ЧТО ТАКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ Захария Урсинус
Богословие - Статьи


1.Что такое Евангелие?

Термин «Евангелие» означает: 1. Радостная весть, хорошая новость. 2. Жертва, предложенная Богу за хорошую новость. 3. Вознаграждение, которое дается тому, кто возвещает эту хорошую новость. Здесь оно означает учение, или радостную весть Христа во плоти. «Я возвещаю вам великую радость, ибо ныне родился вам в этот день в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2.10,11).

Слова epaggelia и euanggelia имеют несколько разные значения. Первое означает обещание посредника, который должен был прийти, а второе – возвещение посредника, который уже пришел. Это различие не всегда соблюдается, и оно скорее в словах, обозначающих Мессию и Его достояние, а не в сути, так что разница заключается здесь только в обстоятельствах времени и порядка Его явления, как ясно из Писания: Иоан.8.56, 14.6, 10.7, Еф.1.22, Евр.13.8).

Евангелие, таким образом, есть учение, которое Сын Божий, наш Посредник, возвестил еще в раю, сразу после падения, и которое Он принес от Вечного Отца, обещавшего и объявившего о благодати и милости Божией всем, кто кается и верит, об освобождении от греха, смерти, осуждения и гнева Божия, что то же самое, что и сказать, что Он обещает прощение грехов, спасение и вечную жизнь ради Сына Божия, Посредника; Святой же Дух производит ради этого действенную работу в сердцах верующих, разжигая в них веру и покаяние и полагая начало вечной жизни.


Можно также в соответствии с 18,19 и 20 вопросами Катехизиса определить Евангелие как учение, которое Бог открыл изначально в раю, а затем возвестил через патриархов и пророков, которым Он благоволил предоставить тени жертв и других церемоний закона, и которое Он устроил через Своего Единородного Сына, ибо Госполдь наш Иисус Христос сделался для нас мудростью, праведностью, освящением и искуплением, так что мы можем сказать, что Он является идеальным Посредником, удовлетворяющим за грехи человеческого рода и восстанавливающим в правде и вечной жизни тех, кто через веру привит к Нему и принимает Его преимущества.

Следующие места Писания подтверждают это определение, которое мы дали Евангелию: Иоан.6.41, Лк.24.47, Иоан.1.17.

2.Евангелие всегда было известно Церкви или это новое учение?

Евангелие иногда означает учение об обещании благодати и прощения грехов, предоставленного свободно, за счет жертвы Мессии, сначала еще не пришедшего во плоти, а затем - учение Мессии, уже пришедшего. В последнем смысле, употребляемом не всегда, оно началось с Нового Завета. В первом же смысле оно всегда было в Церкви, ибо сразу же после падения оно было дано в раю нашим прародителям, позже дано патриархам и пророкам и, наконец, было вполне исполнено и явлено Самим Христом. Доказательства этого следующие.

(1). Свидетельство апостолов. Петр говорит: «О нем свидетельствуют все пророки, и всякий верующий во имя Его получит прощение грехов». «К сему-то спасению относились изыскания пророков» (Деян.10.43, 1 Пет.1.10). Павел говорит о Евангелии, «которое Бог прежде обещал чрез пророков Своих» (Рим.1.2). Сам Христос говорит: "Если бы вы верили Моисею, то поверили бы Мне, потому что он писал о Мне" (Ин. 5. 46)

(2) Обещания и пророчества, которые относятся к Мессии, подтверждают то же самое. Это следует тщательно заметить, поскольку, как мы знаем, у Бога есть от начала и до конца мира одно и то же учение, и один путь спасения через Иисуса Христа по сказанному: "Иисус Христос тот же вчера, сегодня и навсегда ». "Я есмь Путь, Истина и Жизнь;. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня" "Моисей писал о Мне" (Евр. 13.8, Ин. 14.6, 5.46.) Кто-нибудь спросит, как Моисей писал о Христе? Мы отвечаем: 1. Перечисляя обещания, которые были по отношению к Мессии: «Благословятся в семени твоем народы земные»… Бог воздвигнет пророка… Восстает звезда от Иакова… Не отойдет скипетр от Иуды, доколе не придет Примиритель» (Быт.12.3, Втор.10.15, Быт.49.10).

