Признаки Божественной веры. Фокин М.Н.
Богословие - Статьи

Иисус Христос сказал: «Имейте веру Божию» (Мрк. 11:23).
Если Господь наставляет нас иметь веру Божью, то, следовательно, есть и не Божья вера, то есть не Божественного происхождения.
И нам крайне важно определить признаки Божественной веры, чтобы во исполнение Христовой заповеди приобрести ни какую-нибудь, а именно веру Божью.
Для того чтобы узнать особенности веры Божьей, рассмотрим несколько замечательных примеров из Евангелия, в которых сам Христос восхищался великой верой, найденной Им в некоторых людях.

Первый пример находится в Евангелии о Матфея, в главе 15-ой:

« И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
Но Он не отвечал ей ни слова».
У этой женщины было сильное горе: ее дочь жестоко страдала.
Исполненная болью и отчаянием мать, громко взывала к Христу о помощи.
Но материнский вопль о помощи, был встречен Христовым молчанием, «Он не отвечал ей ни слова». Вера этой язычницы оказалось сильнее самолюбия, и она продолжала идти за Христом и вопиять о помощи.
«И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева».
Не смотря на отказ Христа, помочь ей, ее вера не сдается, не претыкается на столь резких словах Иисуса, которые отделяют ее Хананиянку, от народа Израильского. Еще более смирившись, «она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам».
Этот, кажущейся жестоким, ответ Христа несчастной, страдающей матери сокрушил бы любую веру, но только не ту, Божью веру, которая срослась с глубочайшим смирением.
Мать, исполненная величайшим смирением, сказала: «так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их».
Эта великая вера, исполненная глубочайшим смирением, взволновала и потрясла Христа так, что Он воскликнул: «о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мтф.15:22-28).

Второй евангельский пример, показывающий, что великая Божья вера, всегда сращена с не менее великим смирением, мы находим снова в Евангелии от Матфея, в главе 8-ой.

«… к Нему подошел сотник и просил Его:
Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает».

Сотник или центурион являлся офицером римской армии, оккупировавшей Израиль. Этот офицер-язычник проявляет великое смирение уже в том, что, имея слуг, сам, лично, отрываясь от своих обязанностей, не боясь насмешек, идет к презренному для римлян еврею и, называя Его Господом, умоляет не о близком родственнике, не о сыне, а о своем слуге.
«Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его».
И тут римский центурион проявляет на редкость великую Божью веру, сопряженную с величайшим смирением:
«Сотник же, отвечая, сказал: Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;
ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мтф.8:5-13).
На этих двух чудесных примерах мы убедились, что великая Божья вера всегда обручена с великим смирением. Одного без другого просто не бывает.

Но сегодня нередко можно встретить полную противоположность Божьей веры.
Люди, говорящие о великой вере, часто проводят большие конференции, на которых «великие мужи веры» хвалятся чудесами, рассказывая о своих потрясающих подвигах веры. Приглашения на такие собрания зачастую печатаются на лощеной, дорогой бумаге, где на центральном плане помещены фотографии респектабельных помазанников. Там так и сказано, что приедут великие помазанники, генералы Божьи, апостолы, которые обещают великие чудеса для тех, кто примет участие в их мероприятиях с верой. Далее перечисляются все их титулы, звания, достижения, должности.
Часто книги великих учителей веры пестрят фотографиями, где они жмут руку какому-нибудь президенту или популярной звезде, которая обратилась через их неповторимое служение.
В этом религиозном превозношении нет ничего нового, именно с религиозной гордыней Христос боролся прежде всего.
Тем, кто склонялся к самопревозношению, Христос сказал:
«…не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди» (Мтф.6:2).
А своим апостолам в предостережение их от религиозной гордыни Он сказал: «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам (в том числе совершите великие чудеса), говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10).
Христос знал, что когда апостолы будут проповедовать Евангелие и совершать чудеса исцелений, ими будут восхищаться, их будут превозносить, восхвалять и даже преклоняться перед ними, как перед богами.
И Он в предостережение учеников от яда и проказы гордыни учит их отражать славу человеческую словами: «мы рабы ничего не стоящие» или в другом переводе: «мы рабы ни на что не годные».
Сам Сын Божий, показав в Себе образ раба, оставив нам пример, говорил: «Не принимаю славы от человеков» (Ин. 5:41).
Современные же «чудотворцы-апостолы» свою незначительность, свое смирение демонстрируют иначе. Цитирую дословно, как представляют сегодня в одной из книг очень популярного проповедника великой веры:
«Академик, член Международной Академии духовного объединения народов мира, журналист, консультант по мотивации, апостол, старший пастор церкви».
Христос ясно заявил, что люди исполненные тщеславием, жаждущие мирской славы не имеют Божьей веры:

«Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин. 5:44).

