Рождение свыше и исполнение Духом в ветхозаветный и Н.З период. Фокин М.Н.
Богословие - Статьи

 

 

Рождение свыше до 50-цы.

 
Перед Своим вознесением Христос заповедовал Своим ученикам оставаться в Иерусалиме в ожидании излияния Духа Святого.

В книге Деяния апостолов в 1-й главе мы читаем:

«4 … Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца…
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
8 …вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».

И во второй главе мы читаем о том, что Святой Дух был излит на ожидающих Его:

«1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святого…».
В связи с этим повелением, ожиданием и излиянием Духа Святого возникает вопрос: неужели Дух Святой не действовал в среде верующих до этого момента? Если Дух Святой не изливался на верующих в ветхозаветный период, то какой силой они могли веровать?
Исследуя Ветхозаветное Писание, мы найдем многочисленные доказательства действия Святого Духа среди народа Божьего. Например, пророк Михей свидетельствует о действии Духа Святого в своей жизни следующими словами:

Мих. 3:8 «А я исполнен силы Духа Господня…»;

Лк. 1:67 «… Захария… исполнился Святого Духа и пророчествовал…»;

Лк. 1:41 «...Елисавета исполнилась Святого Духа».

Из этих и многих других мест Писания мы видим, что Святой дух наполнял верующих и до дня пятидесятницы. Именно с помощью Святого Духа ветхозаветная церковь получала способность веровать в Господа Яхве, и через просвещение Духом Святым Они имели веру в приход Мессии.
В ветхозаветный период народ Божий получал способность веровать не иначе, как через возрождение Святым Духом.
Из беседы Христа с учителем Израиля фарисеем Никодимом можно наглядно увидеть, что учителя Израиля обязаны были знать истину о рождении через Святого Духа еще до дня пятидесятницы.
Христос говорит Никодиму:

Ин. 3: 6 «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
10 Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?».

Из вопроса Христа Никодиму: «ты учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» становится понятно, что книжникам и фарисеем должна была быть ясной через изучение Священного Писания истина о рождении от Духа Святого.
Но книжники и фарисеи пренебрегли учением о животворном действии Святого Духа, впав в законничество и лицемерие, что порой случается и в наши дни с некоторыми знатоками Библии. Делая акцент на букве Писания, они позабыли о Духе Божьем, продиктовавшим это Писание и дающим способность понимать и исполнять слова Священного Писания.

Итак, утвердившись в том, что Святой Дух наполнял верующих во времена ветхого завета и производил в них труд возрождения, постараемся увидеть, что же особенного произошло при излиянии Духа Святого в день 50-цы.

Нам всем хорошо известно, что ветхозаветные события являются тенями или прообразами происходящего в новозаветный период. Касательно нашей темы ветхозаветные излияния Духа Божьего, ограниченные территорией Израиля (Числ.11; 1 Цар.19: 20), пророчески показывали на великое излияние Духа Святого, которое произошло в день 50-цы не только для Израиля, но и для всех народов под небесами (Дн. 2: 5).
Ветхозаветные излияния Святого Духа были также весьма ограниченными и по силе своего воздействия на верующих в сравнении с новозаветным сошествием Духа Святого.
Еще до дня 50-цы апостолы были рождены свыше через действия Святого Духа, так как они веровали в Господа Иисуса Христа, проповедовали Евангелие, совершали чудеса, беседовали с Христом воскресшим и даже созерцали вознесение Его на небеса.
Писание однозначно утверждает, что:

«Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден…» (1 Ин. 5:1).

Апостолы, несомненно, веровали, что человек по имени Иисус является ожидаемым Израилем Божественным Избавителем – Христом, а, следовательно, по словам апостола Иоанна, были рождены свыше. На апостолов и всю Свою Церковь Иисус Христос возложил великое поручение:

«идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мрк.16:15).

Но для эффективного исполнения великого поручения распространять благую весть всем народам, рожденным свыше, для успешного благовестия необходимо было получить обещанную Господом особую силу Святого Духа, которая излилась в день 50-цы.

Поэтому рожденным свыше ученикам, тем, в ком уже обитал Святой Дух, Господь « …повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца… вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Дн.1: 4-8).
Ученики послушались и, сохраняя единство, молитвенно ожидали сошествия Духа Святого, чтобы принять особую силу для свидетельства «…и исполнились все Духа Святого…»(Дн. 2:4) и стали Его могущественными свидетелями до краев земли.

Хотя рожденные свыше ученики Христа были крещены Духом Святым и исполнены силой Святого Духа в день 50-цы, им необходимо было вновь и вновь исполняться силой Святого Духа, чтобы говорить слово Божье безбоязненно и дерзновенно.
Когда апостолам угрожали и запрещали проповедовать Евангелия, они горячо молились и вновь обретали силу Духа Святого.
Из книги Деяния святых апостолов мы узнаем:

«… по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божие с дерзновением» (Дн. 4: 31).

