ПРОБЛЕМА ЗЛА В КНИГЕ ИОВА Дейв Дженкинс
Богословие - Статьи


Господь всевластен, могуществен и добр. Зло существует, и твари несут за него моральную ответственность. Осознавая несомненное присутствие греха, а также несправедливость и страдания, которые он вызывает, многие люди отрицают одну или несколько из этих основных истин. Люди утверждают, что Бог на самом деле не отвечает за мир и ограничен грехом. Они также могут подумать, что Он каким-то образом ограничен в Своей способности влиять на изменения в мире, или, возможно, Он одновременно и добрый, и злой  как странная смесь того и другого. Некоторые даже пытаются отрицать реальность зла, делая его иллюзией или вопросом восприятия. Третьи отрицают ответственность за свою греховность, перекладывая вину на других людей или плохое окружение.

Слово "теодицея" происходит от греческого Theos («Бог») и корня dik («справедливый») и стремится оправдать пути Бога к человеку, показывая, что Бог прав, славен и достоин похвалы, вопреки видимости. Христианские философы и богословы исследовали несколько подходов к проблеме теодицеи. Христианский философ С. Стивен Эванс говорит, что одна из двух из более важных теодицей - это «теодицея, создающая душу», которая утверждает, что Бог позволяет злу сделать возможным развитие определенных желаемых добродетелей для людей. Теодицея свободной воли объясняет, как Бог должен был допустить возможность зла, если Он хотел дать людям (и ангельским существам) свободную волю. Теодицею часто отличают от той апологии, в которой утверждается, что разумно полагать, что у Бога есть причины допустить зло, даже если мы не знаем, каковы эти причины.

Некоторые формы предположений теодицеи широко варьируются. Некоторые учат ложному универсализму, согласно которому в итоге все будут спасены. Другие говорят, что человек сохранит свою свободу в грехе даже в своем воскресшем небесном состоянии, что оставляет открытой возможность повторения греха в вечности. Д-р Пакер отмечает: «Некоторые кальвинисты предполагают, что Бог разрешает грешить по собственному усмотрению с целью самовыражения, чтобы справедливо спасти некоторых от их греха и справедливо осудить других за их грех. Но самый безопасный путь в теодицее - это оставить Божье разрешение греха и морального зла как тайну и рассуждать о добре, достигнутом в искуплении»

Что касается сосуществования Бога и греха, важно отметить, что смирение здесь необходимо, потому что человек может видеть и знать только частично, и потому что у Бога есть тайны, которые Он решил не раскрывать человеку. Изучение Библии провозглашает, что Бог всегда и вполне всевластен и в то же время всемогущ и благ. Из Писания совершенно ясно также, что Он гневается на грех, и что за него несут ответственность создания, а не Создатель. Грех никогда не разрушает план Господа, никогда не ограничивает Его способности действовать и никогда не мешает Ему творить добро среди худшего зла. Начиная с появления сатаны в саду Эдема и далее, грех и зло рассматриваются не систематически, а таким образом, чтобы заставить христианина быть стойким в вере в Бога, полагаясь на Его  обетование, что однажды присутствие и сила греха исчезнут навечно. Предполагать, что Бог не может устранить зло (делая Его не суверенным или не могущественным) или не хочет этого делать (делая Его не благим), значит судить Бога до того, как Он осудит зло, вынося приговор преждевременно. Поскольку люди находятся в середине истории, пока Бог не завершит все Свои дела, человек не должен судить Его, а скорее доверять Ему, пока Он не покончит с грехом и историей, как мы ее знаем.
Зло никогда не находится вне провиденциального контроля Господа. Господь действует, исполняя Свои благие цели в контексте зла. История Иосифа является примером этого в последних главах Бытия. Мы читаем о предательстве Иосифа его братьями, его несправедливых страданиях и его приходе к власти, потому что с ним был Господь, благодаря чему было спасено много жизней. Когда Иосиф противостоял своим братьям, Божье провидение действовало в его жизни, как учит Быт. 50:20: «Что касается вас, то вы замышляли против меня зло, но Бог всегда имел это в виду, чтобы сохранить жизнь множеству людей".

Подобным образом страдал и Потомок Иосифа по имени Иисус Христос. Иисус был предан своими братьями, страдая от худшей несправедливости в истории, когда Он был казнен и с позором умер на римском кресте. В этот момент могл быть заманчивым подумать, что было бы, если бы Бог не был суверенным и проиграл, или если бы Он был хорошим, совершенно, справедливым и достаточно могущественным, чтобы остановить несправедливость. Три дня спустя Иисус воскрес из Своей могилы, искупая грехи человечества, и был полностью оправдан как суверенный, добрый и могущественный.

Бог использовал свободно избранное зло Иуды, Ирода, Пилата, язычников и евреев, чтобы достичь Своего совершенного замысла таким же образом, как Он использовал халдеев - злой народ - чтобы наказать постоянный грех Иудеи и Иерусалима. Это не значит, что Он в ответе за их зло. В космической реализации Своего провидения использует зло, чтобы судить его. Даже когда Его рука приносит наказание Израилю и смерть Иисусу, Он также приносит искупление и воскресение в контексте суда и смерти.

Приближается день, когда христиане также поднимутся к Иисусу. В тот день наша вера станет видением, и мы увидим, что Бог полностью оправдан, когда мы войдем в лучший мир, пройдя через этот мир, который готовит нас к будущему. До того дня наш ответ на вопрос о том, как Божий суверенитет связан с грехом, в конечном счете, является молитвенным, почтительным, смиренным и постоянным размышлением над обетованием в Рим.8.28: "Любящим Бога, призванным по Его изволению все содействует ко благу".
Д-р Альберт Молер, президент Южно-баптистской теологической семинарии, сказал: «Проблема зла и страданий, несомненно, является величайшей теологической проблемой, с которой мы сталкиваемся сегодня». Поскольку это так, мы рассмотрим значение теодицеи в Книге Иова для христианского богословия, а также попытаемся помочь читателям сформировать христианский ответ на проблему зла.

