Только я и моя Библия? Терри Джонсон (Terry L. Johnson).
Богословие - Статьи

Теология Римско-Католической церкви известна своим особым упором на традиции, которые считаются такими же важными «откровениями», как и Писание. Реформаты поступают верно, отвергая такой взгляд на вещи, и подчёркивают, что только Писание (sola Scriptura) является безупречным источником власти. И есть ли вообще в Реформатской церкви место для традиций? Джон Мюррей, реформат, профессор систематической теологии в Вестминстерской Теологической семинарии, однажды ответил на это вопрос следующим образом:

«Существуют реформатские традиции. Они запечатлены в реформатских исповеданиях веры, в теологии, поклонении и практике. Мы верим, что они являются чистым наследием апостольского христианства. Мы продвигаем традиции вперёд; мы рождены в них; мы любим, развиваем и пропагандируем их. Мы не можем полностью абстрагироваться от наших традиций; они указывают нам пути развития мысли и направление для действий.

Он также сказал, что реформированные протестанты не отрицают традиции, которые должны восприниматься со всем причитающимся им уважением. Традиции не идентичны Писанию, но происходят из него. Такие традиции и сообщества, сформированные ими, «живут в определённой атмосфере, придерживаются определённых точек зрения и характеризуются определённым стилем жизни и поведения.»

Далее, Мюррей утверждал, что невозможно отрицать существование традиций, а также того, что они насквозь пронизывают наши мысли и поведение.

Один из моих сокурсников как-то похвастался, что никогда не читает комментарии, поскольку не доверяет мнению людей и хочет, чтобы только Бог говорил с ним. На что другой мой сокурсник, скептик-кальвинист, ответил: «А как на счёт тебя? Своему мнению ты доверяешь?»

Мы понимаем, что не можем избежать своей ограниченности, поэтому вынуждены полагаться на других людей. Взаимная зависимость или необходимость друг в друге не должна нас удивлять. Мы части тела - это любимая метафора апостола Павла. Мы нуждаемся друг в друге (Рим. 12:4-8; 1 Кор. 12:12-31). Апостол спрашивает: «Все ли учители?» (1 Кор. 12:29). Конечно же, нет. Следовательно, не-учителя зависят от учителей также как и не-администраторы зависят от администраторов, а не-лидеры зависят от лидеров (Рим. 12:6-8). Во всём теле Христовом есть широкий спектр даров и не-одарённые чем-либо зависят от одарённых. Бог «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями», но не всех. Одни одарены, чтобы назидать святых, а другие нет.

Читайте Библию, изучайте Библию. Читайте объемно - несколько глав за раз. Изучайте её подробно, слово за словом, предложение за предложением. И не относитесь с пренебрежением к одарённым учителям, которых Бог даровал церкви  в прошлом и настоящем. Кальвин не просто так цитировал Августина почти на каждой странице своих «Наставлений». Он считал себя обязанным показать, что его учение не только его, но и вероисповеданий, ранних вселенских соборов, отцов церкви и лучших средневековых теологов.

Понимание Библии никогда не должно быть в пределах - «только я и моя Библия». Почему? Потому что мы не можем полностью доверять самим себе. Мы не были созданы [Богом] как самодостаточные существа. Мы должны быть научены теми учителями, которых Бог даровал церкви.

И это приводит нас назад к Мюррею и традиции. Писание является для нас единственным непогрешимым и авторитетным источником знаний во всех вопросах веры и поведения. Вот посмотрите, что апостол Павел говорит в 1 Кол. 1:2; 4:17; 11:16 и 14:33. Как мы должны воспринимать его указание на то, что происходит во «всяком месте, у них и у нас» или «везде во всякой церкви». Или вот этот стих: «А если бы кто захотел спорить, то мы [ни] не имеем такого обычая, ни церкви Божии».

Отметьте, что здесь апостол не доказывает свою правоту только на основании своей апостольской власти, библейского прецедента или теологического принципа. Скорее он обращается к принципу всеобщей практики или общего мнения. По видимому, соответствие стандартам установленным в церквях - это достаточно веский аргумент, так что даже апостол Павел использует его для увещевания легкомысленных коринфян, чтобы они следовали тому, что благопристойно и чинно (1 Кор. 14:40). Когда мы (лично, общиной ли деноминацией) решаем, во что верить, и как поступать, мы должны учитывать, то, во что верила, и то, как поступала церковь во все времена.

Подразумевается, что изучение Библии должно происходить в контексте церковной истории, берущей начало от самих апостолов. Мы читаем и воспринимаем Писание не только в свете знаний данных нам должным образом подготовленными и рукоположенными пасторами, но и в свете того, чему нас учат вероисповедания, церковные соборы и теологи вселенской и реформисткой традиции. Слишком много современных христиан почти открыто пренебрегают «традиционными способами ведения жизни». Павел, поступает наоборот, он убеждает коринфян придерживаться того, чему он их уже научил (1 Кор. 11:24; см. 2 Фес. 2:15; 3:6). Он побуждает их держаться не просто послания, благой вести, учения, наставления или заповеди, но «предания» - традиции. В этом контексте, Павел говорит о непогрешимой апостольской традиции, которую мы знаем сейчас как Новый Завет. Но есть здесь и другой смысл: те, кто были до нас могли ошибаться и ошибались, но мы поступим мудро, если обратим внимание на то, как великие люди Божьи толковали Библию до нас.

Они дали нам наследие - реформатскую традицию толкования или экзегезис Библии. Я должен читать Библию не в изоляции, но с учётом этого наследия, с вниманием к его учителям (и почившим, и ныне живущим), с учётом его применением к современной теологии, экклезиалогии, этике, поклонению и семейной жизни. Надо задаваться вопросами: «Что говорили по поводу этого отрывка наши церковные предшественники? Как они оценивали это учение? Какова была практика церкви?» Смирение требует, чтобы мы пошли дальше, чем просто «я и моя Библия», если мы действительно хотим быть настоящими верующими своего времени.

 

www.ligonier.org