РАЗВЕ ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДИН ПУТЬ К БОГУ ? Джон Хендрикс
Богословие - Статьи

 

http://www.monergism.com/thethreshold/articles/onsite/exclusive.htmlToday I wish to propose and explore with you the possibility that belief in Jesus Christ may not be the only way to God.

 

DONAHUE: Well, Dr. Mohler, sir, nice to see you again. Сегодня я хотел бы изучить предполагаемую возможность того, что вера во Христа не является единственным путем к Богу.  Прежде чем обвинить меня в ереси, выслушайте до конца. Я собираюсь открыть Библию и показать, что Сам Иисус говорит о другом.

Но прежде чем это сделать, я хотел бы обратить внимание на недавние дебаты, которые состоялись между автором известного шоу Филом Донахью и Альбертом Мелером, президентом Южной баптистской семинарии. Контекстом обсуждения было недавнее решение Католической Церкви больше не обращать в христианство евреев, ибо у Бога есть для них какой-то особый план. Это типичная дискуссия среди многих тех, которые происходят сегодня между христианами и нехристианами в связи с нашим исключительным по своему характеру утверждением, что Христос является единственным путем спасения и для евреев, и для язычников. В сегодняшнем климате Америки и ее постмодернистской, политкорректной культуры претензии христиан на то, что спасает только Христос, приводят к обвинениям в ненависти и нетерпимости, как мы увидим из приводимых нами выдержек из интереснейшего диалога.

 

Донахью. Доктор Мелер, рад Вас видеть сегодня. Сколько сейчас Южных баптистов?

Преподобный Альберт Мелер, служитель Южных баптистов: Около 16 миллионов членов, Фил, и 40000 церквей. Это не так мало.

Донахью. Спасибо. Считают ли эти 16 миллионов людей, что евреи могут попасть в рай?

Мелер: Южные баптисты вместе с другими христианами считают, что все люди могут попасть на небеса, который приходят к вере в Господа Иисуса Христа. Нет никакой дискриминации по этническому или расовому признаку, согласно Писанию. Спасаются те, кто во Христе. Определяющим фактором является вера во Христа.

Донахью: То есть хороший еврей не попадет на небеса?

Мелер: Все люди грешны и нуждаются в Спасителе. Иисус Христос является единственным Посредником. И евангелие, о котором говорит апостол Павел, сначала приходит к евреям, а затем к язычникам. И спасение возможно только Его именем, то есть только через веру во Христа.

Донахью: Так что убитый нацистами благочестивый еврей идет в ад, но у нацистов еще есть шанс попасть в рай. Таково следствие вашей позиции.

Мелер: Евангелие не только для худших из нас. И Писание говорит нам горькую правду, что все согрешили. Нацисты будут осуждены и наказаны за свой грех. Но и для них единственной надеждой была бы  благодать Божия во Христе Иисусе, Господе нашем. И глубокая истина Евангелия в том, что спасение может прийти к любому человеку, который приходит к вере во Христа, будь то убитый нацистами евреи или те, кто его убили. Это радикальный характер Евангелия.

Донахью: С нами рав Шмуэль Ботеах. Вы автор книги «Иудаизм для всех». Вы знаете, преподобный Мелер, что у Вас огромная организация. У нее множество прекрасных сторонников. Но это просто разновидность антисемитизма. Мне очень жаль. Вы не можете посмотреть человеку в глаза и сказать, что если вы не придете к Иисусу, если вы не измените вашей вере, вы не пойдете на Небо. На мой взгляд, это отдает насилием и побуждает ко злу. 

Мелер: Если бы Церковь пришла с этим в ХХ веке как с новаторской идеей, возможно, она заслуживала бы критики. Но это Евангелие, которое было получено от Господа Иисуса Христа, Который сказал, что Он пришел в первую очередь к детям Израиля, а затем к язычникам. И Он Сам заявил, что Он есть путь, истина и жизнь, и никто не приходит к Отцу, как только через Него. Он говорил как человек, рожденный от еврейского народа, но также как Сын Божий.

