ОСВЯЩЕНИЕ КАК СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННАЯ РАБОТА Чарльз Ходж (1873)
Богословие - Статьи

По своему определению оправдание отличается от освящения тем, что:
1. Первое является конкретным актом, а второе - прогрессивной работой.
2. Оправдание - это судебный акт, когда Бог действует как Судья, объявляя справедливость удовлетворенной в том, что касается верующего грешника, тогда как освящение является следствием Божественной достаточности.
3. Оправдание объявляет, что должно измениться отношение Божьей справедливости ко грешнику; освящение предполагает изменение характера.
4. Первое, следовательно, объективно, второе субъективно.
5. Первое основано на том, что Христос сделал для нас; последнее является следствием того, что Он делает в нас.
6. Оправдание является полным и одинаковым во всех, в то время как освящение прогрессивно, и в одних оно более полно, чем в других.

Освящение объявляется делом Божьей свободной благодати. Это предполагает две вещи. Во-первых, сила или влияние, которыми оно осуществляется, сверхъестественны. Во-вторых, предоставление такого влияния любому грешнику, одному грешнику, а не другому, и одному больше, чем другому, является вопросом благосклонности. Никто лично или сам по себе не может на основании всего, что он сделал, претендовать на это Божественное влияние в качестве компенсации или справедливости.
 
Это сверхъестественная работа
 
Представляя в соответствии с Писанием освящение как сверхъестественную работу или как работу благодати, Церковь намеревается отрицать пелагианскую или рационалистическую доктрину, которая смешивает его с простым моральным изменением. Нередко случается, что люди, которые были аморальными, меняют весь свой образ жизни. Они становятся внешне правильными в своем поведении, умеренными, чистыми, честными и доброжелательными. Это большое и достойное похвалы изменение. Оно в высокой степени полезно как для человека, так и для всех, с кем он связан. Это может быть вызвано различными причинами, силой совести и уважением к авторитету Бога и страхом Его осуждения, или уважением к доброму мнению людей, или просто силой просвещенного отношения к своему интересу. Но какова бы ни была непосредственная причина такой перемены, она очень далека от освящения. Эти две вещи отличаются по природе так же, как чистое сердце от чистой одежды. Такое внешнее преобразование может оставить внутренний характер человека в глазах

Бога неизменным. Он может оставаться лишенным любви к Богу, веры во Христа и всех святых упражнений или чувств.
И также освящение нельзя смешивать с последствиями моральной культуры или дисциплины. Как показывает опыт, очень возможно, благодаря тщательному нравственному воспитанию, оберегая молодежь от всех загрязняющих влияний и привлекая их к формирующемуся влиянию правильных принципов и добрых товарищей,  уберечь ее от большей части зла мира, и сделать похожей на молодого человека в Евангелии, которого любил Иисус. Такое обучение не следует недооценивать. Оно предписано в Слове Божьем. Оно не может, однако, изменить природу, и не может передать жизнь. Безупречная статуя, изготовленная из чистого мрамора во всей своей красе, далеко уступает живому человеку.

Слово "сверхъестественное", как и раньше, употребляется нами в двух смыслах. Во-первых, оно служит для обозначения того, что выше природы, и под природой подразумевается все, что от Бога. Поэтому говорят, что эффект является сверхъестественным, если в его создании  природа не проявляет никакого действия. Но во-вторых, это слово часто используется для обозначения различия между провиденциальной причинностью от Бога, действующего в соответствии с установленными законами, и действием Святого Духа через волю. Библия проводит большое различие между провидением Бога и действиями Его благодати.

Разница между ними в некоторых отношениях аналогична разнице между действенностью закона или силы, действующей единообразно, и действиями человека. Одно просто устанавливается, другое исполняется во времени, и Дух распределяет Свои дары каждому по своему усмотрению. В провидении Божьем само провидение никогда не превосходит силу вторичных причин, поддерживаемых и управляемых Им (? - Пер.).; тогда как эффекты, производимые Духом, действительно превосходят силу вторичных причин. Эффект не связан ни с силой истины, ни с разумным субъектом, в котором он произведен. Он происходит из-за силы Божьей, стоящей выше силы рассматриваемых вторичных причин. Воздействие благодати или плодов Духа выше сферы естественного, они принадлежат сверхъестественному. Простая сила истины, аргументации, мотива, убеждения или красноречия не может привести к покаянию, вере или святости сердца и жизни. Также эти эффекты не могут быть вызваны силой воли или всеми человеческими ресурсами, какими бы умелыми или длительно используемыми они ни были. Это дары Божьи, плоды Духа. Павел может посадить и Аполлос поливать, но только Бог дает рост.

В этом последнем смысле слова «сверхъестественное» не исключается сотрудничество во вторичных причинах. Когда Христос открыл глаза слепым, никакая вторичная причина не оказалась между Его волей и ее следствием. Но люди добиваются своего спасения, в то время как Бог действует в них по Своей воле и производит в них волю и действие, согласно Своему благоволению. В деле возрождения душа пассивна. Она не может сотрудничать в сообщении духовной жизни. Но в обращении, покаянии, вере и росте в благодати все ее силы призваны осуществить все это. Однако, поскольку произведенные эффекты выходят за пределы действия нашей падшей природы и обусловлены действием Духа, освящение не перестает быть сверхъестественным или делом благодати оттого, что душа активна и сотрудничает в этом процессе.
 