Теодицея и Книга Иова

Вопрос, с которым сталкивается Иов, таков: «Будет ли Иов бескорыстно служить Господу, когда зло постигнет Его?». Иову никогда не говорится, почему он страдает или переживает то, что он получил - даже Господь, когда Он говорит с Иовом. В конце концов, в Книге Иова и ветхозаветных книгах мудрости авторы просто призывают человека смиренно подчиниться Господу. Иову окончательно не дан ответ на проблему зла, и на его вопрос о том, почему все происходит с ним, в конечном счете ответ не дан тоже. Ответом является то, что Бог имеет Свои цели для Своих детей, которые испытывают страдания. Причина страдания заключается в том, что мы живем в мире после Бытия 3, где творение проклято, а люди находятся в рабстве греха.

Книга Иова не дает ответа на вопрос о проблеме зла, но призывает христиан смиренно доверять Господу. Будь то боль, страдания или муки, Господь поддержит Свой народ через все это для Своих целей и славы. Иов был унижен Господом, когда Он открыл Себя Иову. Подобно Моисею и Исаии, видимая слава Божья смирила Иова (42.5-6).

Иов получил ответ, не ответ на вопрос «почему это происходит со мной», а ответ о том, Кто есть Бог! Иов не получил ответа о том, почему он страдал, так как Господь никогда не говорил ему об этом испытании. Но Иов получил подтверждение своего предположения, что страдание не всегда является грехом (несмотря на убеждения его друзей в этом вопросе). Об этом свидетельствует оправдание Иова восстановлением его благословений в главе 42: 12-17. Господь открыл Своё всемогущество как Творца, в отличие от конечного понимания Иова и его бессилия как сотворенного существа. И Господь открыл Свое бесконечное знание в отличие от ограниченной человеческой перспективы Иова.

Книга Иова - это комментарий к сложной проблеме страдания. Хотя на ее страницах можно найти элементы многих теодицей, сама постановка проблемы зла и страдания в ней ценнее многих решений этих проблем. Конечно, можно проверить пример Иова и сделать вывод, что справедливость в конце концов восторжествовала. Бог не только вернул Иову возмещение, но Иов оказался благословенным обильнее, чем до своего страдания. Аналогично, мы можем продемонстрировать, как болезнь Иова служила дисциплиной и работала, чтобы превратить его в еще более праведного человека. Другими словами, боль (в этой ситуации) привела к большему благу. Но даже аргументированное объяснение его страданий было бы совершенно недостаточным для Иова в его агонии, поскольку конкретная проблема зла требует большего, чем абстрактный, философский ответ. По этой причине, несмотря на совет своих трех «друзей», Иов взывает к самому Богу за подходящим объяснением (31.35).

Фактически, Книга Иова, возможно, служит скорее критикой теодицеи, чем ее источником. Элифаз, Бильдад и Зофар защищали Божью справедливость, часто с очень логичными аргументами и рациональными рассуждениями, и все же, в конце концов, Бог сказал о них: «Вы не говорили обо Мне так правильно, как это сделал Мой слуга Иов» (42: 7 ESV). Как может получиться так, что тот, у кого нет ответа на его страдания, заслуживает похвалы, а те, у кого лучшая теория, находятся под гневом? Давайте теперь рассмотрим аргументы трех друзей Иова.

Элифаз, первый, кто высказался, предлагает прямую гипотезу: «Кто был невинен, когда-либо погиб?» (Иов 4: 7). Поскольку Иов страдает, Элифаз предполагает, что он, должно быть, согрешил; таким образом, сам Иов отвечает за свою боль. Этот аргумент рассматривает страдание как наказание и обвиняет свободную волю человека (в отличие от Бога) в зле; это, вероятно, хорошо нашло бы отклик у иудейской аудитории. Однако, Элифаз не только упрощает проблему, но и становится все более и более высокомерным в спорах. Он начинает мягко и косвенно - только косвенно ссылаясь на Иова - но своей третьей речью он без колебаний бросает оскорбления и прямо обвиняет его в грехах. Более того, Елифаз подразумевает, что он каким-то образом является пророком, который услышал голос Бога и теперь говорит от Его имени (Иов 15: 8, 22:22). Поэтому, хотя Элифаз предлагает то, что может показаться приличной теодицеей, его невежество становится очевидным к концу книги, и, что еще хуже, он не делает ничего, чтобы утешить своего нуждающегося друга.

Вилдад также предлагает теодицею: «Извращает ли Бог справедливость?» (Иов 8: 3 KJV). Его аргумент очень прагматичен: он настаивает на том, что, если Иов покается, Бог восстановит его состояние; он даже использует примеры из истории, чтобы продемонстрировать свою точку зрения (Иов 8: 8-19). Однако, поскольку Иов продолжает настаивать на своей невиновности, выражения Вилдада усиливаются. Конечно, идея о том, что страдание может служить «призывом к пробуждению», является обоснованной; даже Иисус использует примеры страданий, чтобы призвать людей к покаянию (Лк. 13: 1-5). Тем не менее, Вилдад совершает логическую ошибку, предполагая, что это обязательно относится к Иову, что и раскрывает границы его теодицеи.