Донахью: Трижды ура за католических епископов! Мы как никто должны воздать им овацию. Рабби, нам потребовалось достаточно много времени, но мы больше не призываем наших верующих, католиков, обращать евреев в христианство. Слава Богу, что Он любит нас.

Раввин Шмуэль Ботеах: Аминь.  Иоанн Павел II является одним из больших друзей еврейского народа. Христиане являются нашими братьями и сестрами, но они должны, наконец, признать, что ответственны за 2000 лет безобразия в истории церкви, которая пытается духовно уничтожить евреев до последнего, переделывая их в христиан. Преподобный Мелер, каким бы ученым он ни был, является духовным неандертальцем с отвратительной позицией. Потому что мы знаем, что в истории христианства антииудаизм всегда приводил к расовому антисемитизму. Это духовный эквивалент современного терроризма… 

 

OK I think you get the idea… ОК! Я думаю, здесь есть над чем подумать ...

Сегодня мы рассмотрим библейские, богословские и философские следствия позиции Донахью и раввина. Моя первая мысль после того, как я послушал того и другого, была та, что они отвергают Альберта Мелера именно за то, что он эксклюзивист. Они считают его злодеем, не понимая, что он имеет в виду. Разве они сами не делают именно того, в чем его обвиняют? Это по меньшей мере лицемерие.

Давайте вернемся к моему первому вопросу: может ли вера в Иисуса Христа быть единственным путем к Богу? В самом деле, надо посмотреть в Писание, где Сам Иисус говорит об этом. Мелер пошел на дискуссию с Донахью, зная, что публика примет его в штыки. Мне нравились его ответы, но надеюсь, что мы можем, где это возможно, прояснить то, что он сказал, чтобы проповедовать еще более ясно тем, кто не знает Христа. Это наш долг – уделить время тому, чтобы четко объяснить, во что мы верим. Христианский жаргон и терминология часто затуманивает проблемы, а не проясняет их.

Донахью спросил: «Так хороший еврей не пойдет на небеса?». Вместо ответа Мелера: «Мы все грешники, нуждающиеся в Спасителе», мы можем дать еще более принципиальный ответ. «Да, хорошо, евреи пойдут на небеса, и не только они, но и все люди доброй воли всех рас пойдут на небеса. Если они смогут прожить достойную жизнь, соблюдая все заповеди, они будут жить» (ср. Рим.2.6-8). Когда молодой богач спросил, что он должен сделать, чтобы обрести вечную жизнь, Иисус сказал то же самое: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мтф.19.17). Давайте внимательнее посмотрим на это место.    

 16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? 17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. 18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; 19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
20 Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; 24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. 25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? 26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.

 Когда Иисус говорит: «Зачем ты называешь Меня благим? Есть только Единственный, Тот, Кто благ» - Он сразу подводит нашу мысль к тому, что никто не соответствует святым Божьим стандартам. Кто-то может подумать, что Он Сам не считает Себя благим, но если сопоставить это с другими местами в Писании («Тот, Кто без греха, стал грехом за нас», «Он был искушен во всем, кроме греха», «Может ли кто из вас обличить Меня в грехе?» и т.д.), станет ясным, что Он конкретно имел в виду. Его целью было добиться, чтобы богач увидел свои неудачи. Тогда Он говорит ему: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Я верю, что Иисус здесь вполне серьезен. Он не просто говорит: верь Мне, и будешь жить – поскольку он знает расположение сердца собеседника и обращается к нему очень конкретно. Он говорит: если ты сможешь соблюдать заповеди в совершенстве, ты будешь жить. И Его целью здесь является раскрыть наши недостатки. Цель этих слов – испытать гордость нашего сердца, и выявить его абсолютную нужду в Спасителе – из-за невозможности, вследствие греха, соблюдать Закон. Богачу было нечего на это ответить. Почему? Иисус показал невозрожденному человеку, что если он хочет к чему-то прийти, то он должен соблюдать заповеди без малейшего изъяна.

