"Sola Scriptura" в рефоматской традиции.Фокин М.Н.
Богословие - Статьи
 
М.Н.Фокин. Понимание богословского принципа "Sola Scriptura" в рефоматской традиции.

"…чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано"
1 Кор.4:6
"Ибо никакая Божественная и святая тайна веры не должна быть сообщаема без Божественного Писания"
Св. Кирилл Иерусалимский
 
 
 
"Sola Scriptura [1]" - это один из основных богословских принципов Реформации XVI века.
Реформаторы ставили перед собой основную цель, очистить церковь от накопившихся заблуждений, вернув ее к доктринальной чистоте первых веков христианства.
Первые христиане и учителя церкви патристического периода старались основывать свою веру на одном лишь Священном Писании. К cожалению, часто богословский принцип "Sola Scriptura" трактуется неправильно, представителями как православного, так и евангельского вероисповедания. Первые настаивают на равном с Писанием авторитете предания Церкви. Вторые, отстаивая Писание, отказываются от всего историческо–церковного предания, конечно же подменяя его своим личным.
В этой работе я попытаюсь кратко объяснить правильное понимание этого принципа в свете реформатской традиции.
Принцип "Sola Scriptura" заключается в том, что Писание  является мерилом и стандартом любых последующих откровений и обычаев. Этот принцип был известен за много веков до рождения первых реформаторов.
Его провозглашал пророк Исаия, еще за долго до рождества Господа нашего Иисуса Христа, такими словами :
 
"Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света."Ис. 8:20
Итак, мы видим, пророк Господень наставляет свое поколение, и, по провидению Божию, всех нас, отбрасывать все, что рядится под истину, если это не соответствует Писанию.
Сам Господь Иисус родился, жил, умер и воскрес по написанному в нерушимом Писании. Вот некоторые места подтверждающие эту истину.
 
" Тогда Я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о Мне" Пс. 40:7
 
" Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать…
 
И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами."
 
Лук.4:17-21
 
"… не может нарушиться Писание" Иоан.10:35
 
"Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится."
 
Ин.19:36
 
" И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах." Лк.24 :44
Мы видим, что Христос обращается к Писанию как к источнику непогрешимой истины, этого нам должно быть вполне достаточно, чтобы принимать Писание так же.
Читая Новый Завет, мы видим, как апостолы на основании Писания доказывают Мессианство Господа Иисуса.
 
" Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам."Дн.17:2-3
Благоразумные верующие, имевшие принцип "Sola Scriptura", уже в те дни применяли его,даже относительно проповеди великого апостола Павла.
 
 " Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. И многие из них уверовали" Дн.17:11-12
Слово "разбирали" приведенное в этом стихе, является переводом греческого слова, которое имеет значение: исследовать, расспрашивать.
Итак, верующие в Верии исследовали и расспрашивали различные тексты Святого Писания, чтобы убедиться в истинности слов апостола Павла.
Святой Дух одобрил такое ревностное и усердное применение принципа: "Sola Scriptura", назвав его устами евангелиста Луки"благомыслием".
И сам Господь учит нас через эти свидетельства поступать так же, относительно всех учений как древних, так и современных.
Поэтому в Вестминстерском Исповедании Веры согласно Писанию сказано:
 
"1.10. Высший Судия, к Которому должно обращаться за разрешением всех спорных вопросов, касающихся веры, и Которым проверяются все постановления соборов, мнения древних писателей, учения человеческие и личные откровения, и на суждениях Которого мы должны основываться, может быть не кто иной, как Святой Дух, говорящий в Писании".
Апостол Павел наставляет Тимофея:
 
"Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно"2Тим.3:15-16
 
Признавая богодухновенность как Ветхого так и Нового заветов, мы понимаем, что именно в этом отрывке речь идет о Ветхозаветном Писании.
 
И это очень важно, так как сегодня жива гностическая ересь, отвергающая Ветхий Завет, как книгу, которая к "Любящему Богу" никакого отношения не имеет.Даже были предложения заменить Ветхий Завет цитатами из мировой литературы – экстравагантным священником православной Церкви о. Сергием Желудковым. Который был крайне не согласен с мнением апостола Павла о том, что все Ветхозаветное Писание Богодухновенно. Вот его коментарийк 2Тим.3:15-16:
 
"По этому апостольскому критерию очень немногие из текстов ветхозаветной Библии могут быть полезны для современного читателя.
 