Дорогие друзья, дерзновенное свидетельство о Христе приходит только через исполнение Святым Духом, а это возможно только через усердную молитву. Если наши свидетельства вялые и безжизненные, или же мы вообще замолкаем, будучи скованными страхом и подавленны различными комплексами. Если это так, то только потому, что мы не молимся перед Богом ревностно и с дерзновением, не просим настойчиво, чтобы Он обильно наполнил нас силою Святого Духа. Если наша вера остыла, если наш дух не пылает для Бога, если наша вера не горяча, а всего лишь едва теплится, то Святой Дух говорит сегодня именно нам: «будь ревностен и покайся» (Откр. 3: 19). А апостол Павел призывает нас:

«исполняйтесь Духом» (Еф. 5: 18);
«Непрестанно молитесь…Духа не угашайте» (1 Фес. 5: 17-19);
«духом пламенейте» (Рим. 12: 11).

Итак, в Духе Святом есть смелость, дерзновение, святая ревность, могущественная сила для свидетельства, и эта сила для Церкви Иисуса Христа, членами которой мы являемся.
Все чего требует от нас Христос — находится в Духе Святом.
Например, Он говорит устами апостола Павла:

«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил. 4: 4).

Когда апостол призывает нас радоваться, он не имеет в виду резиновую искусственную улыбку, которой мы нередко маскируем отсутствие духовной радости.
Апостол призывает нас облечься в сверхъестественную радость, которая есть в Духе Святом, какой Он наполняет тех, кто с постоянством и верой ищет силы Духа Святого в молитве.
Христос повелевает нам не заботиться ни о чем, храня мир в своем сердце (Фил. 4: 6). Так же Он ждет от нас, чтобы праведность наша превзошла искусственную, лицемерную, законническую праведность, праведность книжников и фарисеев, лишенных влияния Духа Святого (Мтф. 5: 20).
В Духе Святом есть все для нас: и праведность и мир и радость.

«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» убеждает апостол Павел в послании к Рим. 14:17.

Имея в себе силу Духа Святого, мы имеем и праведность и мир и радость, которую скрыть не удастся.
Не имея в себе силы Духа Святого, мы будем демонстрировать только имитацию подлинной праведности, мира и радости.
Апостол Павел предсказывал, что в последнее время таких людей в Церкви будет нимало:

«имеющих вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Tим. 3: 5).

Без силы благочестия, которой способен наделить один лишь Дух Святой посредством молитвы, Церковь превращается в театр.
Христос оставил для Церкви великое поручение: идти, и научить все народы, проповедуя им Евангелие Царствия (Мтф. 24: 14, 28: 19). И для этой цели Богом был излит Дух Святой с особой силой и дарами благодати.
И, чтобы нам успешно, в любви, праведности и радости распространять благую весть, нам прежде всего необходимо более и более исполнятся силою Духа Святого.

Реформатский служитель Джон Энджел Джеймс в своей книге «Ревностное служение» пишет:
«….если мы видим, что обращения совершаются все реже, мы не можем не признать, что Божественное воздействие удерживается. Но разве мы, зная, что Дух применяет надлежащие средства, не можем предположить, что такое удержание благодати происходит по вине самих проповедников? Быть может, иной порядок применения спасительных средств помог бы исправить положение и вернуть нам силу Духа.
Этот предмет касается всех, причем глубочайшим образом, поскольку упадок всегда стремится к дальнейшему падению, и то, что слабо, будет слабеть еще больше, если этот процесс не остановить.
Теплохладность не способна зажечь, побудить к энергичным действиям, произвести результат – она, напротив, притупляет всякое чувство. Поинтересовавшись, из каких источников, черпали силы выдающиеся служители Христовы, мы обнаружим, что своей неистощимой энергией они были обязаны пылу собственных сердец. Это были мужи молитвы и веры.
Они пребывали на вершине единения с Богом, откуда, подобно Моисею, спускались к людям, излучая славу, которой усердно питали свой взор. Их местопребывание было там, где они могли видеть незримое и вечное, и, сходя вниз, они несли с собой ошеломляющие видения, как наяву стоящие перед их глазами, и рассказывали о том, что только что увидели и услышали. Свои проповеди они одухотворяли жизнью и силой, почерпнутой из сердца, и уеденной молитвы.
Проследите путь, пройденный Уйтфилдом или Уэсли, — вы увидите, что тропе, ведущей от места их уединенной молитве к церковной кафедре, они никогда не позволяли зарастать травой. В этом отчасти скрывалась разгадка их могущества.
Они были сильны в прилюдной проповеди, потому что в уединении своем, образно говоря, облекались Всемогуществом. То же можно сказать обо всех выдающихся благовестниках».
Дорогие друзья, не только великие проповедники, но и каждый из нас призван Христом возвещать благую весть окружающему миру, дабы собрать в Царство Божье рассеянных чад Божьих (Ин. 11: 52).
Ежедневно помня об этой возложенной на нас великой ответственности, не будем забывать, как нам необходим Святой Дух, а если Его нет, то все наши мероприятия ни к чему не приведут.
Поэтому давайте ревностнее и с еще большим постоянством обращаться к Отцу в наших молитвах. И да исполнит Он наши души святым рвением и сделает нас сильными Духом в деле благовестия.

Фокин М.Н
.