Когда же богач спросил, какие заповеди имеются в виду, Иисус ответил: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Заметьте, что Иисус упомянул все заповеди, упомянутые во второй скрижали Закона, за исключением последней («не пожелай»), так как Он хотел обличить наш недостаток именно в последнем. Человек ответил Ему, что он сохранил все заповеди от юности своей – и по сути это значило, что он по-прежнему не обрел ничего.  Он чувствовал, что должно быть нечто большее, и спрашивал, чего ему по-прежнему не хватает. Иисус здесь, наконец, пробился в его помраченную душу там, где она была больна, повелев ему раздать нищим все и последовать за Ним. Иисус знал, что этот человек любит деньги и не захочет расстаться с ними. Грех был изобличен, и грешник ушел опечаленным.

Когда Иисус говорил: «Трудно богатому войти в Царство Небесное; легче верблюду войти в Игольные уши, чем богатому войти в Царство Божие» - Он просто обличил таких, как этот молодой человек. Его ученики понимали следствие такого утверждения, означавшего, что никто не может быть спасен, когда они спросили: «Кто же тогда может спастись?».

Иными словами, путь на Небо закрыт для всех людей.  Ангел с огненным мечом преградил путь к дереву жизни. Наше духовное состояние перед Богом – полное банкротство. У человека нет никакой надежды на то, чтобы добиться принятия Богом. Мы в неоплатном долгу перед Богом. Мы чужие Ему. Но то, что невозможно человеку – спасение – возможно Богу. Мы сами не можем добиться ничего, мы можем заслужить лишь гнев Божий – как тот юноша.

Итак, давайте теперь снова взглянем на мое первоначальное предположение, что вера в Иисуса – не единственный путь к Богу. Мы обнаружили, что есть второй способ: повинуйтесь заповедям, и вы будете жить. Однако возникает трудность, поскольку нет никого, кто соответствует этому описанию. Этот маленький отрывок свидетельствует о глупости каждого, кто считает, что он может достичь Бога через послушание Его заповедям – ибо наше падшее состояние делает нас духовно бессильными. Сказать нашим братьям, что это просто глупо – верить в человеческую способность достичь Неба – это не только не нетерпимость, но самое лучшее, что можно вообще сделать для людей. Мы часто не говорим, что и мы грешники, что мы только спасены благодатью, что мы не лучше других.

Те, кто считают, что они достаточно хороши, чтобы угодить Богу, имеют низкое мнение о Его святости. Если Бог может просто прощать грехи и несправедливость, то Он Сам совершает несправедливость. Любой грех против Бесконечного, Святого Бога – это такое преступление против Него, что оно должно столкнуться с излиянием Его гнева и ярости, чтобы Его справедливость была удовлетворена. Он чисто в Своем правосудии, и Он никогда не примет от нас что-либо меньшее, чем совершенство, ибо это сделало бы Его меньшим, чем Он есть. Таким образом, следует спросить, не как может справедливый Бог послать кого-либо в ад, а как Он может ввести кого-либо на Небо и при этом остаться справедливым! Те, кто верят, что если мы живем сравнительно хорошей жизнью, то можем добиться признания Богом, верят в Бога, который слишком мал, Бога, что не справедлив и не свят. Иными словами, это печальная ситуация: Бог, созданный человеком. Но Бог никому ничего не должен. Он не должник человеку. Тот, кто говорит, что Бог вознаграждает тех, кто хорош, на самом деле верит, что Бог ему что-то должен. Его достойная, нравственная жизнь свидетельствует, что Бог в долгу перед ним. Кроме того, те, кто верят, что Бог не будет судить грехи, возлагают свои надежды на несправедливого Бога. Единственная реальная надежда для Донахью – считать, что Бог будет игнорировать все несправедливости. Это божество, которое не свято и не справедливо, и это не Бог. Если Бог не вполне свят, то это просто не Бог, ибо это существо, у которого есть изъяны.

 

Так почему Иисус – единственный Путь?

 

То, что не удалось Адаму, удалось Иисусу. Где ослушался Адам, Иисус повиновался. Бог требовал от нас идеального послушания Его закону, и мы потерпели неудачу. Но Бог оказал нам милость, став плотью, чтобы исполнить Завет с нашей стороны.