Давно уже пора бы нам приступить к изданию, в свобод­ных вариантах, новой — христианской, общечело­веческой "Библии", куда вошли бы избранные, воистину Богом вдохновенные тексты мировой ли­тературы. Идею такого рода хрестоматии пробо­вал осуществить наш Л.Н. Толстой в своем "Кру­ге чтения" [2]
Конечно же, нам известен этот печально известный труд Л.Н.Толстого, в котором он показывает Христа только как учителя нравственности и морали, изъяв все чудеса, даже воскресение самого Господа, в которое автор не верил.
За подобные антихристианские идеи и был Л.Н.Толстой справедливо отлучен от Православной Церкви.
Отца Сергия нет сегодня с нами, но подобные идеи находят множество других последователей, мыслящих и высказывающихся подобным же образом.
Вот нпаример цитаты с открытого христианского форума Jesus Christ.ru, человек назвавший себя Богомилом, отвечает христианину, исповедующему Богодухновенность всей Библии:
 
"Проблема в том, что у Вас ДВА ГОСПОДА. Один - Господь Иисус Христос, а второй - "Господь" Священной Торы и Танаха.
 
Почему мы осуждаем римских пап за крестовые походы и убийства ничем не провинившихся людей как "ведьм и еретиков" и НЕ осуждаем Моисея и его законодательство за то же самое, творившееся в не меньших масштабах и со значительно большими зверствами."
Автору этих кощунственных строк был дан христианский ответ,словами из Писания:
 
"Скажите, а что, Моисей не был человеком Божьим, и разве не по воле Его, он, Моисей, действовал? Не уподобляются ли сетующие на "жестокость" Бога люди тем, о ком провидчески сказано:
 
"Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и нераскаялись в делах своих."(Откр.16:10,11)
 
Если Бог, показанный в Пятикнижии - это не Отец и Сын и Дух, то кто же? Я всегда считал, что в Ветхом и Новом Заветах действовал один Бог.
 
Слова, переданные Моисеем:
"И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба"
(Быт.19:24)
 
Слова Христа:
"но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.
(Лук.17:29,30)"
Но, к сожалению, Слова Писания редко переубеждают закоренелых еретиков, поэтому ответ на Слово Божье был таков:
 
"Этих слов не было в подлиннике Евангелия от Луки. Ясно одно - Спаситель этого не говорил, а евангелист Лука не писал.
 
Если Вы считаете, что Бог может требовать убийства людей, благословлять такое убийство и посылать свих ангелов для такого убийства, значит, мы с Вами просто веруем в разных богов - я, недостойный, в Отца Небесного, открывшегося во Христе Иисусе, а Вы - в человекоубийцу, божество геноцида, гнева и мести, того, кого Апостол назвал "богом века сего "[3].
Конечно же, эти нападки на Священное Писание не были подтверждены никакими твердыми аргументами, по той простой причине, что таких аргументов не существует.
Автор выше приведенных богохульств именует себя Богомилом, кем он в действительности и является.
Проф. д-р Фрэнсис Найджел Ли в своей книге "Анабаптисты и их потомки" приводит компетентное мнение нескольких богословов, о том кто же такие богомилы:
 
"Проф. д-р Эдвин Ямаучи показал в очень важной статье, озаглавленной "Манихеи", что "Павликианское движение, имевшее место в Армении с VII по XII столетие, хотя и отрекалось от манихейства, походило на него своими дуалистическими взглядами. Павликане появились в X веке в Болгарии, став родоначальниками нового движения, называемого богумильством. Расцвет последних приходится на Балканах на XI - XII столетие. Богумилы в свою очередь стали родоначальниками значительной про-манихейской ереси катар или альбигойцев, возникшей и существовавшей в XII и XIII столетии".
 
Проф. д-р Пол Д. Стивс указывает в своей статье "Павликане и богумилы", что "павликане… верили, что только Евангелие и послания Павла богодухновенны. Злое божество… вдохновило оставшуюся часть Нового Завета и весь Ветхий Завет. Павликане утверждали, что этим злым божеством был творец и бог этого мира. По их мнению, истинный небесный Бог противостоял всему вещественному… физическому и материальному… Таинства… исходили от этого злого духа…
 
Некоторые болгары переняли павликанские идеи, выразив их в новой религиозной системе, знакомой нам по имени "богумильство"… В середине десятого столетия богумилы стали учить, что перворождённым Божьим сыном был Сатанаил… Это божество было изгнано с небес. Он сотворил новые небеса и новую землю, в которую поместил Адама и Еву. Сатанаил и Ева стали родителями Каина… Моисея и Иоанна Крестителя, которые, по учению богумилов, были слугами Сатанаила… Богумилы… презирали брак… Они отвергали крещение и Причастие как сатанинские ритуалы".[4]
Богомил ненавидит не только Писания Ветхого Завета, но и Нового, вот еще одна его фраза:
 
"Неужели Вы настолько презираете Апостола Павла, что верите, что Послание к Евреям написал действительно он?!"
Так же, по мнению Богомила, Святой Господь ЯХВЕ, ни кто иной, как Молох, которому Моисей, Аарон и весь Израиль приносили человеческие жертвы. Но позжеизраильтяне заменили человеческие жертвоприношения на жертвы животных.
Встречаются христиане, в сердцах которых посеяны семена "богомильства", они категорически отказываются читать Ветхий Завет, из-за "жестокостей Бога", которые они там видят. Парадокс, но они с радостью читают Новый Завет, в котором находятся многочисленные стихи из Ветхого Завета, на которые так часто ссылается Христос и апостолы. А главное, именно в Новом Завете говорится о богодухновенности Ветхого.
 