Софар не предлагает столь же сложный аргумент, как первые два друга; на самом деле, можно задаться вопросом, дает ли он какие-либо аргументы вообще? Вместо этого он просто заявляет о себе (довольно высокомерно) и ожидает, что Иов передумает. Как и другие, он предполагает, что Иов согрешил, и поэтому быстро оправдывает Бога от любого зла. С учетом сказанного он, возможно, наименее сострадательный из трех друзей, словесно оскорбляющий Иова и даже отказывающийся говорить, когда появляется его третья возможность. Следовательно, не имеет значения, предложил ли он адекватную теодицею или нет; он среди «несчастных утешителей» (Иов 16. 2), которые совершенно не слушают Иова.

Конечно, аргументы трех друзей были ошибочными; как раз если предположить, что Иов согрешил, его страдание проблематично. В конце концов, если страдание всегда указывает на грех, что можно сказать об Иисусе? Возможно, включение Иова в древнееврейский канон было предостережением против такого типа мышления. Но разве книга критикует только эти три провальные теории? Или может быть так, что она демонстрирует ограничения и слабые стороны теодикой в целом?

Ответ Господа Иову из вихря можно было бы назвать автотеодицеей. "Кто сей, омрачающий провидение словами без смысла?" (Иов 38.2). Когда Бог начинает сомневаться в Иове, Он открывает невежество Иова и ограниченность понимания: «Где ты был, когда Я положил основание земли?» (Иов 38.4). Фактически, полный ответ Бога Иову призван подчеркнуть крайнюю слабость человека и его неспособность постичь все Божье. В конце концов, Иов признает, что ему не хватает мудрости, чтобы понять его страдания, но находит утешение в том, что пути Господа выше его собственного понимания. Если мы воспользуемся этим объективом для изучения более ранних речей Элифаза, Вилдада и Софара, станет очевидным, почему Господь обвиняет их в лживых высказываниях - они хвастаются знанием и пониманием, но не знают по-настоящему. Кроме того, они прячутся за своими аргументами как средство избежать реальной ответственности друга: утешать того, кто страдает.

Конечно, речь Господа Иову может быть использована для построения теодицеи, основанной на суверенитете Бога. Можно заметить, что глина не имеет права подвергать сомнению действия гончара (Рим.9.20-21). Но было  бы глупо принимать этот аргумент и использовать его, чтобы избежать повеления "плакать с плачущими" (Рим.12.15). Именно одержимость трех друзей теодицеей сделала их «несчастными утешителями» для Иова (16. 2). Эта тенденция свести зло и страдание к чисто рациональной проблеме, особенно к проблеме, для которой, как они утверждают, обладают решением, - это именно то, что критикует Книга Иова.

Страдание как проверка верности

Иов 1: 8-12, 21 и 2:10 учат тому, что страдание - это испытание верности. Сатана подвергает сомнению мотивы Иова для религиозной преданности: «Иов боится Бога даром?" (ст.9). Не Обвинитель, а Господь инициирует испытание Иова, потому что Господь говорит: "Ты рассмотрел Моего слугу Иова? Нет никого на земле, как он" (ст.8). Божье утверждение, что Иов - Его слуга, подразумевает нечто большее, чем простое владение; это означает, что Бог и Иов находятся в отношениях завета, основанных на торжественных клятвах.

Как и в Бытии 3, Бог установил почву и позволяет человеку пройти испытание. Здесь Господь считает целесообразным использовать вторичные средства для достижения Своего замысла. Эта цель состоит не только в том, чтобы испытать веру Иова как самоцель, но и дать Иову возможность почитать своего Господа, Которому он дал торжественную клятву верности. Эта преданность становится важной частью космической борьбы между противником Иова и Господом. Доктор Элмер Смик, профессор Ветхого Завета по языку и литературе в Богословской семинарии Гордона-Конвелла, комментируя цель Иова, говорит: «Понимание этой борьбы является основополагающим для понимания основы Книги Иова, а также всей исторической драмы в Библии (Быт.3.15, Рим.16.20).

Обвинитель намекает, что верность Иова лицемерна (Иов 1. 9). Если бы только Бог удалил защитную изгородь, которую Он поместил вокруг Иова (ст. 10), этот «набожный» слуга проклял бы Бога в  лицо. Нападение на Бога идет через Иова, и единственный способ обвинить Обвинителя - это сам Иов. Сатане предоставляется ограниченный, но постепенно расширяющийся доступ к Иову - сначала к его имуществу, затем к его семье и, наконец, к его физическому благополучию. Несмотря на все это, хотя главная цель страданий Иова состояла в том, чтобы он предстал перед людьми и ангелами как трофей спасительной мощи Бога, зрелище той Божественной мудрости, которая является архетипом, источником и основой истинной человеческой мудрости.

Вопрос Господа в Иов 1. 8 имеет форму стиха из четырех строк. Он говорит о Иове с любовью и гордостью. Восхваляя Иова, Господь повторяет то, что было сказано в Иов 1: 1. Праведники редки; может быть, трудно найти  нескольких (Быт.18.22-33) или даже одного в городе (Иер.5.1). Но это возможно; и когда Господь наблюдает за хорошим человеком, Он радуется (Ис.42.1).

