Новости
Цель Труда и Отдыха. М.В. ван Пелт (M.V. van Pelt). |
Богословие - Статьи |
/М.В. ван Пелт – профессор Ветхого Завета и Библейских языков, директор Летнего Университета Библейских Языков, а также декан Реформатской Теологической Семинарии в Джексоне (Миссисипи).// Какой смысл в труде и отдыхе? Задавать этот вопрос — то же самое, что спрашивать о смысле дыхания. Подобно дыханию, повторяющийся цикл труда и отдыха просто необходим нам, чтобы жить, он встроен в само творение, прекращается со смертью и снова начинается для всех верующих после воскресения в жизнь вечную. Вся полнота жизни занята этим ритмом смены труда и отдыха. Мы работаем и отдыхаем каждый день, каждую неделю, каждый год, каждый период жизни. И это не случайно. Так и было задумано Богом. На самом деле, труд и отдых — это часть природы Бога. И наше участие в них — это ещё один способ поклонения Ему. Вот в чём заключается смысл нашей работы, и вот зачем мы отдыхаем. Первое, мы должны понять, что мы работаем именно потому, что были созданы по образу и подобию Бога, ведь Он трудиться от вечности. Носители образа были созданы для подражания Ему. Посмотрите на труд Бога, описанный в Быт. 1. Он создаёт, делает, повелевает, называет, формирует, образует, разделяет, устанавливает и благословляет всё видимое творение. В Быт. 2:2-3, его действия несколько раз названы «делами» (англ. - работа, прим пер.). После субботнего отдыха в Быт. 2 описывается как Бог начал процесс управления и созидания нового мира. Он насадил сад (первый труд по обработке земли) и даровал его Своему заветному народу для жизни и питания. Бог был первым работником в мире и первым мастером своего дела. Когда мы поймём, что труд — это выдающееся свойство Бога — творца всего, что есть, то нас уже не будет удивлять, что носители Его образа не только могут, но и должны трудиться. В первой речи к человеку (Быт. 1:28) Бог заповедал ему трудиться. Написано: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Бог был первым работником на земле. И Он создал людей для продолжения Своего труда. Бог наполняет землю, владеет и управляет ей. И носителям Своего образа Он заповедал делать то же самое. Другими словами, роль людей — это царственное управление и наполнение этого мира. С этой точки зрения, работа уже никак не может выглядеть как нечто посредственное или недостойное нас. Наоборот — это то, для чего мы были созданы, это подражание Богу. Второе, именно из-за того, что мы были созданы по образу и подобию Бога, а также получили от Него заповедь трудиться, наша работа, по своей сути, является действием прославляющим Бога. То есть работа — это поклонение. Связь слов «поклонение» и «работа» очень легко можно увидеть в Иврите. Но мы можем понять эту связь и через наш язык. Для начала давайте рассмотрим как один и тот же глагол переведён с Иврита двумя разными словами. В Быт. 2:5 написано «не было человека для возделывания земли», а в Пс. 99:2 написано: «Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!». Так вот, «возделывать» и «служить» - это два значения одного и того же слова. То есть труд — это служение, труд — это поклонение. Эта важна связь между трудом и поклонением видна не только в Ветхом Завете. Новый Завет говорит то же самое. В Кол. 3 апостол Павел повелевает весь наш труд и все наши слова посвящать Богу, как благодарственную жертву: «Все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3:17). Это же повеление снова повторяется всего через несколько стихов: «Все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу» (Кол. 3:23-24, см. также 1 Кор. 10:31). В этих стихах он напоминает нам, что трудиться надо усердно, трудиться надо для Господа, и трудиться надо ради награды от Него. Так должно быть поскольку работа — это служение Богу, это поклонение Господу Христу. Другими словами наша работа действительна важна. Это не что-то нейтральное, земное, не что-то временное, призванное занять нас только пока мы ждём отшествия на небеса. С самого начала это было вписано Богом в наше ДНК. Поэтому у нас есть власть и сила для формирования нашей собственной культуры и исполнения Великого Поручения (проповедь Евангелия всей земле). Даже Иисус — Бог во плоти, трудился, чтобы воздать славу Богу Отцу: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин. 17:4). Эта связь между трудом и прославлением Бога напоминает нам, что труд — это поклонение, а поклонение — это труд. Третье, отдых от труда тоже заложен в нас Богом вместе с Его образом. Выше мы разобрали, что мы трудимся из-за того, что Бог трудиться, а мы Его подобия. Точно также, мы должны отдыхать, поскольку и Бог отдыхает от Своих трудов. И труд, и отдых — это действия по примеру Бога. Это две стороны одной монеты. И чтобы понять назначение нашего отдыха, мы должны понять почему Бог отдыхал от Своих трудов, и что означает Его отдых. В Быт. 2:1-3 записано как Бог отдыхал после создания мира. 2 и 3 стихи описывают и причину и результат отдыха Бога в седьмой день: «Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». Текст ясно показывает нам причину для отдыха Богом в седьмой день: Он закончил Свой труд. Другими словами, Бог заслужил отдых тем, что завершил [определённую] работу. Здесь указывается также и на то, что Бог был доволен тем, что Он совершил, и что труд был полноценным, достаточным и завершённым. Он не оставил свой труд из-за усталости. Нет, Он «почил... от всех дел Своих» потому, что Он «совершил» их, и потому, что они были «весьма хороши» (Быт. 1:31). Итак, из-за того, что Бог отдыхал в седьмой день, Он благословил Его и освятил. И этим Он отделил этот день от всех остальных дней недели, сделал его специальным, особым, уникальным. Вот и получается что, после совершения большого труда, Бог отдыхал, и из-за отдыха Он благословил тот день. Как Бог отдыхал после трудов Своих, так должны поступать и носители Его образа. Но это не должно происходить из-за усталости или истощения, хотя так тоже бывает. Чтобы наш отдых был истинным отдыхом, Он должен быть подобен Божьему. Это означает, что наш отдых должен быть результатом завершения каждодневного труда, к которому мы призваны в этой жизни. Чтобы люди лучше понимали это, Бог заповедал Израилю отделять один день для отдыха после совершения всех недельных дел. «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих» (Исх. 20:8-10). Когда мы отдыхаем после совершения труда, к которому каждого из нас призвал в этой жизни Бог, мы выражаем удовлетворение своей работой и признаём Его верховную власть над всем творением, которую Он осуществляет через нас. Такой отдых защищает нас от уродливой мании, говорящей, что всё зависит от нас. Он напоминает нам о доверии Богу, который всё доводит до логичного финала. Не зависимо от того большое это, как всё творение (Быт. 2:1-3) или малое, как жизни отдельных людей (Фил. 1:6). Но, что более важно, когда мы отдыхаем таким образом, мы начинаем приобщаться к благословению Божьего покоя в седьмой день, в день Его удовлетворения [Своим трудом]. И когда мы тоже будем чувствовать Божье удовлетворение, мы сможем познать истинный смысл своего труда и настоящий смысл отдыха. Знаете ли вы по настоящему зачем трудитесь и для чего отдыхаете? Если нет, послушайте снова призыв Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).
|