Рассуждающими о Писании таким образом, руководит не Божий Дух любящего Бога и не "мудрость нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская" Иак.3:15
 
Об этих людях говорится так:
 
" в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям (evpiqumi,aj, желаниям). Это люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа."Иуда 1:18-19.
Душевные, это те, которые своей жалостью и человеческиминесовершенными чувствами, искажают и даже пытаются уничтожить Писание,вылепливая для себя "бога" по своему образу и подобию. Воистину в данном случае справедлива поговорка :
"Благими намерениями дорога в ад вымощена.".
Ярким представителем душевного "христианства", вернее богумильства являлся выше упомянутый священник С.Желудков.
Ноев потоп, о котором свидетельствовали Христос и апостолы, он дерзко называет легендой. А мысль о том, что Бог автор потопа, который истребил все человечество и все живое, считает религиозной дикостью писателя.
Выходит, дикими был не только автор Бытие 6-7, но и Христос, вместе с апостолом Петром.
 
Мтф.24:39 " ... и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, -- так будет и пришествие Сына Человеческого;"
 
2 Петр. 2:5 "... если (Бог) не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;"
Вот еще некоторые кощунственные цитаты в адрес Ветхого завета:
 
"Грандиозное недоразумение заключается в том, что ветхозаветная Библия, которую в большей ее части мы должны бы рассматривать как историю еврейского народа и его несовершенных религий историю во многом лишь отрицательно-поу­чительную, — ветхозаветная Библия поставлена у нас в положение абсолютной святыни. В том -то и дело, что у нас в одной книге переплетены вместе история злодеяний Иисуса Навина (кото­рого можно назвать еврейским Гитлером) и Еван­гелия Иисуса Христа. В святоотеческих творени­ях цитаты из Ветхого Завета приводятся на со­вершенно "равных правах"сновозаветными
 
Особенности ветхозаветных чудес - их необузданная сказочность и духовная низость. Это по преимуществу знамения жестокости и расизма, вроде египетских казней или этой печально знаменитой остановки солнца. Подобного рода героический эпос, к которому и сами евреи давно уже относятся только с улыбкой преподносили нам в качестве непреложной истины священного Писания. Да будет благословенна наука освободившая нас от жестоких библейских суеверий."[5]
Вместо того, чтобы по евангельской заповеди отвергнуть себя и свою бунтующую против Бога душу прикрывающуюся человеколюбием, авторы подобных сочинений ставят себя выше великих праведников Ноя, Моисея, Иисуса Навина, Апостолов, Отцов церкви и Самого Господа Иисуса Христа.
Эти "человеколюбцы" исключили из Библии и Богодухновенное и благодатное учение о вечных муках в аду.
Не смотря на то, что сам Христос – Сама воплощенная Любовь, более всех апостолов и пророков, разнообразно и часто учил о реальности страшных и вечных мучений во тьме внешней, где "будет плач и скрежет зубов" Мтф.8:12
Великий реформатский евангелист, пастор и богослов Джонатан Эдвардс не забывал проповедовать необращенным людям полное Евангелия, из которого не было вырезано учение о вечных муках. Делал это он из любви и глубокого чувства сострадания к погибающим грешникам.
Его знаменитая проповедь: "Грешники в руках разгневанного Бога", где очень ярко, по-евангельски показан ад, приводила людей к истинному святому трепету и покаянию перед Богом.
Проповеди этого мужа Божьего почтил Господь, даровав Первое Великое пробуждение, когда десятки тысяч душ обратились к Богу.
Но "редакторы" Священного Писания считают ортодоксальных христиан немилостивыми и жестокими, потому что ониисповедуют вместо своих душевно – сентиментальных переживанийодно лишь Слово Божье. Хотя даже такой либеральный теолог, как Пауль Тиллих, вовсе не воспринимавший всерьез многие библейские учения, писал: "Любовь становится слабостью и сентиментальной чепухой, если не включает в себя справедливость"[6].
Вот типичные гностические нападки на Писание выдающегося философа Бердяева:
 
" Если допустить существование вечности адских мук, то вся моя духовная и нравственная жизнь лишается всякого смысла и всякой ценности, ибо протекает под знаком террора.
 
Существование вечного ада означало бы самое сильное опровержение существование Бога.
 
Если идея ада раньше удерживала в церкви, то сейчас она лишь отталкивает от церкви, как идея садическая, и мешает вернуться в нее. Для моего религиозного чувства и сознания неприемлемы и те элементы самого Евангелия, которые носят судеб­ный, карательный характер и устрашают адом.
 