Цинизм - это сатанинская сущность. Сатана считает, что  нет ничего по-настоящему хорошего - ни у Иова в его неискренней благочестии, ни Бога в Его неискренней для сатаны щедрости. Вера в Божью благость - это сердце любви, надежды, радости и всех других сияющих вещей: цинизм - это неверие, а разум, обращенный к его злобе, - последний ужас дьявольского. Сатана задает свой насмешливый вопрос в Иов 1: 9-10: «Боится ли Иов Бога просто так?". Сатана знает достаточно о религиозных людях, чтобы убедить их в том, что они могут нечто получить. Это, несомненно, иногда правильно. Но «мирские заботы и ложное очарование богатства и всевозможных злых желаний» (Мк.4.19 NEB) вскоре отвлекают таких людей от Бога. Сатана знает, насколько обидно и насмешливо напоминать Богу о таких разочарованиях. Аргумент сатаны умен, поскольку он утверждает, что благочестие Иова искусственно. Вера Иова никогда не была подтверждена испытаниями, и она не делает Бога более благим. Господь с точки зрения сатаны облегчил Иову добродетель, Он . обеспечил преданность Иова некими благами и защитил его от зла. Эта мысль в Иов 1:10 является обвинением. Живая изгородь - это защитное ограждение (Ос. 2. 6), но это также может означать, что Иов оказался лишенным жизненного опыта.

Итак, вопросы Книги Иова  подняты и рассмотрены. Сатана пренебрегает характером и Иова, и Бога, заявляя: настолько ли Бог добр, что Его можно любить ради Него Самого, а не только ради Его даров? Может ли человек держаться за Бога, когда нет никаких преимуществ? Сатана предлагает испытание, чтобы доказать свою точку зрения. Он повелевает Богу испытать Иова. Язык сатаны резок; Это еще одно доказательство того, что сатана не принадлежит к кругу Божьих слуг. Господь принимает вызов. Сатана получает разрешение делать то, что ему нравится, со всем достоянием Иова, за исключением того, что он не касается его личности. И он уходит, желая продолжить свое зло.

Восклицание Иова в 1:21 - самое благородное выражение, которое можно найти в любом месте, где человек радостно принимает волю Бога как свое единственное благо. Человек может стоять перед Богом, лишенным всего, что дала ему жизнь, и все еще не утратить ничего. Его существо вошло в жизнь обнаженным из тела матери, и во время второго рождения в другое состояние, которое называется смертью, он снова перейдет в подобную наготу. Иов видит только руку Божью в этих событиях. Ему никогда не приходит в голову проклинать пустынных разбойников, стражей или собственных слуг, теперь лежащих мертвыми за их бдительность. Все вторичные причины исчезают; только Господь забирает, и только в Господе нужно искать объяснения этим странным событиям.

Что бы ни стояло за словами жены Иова, он отвергает их с яростью (2.10). Он не называет ее злой, просто глупой, то есть лишенной проницательности. Жена Иова думает, что Бог плохо обращался с Иовом и заслуживал проклятия. Но Иов не находит ничего плохого в том, что с ним случилось. В этот момент испытание Иова вступает в новую фазу, самую трудную из всех. Вместо того, чтобы помочь, слова жены и  друзей причиняют ему больше боли и подвергают его большему давлению, чем все другие вещи, которые случались с ним до сих пор. Он никогда не проклинал Бога, но все его человеческие отношения разрушены. Его отношение такое же, как и раньше (Иов 12.1). Бог в равной мере прав, когда дарит и забирает, и Он  одинаково прав, когда посылает добро или зло. "Принимать" - это хорошее активное слово, подразумевающее сотрудничество с провидением, а не просто подчинение. Такая положительная вера - это волшебный камень, который превращает все в золото, ибо когда плохое, как и хорошее, принимается от руки Бога, каждый жизненный опыт становится поводом для благословения. Цена высока, потому что легче понизить ваше представление о Боге, чем поднять свою веру до такой высоты.

Человек наблюдает за борьбой, поскольку вера Иова всячески напрягается искушениями увидеть причину своего несчастья в чем-то меньшем, чем Бог. Предсказания сатаны не сбываются, поскольку Иов не согрешил. Какими бы отвратительными и шокирующими ни были некоторые высказывания, которые Иов делает во время диалога, нам может показаться, что его нарушение обычных границ мимолетных религиозных разговоров может повлечь за собой осуждение осторожно благоговейных людей, но единственное осуждение, которое они получают от Бога, - это то, что Иов затемнял Божественную цель, говоря в неведении (Иов 38. 2).

Страдание как возмездие за грех

Иов 8: 2-7 учит, что страдание - это возмездие за грех. Разногласия между Иовом и его друзьями усиливаются в первой речи Вилдада. Он начинает не так хорошо, как Элифаз, но прямо обвиняет Иова в том, что он болтун, яростный, но пустой (Иов 8.2). Вилдад объективен и аналитичен в своей речи о Боге и человеке. В результате он - аккуратный, но поверхностный мыслитель. Он моралист, и в его простом богословии все можно объяснить двумя типами людей - безупречными (Иов 1.1) и тайно злыми (Иов 8. 13). Фрэнсис Андерсон, член Австралийского института археологии, пишет в серии комментариев к Ветхому Завету Тиндейла о Книге Иова: «Внешне это одно и то же, Бог отличает их тем, что процветает одно и уничтожает другое». Если предположить, что это всегда случается, то это ставит под сомнение справедливость Бога, и это, по мнению Вилдада, то, что делает Иов. Итак, Вилдад спрашивает: «Эль искажает справедливость или Шаддай извращает правду?» (KJV). Этот параллелизм иллюстрирует поэтическое устройство растягивания по двум параллельным линиям слов, составляющих одну фразу. Это не синонимичный параллелизм, поскольку имя Бога - «Эль Шаддай», а то, что Он делает, - «истинная справедливость».

