Всевластие Бога и ответственность человека. Фокин М.Н.
Богословие - Статьи

 

 Однажды  по спутниковому телеканалу я видел, как проповедует один известный телепроповедник «евангелия процветания»[1].

Поставив себя в пример, как человека добившегося своей «крепкой верой» значительного успеха, с самодовольной улыбкой он сказал: «Хочешь быть миллионером – будь им», – далее говорилось, что у всех равные шансы, тебе никто не мешает, кроме личного неверия, а Бог, несомненно, даже желает этого. После чего он осуждал тех прихожан, которые имели обычные рабочие профессии, например, бульдозеристов он унизительно назвал землеройками. По его мнению, Бог дал всем верующим великие судьбы, а они своим неверием и бездействием мешают реализоваться Божьим планам.
Как это похоже на недавние атеистические, безбожные лозунги, типа: «Человек кузнец своего счастья».
Это заблуждение разоблачает Священное Писание:
   
«…судьба человека – от Господа» Пр.29: 26
 
«Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» Пр.19:21
 
«Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим». Иер. 10:23
 
 Выдающийся теолог Артур Пинк, защищая учение о Божественном суверенитете, говорил так:
«Утверждать, что «человеческие судьбы могут изменяться и формироваться волей человека — полное безбожие. (Ведь все неверующие убеждены, что они сами управляют своей судьбой) Говорить, что «Бог дал человеку способность  изменять и определять свою судьбу» — совершенно неправдоподобно. Не желание человека, а воля Божия  предрешает «человеческую судьбу».[2]
 
Противники Божественного суверенитета говорят: если Бог Всевластен, тогда человек не может быть морально ответственным за свои поступки, следовательно, тогда Бог не имеет права кого-то наказать, а тем более отправить в ад.
 Конечно, Библия многократно говорит нам об ответственности человека перед Судией всех, но эта истина ни в коем случае не должна усваиваться так, чтобы отменять или заслонять учение о Божественном Всевластии.
Две эти истины кажутся противоречием, но в Целостном Триедином Боге, как и в Его Слове, не может быть противоречий. Таким образом, мы понимаем, что в Священном Писании есть Божественные тайны, отражающие величие нашего Творца и нашему ограниченному уму неподвластные.
 
Вот что по этому поводу говорит профессор богословия, англиканский священник Дж. И. Пакер:
 
 «Учения о всевластии Бога и ответственности человека следуют в Библии рядом, иногда встречаясь вместе даже в одном стихе.  Оба этих учения истинны, так как основаны на одном и том же божественном авторитете. Значит, их нельзя противопоставлять друг другу. Человек — ответственное моральное существо, хотя им и управляет Бог; и человеком управляет Бог, хотя он и ответственное моральное существо. Божественное всевластие неотделимо от реальности так же, как от нее неотделима и человеческая ответственность.
Наше ограниченное сознание не может вместить это противоречие.
 Нам не следует рассуждать о том, как Его святое всевластие можно соотнести с Его святым осуждением, и уж тем более не сомневаться в справедливости того и другого только потому, что нам не по плечу увязать эти две истины в одну!
 Мы не можем до конца постичь Бога своим умом. Создатель говорит нам, что Он всевластный Господь и справедливый Судья, и нам этого должно быть достаточно. Почему мы не решаемся принять Его слово? Или мы Ему не доверяем?
   В любом случае не следует удивляться, встретив загадки такого рода на страницах Слова Божьего. Творец непостижим для Своего творения.
 
 Бог, Которого мы смогли бы полностью понять и Чье откровение о Себе не озадачивало бы нас никакими тайнами, был бы человекообразным Богом, т. е. Богом воображаемым, а не таким, каким мы видим Его в Библии.    
Мы можем быть уверенными, что на все противоречия у Бога есть ответ, который мы обязательно узнаем на небесах. Сегодня же нам остается одно: утверждать обе истины, находящиеся в кажущемся противоречии, объединяя их таким же образом, как это делает Библия, и признавать, что в этом мире противоречия останутся противоречиями». [3]
 
Рассмотрим  некоторые Библейские тексты, в которых отображено Божественное всевластие и вместе с этим ответственность человека.
 
В Евангелии от Ин. 17:12  Христос горит: « тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание».
И в книге Деяния апостолов 1:16, 25 Петр сказал: « Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде… отпал Иуда, чтобы идти в свое место».
 
