Наследство, которое обязательно будет нашим. Марк Росс (Mark Ross).
Богословие - Статьи

Апостол Павел множество раз наставлял верующих изучать Ветхий Завет. В Рим. 15:4 он сказал: «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду». Хороший пример этого может быть найден в удивительном окончании малоизвестной ветхозаветной книги Чисел.

Книга Чисел не очень популярная книга Библии, и для этого есть несколько причин. Во первых, она находится сразу после книги Левитов. Люди, которые пытаются прочитать всю Библию от корки до корки, часто застревают в этой книге. Ведь прорваться через неё не так-то просто. Второе, те, кто всё же умудряются её прочитать надеятся на некое оживление повествования в Числах, но перепись населения и устройство лагеря рушат все их надежды, и попытки читать дальше быстро прекращаются.

Третье, эта книга трудна не только для простых верующих, учёные тоже становятся в тупик от её содержимого, которое включает в себя сбивающую с толку смесь: перепись населения, описание переходов и стоянок в пустыне, законы и церемонии священнослужителей, истории об отступничестве, суды Божьи, сражения, речи и ряд удивительных предсказаний будущего Израиля  лжепророком, который в этот раз оказался прав. Содержимое книги имеет большое значение, но причины, по которым всё это собрано вместе не очень понятны.

Эта сбивающая с толку смесь присутствует и в последних главах книги.  Так в 26 главе описана перепись нового поколения израильтян, поскольку всё старое поколение уже умерло. В главах 27-36 присутствуют различные указания о том, как должна быть устроена жизнь в новой стране, которая должна быть разделена между коленами Израиля в соответствии с количеством людей и их нуждами.

И сама земля должна была стать их наследием, которое передаётся от отцов к детям. Перепись в 26 главе уделяет особое внимание одному человеку - Салпааду, у которого не было сыновей (стих 33). Обычно дочери получали от отца хорошее приданное на свадьбу, а сыновья получали наследство, после смерти отца. Земли должны были отходить сыновьям, а дочери уходили в семьи и племена своих мужей. В случае, если у человека не было сыновей, его земля переходила по наследству ближайшему родственнику - мужчине, а его род мог на этом закончиться. 

 

Дочери Салпаада были очень озабочены тем, что род их отца мог закончиться: «За что исчезать имени отца нашего из племени его, потому что нет у него сына?» (Чис. 27:4). Эта небольшая история занимает важное место в книге Чисел. Она представлена во время описания родословных израильтян, а её окончание находится в самом конце книги. Так что всё, что находится в последних главах книги Чисел обрамлено историей об этих, как их назвал Меттью Генри, «мудрых девах», которые хотели сохранить имя (и наследие) своего отца в новой земле.

Дочери Салпаада пришли со своей проблемой к Моисею, и он сразу же вопросил об этом Господа. Ответ Бога был быстрым и прямым: «Правду говорят дочери Салпаадовы; дай им наследственный удел среди братьев отца их и передай им удел отца их» (Чис. 27:7).

В последней главе книги, мы видим, что, не смотря на это, существует возможность исчезновения семьи Салпаада, ведь его дочери выйдут замуж, и их земли перейдут во владение мужей и далее будут унаследованы их детьми. Так что если их мужья будут из других колен Израиля, то и удел, и имя Салпаада исчезнут из его племени, как этого и опасались его дочери. Всё это привело к тому, что Моисей повелел дочерям Салпаада выходить замуж за кого им захочется, но только в пределах своего колена (Чис. 36:7). Так было сделано, «чтобы удел сынов Израилевых не переходил из колена в колено; ибо каждый из сынов Израилевых должен быть привязан к уделу колена отцов своих». Именно в этом смысл этой истории, поскольку та же мысль была повторена в следующих двух стихах (36:8-9).

Эта проблема и её решение, которую мы встретили в последних главах книги Чисел, могут показаться нам довольно странными, но, подобно всему Ветхому Завету, это тень гораздо более значительной реальности, которую мы с радостью принимаем, как только на неё падает свет Нового Завета. Покой в Земля Обетованной - это тень нашего вечного наследия, которое принадлежит нам, ведь наш Первосвященник - Христос обеспечивает и хранит его (Евр. 3-4). Подобно Салпааду мы умрём в этой пустыне (если только Христос не прийдёт, пока мы живы), но сметь не отлучит нас от любви Божьей во Христе Иисусе (Рим. 8:38). И никто из тех, кто доверяет ему, не потеряет своего наследия.

 

Журнал «Tabletalk», Июль 2012.

www.ligonier.org