ВЕЛИЧАЙШАЯ НУЖДА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.Джеймс Эдвард Мак-Голдрик
Богословие - Статьи

 
Одна из самых заметных фигур в Новом Завете - апостол Павел, динамичный христианский миссионер и автор тринадцати Посланий, некогда бывший выдающимся раввином. Когда он познакомился с учением, что Иисус - это долгожданный Мессия, он первоначально отреагировал на это резко отрицательно и начал преследовать людей, которые верили Иисусу и принимали Его притязания на мессианство. Савл (Шауль), как он тогда именовался, искренне стремился защищать религию предков против учения Христа и Его учеников, и он правильно понял конфликт между своей верой и христианской, состоявший в поиске праведности, то есть того, что Бог требует от людей, чтобы они были приемлемы для Него. В своем письме к пастве в Филиппах Павел упоминал свое прежнее рвение как "гонителя Церкви Божией", и он определил свою изначльную религиозную принадлежность как веру "преданного фарисея", то есть человека, стремящегося к достижению личной праведности через строгое соблюдение раввинистических установлений. Как мудрец, он был удовлетворен тем, что считался "по правде законной непорочным" (Фил.3.4-6).
 
Праведность Божия
 
Когда Савл искал праведность, он был озабочен тем, чтобы быть с Богом, тем путем, который достоин Его и приемлем для Его воли. Бог Библии описывает Себя как праведного Творца и Правителя Небес и земли, и Он часто являет суровое недовольство людьми, которые не смогли явить праведность своей жизнью. Когда Бог угрожает разрушить города Содом и Гоморру за нечестие их народа, Авраам спрашивает: "Судия всей земли поступит ли неправосудно?" (Быт.18.25). Он понял, что Бог всегда поступает правильно, потому что праведность является атрибутом Божественного характера. Он понял также, что Бог вполне чист и свят, так что только Он является стандартом, по которому следует отличать правильное от неправильного.
Писание и обычная практика ассоциируют праведность с судом, который оправдывает только праведных. После своего обращения к вере в Иисуса Христа, Павел свидетельствовал: "А теперь готовится мне венец правды, который Господь, праведный Судия, даст мне" (2 Тим.4.8 KJV). На всем своем протяжении Библия заверяет верующих в праведности Бога и справедливости Его суда. Он никогда не может быть неправ.

Авраам, Павел и другие герои Библии поняли, что абсолютно праведный Бог, спасший их от греха, требует праведности от Своих людей. Пророк Амос возвещал евреям: "Пусть справедливость течет как река, и правосудие - как широкий поток" (Ам.5.24  KJV). Бог требует послушания Своему закону, который, как утверждал Павел, является "святым, праведным и добрым" (Рим.7.12). По словам Псалма,  "Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны" (Пс.18.8-10). Неисполнение законов, заповедей и уставов Бога - это неправда. Неправильная вера и практика оскорбляет Бога и провоцирует Его праведный гнев и суд, как и в случае Содома и Гоморры.
 
Неправда человечества
 
Отказ людей удовлетворить требования Бога очевиден. Даже те, кто согласен с Божественным законом, не исполняют его требований. Закон Божий требует идеального соблюдения Его заповедей. Как сказал Иисус: "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный" (Мтф.5.48). Заповеди Божественного закона не являются идеалами, к которым лишь стремятся самые благочестивые люди. Они имеют обязательную силу, и им все должны повиноваться. Это не факультативные требования, но обязательства.

Несоблюдение требований Божьих приводит к санкциям Его справедливости, что означает кары, предусмотренные законом. Его праведный характер не терпит меньшего, чем совершенство. Никакие религиозные практики не компенсируют неудачи. Религия без праведности является оскорблением Бога. Об очень религиозном народе, древнем Израиле, который стремился исполнять все свои церемониальные обязанности, Бог сказал: "Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших.  Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать" (Ам.5.21-23).

Писание обвиняет весь род человеческий в неисполнении требований Божиих. Апостол Павел утверждает: "Нет праведного ни одного" (Рим.3.10). Как Бог покарал Содом и Гоморру, Он явит справедливость ко всем грешникам, ибо «гнев Божий раскрывается с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою" (Рим.1.18).

Даже лучшие из людей не могут удовлетворить Божьим праведным требованиям. Павел, будучи раввином, пытался, и всерьез. Он описал свои усилия так: "Хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный.  Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.  Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа  и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере" (Фил.3.4-9).

Очень немногие люди прилагали усилия, сопоставимые с Павлом, чтобы получить праведность, и никому этого не удалось. Тем, кто попробовал, был Мартин Лютер, пионер протестантской Реформации, некогда преданный монах. Лютер принял монашество в надежде освободить себя от бремени тревог, зная свой личный грех. Он превысил всякую суровость самоотречения в том, чтобы достичь своих целей, но это не принесло ему мира с Богом. Напротив, опыт своих неудач привел его почти что к бунту против Бога. Предоставленные самим себе, грешники всегда терпят безнадежные неудачи, особенно когда они пытаются сами достичь своего спасения.
 