Я верю лишь духовно-опытному доказательству существования Бога и божественного мира. Моя философия определяется этой верой и рождается из духовного опыта. Все определяется для меня этим внутренним духовным опытом. "[7]
 
Бердяев думал, что он борется, по его же словам с "ортодоксальными любителями ада" [8], на самом деле с Господом Духом Святым, автором всего Священного Писания.
А вот, что пишет современный бердяевец – гностик Богомил, в ответ своему оппоненту из форума:
 
Оппонент:"Вы хотите сказать, что Небесный Отец не наказывает зло?"
 
"Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Матф.25:41).
 
Богомил: "Вы всё ещё надеетесь что Отец Небесный призовёт Вас на помощь - пошуровать в той печи кочергой? Это суетная надежда. Ваша - о если бы только Ваша."
Вера и философия Бердяева и ему подобных основывается на субъективном личном опыте, а не на одном лишь Св. Писании. Из священного Писания выдергиваются лишь те места, которые гармоничны индивидуальному опыту.
Христиане вместе с ап. Павлом знают:
 
"… что закон духовен, а я плотян, продан греху." Рим.7:14
" Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?" Иер.17:9
Грехом искажена вся природа человека, включая его разум и чувства, поэтому истинная, не искаженная, не суррогатная вера,приходит только от слышания непогрешимого Слова Божьего.
 
"Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия." Рим.10:17
Поэтому нам необходимо пропускать через сито Писания, все наши мнения о Божественном предмете, а не наоборот фильтровать Библию сквозь наш греховный ум и сердце, какими бы "добрыми" они нам не казались.
 
"А ты кто, человек, что споришь с Богом" Рим.9:20
 
"Но Бога ли учить мудрости, когда Он судит и горних?" Иов.21:22
Христиан спрашивают, откуда вы знаете, что 66 книг Библии являются непогрешимым Словом Божьим.
Можно привести много аргументов, в пользудоказательства истинности всего Слова Божьего, вот некоторые из них:
- В Писании заключены многочисленные пророчества, которые детально точно исполнились;
- Несравненное достоинство мудрости, заключенной в Писании.
- Многочисленные свидетельства Отцов, мучеников и тсповедников древней Церкви о истинности Священного Писания, которыми Провидение Господне сохраняло и передавало до наших дней, неповрежденное Слово Божье.
Но самый сильный христианский аргумент выражен в Вестминстерском Исповедании Веры :
 
1.5. " И все же наше полное убеждение и уверенность в непогрешимой правде и Божественном авторитете Писания исходят от действия Святого Духа, свидетельствующего в наших сердцах Словом и согласно Слову"
Под действием Божественной благодати, мы абсолютно доверяем всему Св. Писанию, считая вместе с великим реформатором Ж. Кальвином Библейских писателей – "секретарями Духа Святого".
Сами апостолы убеждают нас, чтоих послания равной степени авторитетны Писанию Ветхого Завета.
 
"…возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам,как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания ." 2 Птр.3:15-16.
Апостол Петр утверждает, что все послания Павла написаны по "данной ему премудрости" и равны Писаниям. Сам ап. Павел утверждает это же :
 
"Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие,-- каково оно есть по истине," 1Фес.2:13
 
" Если кто почитает себяпророком или духовным, тот да разумеет, чтопишу вам, ибо это заповеди Господни." 1Кор.14:37
Апостол Павел был весьма категоричен, когда кто - то привносил в церковь лжеучения, искажающие истинное Евангелие, которое он принял непосредственно от Иисуса Христа и передал Церкви.
 
"Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатьюХристовою так скоро переходите к иному благовествованию , которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
 
Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема." Гал.1:6-8
Подобнымже образом высказывались многие ранние Отцы Церкви, например св. Кирилл Иерусалимский в "Огласительных поучениях" (5:12;4:17).
 
"Веру же, как в учении, так и в исповедании старайся иметь и держать ту только, которая ныне сообщается тебе Церковью и которая утверждена всем Писанием.. Желательно, чтобы имели вы учение это напутствием во все время жизни и кроме его не принимали никакого, даже если бы сами мы, изменившись, стали говорить противное тому, чему теперь учим.
 
Ибо никакая Божественная и святая тайна веры не должна быть сообщаема без Божественного Писания и не должна основываться на одной лишь вере и избранных словах. Даже не верь ты мне, когда я просто говорю тебе о Нем, если на слова мои не будешь иметь доказательства из Божественного Писания. Ибо спасающая нас сила веры зависит не от выбора слов, но от доказательства Божественными Писаниями"
 
Св. Амвросий: "О Боге должны мы рассуждать по собственным Его изречениям, а не по чужим" (О покаянии гл.5).
 
Св. Иоанн Златоуст: "Нельзя ниверить, ни проповедовать относительно того, что не написано в Библии" (Hom.DeSpirituSanctoAdoranto).
Сам Господь Иисус наставляет нас Своим примером давать бескомпромиссный отпор даже преданию уважаемых старцев, если их предание противоречило духу и слову Св. Писания:
 
"Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, при этомне едят, не умыв тщательно рук;... Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.
 
Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
 
Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого,.
 