Во Христа не могли веровать несмиренные люди, по причине гордыни они оставались неверующими, и Он не мог совершать среди таких людей чудеса.
Например, Он не смог совершить многих чудес не только в среде гордых «божьих служителей», но даже среди своих земляков. Так как им не хватало смирения, чтобы признать, что Тот, кто был одним из них, Тот, кто рос рядом с ними и выполнял как бедный плотник их заказы, является Богом обещанным Мессией (Мтф. 13:54-58).
Что было истинным тогда, остается не менее истинным и по сей день.
Среди тех, в ком гордыня вытеснила смирение, кроткий Агнец Божий не совершает никаких чудес.
Гордые люди, которые хотят с помощью веры удовлетворить свое тщеславие и самоутвердиться, Христовой веры не имеют.
В великие чудеса, которыми они так много хвалятся, весьма трудно поверить, так как мы убедились из Евангелия, что для совершения истинных чудес требуется вера Божья, а она всегда соединена с великим смирением.

Одна девушка из ультрамодной церкви веры и процветания в беседе уверенно заявила, что Бог непременно откликнется на ее веру и подарит ей личный самолет, как есть у некоторых религиозных звезд в мире шоу веры и процветания.
Ей возразили: «А что если у Бога другие планы?».
На что она ответила:
«Ну, тогда такой Бог мне не нужен». Эту наивную девушку весьма жаль, ведь она кем-то обманута и вовсе не имеет никакой настоящей веры.
Вера же Божья, маленькая она или большая, всегда соединена со смирением Христовым.
Такая вера говорит словами известной христианской песни:
«И если ты захочешь взять, все то, что мне трудней всего отдать, дай мне безропотно сказать, как хочешь Ты».
Именно подобные слова являют язык веры Божьей, веры, пропитанной Христовым смирением.
Просящие же в духе горделивого, безбожного времени, великого, крутого, самого лучшего для своего превозношения, не имеют веры Божьей, которую вдыхает Дух смиренного и кроткого Агнца.

На страницах Священного Писания, мы находим историю воистину великого человека всех времен. Им является царь Соломон. Он добился своего величия и процветания не потому, что просил об этом с великой верой, а именно потому, что не просил о великом пред Богом вовсе. Как бы это не казалось парадоксальным для сторонников учения веры и процветания.
В 3 Цар. 3 мы читаем о Соломоне:
«11 И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, –
12 вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе;
13 и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои».

Решающим в Божьем действии сделать Соломона великим, было смирение, явленное Соломоном. А именно, он не просил богатства и славы, потому что у него была вера Божья, а она, как и любовь, не ищет своего.
Этот прекрасный библейский эпизод, научающий смирению, созвучен со словами Христа: «ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мтф. 23:12).

Христос предостерегал своих учеников, творящих великие чудеса, от опасности сатанинской гордыни в следующем Евангельском эпизоде:

Лк. 10:17 «Семьдесят [учеников] возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.
18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;
20 однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах».

Успех в христианском служении всегда граничит с опасностью превозношения, и только смирение поможет удержать нас в правильном положении пред Богом.
Более того, смирение пред Господом является средством, способствующим к накоплению в нас силы Божьей, которая нам так необходима, чтобы жить во славу Божью.
Вода ищет самые низкие места, стекает и скапливается именно там, образуя водоемы, реки и озера. Вода является образом Святого Духа. Смиренное сердце – это низко склоненное сердце, именно оно будет наполнено Духом Господним.
В 1 Петра 5:5 нам сказано «…облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», благодать как милость и силу, которая вливается, как вода, в смиренный, низко склоненный сосуд.

Великие дары веры, чудотворения, исцелений предназначены Богом далеко не для всех. Но на всех нас возложена повседневная ответственность являть миру величайшее чудо, которым является Христово смирение и кротость.
Каждому верующему заповедано:
«Кротость ваша да будет известна всем человекам» (Фил. 4:5).
Да поможет нам Господь явить гордому миру веру Божью, исполненную кротости и смирения, во славу Христа!

Фокин М.Н.