Доказательства ее сверхъестественного характера
 
То, что освящение - это сверхъестественная работа в вышеприведенном смысле, доказывается:
1. Тем, что Бог постоянно именуется его Автором (1 Фес.5.23, Евр.13.20-21), и это также относится к Сыну (Тит 2.14, Еф.5.25). Но преимущественно освящение относится к Святому Духу как Его особая работа в домостроительстве искупления. Поэтому Его называют Духом всей благодати; Он Дух радости, мира, любви, веры и усыновления. Все христианские дары благодати рассматриваются как плоды Духа. Сказано, что мы рождены от Духа, и Он просвещает, обучает, руководит и очищает. Сказано, что мы в Духе, чтобы жить, ходить и радоваться в Нем. Дух обитает в людях Божьих и является постоянным источником всех действий той духовной жизни, которые Он внедряет в душу. Библия учит, что Сын и Дух в Святой Троице подчинены Отцу в отношении их способа существования и действия, хотя все Три Лица одинаковы по существу, равны по силе и славе. Следовательно, одна и та же работа часто приписывается Отцу, Сыну и Духу; и так как Отец и Сын действуют через Духа, следствия Божьей воли специально передаются Святому Духу.

Эти упоминания об освящении Божием показывают, что это сверхъестественная работа, потому что недостаточность вторичных причин для создания эффекта объявляется основанием всех упоминаний о нем. Именно потому, что люди не могут очистить или исцелить себя, они объявлены очищенными и исцеленными Богом. Именно потому, что обряды, церемонии, таинства, истина и моральное убеждение не могут вернуть душу к Богу, нам говорится, что она преображается посредством обновления ума силой Духа в образ Божий. Поэтому мы сами провозглашены Божьей работой, как человек, созданный для добрых дел. И живем уже не мы, а живущий в нас Христос.
 
Автор всех святых упражнений - Святой Дух.
 
2. Это упоминание Бога как Автора освящения  тем более убедительно доказывает сверхъестественный характер всего дела, потому что это упоминание не просто общее, когда речь идет о ветре и дожде, а также о растительной и животной жизни, которой касается Его универсальное провидение и действие. Это особо упоминаемый эффект, тот, который Писание признает не относящимся к сфере вторичных причин, и поэтому приписывает его Богу. Писание признает определенную свободу человека; оно относится к нему как к моральному и разумному существу; оно допускает адаптацию истины, чтобы убедить понимание, и мотивы, представленные для определения воли и контроля чувств, и тем не менее оно учит, что эти вторичные причины и влияния совершенно неэффективны для обращения и освящения души без явления Духа. Поэтому священные писатели постоянно молятся о том, чтобы это Божественное влияние присутствовало на средствах благодати и делало их эффективными для освящения, возрождения и обращения. Каждая такая молитва, каждое благодарение за вознесенную благодать, каждое признание христианских добродетелей как плодов Духа и даров Божьих - это множество признаний великой истины, что восстановление человека по образу Божьему не является делом природы, порожденным или осуществляемым действенностью вторичных причин, но на самом деле является сверхъестественным, потому что непосредственная сила Духа производит эффекты, для которых вторичные причины недостаточны.
 
Нас учат молиться за покаяние, веру и другие дары
 
 3. Соответственно, мы находим у Апостола и священных писателей в целом упоминания не только о возрождении, сообщении духовной жизни духовно мёртвым, но о продолжении этой жизни в ее деятельности и росте, не только о силе Божьей, но и о Его всемогуществе. Павел молится в Еф.1.19, чтобы его читатели могли знать, «в чем заключается безмерное величие Его силы для нас, верящих согласно действию Его могущественной силы, которую Он действовал во Христе, когда воскресил Его из мертвых». Та же всемогущая сила, которая была явлена ​​в воскресении Христа, проявляется в духовном воскресении верующего.  как сила, которая воскресила Христа из мертвых, осуществлялась в Его вознесении и прославлении; так же, по словам Апостола, та же самая сила, которая проявляется в духовном воскресении верующего, проявляется и в его освящении, которое является внутренним и настоящим прославлением.

Соответственно, в том же Послании (3. 7) он приписывает всю благодать, благодаря которой он был подготовлен к апостольству, «эффективному действию (в СП "безмерному величию") Его силы». И далее (ст. 20), чтобы побудить народ Божий молиться о духовных благословениях, он напоминает ему о Божием всемогуществе, благодаря которому Он «может сделать в изобилии больше всего, что мы просим или думаем, в соответствии с силой, которая действует». в нас. Следовательно, всемогущая сила, а не бессилие вторичных влияний, действует на верующего и исполняет дело его спасения. Поэтому те, кто во Христе, являются новыми творениями. Они созданы заново во Христе Иисусе. Это относится не только к их возрождению, но и к процессу, благодаря которому грешник преображется в образ Христа.
 