Д-р Дэвид Клинс, профессор библейских исследований в Университете Шеффилда (Англия), прокомментировал Иов 8.2-7: «Вилдад, как и другие друзья, твердо верит, что страдание - это наказание». Кстати, Вилдад когда применяет эту веру к случаю Иова, он отличается от других друзей. Элифаз считает само собой разумеющимся, что Иов, по сути, является праведным человеком (Иов 4: 6) и только временно наказан Богом (Иов 5: 17-18) за некоторое несовершенство, неизбежное в любом смертном (Иов 4:17). Билдад, с другой стороны, оставляет вопрос праведности Иова под большим сомнением, когда он полностью возлагает свою поддержку на Иова при условии: «если ты невинен и честен» (Иов 4: 6).Непрерывное существование Иова является доказательством его невиновности, и Билдад хочет предложить ему надежду (ст.6-7, 21-22); он далеко не враждебен Иову, несмотря на укоризненное начало его речи (Иов 8: 2).

Иов не сказал, в чем его обвиняет Вилдад. Иов верит в Божью справедливость, но он не может этого увидеть. Шухитянин видит опасные последствия неопровержимых вопросов Иова. Действия Бога соответствуют поведению человека, поэтому Вилдад рассуждает в обратном направлении. По словам Вилдада, дети Иова согрешили. Иов был обеспокоен этим и жертвоприношением хотел покрыть даже их скрытые грехи (Иов 1: 5). Вилдад не признает возможности прощения. Ничто не может встать между грехом и его последствиями. Единственная альтернатива - быть чистым и честным (Иов 8.6) - на этом основании Иов может искать Бога и быть вознагражденным.

Таким образом, жизнь Иова из маленького начала превратится в великолепный конец (Иов 8: 7). Андерсон отмечает: «Некоторые комментаторы обнаружили несоответствие в совете сделать моление (Иов 8: 5), буквально «умолять о милости». Этот отрывок не учит отвержению доктрины благодати со стороны Билдада ».  Д-р Дерек Томас, доцент кафедры систематического и практического богословия в Реформатской теологической семинарии, комментируя это, говорит: «Для Вилдада все так просто и понятно : мы получаем то, что заслуживаем. Те, кто процветает в этом мире, таковы, потому что они праведны. Те, кто страдают, явно нечестивы. Кажется, нет никаких исключений из этого простого правила». Но некоторые исключительно злые люди преуспевают в этом мире. Это было, как следует отметить, тем, что беспокоило псалмопевца в Пс. 73. 3: «Ибо я завидовал безумным, когда увидел процветание нечестивых».

Страдание как подчинение тайне Божьего суверенитета

Такие места, как Иов 31: 35-37, 38: 2-7 и 42: 1-6 учат, что страдание является средством подчинения тайне Божьего владычества. Иов 31: 35-37 описывает последнее испытание, перед тем как Иов должен будет выслушать Господа.  Далекий от смущения, Иов до последнего воинственен, стремится решить свое дело, уверен в результате, он способен дать отчет обо всех своих действиях. Бедствия Иова начались, когда сильный ветер убил его детей (Иов 1:19). Господь был в этой буре, и теперь Он говорит из бури (Иез. 1.4).

Сначала Иов слышит упрек (хотя и не насмешку) за то, что он говорит без знания (38.2-7). Библия не считает неведение особым грехом или корнем греха. «Темный совет» стал крылатым выражением, часто применяемым к сумбурным разговорам, которые запутывают проблемы. Это не имеет отношения к несущественным дебатам между Иовом и остальными; совет относится к замыслу Бога. Поскольку, в конце концов, Господь скажет, что Иов сказал правду о Нем, здесь возникает серьезное противоречие, если Господь обвиняет Иова в сокрытии Божественного замысла. Совет здесь - скорее совет мудрого человека, так как это хорошая параллель со знанием. Иов полностью во тьме, потому что ему не хватает совета и знаний, которые Господь теперь даст Иову.

В Иове 42: 1-6 Иов удовлетворен, поскольку его видение Бога вышло за пределы всех предыдущих границ. Иов по-новому оценил масштабы и гармонию мира Божия, лишь малой частью которого он является. Это открытие не заставляет Иова чувствовать себя незначительным, но помогает ему понять, что он даже не может представить, каково это - быть Богом. Мир прекрасен и ужасен, и в нем повсюду виден Бог, могущественный и мудрый, и более загадочный, когда Его знают, чем когда Его различают лишь смутно. Господь говорил Иову, и один этот факт изумителен за пределами всякого удивления. Благодаря этому процессу Иов вырос в мудрости и сразу же обрадовался и испытал стыд.

Первый спонтанный всплеск Иова, столь отличающийся от его ответа на первое утверждение, является выражением безудержного восхищения. В Иове 42: 2 он по сути восклицает: «Ты можешь делать все! Ни один из Твоих замыслов не может быть сорван!». Иов повторяет вопросы, которые Господь задал ему в 38.2, и теперь отвечает на него. Иов признает, что он говорил, исходя из ограниченных знаний, слишком уверенно говоря о вещах, слишком чудесных для него, чтобы понять.  Иов цитирует слова, которые Господь произнес дважды (Иов 38: 3; 40: 7), и на которые он отказался отвечать в конце третьей речи. Теперь он отвечает, и его ответ положительный. Этот ответ имеет две стороны, неотделимые друг от друга, как стороны монеты. Иов получил знание о Боге и о себе. Бог приходит первым и наполняет его видение: «теперь мои глаза видят Тебя».. Надежда Иова (19: 24-27) обрела первое исполнение. Д-р Роберт Фьялл, профессор Ветхого Завета и иврита в Колледже Св. Иоанна в Шотландии, учит, что фраза «теперь мои глаза видят Тебя» приводит Иова к покаянию не за многие грехи, на которые ссылаются друзья, а за невежество и бесцеремонность.