2. Ограничивая эти обетования определенной семьей, от которой должен родиться Мессия, и к которой обетования относятся больше чем к кому-либо. 3. Все левитское священство, торжественные богослужения, жертвы, приношения, алтарь, храм и другие вещи, описанные Моисеем, ожидали Христа; цари и царства Израиля предвещали Его и Его Царство. Следовательно, Моисей написал многое о Христе. 

Возражение 1. Павел говорит, что Евангелие было обещано через пророков, а Петр – что пророки пророчествовали о благодати, которая должна была прийти к нам. Поэтому Евангелие было не всегда.
Ответ. Мы допускаем, что Евангелие было не всегда, если мы понимаем его как учение об обещании благодати, как оно осуществляется через явление Христа во плоти, с ясностью и доказательностью, но через пророков оно было только обещано: 1. В отношении к исполнению тех вещей, которые в Ветхом Завете были предсказаны о Мессии. 2. В связи с более ясным познанием обетования благодати.

3. В отношении более обильного излияния даров Святого Духа, до того как Христос пришел, умер, воскрес и воссел одесную Отца; все это было проповедью о Христе, Которому надлежало прийти в будущем и исполнить все эти вещи. Тем не менее Евангелие уже тогда было радостной вестью о величии и благах Мессии, Которому надлежало прийти, достаточной для спасения древних отцов, как сказано: «Авраам видел день Мой, и возрадовался». «О Нем свидетельствуют все пророки». «Христос есть конец закона» (Иоан.8.56, Деян.10.43, Рим.10.4).

Возражение 2. Апостол Павел говорит, что Евангелие было тайной, которая держалась в секрете от начала мира и в прежние времена не была известна сынам человеческим (Рим.16.25, Еф.3.5).

Ответ. Это возражение содержит неверное разделение вещей, которые не должны быть разделены. Апостол добавляет в связи со сказанным, и это не должно быть опущено, что в прежние времена Евангелие было известно, хотя и не так четко и меньшему числу людей, чем сейчас. Это возражение слабо также потому, что может пониматься лишь в определенном смысле: из того, что Евангелие было известно меньше, не следует, что оно было сокрыто совсем, ибо это так только на фоне того, что ныне оно ярче и известно большему числу людей. Оно было известно отцам, хотя и не сияло так ярко, как нам. Поэтому имеет важное значение приведенная нами разница между словами epaggelia и euanggelia. 

Возражение 3. Закон был дан через Моисея, благодать же и истина через Иисуса Христа. Таким образом, Евангелие было известно не всегда.

Ответ. Милость и истина действительно пришли через Христа, а именно, в отношении исполнения прообразов и полного явления и обильного применения тех вещей, которые были обещаны в Ветхом Завете. Но из этого не следует, что древние отцы были полностью лишены этой благодати, ибо она была уделена и им через Христа, Который впоследствии явился во плоти, хотя это и было дано им в меньшей мере, чем нам. Ибо вся благодать и истинное познание Бога приходят к людям через Христа, как сказано:, "Единородный Сын, сущий в лоне Отца, Он явил». "Никто не приходит к Отцу, как только через Меня." ."Без Меня не можете делать ничего". (Ин. 1.18, 14.6, 15.5).

Но нам могут сказать, что закон от Моисея, но Евангелия в нем не было. Это не так, ибо хотя главной частью Моисеева завета было служение закона, однако он также преподавал Евангелие, ибо Моисей писал и говорил о Христе, хотя и более смутно, чем может показаться. Но особым замыслом Христовым было дать Евангелие тогда же, когда чрез Моисея был дан закон, ибо Он исполнил нравственный закон, убрав из него порчу и заблуждения лжеучителей, а также исполнил церемониальный закон, отменив его вместе с судебным законом.

3.В чем Евангелие отличается от закона?