Как Человек Иисус был вторым Адамом. Хотя мы по праву заслужили гнев Божий за нарушение закона святого Бога, Иисус повиновался Его заповедям вполне, и Он единственный Человек, Который сделал это. В каждый момент Своей жизни Он полностью подчинялся всем заповедям и высшему идеалу любви к Богу всем Своим сердцем, умом и силами, и любил ближнего как Самого Себя. Он был искушен во всем, как мы, кроме греха. Искушение – это нейтральный термин, и означает просто проверку. Он никогда в Своей жизни не стремился ко греху и, таким образом, полностью угодил Богу. Он пленил каждую Свою мысль в послушание Богу. Он сделал все это для нас, чтобы вынести гнев Божий за нас, и теперь этот гнев удален.

Джон Мак-Артур однажды сказал, что в мире есть лишь две религии – человеческих достижений и достижений Божьих. Все религии мира в какой-либо степени полагаются на человеческие достижения во спасении. Только христианство полагает, что  мы не оправдали требований Бога и что жизнь можно обрести только доверившись Тому, Кто единственно исполнил Завет.

Во всех других попытках есть элемент человеческой гордыни. Донахью, считающий, что за добрые намерения Господь введет нас на Небо, похож на фарисея, который молится в храме: «Спасибо Тебе, Господи, что я не похож на других людей – прелюбодеев, воров, мытарей. Я плачу десятину». В случае с Донахью это будет звучать так: «Спасибо Тебе, Господи, что я ненавижу нацизм». Видит ли он связь между похвальбой за относительно достойную жизнь и предположением, что Бог ему что-то обязан? Он доверяет своим достоинствам и забывает, что их слишком мало, чтобы исполнить требования Бога к нам и нашей жизни. Мытарь понимает, что он – духовный банкрот. Он бьет себя в грудь, говоря: прости, Господи, меня грешного. Иисус говорит, что мытарь был оправдан.

Именно это должно быть в нашем характере как христиан. Мы всегда, в любой ситуации должны иметь в виду, что без благодати мы были бы потеряны. Нам нечем хвалиться – ни собой, ни добрыми делами. Мы не находимся в лучшем положении пред Богом, чем язычники, и я могу предположить, что во многих случаях язычники живут более нравственной жизнью, чем вы или я.

  Мы провалили то, чего Бог требует от нас, и только Его милости мы обязаны тем, что еще живем. Никакого доверия к нашей плоти, заслугам или способностям быть не может. Поэтому, когда Донахью спрашивает, пойдет ли хороший человек на небеса, он уже фактически отвечает на вопрос Иисуса. Да, повинуйтесь заповедям, и будете жить, но никто не благ, как только один Бог. Это исключает всякую надежду прийти на небеса через свои усилия. Закон приводит нас к милости Божией, и она явлена в Иисусе.

Прежде всего мы должны быть убеждены в своем горестном состоянии и святом совершенстве Бога. Люди хорошо понимают непоследовательную позицию, ибо они верят в несовершенного Бога, но если истинный Бог свят, то наша позиция проясняется. Мы должны также дать им понять, что такое падшее природное состояние человека. Христианский жаргон, согласно которому мы в чем-то нуждаемся от Бога, неверующему неприемлем. Людям, не имеющим понятия о христианстве, надо объяснить все с самого начала, а не заверять их, что Бог их любит, но они грешники и потому нуждаются в Иисусе. Такое заявление будет для них бессмысленно или, что еще хуже, никогда не приведет их в Церковь. Я считаю важным, что мы должны детально говорить о духовном банкротстве человека как о его нынешнем состоянии перед Богом. Давайте сразу уясним это.

Но мы можем сказать людям, что если они уверены, что никогда не грешили против ясного Закона Божия, то, конечно, они не нуждаются в Иисусе. Иисус - для грешников, а не для людей, которые достаточно хороши, чтобы угодить Богу.

«Естественная религия во всех ее формах предполагает святой характер и поведение как необходимое условие, предшествующее милости Божией. Христианство во всех его формах предполагает подлинную благодать Бога, как необходимое условие, предшествующее святому характеру и поведению» (А.А.Ходж).