Спор о Божьем провидении в истории Церкви

Некоторые люди верят в Бога, но отрицают христианское понимание Божьего провидения. Деисты верят, что Бог создал мир, но оставил его в покое, чтобы он развивался сам.. Для них Бог не вовлечен в дела людей и не направляет историю с любовью к определенной цели. Богословы процесса верят в Бога, но отрицают, что Он создал мир или что Он всемогущ. С их точки зрения, Бог всегда влияет на мир и делает все возможное, чтобы Он мог приносить добро и избегать зла, но ограничен в том, что Он может сделать. Более того, поскольку мир всегда существовал и будет существовать, он не движется к конечной цели.
Христианский взгляд отличается от обоих этих взглядов. Он подтверждает, что Бог создал мир, что Бог всемогущ, и что Он лично и глубоко вовлечен в мир, поскольку Он всезнающе направляет весь космос к конечной судьбе. Было несколько разных пониманий степени Божьего контроля над миром. В первые несколько веков церковной истории богословы решительно реагировали на распространенное мнение о том, что время управляется судьбой. В результате они подчеркивали человеческую свободу и склонялись к тому, что Бог

В конце IV - начале V в. Августин изменил эту точку зрения. В ответ на широко распространенное мнение о том, что жизнь определяется либо добрым богом, либо злым, равным или почти равным по силе (манихейство), Августин настаивал на том, чтобы все происходит только по воле Бога. Взгляды Августина оказали огромное влияние на всю историю Церкви. Некоторые богословы настолько отстаивали его взгляды на провидение, что отрицали, что люди свободны в любом смысле (например, Готшальк Орбейский в IX веке (НЕВЕРНО! - Пер.), но большинство продолжали утверждать свободу, в то же время настаивая на том, что Бог контролирует все сущее. Теологический термин для этой позиции - компатибилизм (совместимость), поскольку он настаивает на том, что вера в человеческую свободу совместима с верой в то, что Бог правит всем.

Нынешние дебаты вокруг провидения Божия начались в начале XVI века. Французский реформатор Жан Кальвин настоятельно подчеркивал учение Августина о том, что Бог контролирует все вещи, включая то, кто будет и кто не будет спасен. После смерти Кальвина теолог Якоб Арминий утверждал, что этот акцент на Божественном контроле несовместим с человеческой свободой и подрывает библейское учение о том, что Бог хочет, чтобы все спаслись. Взгляд  Арминия называется инкомпатибилизмом (несовместимостью), поскольку он утверждает, что человеческая свобода не совместима с Божьим контролем. Арминий все еще верил, что Бог «контролирует мир» в том смысле, что Он непременно достигнет Своих общих целей, но чувствовал, что Бог намеренно решил не контролировать некоторые вещи, так что решение человека верить или не верить во Христа является свободным. Согласно этой точке зрения, Бог заранее знает, кто будет и не будет верить, но не контролирует этого.

 Проблема зла

 Мать топит пятерых детей. В Ираке найдены братские могилы. Снайпер лежит в ожидании, держа в заложниках город. Ураган обрушился на жителей Флориды. Разлив нефти происходит в регионе Персидского залива. Смертельное цунами в океане 2004 года поражает сотни тысяч людей, оставляя их без крова.   Если Бог доброжелателен и всемогущ, как Он может допустить такие вещи?  Он закрывает глаза? Его нигде не найти? Есть некоторые вещи вне Его контроля? Кеннет Ричард Сэмплс является вице-президентом по теологической и философской апологетике в некоммерческой и межконфессиональной организации Reasons to Believe. Он объясняет сложность вышеуказанных вопросов: «Самая большая проблема для истины христианства связана с извечной проблемой зла.  Дилемма зла поднимает вопрос о том, является ли христианская концепция Бога последовательной. Многие люди называют существование зла и страдания своей главной причиной отказа от веры в христианского Бога».

Целые книги были написаны по проблеме зла. Кратко изучая нехристианские точки зрения и исследуя природу и цель зла, можно выработать базовый христианский ответ на этот апологетический вызов. В то время как проблема зла и страданий поднимает сложные вопросы, историческое христианство дает на них уникальные и убедительные ответы.

В мире есть зло. От Первой мировой войны до современных конфликтов на Ближнем Востоке и во всем мире просто невозможно отрицать, что в мире есть зло. Избавление от зла как иллюзии - серьезный отход от реальности. Зло уродливо и мучительно, и его последствия разрушительны. Факт зла в мире и особенно в людях поднимает серьезные вопросы о его связи с христианским видением бесконечно любящего и могущественного Бога. Некоторые люди утверждают, что зло и христианский Бог логически не могут сосуществовать. Они предполагают, что существование зла неизбежно ведет к отрицанию существования Бога.

Почему Бог допускает зло и страдания?

Люди часто спрашивают: «Почему Бог допускает зло и страдания?» Христиане должны избегать презумпции относительно причин зла и страданий, потому что этот вопрос остается глубокой загадкой. Как мы сказали во введении к этой статье, попытка объяснить, почему в мире, созданном добрым Богом, существует зло, называется теодицеей (оправданием путей Бога). Хотя по этому вопросу можно сказать гораздо больше, необходимо обратить сложному внимание на три момента.

Во-первых, у Бога есть морально адекватная, но еще не полностью раскрытая причина, позволяющая допускать зло и страдания. Господь заверяет Свой народ в том, что Его указы и действия праведны и святы. Писание изобилует заявлением о нравственном совершенстве Бога и Его справедливых отношениях с человечеством. Патриарх Авраам говорит в Быт.18.25: «Разве Судья всей земли поступит неправосудно?». И в Пс.89.14 псалмопевец провозглашает: «Праведность и справедливость - основание  престола Твоего» (KJV). Доктор Грег Бансен, считаясь одним из величайших апологетов в истории церкви, сказал: «Хотя у Бога есть морально оправданная причина для всего, что Он делает, в качестве суверенного Правителя вселенной Господь редко решает объяснить Себя Своим созданиям».