Из этих стихов становиться ясно, что Иуда не мог спастись, так как в Писании сказано о том, что он предаст Христа, а Писание не может быть нарушено. Чтобы исполнилось Писание, Иуда должен был предать Мессию, и никто и ничто не могло остановить Его. Петр тоже предал Христа, но Христос молился о Его обращении и восстановлении: Лук. 22:32 «…но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя». Но о сыне погибели была иная воля, поэтому Христос не молился подобной молитвой о Сыне погибели. Человеку из Кариота была явлена Господня справедливость, а Петру – Господня милость. По решению всевластного и справедливого Бога от вечности было установлено: Петр будет помилован и восстановлен, Иуда будет оставлен в  своем собственном грехе, и вскоре после предательства по своей воле покончит с собой.
Иуда сделал то, что хотел сделать, Господь просто решил не предотвращать его поступок. Поэтому Иуда полностью ответствен перед Богом за свое злодеяние, а всевластный Господь в Своем провидении, используя злое сердце Иуды, неминуемо совершил Свой извечный план – Агнец предается на заклание.
Лк. 22:22  «впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается».
Ис. 53:10 «Но Господу угодно было поразить Его (Христа), и Он(Бог) предал Его мучению»
Итак, в эпизоде предания Сына Божьего на смерть одновременно участвует злая воля предателя Иуды и добрая воля Всевластного Бога, который предал Своего возлюбленного Сына мучениям и смерти, ради нашего спасения.
Иуда виновен, наказан и отправлен в назначенное для него место мучения, Святой Бог прославлен и возвеличен Голгофской умилостивительной жертвой, принесенной за грехи Божьего народа.
 
В Дн. 2:23 сказано: «Сего, по определенному совету и предвидению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили».
А также в Дн. 4:27- 28 « Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
 
Убийство Сына Божьего, совершенное народом Израильским, было волей Божьей и совершено по предопределению и совету святого Триединого Бога. Однако одновременно с этим мы ясно понимаем: «Гнать Сына Божьего – значило идти против Бога. Ни предвечное Божье определение о страдании и поругании Христа, ни обращение преступления в вечное благо ни сколько не оправдывает их греха, ибо этот грех был их добровольным деянием, явившимся результатом живущего в них греховного принципа, следуя которому они, пригвоздивши руками беззаконных, убили Христа», – говорит в своем комментарии Метью Генри.
 
Рассмотрим еще некоторые места Писания, говорящие о тайне человеческой ответственности в свете Божественного всевластия.
 
Ин. 6:65 Христос «сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего».
Из этих слов Христа мы понимаем, что ни один не может стать учеником Христа, если Ему не будет дано свыше.
Однако  Христос говорит в этом же Евангелии
Ин. 3:18  «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия».
 
Возникает вопрос, продиктованный человеческой логикой: если от Бога вера, которая есть Его дар, если без воли Бога и действия Его благодати грешник не может веровать, за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?" Рим. 9:19
Мы можем ответить только одно: наш человеческий разум не в силах разгадать эту тайну. Не будем же искажать Библейского учения, а станем утверждать обе истины, находящиеся в кажущемся противоречии, объединяя их таким же образом, как это делал Христос.
 