И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?" Мрк. 7:3 -13
Незрелые христиане, отбросив или не зная Библейский принцип "Sola Scriptura", порой защищая заблуждения популярных проповедников, рассуждают примерно так : "это такой великий помазанник (или святой), сколько чудес он сотворил, какой жертвенный был, сколько добра людям сделал, такие проникновенные речи говорил и все из Библии, целые толпы собирались послушать его, разве он мог заблуждаться?
И на этот вопрос есть ответ в Св. Писании:
 
" Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды;"1Кор.11:13-15
Верный ученик Иисуса Христа Ап. Павел, так же как его Учитель, не взирал на лица, но смело отстаивал чистоту Благой вести.
 
"… а вкравшимся лжебратиям...мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас. И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека."Гал.2:4-6
Итак, мы увидели, что принцип"Sola Scriptura" ясно излагается в Библии и открыто применялся как апостолами, так и ранними Отцами церкви.
Деятели Реформации никогда не рассматривали принцип "Sola Scriptura" как полный отказ от Отцов, постановлений Вселенских Соборов, предания и всех обрядов Церкви. Также они не применяли этот принцип так, чтобы отказаться от составления точных исповеданий веры и других вероучительных документов, основанных на Священном Писании.
Поэтому М.Лютер пишет Малый и Большой катехизис, лютеранские богословы -Аугсбургское исповедание веры, Шмалькальденские артикулы, которые позже с другими документами веры будут включены в Книгу Согласия.
Жан Кальвин пишет свои знаменитые "Наставления в христианской вере", появляется 2-е Гельветическое Исповедание, Бельгийское Исповедание Веры, Гейдельбергский катехизис, позже Вестминстерское Исповедание веры.
Вот как определяет учение об уникальности Писания Реформатская Церковь устами Богопросвещенных служителей в одном из своих важнейших документов:
"Ни указы, ни декреты, ни видения, ни чудеса не должны быть противопоставлены Священному Писанию" (Галликанское Исповедание веры, 5).
Но при этом Галликанское Исповедание признает и авторитет церковной традиции, как имеющей значение для правильного понимания Писания:
"Признаем то, что было определено древними Соборами, и отвращаемся от всех сект и ересей, отвергнутых святыми учителями: св. Иларием, св. Афанасием, св. Амвросием, св. Кириллом" (Там же).
Так выглядела центральная ветвь Реформации, часто ее называют магистерской.
Но в это же время появляются фанатики – анабаптисты, которые принцип "Sola Scriptura" доводят до крайности, напрочь отказавшись от всего богатства патристического наследия.
В то время для радикального крыла реформации высказывание Себастьяна Франка (1530), приведенное ниже, было не редкостью.
 
"Амвросий, Августин, Иероним, Григорий, из которых ни один не знал Господа, да поможет мне Бог, и не был послан Богом. Все они апостолами антихриста." [9]
Отказавшись от здравых доктрин, изложенных на основании Библии Отцами Церкви и богословами-реформаторами, радикалы сделали ряд преступных ошибок, считая свое личное толкование Писания выше коллективного суждения всей Церкви.
Радикалы отказались от традиционных доктрин о Троице и Божественности Христа, как якобы не основанных на Библии, ввели повторное крещение взрослых и отвергли древнее Библейское таинство крещения младенцев верующих родителей. Анабаптисты нередко произносили различные лжепророчества, в том числе предсказывали "точную" дату пришествия Иисуса Христа.
Многие из них являлись коммунистами, силой свергали власть, практиковали общность жен и собственности, нередко имущество отнималось силой .
О некоторых анабаптистских лидерах и событиях Мюнстера сохранились такие ужасающие исторические сведения:
 
"В то время как Рофманн имел девять жён, у Бёукела было пятнадцать, а у Книппельдоллинга — аж семнадцать. "KoningJan", он же "король Ян Бёукель, бросил свою жену в Лейдене, затем женился на прекрасной молодой вдове Маттиаса, а затем заимел целый гарем. Был принят закон, под страхом неминуемой смерти принуждающий всех женщин определённого возраста выходить замуж. Перебранки и ссоры между жёнами также карались смертью. Наконец, был разрешён развод, который "трансформировал" полигамию в открытое и грубое распутство.
 
Следующим лидером мюнстерских анабаптистов стал Якоб ван Кампен, "мнимый епископ нового Сиона в Амстердаме"… Семь энтузиастов, мужчин и женщин…, вышли 10 февраля 1535 г. обнажёнными и безоружными на улицы и провозглашали "открытую истину" нового Эдема…
 
Проповедь Мелхиора Хофманна, впоследствии лидера анабаптистов, вдохновила местных крестьян … крестьяне подняли бунт. Спустя восемь дней были сожжены сто семьдесят девять замков и двадцать восемь монастырей. Большинство дворян были безжалостно убиты. Но, наконец, князья выступили против фанатиков, и восстание окончилось кровавой смертью почти ста тысяч крестьян.
 
