Новости
Чарльз Ходж. ОПРАВДАНИЕ КАК ВМЕНЕНИЕ (1872) |
Богословие - Статьи |
В противоположность этому учению, реформаторы утверждали, что выражения Писания здесь означают нечто отличное от освящения. Это факт, что два дара, хотя и неотделимы друг от друга, различны, и что оправдание, вместо того, чтобы быть действенным актом изменения внутреннего характера грешника, является декларативным актом, объявляющим и определяющим его отношения к закону и справедливости Бога. Во-вторых, документы Реформации не менее явно учат, что оправдание не просто прощение и восстановление. Оно включает в себя прощение, но также и заявление о том, что верующий оправдан или праведен в глазах закона. Он имеет право признать себя оправданным, поскольку полностью удовлетворяет законным требованиям. И, следовательно, в-третьих, эти документы учат и утверждают, что оправдание является судебным актом, то есть действием Бога как Судии, совершающего правосудие в соответствии с законом, заявив, что грешник оправдан, то есть что закон больше не осуждает его, но он признан праведным и имеет право на вечную жизнь. Здесь, как это часто бывает в других случаях, неоднозначность слов склонна создавать неловкости. Греческое слово dikaios и английское "праведник" имеют два различных смысла. Они иногда выражают моральный характер. Когда мы говорим, что Бог праведен, мы имеем в виду, что Он всегда прав. Он свободен от каких-либо моральных несовершенств. Поэтому, когда мы говорим, что человек праведен, это обычно означает, что он целостен и честен, что он есть то, чем он должен быть, и делает то, что должен делать. В этом смысле слово выражает отношение, которое человек имеет к моральной власти и поведению. В других случаях это слово, однако, означает не моральный характер, но отношение человека к ответственности. В этом смысле праведен лишь человек, в отношении которого справедливость удовлетворена или же она не имеет никаких к нему требований. Пилат сказал: "Я не виновен в крови этого Человека" (Мтф.27.24), то есть Человека, Который свободен от вины, чистого от всего, что оправдывает Его осуждение к смерти. "Христос, - говорит апостол, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных" (1 Пет.3.18, ср. Рим.2.13), Невинный за виновных, и "как непослушанием одного сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие" (Рим.5.19). Поэтому, если мы возьмем слово "праведник" в первом из этих двух смыслов, приведенных выше, когда оно выражает моральный характер, было бы противоречием сказать, что Бог объявляет грешника праведным. Это было бы равносильно тому, что Бог считает грешника не-грешником, злого добрым, нечестивого святым. Но если мы возьмем слово в том смысле, в котором Писание так часто используют его, как выражение отношения к справедливости, то, когда Бог объявляет грешника праведным или оправданным, Он просто заявляет, что его вина искуплена, что справедливость удовлетворена , что у него есть праведность, которой требует справедливость. Это именно то, что имеет в виду Павел, когда он говорит, что Бог «оправдывает нечестивого" (Рим.4.5). Бог не говорит, что нечестивый суть благочестивый; Он заявляет, что, несмотря на его личную греховность и недостоинство, он воспринимается как праведник на том основании, что Христос сделал для него. Использование этого слова в житейском смысле так же однородно, как и в Библии. Это слово всегда выражает суждение, независимое от ума, как тогда, когда один человек оправдывает другого за его поведение или судит о нем. Если это значение слова установлено, то оно решает все споры о природе оправдания. Мы обязаны принять слова Писания в их истинном установленном смысле. И, следовательно, когда Библия говорит, [что] Бог оправдывает верующего, мы не вправе сказать, что это означает, что Он прощает, или что Он освящает его. Это означает и может означать только то, что Он объявляет его праведным. Этот отрывок, безусловно, решающим против доктрины субъективного оправдания в любой форме. Это противопоставление осуждения и оправдания знакомо нам как в Писании, так и в обычной жизни. "Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня" (Иов 9.20). "И можешь ли обвинять Всеправедного?" (Иов 34.17). Если осудить не значит сделать нечестивым, то оправдать не значит сделать хорошим. И если осуждение является судебным, то таково же и оправдание. В осуждении действует судья, который выносит приговор виновным. В оправдании тот же судья объявляет лицо, привлеченное к суду, свободным от вины и имеющим право рассматриваться как оправданное. Как "вменять грех" никогда не означает и не может означать "сделать греховным", поэтому негативное утверждение "не приписывать грех" не может означать "освящать". И как "вменять грех" означает отметить его и относиться к нему соответствующим образом, так оправдать значит отметить праведность и относиться к ней соответствующим образом. "Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир ... Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден» (Иоан.3.17-18). "Как преступлением одного всем людям осуждение, так праведностью одного всем оправдание к жизни" (Рим.5.18). Это суд и судебный приговор людям за преступление Адама, и это судебное оправдание, которая приходит из-за праведности Христа, или, как сказано в ст. 16 в той же главе, это был суд в осуждение, осуждающий приговор, который пришел за одно преступление, и дар оправдания, безвозмездное оправдание от многих преступлений. Язык не может быть яснее. Если приговор осуждения есть судебный акт, то оправдание тоже является судебным актом. Нет никаких претензий справедливости, которые должны быть удовлетворены. Покаяние - это все, что нужно в качестве условия нашего восстановления перед Богом. Любая дидактическая декларация или явление Божьего неодобрения греха открыли бы путь для безопасного прощения грешников. Или, если бы требования справедливости могли быть удовлетворены легко, если частичное, несовершенное послушание, отеческое наказание и дисциплигнарные самоистязания достаточны, чтобы удовлетворить ее требования, то грешнику не требуется ничего особенного, чтобы быть с Богом и спастись. Но человеческие души знают интуитивно, что они являются убежищами лжи. Они знают, что есть такой атрибут, как справедливость, что его требования неумолимы, потому что они праведны. Они знают, что не могут быть спасены, если не будут оправданы, и что они не могут быть оправданы, если требования справедливости не будут полностью удовлетворены. Низкие понятия о зле греха и Божьей справедливости лежат в основе всех ложных представлений об этом великом учении.
Апостол, учил, что Бог справедлив, что Он требует удовлетворения справедливости, и что люди являются грешниками и никоим образом не могут оказать такого удовлетворения. Он также объявляет о том, что такая праведность была предоставлена, и раскрывается в Евангелии. Это не наша собственная праведность, которая от закона, но праведность Христа, и, следовательно, правда Божия, в силу которой, а также на основании которой, Бог может быть праведен и в то же время может оправдать грешника, который верит во Христа. Пока стоит Библия, это должно стоять как простое утверждение о том, чему Павел учит о пути спасения. Люди могут спорить о том, что он имеет в виду, но это безусловно то, о чем он говорит. Рукописание, которое было против нас, Он изъял и пригвоздил ко кресту (Кол. 2.14). Поэтому мы не под законом, но под благодатью (Рим 6.14). Такие представления не согласуются с теорией, которая предполагает, что закон можно обойти, что восстановление грешников в расположении Бога и общении с Ним не требует никакого удовлетворения его требований или что что верующий прощен и восстановлен в общении с Богом так же, как вор или мошенник прощен и восстановлен в своих гражданских правах просто со стороны исполнительной власти. Это противоречит Писанию. Бог справедлив в оправдание грешника. Он действует по справедливости. Очевидно, что все в этом обсуждении на самом деле упирается в вопрос, есть ли такой атрибут Бога, как справедливость. Если справедливость есть только доброжелательность, что руководствуется мудростью, то для него нет никаких оснований, и евангельские христиане вправе ограничиться только помилованием и освящением. Но если Бог, как учит Писание и совесть, есть Бог неизменный в Своей справедливости, как и в Его доброте и истине, то не может быть никакого освобождения от наказания за грех, кроме как на основании искупления, и для него нет оснований, кроме на основании удовлетворения справедливости. Поэтому оправдание должно быть судебным актом, а не простым прощением и не вливанием праведности. Эти доктрины поддерживают друг друга. То, что Библия учит о справедливости Бога доказывает, что оправдание есть судебная декларация.
|