«Идея, что на самом деле нет никаких существенных различий между религиями, должна быть подвергнута тщательной проверке и объявлена ложной. Ислам в отличие от христианства утверждает, что Иисус не был распят. Христианство говорит, что Он умер. Только одно из этого может быть истиной. Иудаизм, в отличие от христианства, говорит, что Иисус не был Мессией. Христианство верит, что Он Мессия. Только одно может быть истиной. Индуизм говорит, что Бог неоднократно воплощался, христианство говорит, что Он воплотился лишь в Иисусе. Мы не можем быть правы оба. Буддизм говорит, что бедствия в мире закончатся, когда мы будем делать то, что правильно. Христианство говорит, что мы просто не можем делать то, что правильно. Бедствия в мире закончатся, если мы поймем, что это так» (Alistar Begg, Made For His Pleasure. Chicago,2005. P.126)

 

Есть и другие проблемы

 

Позиция многих состоит в том, что христианство не является истиной, потому что оно является нетерпимым и исключительным. Проблема с этой позицией в том, что она по сути исключает всех, кто не согласен с отрицанием исключительности истины. Они сами считают, что они-то как раз правы! Убеждение, что все пути истинны, пока они не претендуют на исключительность, устанавливает свою собственную претензию на истину, которая исключает тех, кто считает, что это не так, тем самым, противореча самому себе. Люди говорят: перестаньте быть нетерпимыми, утверждая, что Христос есть единственный Путь. Их заявление на самом деле весьма нетолерантно, ибо это навязывание собственных ценностей христианам с намерением, чтобы последние соответствовали политической корректности. Они впадают в наихудшие противоречия. Христиане знают, что Иисус исключителен, и знают, что они всегда одновременно несут и любовь, и истину. Исторически мы, безусловно, повинны в том, что теряли равновесие между тем и другим, и мы никогда не должны терять бдительность, чтобы не упускать из виду и то и другое. Но наши современники зачастую просто не видят собственного лицемерия, поскольку свою высшую добродетель – терпимость – они используют как орудие нетерпимости.

Давайте обратим внимание на известную притчу о слоне, которую описывает не один востоковед. Слепые люди пытались выяснить природу слона, но каждый из них предлагал свой вариант описания, в зависимости от того, к какой части слона он прикасался. Тот, кто прикоснулся к голове, решил, что слон похож на горшок, кто прикоснулся к уху – что он похож на корзину, ко хвосту – на змею и так далее. Вывод очевиден: религиозные взгляды отличаются, но каждый из них содержит лишь часть истины. Различия более очевидны, чем реальность целого. Истину можно найти, лишь восприняв все вместе. Но кто тогда находится в положении превосходства и всезнания, кто может видеть все, тогда как другие слепы? По какому праву люди говорят: мы знаем все так, как есть на самом деле? Притча претендует на то, что никто не может знать объективную истину. К сожалению, история сама претендует на объективную истину о мировых религиях и конечной реальности!  То, что сначала представляется верной аналогией и доброкачественным свободомыслием, на самом деле оказывается столь же нетерпимым к многообразию мнений, как и то, что оно стремится релятивизировать – тем более что на первый взгляд кажется столь широким.

В заключение обратим внимание на 7-ю главу Вестминстерского Исповедания веры (п.1-3). Она проливает свет на то, что мы только что рассмотрели.

 

1. Расстояние между Богом и Его творением так огромно, что, хотя разумные создания должны повиноваться Ему как своему Творцу, они, тем не менее, никогда не могли бы получить благословение и награду от Него, если бы Он по собственной воле не проявил к ним снисхождения.  Ему было угодно выразить Свое благоволение в виде завета. 

2. Первый завет, заключенный с человеком, был заветом дел; в соответствии с этим заветом Адаму, а в нем – и всему его потомству, была обещана жизнь при условии совершенного личного послушания. 

3. По причине своего грехопадения человек лишился способности жить так, как было предусмотрено первым заветом.  Поэтому Господу было угодно заключить второй завет именуемый заветом благодати.  В этом втором завете Он предлагает грешникам жизнь и спасение через Иисуса Христа, требуя веры в Него для спасения. Он обещает послать Своего Святого Духа всем тем, кто предопределен к жизни вечной, чтобы дать им желание и способность веровать.