Кроме того, Бог в своих решениях не подвержен критике конечных и несовершенных людей. Даже если бы Бог подробно объяснил свои конечные цели людям, нет никакой реальной причины думать, что они могут полностью понять Его величественные пути. Дивное обсуждение Богом с Иовом проблемы зла и страданий впоследствии открывает непостижимую мудрость Бога и ограниченное понимание Иовом цели Творца в творении и искуплении (Иов 38: 1: -11; Ис. 55: 8-9; Рим. 11. 33- 36).

Во-вторых, Божий суверенитет и слава будут явлены в Его окончательным господстве над злом. Краткий Вестминстерский катехизис начинается с вопроса: «Какова главная цель человека?» Ответ: «Главная цель человека - прославлять Бога и наслаждаться Им вечно». Все великие дела Бога (творение и искупление) предназначены для того, чтобы проявить Божий суверенитет и славу. Тем не менее, окончательное господство Бога над злом и грехом тем более явит Его великолепие и господство.

Это господство уже началось с жизни, смерти и воскресения Божественного Мессии: Иисуса Христа. Божий план борьбы со злом готовится в творении, но исполняется в искуплении. Сатана и его силы уже побеждены с первым пришествием Христа как Спасителя (Евр.2.14-15), и все зло и человеческий грех навсегда будут побеждены при втором пришествии Христа как Судьи и Царя (Откр. 21). После этих катастрофических эсхатологических событий Господь принесет новое творение, навсегда свободное от зла и его последствий.

Откр.21.1-3 говорит о том, что Бог сотворил новое Небо и новую Землю вместе со Святым Городом - Новым Иерусалимом. В это славное время все грехи, страдания и печали будут устранены навсегда. Бог искоренит проблему зла. Апостол Иоанн дает пророческий проблеск этого славного вечного века, входяшего в книгу Откровения, когда он заявляет: «Они будут Его народом, и сам Бог будет с ними и будет их Богом. Он сотрет каждую слезу с их глаз. Там не будет больше ни смерти, ни скорби, ни плача, ни боли уже не будет, потому что прежнее прошло» (Откр.21.4 KJV).

В-третьих, Бог допускает зло и страдание из-за большего блага, которое вытекает из него. Согласно Писанию, великое благо для человечества произошло от величайших злодеяний. Иисус Христос, не кто иной, как Бог в человеческой плоти, пришел, чтобы открыть Божью любовь человечеству. Хотя Он совершенно свят и невиновен, Его отвергли как религиозные, так и политические власти, ложно обвинили, осудили, а затем избили и казнили как обычного преступника. Иисус перенес агонию римской смертной казни - распятие. Тем не менее, Бог спланировал этот невероятный провал правосудия от вечности ( Деян.2.22-23 ). Из этого ужасного явления злобы и страшной агонии произошло Божественное искупление грешников. Бог вывел величайшее добро из величайшего зла. Слова Августина объясняют это лучше всего: «Всемогущий Бог, Который, как признают даже язычники, обладает высшей властью над всеми вещами, будучи Сам в высшей степени добрым, никогда бы не допустил существования чего-либо злого среди его дел, если бы Он был не настолько всемогущим и добрым, что Он может извлечь добро даже из зла».

Божьи цели для зла и страдания

В то время как христиане должны быть осторожны в утверждении, что они знают Божьи цели, стоящие за конкретными случаями несправедливости и страданий, Библия раскрывает понимание того, как Бог использует зло и страдания. Во-первых, Бог может использовать их, чтобы привлечь внимание неверующего и, в конечном счете, привлечь человека к Себе ( Зах.13.7-9, Лк.13.1-5, Иоан.9 ). Христианский апологет Уолтер Мартин обычно говорил, что некоторые люди не будут смотреть на Господа, пока не будут лежать. Зло и страдания могут шокировать людей и вырвать из их жизни, отвлекающей и безразличной к духовным вещам, и даже иногда из-за их ложного чувства безопасности. Таким образом, Божья благодать может использовать проблемы, чтобы привести человека к вере. Как красноречиво говорит К. С. Льюис: «Бог шепчет нам в наших удовольствиях, говорит в нашей совести, но кричит в наших страданиях: это Его мегафон, чтобы пробудить глухой мир».

Во-вторых, Бог может использовать результаты зла и страданий, чтобы выстроить нравственный и духовный характер Своего народа или выразить отцовскую дисциплину (Рим.5.3, Евр.10.35, 12.4-11). Храбрость достигается только благодаря противостоянию страхам, так же как сталь должна очищаться огнем. Чтобы вера росла, ее часто нужно проверять огнем. Бог выражает больше заботы о Своих детях, чем об их утешении. Поэтому Бог использует зло и страдание, чтобы способствовать духовной зрелости верующего. Апостол Павел, который перенес много зла и страданий, объясняет причинно-следственную связь между страданием и характером: «Но мы также радуемся нашим страданиям, потому что мы знаем, что страдание порождает настойчивость; настойчивость - характер; и характер - надежду» (Рим.5.3 KJV).