  Чарльз Сперджен  держался здравого баланса, когда учил о всевластии Бога и ответственности человека, он говорил:
«Истина — это не одна прямая линия, а две. Никто не сможет правильно понять Евангелие, если не научится видеть обе прямые одновременно….Если бы я сказал, что человек настолько свободен, что Бог совсем не может руководить его действиями, то я был бы близок к атеизму. Если же я утверждаю, что Бог так контролирует нашу жизнь, что у человека нет ни свободы, ни ответственности, то я бы стал на сторону фатализма и антиномизма.                                                             Бог предопределяет, человек ответственен — это дано увидеть не каждому. Многие усматривают здесь противоречие, но его здесь нет. Все дело в слабости нашего рассудка... Только по своему неразумию я могу думать, что две истины противоречат друг другу».Я верю в предопределение, да, в каждую его йоту и черту.
   Я верю, что пути пылинкиподхваченной мартовским ветром, определен и утвержден решением, которое не может быть отменено; что каждое слово и даже мысль человека, каждый взмах воробьиного крылышка, каждый полет мухи... — все предузнано и предопределено.
   Но я в равной мере верю в свободу человека, в то, что человек поступает так, как хочет, особенно когда речь идет о нравственных действиях — выбирает зло по собственной воле, на которую Бог нeоказывает влияния, но которая находится под влиянием его собственного испорченного сердца и дурных привычек, а также выбирает добро совершенно свободно, хотя его и ведет таинственным образом Святой Дух...                                                                                                                                        
   Я верю, что чело­век настолько ответственен за свои действия, как если бы не было вообще никакого предопределения... Как эти две истины согласуются, я не знаю, да и знать не желаю. Они ставят меня в тупик, ибо я отрекся от своего разума, прежде чем уверовать в них.
    Некоторые полагают, что когда мы вместе с Давидомверим в то, что Бог творит все, что Ему угодно, то тем самым мы отрицаем свободу и нравственную ответственность человека. Это не так. Однако мы заявляем, что в тех, кто так делает, живет древний каверзный дух, вопрошающий: „Как же Бог может судить, ведь никто е может противостать Его воле?" Вместе с Павлом мы отвечаем: „А ты кто, человек, то споришь с Богом?" Можете ли вы понять — я не могу, — как человек может быть свободным, как он может нести ответственность за свои действия, так что грех всегда - его, а не Бога, и в то же время как могут осуществляться Божьи планы, а Его воля  исполняться бесами и самыми падшими грешниками?                                                               
  Я этого постичь не могу. Без малейших колебаний я верю в это, верю с радостью, но не понимаю и не надеюсь понять. Я поклоняюсь Богу, которого постичь я не рассчитываю... Я глубоко убежден, что все творящееся на небесах, на земле и в аду окажется, в конце концов, частью божественного плана.
  И все же Бог не источники не соучастник греха... Грех — от человека, целиком от человека, и в то же время какой – то божественно необъяснимой и таинственной силой совершается воля Бога… Отрицать эту истину из – за того, что мы не можем понять её, - значит лишить себя важного знания».( Иан Мюррей , «Сперджен против крайнего кальвинизма», «Евангелие и реформация», Минск 2009)
 
 
Наиболее точно, последовательно и убедительно истину о всевластии Бога освещают богословы-кальвинисты, поэтому ниже я привожу цитату из книги выдающегося мыслителя Генри Митера:
 
«Бесспорно, что кальвинизм уделяет очень большое внимание ответственности человека. Но, опять-таки, ставить на одну доску закон Божий и ответственность человека или любой другой аспект человеческой деятельности — значит  вступать в противоречие с духом кальвинизма. Божий закон и ответственность человека предстают перед человеческим разумом как явное противоречие, антиномия, парадокс, нечто такое, чего человеческий разум постигнуть не может. Этот парадокс кальвинист легко принимает, даже если он не может понять его.
   Однако он принимает парадокс не потому, что придерживается двух равноценных главных принципов — верховной власти Бога и свободы и ответственности человека, но потому, что хочет оставить Богу возможность быть Богом. Он открывает, что Бог в Своем запечатленном Слове подчеркивает ответственность человека и что Он ни в коей мере не несет ответственность за грех человека, даже если Он правит всем. Именно потому, что кальвинист должен оставить Богу возможность быть Богом, то есть Истиной в последней инстанции.
    Даже когда наша земная логика не дает адекватного объяснения вещей, он принимает ответственность человека, основанную на том, что Бог поведал ему в Своем Слове. Следовательно, верховная власть Бога имеет приоритет перед ответственностью человека». [4]
 
   В заключение хотелось бы призвать всех, кто верит во всевластие и проведение Божье, всегда сопрягать его с личной ответственностью. Это всегда означает праведную и деятельную  христианскую жизнь, а не повод к бездействию и отчаянию.
   Учение о всевластии и провидении Божьем ни в коем случае не призывает нас пребывать в лености и праздном ожидании исхода событий. Только превратно понятое учение о всевластии Господнем приводит к пассивности и оправданию греха. Пусть для нас станут примерами верного применения данной истины  такие деятельные и посвященные Господу  мужи Божьи, как: апостол Павел, Августин, Лютер, Кальвин, Цвингли, Нокс, Буньян, Сперджен и многие другие.
 Сегодня, когда человек всячески превозносится и даже в христианских кругах демонстрирует свою независимость от Бога, учение о всевластии Божьем  необходимо не только проповедовать, но и демонстрировать с удвоенной силой.

 

       Фокин М.Н.

 
 


[1] М.Максимов, директор CNL (пастор харизматической церкви в Казахстане, близкий к «Слову Жизни» У. Экмана).
[2] Артур Пинк Божественный суверенитет, Витебск, Альфом, 1998. С.108
[3] Дж. И. Пакер «Проповедь Евангелия и всевластие Бога», г. Минск «Завет Христа»2001г., С 255-256.
[4] Х. Генри Митер «Основные идеи кальвинизма», «Христианский мост» 1995 г., СRC World Literature Ministries, С 19-20.