Аргумент от союза верующего со Христом
 
4. Все, что говорится в Писании о единстве верующего и Христа и о пребывании Святого Духа, доказывает сверхъестественный характер нашего освящения. Люди не делают себя святыми; их святость и рост в благодати обусловлены не их собственной верностью, не твердостью намерений, не настороженностью и усердием, хотя все это необходимо, а Божественным влиянием, благодаря которому они оказываются верными, внимательными и усердными, и которое производит в них плоды праведности. Без меня, говорит наш Господь, вы ничего не можете сделать. Как ветвь не может приносить плода сама по себе, если не пребывает на лозе, так и вы не можете ничего, кроме как пребывать во Мне. Рука не больше зависит от головы для продолжения ее жизненной силы, чем верующий во Христа для продолжения духовной жизни в душе.
 
 Аргумент из родственных учений
 
5. Это, однако, одна из тех доктрин, которые пронизывают все Писание. Из них по необходимости следует, что Библия учит о естественном состоянию человека после падения; оно предполагается, утверждается и подразумевается во всем, что раскрывается в плане спасения. Из-за своего отступничества люди потеряли образ Божий; они рождаются в состоянии отчуждения и осуждения. Они по природе лишены духовной жизни. Из этого состояния им самим освободиться так же невозможно, как тем, кто в могиле, восстановить жизнь своим распавшимся телам, а когда они восстановятся, продолжить и оживить ее своей собственной силой. Все наше спасение от Христа. Те, кто уже в могиле, слышат Его голос. Они подняты Его силой. И когда они живут, именно Он живет в них. Это учение, которому так ясно и часто учит наш Господь и на котором настойчиво настаивают Его апостолы. Апостол Павел в Рим.6-7, где он рассматривает этот предмет  расширенно, имеет своей главной целью доказать, что, поскольку мы не оправданы нашей собственной праведность, мы также не освящены нашей собственной силой или простой объективной силой истины. Закон, откровение воли Божьей, включая все, что Он сделал человеку известным или дал как правило послушания, или как проявление его собственных качеств и целей, был в равной степени недостаточным для обеспечения оправдания и освящения. Поскольку закон требовал овершенного послушания и явно проклинал тех, кто не исполняет всего, что написано в книге закона, совершать их, он может только осуждать. Он никогда не сможет объявить грешника праведным.

И поскольку это было просто внешнее представление истины, оно могло изменить сердце не больше, чем свет мог дать зрение слепым. Павел завершает свое обсуждение этой темы восклицанием: «О несчастный я человек, Кто избавит меня от этого тела смерти? Я благодарю Бога через Иисуса Христа, нашего Господа». Его освобождение должно было быть осуществлено Богом через Иисуса Христа.  Из 8-й главы мы узнаем, что он был полностью уверен в этом избавлении, и мы также узнаем, на чем основывалась эта уверенность. Дело обстоит не так, чтобы он получил в возрождении силу для освящения себя, или что силой его собственной воли или усердным использованием естественных или назначенных средств эта цель должна была быть достигнута без дальнейшей помощи от Бога. Напротив, его уверенность была основана:

1. На том факте, что он был освобожден от закона, от его проклятия и от его неумолимого требования совершенного послушания;
2. На том, что он получил Духа как Источник новой, божественной и нетленной жизни.
3. Эта жизнь была не просто состоянием ума, но жизнью Бога или Духа Божьего, живущего в сердце; это пребывание обеспечило не только продолжение «духовного единомыслия», но даже воскресение из мертвых. «Ибо, если, - говорит он, - дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит ((жизнью Христа) ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас".
4. Будучи ведомыми Духом Божьим как руководящим принципом своей внутренней и внешней жизни, верующие являются сыновьями Бога. Дух Божий, Который в них является Духом Сына, является  в них Духом сыновства, то есть Он порождает в них чувства сыновей к Богу и гарантирует им их титул и все привилегии Его детей.
5. Освящение и окончательное спасение верующих обеспечены неизменным указом Божьим. Тем, кого Он знал заранее, он также предопределил соответствовать образу своего Сына; кроме того, кого Он предопределил, тех также призвал, и кого Он призвал, их Он также оправдал: и кого оправдал, тех и прославил. Последнее включает освящение; это Божественный образ, воссозданный Духом Божиим, который для верующего и в нем является Духом славы (1 Пет.4.14). Обитание Духа делает верующего славным.
6. Бесконечная и неизменная любовь, побудившая Бога отдать Своего  Сына для нашего спасения, дает уверенность в том, что  несомненно должно быть предоставлено все остальное, что необходимо, чтобы держать Его людей в любви и общении с Богом. Следовательно, спасение от начала и до конца по благодати; не только как  безвозмездное и исключающее все заслуги со стороны спасенных, но также как продолжающееся действие благодати или сверхъестественной силы Духа. Христос - это наше все. Он от Бога дан нам  как мудрость и праведность, освящение и искупление.