Фридрих Энгельс отнюдь не был единственным лидером коммунизма, восхвалявшим анабаптистов (в своей книге "Крестьянская война в Германии").[10]"
Центральная ветвь реформацииназвана магистерской, так как реформаторы старались иметь Библейское уважение к законной власти, поэтому сотрудничали с князьями, городскими советами, магистратами.
В богословских вопросах магистерская реформация была достаточно консервативна, эту тему хорошо освящает Алистер Мак – Грат:
 
"Традиционные доктрины такие, как Божественность Иисуса Христа и доктрина Троицы, — не отрицались на основании убеждения реформаторов, что эти традиционные толкования Писания были правильны. Были сохранены многие традиционные обряды (такие, как крещение младенцев) на основании веры реформаторов в их соответствие Писанию.
 
Магистерская реформация болезненно осознавала угрозу индивидуализма и стремилась обойти ее стороной, делая акцент на традиционном толковании Писания Церковью в тех случаях, когда это традиционное толкование считалось правильным. Доктринальная критика была направлена против тех областей, в которых католическое богословие, казалось, далеко вышло за рамки Писания или даже противоречило ему.
 
…неудивительно, что реформаторы обращались к Отцам Церкви как надежным толкователям Писания. Одной из причин, по которым авторы высоко ценили писания Отцов Церкви, особенно Августина, было то, что они считали их выразителями библейского богословия. Иными словами, реформаторы считали, что Отцы стремились выработать богословие, основанное лишь на одном Писании — именно то, к чему стремились сами реформаторы в 16 веке.
 
Конечно, новые текстуальные и филологические методы, доступные реформаторам, означали, что в некоторых деталях они могли поправить Отцов, однако в целом реформаторы были готовы признать "патристическое свидетельство" надежным толко­ванием Писания.
 
Католики утверждали, что реформаторы возвысили личное суждение над коллективным суж­дением Церкви. Реформаторы отвечали, что они не делали ничего подобного: борясь с доктринальным вырождением средних веков путем обращения к коллективному суждению патристическои эры, они лишь восстанавливали коллективное суждение до прежнего состояния.
 
Таким образом, вполне понятно, что совершенно неверно утверждать, будто магистерские реформаторы ставили личное суждение выше коллективного суждения Церкви, или что они опускались до какой – либо формы индивидуализма.
 
Такое суждение, несомненно истинно для радикальной Реформации - единственного крыла Реформации, которое последовательно применяло принцип "sola Scriptura". "[11]
Известно, что М.Лютер никогда не хотел раскола Церкви и долгое время надеялся на созыв собора, на котором бы была реформирована Католическая Церковь. Вот что он пишет по этому поводу в своем труде "О церквах и Соборах" в 1539г.:
 
"Поскольку же папа со своей братией напрочь отказывается созывать собор, нимало не содействуя и не помогая церквям в деле Реформации, и дерзко отстаивает свою тиранию, желая погубить церковь, мы, прискорбно брошенные папой, не можем более ждать и должны поискать содействия и помощи где-нибудь в другом месте, и прежде всего о реформации просить и молить Господа Христа. Ведь не должны же мы из-за злобствования окаянных тиранов, принуждающих нас отчаяться в соборе и реформации, отчаяться еще и во Христе или оставить церкви без совета и помощи. Мы должны сделать для них все, что сможем. Что ж, если мы теряем надежду на собор, то вверим это дело истинному судье, нашему милосердному Богу."[12]
Сегодня не редкость встретить верующих, даже служителей евангельских Церквей, которые крайне апатичны к истории Церкви.
Такое ощущение, что история Церкви началась с их обращения в веру, или в лучшем случае с образования их конфессии, а Библия упала к ним в руки непосредственно с неба.
Некоторые изних, так же как и их предшественники анабаптисты, отвергают все символы веры ради однойлишь Библии.
Это неизбежно приводит и еще приведет к ослаблению истинно Библейской веры и откроет двери различным заблуждениям.
Например, "Церковь в Духе Апостолов" исповедует антитринитарную ересь, харизматы проглатывают ересь о "греховной плоти Христа", пропагандируемую Сандеем Аделаджей, лжеучение Кеннета Хейгина о том, что в Ветхом Завете люди не имели общения со Святым Духом и духовно не возрождались, евангельские христиане собираются послушать ереси заезжего корейского проповедника Ок Су Пака о том, что каяться в грехах после возрождения греховно.
Антисимволисты порой критикуют реформатские церкви за то, что они, мол, изменили реформатскому принципу "Sola Scriptura", приняв символы веры четырех первых Вселенских соборов и другие исповедания веры, основанные, по их мнению, на человеческом авторитете.
Хотя, несомненно, символы веры основаны на авторитете Писания, которое не освобождает нас от человеческого авторитета, иначе христиане выродились бы в анархическую деструктивную секту , что порой и происходит с теми, кто безразличен к своим духовным корням и отвергает Богом поставляемых служителей Слова.
Ап.Павел учит нас постигать глубины Божьи сообща, со всей Церковью:
 
"...чтобы вы... могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею" Еф.3:18-19.
 
