероссийское Содружество Евангельских Христиан – ВСЕХ нового созыва. Мы не дискутируем о пуританской трудовой этике. Ее, благословляющую любой труд верующего человека, начиная от ассенизатора и кончая первым лицом государства, признают даже марксисты.

    Потому внутри ВСЕХ нет разномыслия по поводу непреходящей ценности пуританской трудовой этики. Есть разномыслия в ином: в основаниях христологии и сотериологии, составляющих фундамент пуританской этики. Кальвин и Арминий, кто из нас на кого смотрит как на учителя? Однако при всех наших разномыслиях перечень непраздных вопросов, волнующих ВСЕХ, гораздо шире. Учение о государстве, политика и Библия, власть правительства и гражданские свободы, отношения между Церковью и государством, христианин и война, – вот они, эти непривычные для слуха российских евангельских христиан и баптистов вопросы.

   Эти вопросы уже нашли свой адекватный библейский ответ в кальвинизме, а для ВСЕХ они являются объектом исследования. Ответы на эти вопросы воплощены в западной системе государственности. Верховенство закона, равенство людей перед законом, – все эти внешние черты Запада мы видим и знаем. Даже Конституция Российской Федерации закрепила эти черты правового общества за российской государственностью. Но не хотелось бы в этом походе за истиной терять понапрасну время и силы в поисках своей доморощенной истины, с фонарем при ясном свете, – духовные библейские основания этих черт уже давно исследованы в кальвинизме.

   Сегодня, точно так же, как и в Российской империи во второй половине девятнадцатого века, мы имеем ситуацию чудовищного разделения общества на богатых и бедных. И сходство с ситуацией той поры усиливается тем, что РПЦ сейчас почти заняла позиции государственной церкви. Однако, есть и отличия от той эпохи. Сейчас на стороне евангельских христиан в России стоит Конституция страны, провозглашающая свободу совести. Произойдет ли в этих условиях третья волна евангельского пробуждения в России? Станет ли ВСЕХ флагманом христианской Реформации в России? Для этого ВСЕХ должно вобрать в себя прошлое наследие протестантизма: как мировое, так и свое, доморощенное, и синтезировать из него пути евангельского выхода из системного кризиса в нашей стране. Как и куда нам идти, чтобы этот путь был действительно путем Реформации на почве Евангелия? Ответы знает Бог, но и мы не должны уклоняться от собственного ответа на эти вопросы. В некруглый год, с круглыми датами…