Евангелие и закон согласны в том, что оба они от Бога, и то и другое раскрывает нечто относительно характера, воли и дел Божиих. Есть, однако, и очень большая разница между ними.

(1) В откровении, которое они содержат и которое присуще каждому из них. Закон был написан на сердце человека при его сотворении и, следовательно, он известен всем, хотя никаких других откровений тогда еще не было дано. «Язычники имеют закон записанным у них в сердцах» (Рим.2.15). Евангелие не известно естественным путем, но дано только Церкви через Христа Посредника. По существу никто не мог знать или надеяться на смягчение закона и удовлетворение за грехи наши, если бы Сын Божий не открыл это. "Никто не знает Отца, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть". "Не плоть и кровь открыли тебе это". "Сын, сущий в лоне Отца, Он явил». (Мф. 11. 27; 16.17). 

(2) В отношении учения или предмета, присущего каждому из них. Закон учит нас, чем мы должны быть и что Бог требует от нас, но не дает нам возможности исполнять его, а также не указывает на путь, по которому мы можем избежать того, что запрещено. Но Евангелие учит нас, каким образом мы можем быть такими, как того требует закон, потому что оно предлагает к нам обещание благодати, имея праведность Христа, вмененную нам через веру, и, таким образом, учит нас, как мы можем быть праведны перед Богом через праведность Христа. Закон говорит: сделай это и живи (Мтф.18.28, Лк.10.28), Евангелие говорит: только веруй (Мк.5.36). 

(3) В обетованиях. Закон обещает жизнь тем, кто праведен и оказывает послушание. «Исполнивший заповеди будет жив ими». «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Лев.18.5, Мтф.19.17). Евангелие, с другой стороны, обещает жизнь для тех, кто оправдывается верою во Христа, или праведность Христа, прилагаемую к нам по вере. Закон и Евангелие, однако, не противостоят друг другу в этих отношениях, ибо, хотя закон требует от нас соблюдать заповеди, если мы хотим войти в жизнь, но это не исключает нас из жизни, если другой выполняет эти вещи для нас. Таким образом, он не запрещает, но действительно предлагает способ удовлетворения, не от нас самих, но через другого, как было показано.

(4) Они отличаются по своему воздействию. Закон без Евангелия – это буква, которая убивает, и служение смерти. Ибо законом познается грех" "Закон производит гнев, а буква убивает". Рим. 3. 20; 4. 15; 2 Кор 3.6). Внешняя проповедь и простое знание того, что должно быть сделано, как известно, достигаются через букву, ибо буква говорит о нашем долге и требует праведности Бога, но в то же время не дает нам возможности выполнять закон и не указывает на способ, которым это может быть достигнуто; она укоряет нас и осуждает нашу мнимую праведность. Но Евангелие есть служение жизни и Духа, то есть с ним соединено дело Духа, Который оживотворяет тех, кто мертвы во грехе, поэтому именно через Евангелие Святой Дух действует верой и жизнью в избранных, а потому Евангелие есть сила Божия ко спасению (Рим. 1.16).

Возражение. Нет заповедей, принадлежащих собственно Евангелию, ибо все они от закона. Проповедь покаяния есть заповедь; таким образом, она относится не к Евангелию, но к закону.
Ответ. Мы отрицаем это, ибо таковая заповедь свойственна Евангелию, которое велит нам верить, чтобы получить преимущества Христа к новому послушанию или праведности, которой требует закон. Если можно возразить, что закон тоже повелевает нам верить в Бога, мы отвечаем, что он делает это только в общих чертах, требуя, чтобы мы хранили все Божии обетования, предписания и запреты, и угрожает наказанием, если мы этого не сделаем. Но Евангелие заповедует нам прямо и конкретно ухватить через веру обетование благодати, а также призывает нас Духом Святым через Слово, чтобы мы поступали достойно нашего небесного призвания. Оно делает это тоже в общих чертах, не указывая конкретных обязанностей, но в отличие от закона оно не говорит таким же образом об обетованиях Божиих, заостряясь на законе; оно повелевает просто верить обетованиям и ходить со Христом, и грехи твои простятся тебе.