"И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,"Еф.4:11-14
Итак, чтобы прийти к познанию Сына Божия - Мужа совершенного необходимо учиться вместе с учителями всей Церкви, которых Бог посылал во все дни существования церкви, от апостолов до наших дней.
О том, что Священное Писание не допускает только частного толкования, свидетельствует первый апостольский Собор в Иерусалиме, на котором решался спорный вопрос о том, необходимо ли язычникам соблюдать закон и делать обрезание. Этот вопрос был успешно разрешен, под водительством Духа Святого, потому что в нем участвовала вся церковь, во главе с Апостолами:
 
"Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили..." Дн.15:22
Узкое понимание учительства, как интерпретации Библии только поместным пастором, в отрыве от Церковной традиции, претендует на "правильное" применение принципа "Sola Scriptura" и часто приводит к различным заблуждениям.
Антисимволисты в близорукости своей ставят себя в пример как истинных христиан, которые не принимают никаких обрядов,не основанных на Писании, и которым не нужно никаких символов и исповеданий веры для утверждения истины, кроме Библии.
Но, не замечая, они уже провозглашают свой символ веры : "Мой символ веры не иметь никаких символов, кроме одной Библии".
Логично предположить, попав в Церковь антисимволистов, что мы не должны услышать никакой проповеди, поясняющей Библию, а только ее чтение. Так же мы не должны увидеть никаких книг современных проповедников, помогающих лучше усвоить Св. Писание.
 
Д-р Кеннет Л. Джентри, пресвитерианский священнослужитель, говорит об этом в статье " О необходимости символов веры" :
"Одним словом, символы веры — это не что иное, как квинтэссенция библейского учения. Они вкратце излагают его главнейшие темы, облегчая, таким образом, их усвоение. Признавая необходимость и полезность сжатого изложения библейских истин, мы тем самым признаём и законность символов веры, поскольку они для этого и существуют. В этом смысле символы веры тем только и отличаются от проповедей по ключевым евангельским доктринам, что они более точно и тщательно сформулированы и являют собой плод размышлений многих умов. Если Церковь поощряет публичное проповедование Слова или занимается изданием литературы, разъясняющей его, фактически она тем самым утверждает символ веры."
Также истинные антисимволисты должны отказаться праздновать многие Церковные праздники, включая и Рождество Христово, которое Церковь начала отмечать лишь с IV века, без повелений на то Священного Писания.
И если мы сегодня празднуем Рождество, то только на основании нашей свободы во Христе и церковного предания.
Антисимволисты должны исключить всю христианскую символику: "кресты", "рыбки", "овцы", обручальные кольца (обряд заимствованный Церковью из языческой культуры), пасторские рубашки, альбы должны быть отменены, как не заповеданные Библией, чтобыисполнить принцип "Sola Scriptura" до "максимума".
Правда, в Церкви Шотландии существует такое понятие, как "регулирующий принцип" – доктрина, согласно которой в Церкви допустимы только те обряды и церемонии, которые предписаны Писанием явно и строго. Но и шотландские пресвитериане, как и пуритане XVIIвека, признают авторитет символов веры и учителей древней Церкви, как адекватно раскрывших содержание Библии.
Прекрасно, что в Реформатской Церкви есть такое понятие, как Адиафора - греческое слово, означающее "несущественный, нейтральный". Применяется к тому, что не заповедано и не запрещено Священным Писанием, в отношении чего Церковь имеет полную свободу в принятии решения. К этому несущественному и относятся выше перечисленные моменты и им подобные.
Реформатская Церковь, вдохновленная девизом "Sola Scriptura", никогда не отказывалась от всехСоборов, Отцов Церкви и церковного предания. Об этом ясно говорится во Втором Гельветическом Исповедании Веры (1566г.)
 
"Истолкования Святых Отцов. …мы не относимся пренебрежительно к толкованиям Святых Отцов, как греческих, так и латинских, и не отрицаем их произведения и трактаты о вещах духовных в тех случаях, если они согласуются с Писанием. Однако мы со всей благопристойностью расходимся с ними во мнениях, когда обнаруживается, что изложенное ими отличается от Писания или полностью противоположно ему. Мы не считаем, что поступаем в этом вопросе как-то несправедливо по отношению к ним. Ибо все их писания вместе взятые не могут быть поставлены на один уровень с каноническим Писанием. Наоборот, они сами увещевают нас испытывать, в какой степени их писания согласуются или не согласуются с Писанием, принимая, соответственно, согласующееся и отвергая не согласующееся.
 
Принятие Символов веры четырёх Соборов. ...мы искренне верим и свободно и открыто признаем всё, что было определено из Святого Писания относительно таинства воплощения Господа нашего Иисуса Христа и включено в Символы веры и постановления первых четырёх самых прекрасных Соборов — в Никее, Константинополе, Ефесе и Халкидоне — вместе с Афанасьевским Символом веры и подобными ему, осуждая всё, что противоположно этому.
 