Любящий земной отец воспитывает своих детей. Хотя это неприятно для них в то время, дисциплина имеет решающее значение для роста ребенка как ответственного человека. Бог также позволяет злу и страданиям вести к дисциплине в жизни Его детей. Как пишет автор Послания к Евреям, мы должны «терпеть лишения как дисциплину", если Бог относится к нам как к сыновьям (Евр.12.7). Однако источником уверенности для христианина является то, что Бог не позволяет злу и страданиям войти в его жизнь, не произведя большего блага для этого человека. Апостол Павел излагал это Божественное обетование в Рим.8.28:  «И мы знаем, что Бог во всем действует во благо тех, кто любит Его, кто был призван согласно Его замыслу». Это ответ, лицом к лицу со злом, на то, что страдание никогда не бывает легким, даже если человек знает, что Бог в конечном счете контролирует ситуацию.

 Последние мысли

Три важнейших утешения могут помочь христианам, когда они сталкиваются со злом и страданиями. Во-первых, христиане могут знать, что они никогда не страдают в одиночестве. Бог знаком со страданиями, потому что Он страдал во Христе. Иисус пришел в мир как человек, страдающий с людьми и за них. Сам Бог вошел в грубую, безобразную среду мирового зла. Из всех мировых религий только христианство раскрывает Бога, Который страдает с человечеством и ради него! Его страдания в Его земной жизни и отношениях - и на кресте - могут изменить опыт страданий Его народа.

Даже сейчас Иисус служит великим Первосвященником, ходатайствующим за верующих во время их испытаний и трудностей. Иисус не в стороне и не безразличен к человеческим страданиям, потому что Он страдал какБогочеловек. Автор Послания к Евреям описывает роль Христа как сочувствующего Первосвященника в Евр.4.11-14, где говорится: «Поэтому, поскольку у нас есть Великий Первосвященник, Который прошел через небеса, Иисус, Сын Божий, давайте твердо придерживаться веры, которую мы исповедуем. Потому что у нас не первосвященник, который не в состоянии сочувствовать нашей слабости, но у нас есть Тот, Кто испытан во всех отношениях, так же, как мы, но при этом безгрешен. Тогда давайте с уверенностью приблизимся к престолу благодати, чтобы мы могли получить милость и обрести благодать, чтобы она помогла нам в трудную минуту» (KJV).

Во-вторых, Бог призывает Своих детей жить жизнью веры (уверенности и доверия) в благость и суверенитет Бога, несмотря на присутствие зла и страданий. Писание указывает на убедительные примеры Авраама, Моисея, Иова и Павла. По словам знакомой песни, христиане не знают, что ждет их в будущем, но они знают, Кто творит будущее. Вера - это доверие к характеру Бога, когда обстоятельства болезненны и запутаны. Христиане могут доверять Богу среди страданий, потому что они знают о Его характере и обетованиях. Апостол Павел заверяет Церковь, задавая и отвечая на вопрос: «Кто отделит нас от любви Христа? Должны ли быть беда, лишения, гонения, голод, нагота, опасность или меч? Нет, во всем этом мы более чем победители через Того, Кто возлюбил нас» (Рим.8.35-27 KJV).

Наконец, зло и страдание выходят за рамки логической или философской ситуации - это глубоко личные и человеческие проблемы. Когда люди сталкиваются со страданиями, им нужны утешение и уверенность. Христиане могут и должны эффективно противостоять злу и страданиям, утешая тех, кто поражен злом, и облегчая страдания окружающих их людей. В нашем примере с Иовом  можно найти исторический христианский ответ на проблему зла и страданий, а также личность Иисуса Христа. Бог пришел во плоти, чтобы исцелить страдания Своих детей, чтобы утешить их, а также научить их и в конечном итоге уничтожить силу зла. Страдание Бога в законченной работе Христа - решение проблемы зла для людей.

Anderson, Francis I, The Book of Job an Introduction and Commentary (Illinois, Intervarsity, 1976), 151.
Augustine, The Enchiridion on Faith, Hope and Love, Ch.11, in the Basic Writings of Saint Augustine, vol. 1, d. Whitney J. Oates (Grand Rapids: Baker, 1992).
Bahnsen, Greg L., Always Ready: Directions for Defending the Faith, ed. Robert R. Booth (Texarkana, AR; Covenant Media Foundation, 1996), 170.
Evans, C. Stephen, “Theodicy,” in Pocket Dictionary of Apologetics and Philosophy of Religions (Downers Grove, IL: Intervarsity, 2002), 114.
Clines, David J.A., Job 1-20: Word Biblical Commentary (Columbia: Word, 1989), 201.
ESV Bible (Illinois, Crossway, 2002).
Fyall, Robert, Now my eyes have seen You: Images of Creation and evil in the Book of Job (Illinois: Intervarsity, 2002), 53.
Lewis, C.S., The Problem of Pain (New York: Macmillan, 1962), 93.
Loehr, M, Die frei Bildad-Rede im Buche Hiob, BZAW 34 (1920) 107-12.
McGrath, Alister E., Intellectuals Don’t need God and Other Modern Myths (Grand Rapids: Zondervan, 1993), 104-105.
Mohler, Albert, “The Goodness of God and the reality of Evil,” August 30, 2005, accessed July 6th,2010. Packer, J.I., “Theodicy,” in Sinclair B. Ferguson and J.I. Packer, New Dictionary of Theology (Downers Grove, IL; Intervarsity, 2000), 679.
Reformed Confessions Harmonize, ed. Joel R. Beeke and Sinclair B. Ferguson (Grand Rapids: Baker, 1999), 3.
Samples, Kenneth Richard, Without a Doubt Answering the Twenty Toughest Faith Questions (Michigan, Baker Books, 2004), 239.
Smick, Elmer, Job: The Expositor’s Bible Commentary Volume 4 With the New International Version (Michigan: Zondervan, 1988), 880.
Thomas, Derek, The Storm Breaks: Job simply explained(New York: Evangelical Press, 2005), 95.