Праведность Христа вне нас
 
Один из самых актуальных для нас вопросов был задан уже в одной из древнейших книг Библии. Иов спросил: "как человеку оправдаться пред Богом?" (Иов 9.2). Апостол Павел нашел ответ в Евангелии Христа. Описав свои впечатляющие достижения в качестве раввина, он сказал, как он получил ту правду, в которой нуждался. Своим друзьям в церкви в Филиппах он писал: "все (свои достижения) почитаю за сор, чтобы приобрести Христа  и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере".

В Евангелии Павел обнаружил эту чужеродную праведность, то есть праведность Другого, праведность Иисуса Христа. Иисус, Сын Божий, совершенно праведен. О Нем Бог Отец сказал: "Это Сын Мой возлюбленный, в Нем Мое благоволение" (Мтф.3.17). Иисус угоден Отцу, ибо Он есть безгрешное совершенство и безупречная праведность. А Своем активном послушании Богу Он исполнил все Его требования. Поэтому Он мог спросить Своих критиков: "Кто из вас обличит Меня в грехе?" (Иоан.8.46). Безгрешный характер Христа сделал Его, как сказал апостол Петр, "Агнцем без пятна и порока" (1 Пет.1.19).

Праведность Христа является Его природой. Она становится для нас чужеродной праведностью, когда грешники признают свою неспособность удовлетворить требования Бога и полагаются только на Христа для своего прощения и вечного спасения. В этот момент праведный Бог вменяет верующим грешникам праведность Своего Сына. Подобно Павлу, здесь те, кто верят во Христа, получают праведность, которая "через веру во Христа, праведность от Бога по вере" (Фил.3.9).
Желая исполнить требования Божией праведности, люди не должны искать ее внутри себя, ибо внутри них нет спасения. Они не могут также зависеть от их религиозного наследия или от личных религиозных представлений. Они нуждаются только в праведности Христа. Писание утверждает, что Бог "сделал Его грехом за нас, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом" (2 Кор.5.21). Это двойственный акт: чтобы сделать грешников праведными пред Ним, Бог вменяет их грех Христу и праведность Христа им.  

Принятие праведности Христа через веру несет оправдание, то есть принятие Богом, основанное на активном послушании Христа, то есть Его повиновении воле Отца, и на Его пассивном повиновении, в котором Он как Спаситель претерпел смерть на кресте, чтобы понести наказание за грех.

Тот же Павел, который испытал это оправдание, писал о нем подробно в письме к церкви в Риме, где он сравнивал закон, который требует совершенной праведности, что грешники не могут достичь, и Евангелие, которое дарует праведность людям, чувствующим свою величайшую нужду - быть с Богом. Он объясняет: "Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса" (Рим.3.21-26).
Иисус Христос Своей безгрешной жизнью и жертвенной смертью удовлетворил все требования Бога и в полном объеме понес кару за верующих, которым нечем удовлетворить Божии требования. Лишенные личной праведности, через доверие к Сыну Божию они получают Его идеальную чужеродную праведность.

В XVI веке великий богослов Мартин Лютер сделал то же открытие, изучая то, что сделал апостол Павел на 1500 лет раньше. Лютер по сути вновь узнал об оправдании праведностью Другого, методически изучая Павла. Как некогда апостол, Лютер стремился удовлетворить Бога строгим соблюдением религиозных правил. Он стал монахом в надежде на достижение праведности, ибо видел это необходимым. В Послании к Римлянам Лютер нашел истину Евангелия, учение об оправдании: "Праведный верою жив будет" (Рим.1.17). Лютер сравнил это открытие с рождением заново и переживанием рая на земле. Затем он сделал вывод, что это то учение, вместе с которым стоит или падает Церковь. Оправдание только по благодати только через веру только Христом - это сердце Евангелия, и это значит, что грешники, такие, как Павел и Лютер, должны оставить все претензии на личное достоинство, основанные на их делах, и уверовать в Сына Божия, от Которого они только и могут получить чужеродную праведность, в которой больше всего нуждаются люди.   

Дорогой друг, возможно, вы, читая эту статью, поняли, как и миллионы других людей, вашу нужду в совершенной праведности, чтобы быть с Богом. если да, то радуйтесь, что Дух Божий открыл вам эту нужду. Иисус обещал, что Святой Дух будет служить нам после того, как Спаситель вернется на небеса. Когда приходит Дух, Он "обличает мир о грехе, о правде и о суде" (Иоан.16.8). Если Дух Божий осуждает вас, примите Христа верою в Евангелие и получите Его праведность. Это величайшая нужда человечества.