Секты. Таким образом, мы сохраняем крепкую христианскую Кафолическую веру, цельную и неприкосновенную, зная, что нет ничего в вышеуказанных Символах веры, что противоречило бы Слову Божьему и не служило бы целиком для искреннего заявления веры."
Св. Кирилл Иерусалимский наглядно объясняет в своих "Огласительных поучениях", для чего уже в древней Церкви существовали символы веры, и что они нисколько не противоречат принципу "Sola Scriptura":
 
"Поскольку же не все могут читать Писания, но одним неумение, а другим какие-либо занятия препятствуют познать их, то, чтобы неведением не погубить души, мы в немногих стихах заключаем все учение веры, и желательно чтобы вы при самом чтении запомнили его, и сами по себе со всем тщанием повторили, не начертывая его на бумаге, но воспоминанием напечатлевая его на сердце. Желательно, чтобы имели вы учение это напутствием во все время жизни… Теперь пока от настоящего чтения начертай в памяти истины веры, а в свое время на каждую из них извлеки доказательство из Божественного Писания, ибо истины веры не так составлены, как бы хотелось людям, но приличнейшие места, будучи собраны из всего Священного Писания, составляют учение веры. И как семя горчичное из малого зерна много пускает отраслей, так и эти истины веры в кратких словах вмещают все ведение благочестия, содержащегося в Ветхом Завете и Новом. Итак смотрите, братья, держитесь преданий, которые принимаете теперь, и напишите их на сердцах своих."
Из этого отрывка мы ясно видим, что раннее патристическое предание нисколько не противоречит Писанию, но настоятельно учит выстраивать свою веру и жизнь на одном лишь Писании. И прочно стоять в вере, основанной на Писании, нам помогают краткие символы веры, в которых запечатлены все основополагающиехристианские доктрины.
Ведущий Реформатский богословР.Ч.Спрол, весьма точно выразил истинное понимания принципа только Писание:
 
" Но ярые сторонники SolaScriptura на протяже­нии всей истории церкви питали огромное уважение к ис­торическим символам веры. Они не считают символы веры непогрешимыми, однако относятся к ним с величайшим почтением.
 
Лично я дрожу от страха при мысли о том, чтобы пойти против объединенного и сильного свидетельства историчес­кой веры... "[13]
К сожалению, даже среди реформатов существует течение, которое, отказываясь от признания исторических символов веры, проповедует крайне экстравагантные взгляды об уже произошедшем Втором Пришествии Христа и воскресении мертвых, которое надо понимать "духовно" (будет ли воскресение во плоти, при этом вообще не ясно). Что же, ничего нового здесь нет – такие взгляды высказывали уже современники Павла Именей и Филит, которые учением, "что воскресение уже было… разрушают в некоторых веру" 2 Тим.2.17-18. Вряд ли они считали, что мертвые уже воскресают физически – такое "учение" никто не воспринял бы всерьез. Нет, уже при Павле существовал так называемый "претеризм", который и сегодня прельщает христиан, не утвержденных в познании Писания и церковной веры.
В заключении мне бы хотелось призвать всех современных христиан стать преданными и верными последователями великого богословского принципа SolaScriptura, так же как это делали наши Отцы Реформаторы.
И да дарует Господь нам и всей христианской Церкви то же почтение к исторической вере, которое присутствовало в их сердцах.
 
 
 
Пастор Евангелическо-Реформатской Церкви
"Путь, Истина и Жизнь" Фокин М. Н., г. С.-Петербург
 
 
Сноски: 
1. Только Писание(Лат.)
2. Желудков С. Почему и я – христианин, СПб.,1996. С.185-186.
3. Открытый христианский форум JesusChrist.ru ,Переписка Алексея Маркова с Богомилом.2005г.
http://jesuschrist.ru/forum/214211,,all.php
4. Проф. д-р Фрэнсис Найджел Ли . "Анабаптисты и их потомки" Отделение систематического богословия Пресвитерианское Теологическое Общество Квинсленда, Брисбен, Австралия, 1996 г. Перевод осуществлен Евангелическо Реформатской Семинарией, С.Пб.
5. Там же С.167-169.
6. Tillich P. Systematic Theology. V.2. Chicago,1961. P.201
7. Бердяев Н.А. Самопознание. Л.,1991. С.285,295.
8.Там же.
9. Мак-Грат А. Богословская мысль Реформации. Одесса,"Богомыслие" 1994. С.181.
10. Проф. д-р Фрэнсис Найджел Ли . "Анабаптисты и их потомки" С.12.
11. Мак-Грат А. Ук. соч. С.180-181.
12.Евангелическое Лютеранское Служение, 2003. М.Лютер "О соборах и церквях"
13. Р.Ч.Спрол ,"Что говорил Иисус о последних днях", "Библия для всех", С.Пб. 1999 г.С.150.