Новости
С чего всё началось. Стефан Николс (Stephen Nichols). |
Богословие - Статьи |
Если вы изучали историю Церкви, то вы уже знакомы со всем, что только может быть. И это не гипербола. Многие проблемы, с которыми нам приходится бороться сейчас, уже когда-то вставали на пути прошлых поколений верующих. Разве не сказал как-то мудрый человек: «Нет ничего нового под солнцем»? Это относится и к учению о непогрешимости Библии. В 1979 году Джек Роджерс и Дональд Мак-Ким написали книгу «Власть и Толкование Библии: Исторический Подход». Главной идеей книги было то, что авторы предлагали верить Библии в вопросах веры и поведения, но не доверять полностью, когда она говорит об исторических событиях или научных фактах. Более того, они считали, что учение о непогрешимости Библии было создано только в 20 веке, главным образом Б.Б. Ворфилдом, и заключается в том, что Библия не содержит ошибок во всём том, что в ней написано. Роджерс и Мак-Ким написали эту книгу в ответ на Чикагское Заявление о Непогрешимости Библии 1978 года. Это заявление было создано Международным Советом о Безошибочности Библии (ICBI), лидерами которого были Р.Ч. Спрол, Э. Кроуни, Дж.И. Пакер, Дж.М. Бойс и другие. Совет создал Заявление, состоящее из 5 кратких параграфов, содержащих 19 пунктов с утверждениями и отрицаниями, сопровождаемыми 3 страницами комментариев. Чикагское Заявление. Чикагское Заявление было представлено в течении четырёх дней в конце Октября 1978 года в отеле Хайятт Рейдженси при Чикагском аэропорту О’Хара. Лидеры ICBI первыми подписали этот документ, затем это сделали остальные присутствующие; всего было собрано 268 подписей. В последующие за этим событиям недели и месяцы, его подписали ещё сотни и сотни людей по всей стране и за границей. Это были представители многочисленных деноминаций, служений, [библейских] колледжей и семинарий. В последующие десятилетия ICBI опубликовал [множество] книг и буклетов, спонсировал конференции и собрания, а также продвигал учение о Непогрешимости в церковном и академическом сообществе. Если бы вы смогли опросить участников Совета, вы бы скорее всего действительно обнаружили, что на их убеждения повлиял Б.Б. Ворфилд и другие Принстонские теологи. В конце концов, именно Ворфилд помог церкви, предложив простое и простое доказательство непогрешимости Библии. Средневековый философ Вильям из Окланда известен нам своим принципом «парсимонии» или простоты. Согласно этому принципу, лучшим доказательством является то, которое использует наименьшее количество предположений. То есть, тот аргумент, который не основывается на большом количестве сложносвязанных положений и предположений, является в споре лучшим. И Ворфилд нашёл этому принципу отличное применение. Его простой, но не глупый аргумент заключался в следующем: Если Бог - автор Писания, тогда оно истинно. Мы воспользуемся здесь теологическими терминами богодухновенность и непогрешимость. Если Библия является Божьим Словом, если она была вдохновлена Самим Богом, тогда мы должны прийти к заключению, что она истинна. Если она богодухновенна, тогда она непогрешима. Этот простой, но точный довод и есть подарок Ворфилда всей Церкви. Чикагское Заявление использует этот довод и, что очень важно, определяет границы того, чем непогрешимость является, а чем - нет, в 19 пункте своих Утверждений и Отрицаний. Оно продержалось уже целое поколение в борьбе за Библию. Оно дало стабильность теологическим консерваторам в Южной Баптистской Конвенции, когда они столкнулись с этой проблемой в своих семинариях и церковных объединениях. Оно помогло теологическим консерваторам в Пресвитерианской и других деноминациях, а также многим евангельским лидерам. И теперь, мы снова видим старый довод Роджерса / Мак-Кима. Снова нас обвиняют в том, что учение о непогрешимости Библии было изобретено недавно, и что у евангельских христиан есть другие способы понимания происхождения власти Писания. Нам говорят, что непогрешимость не нужна, что мы можем думать о Библии по-другому. Но новый ли это спор? На самом ли деле так говорил Пётр? Довольно интересно посмотреть на то, как доктрина о Писании выглядела в ранней церкви, и для этого обратимся к переписке между Иеронимом и Августином. Когда Иероним работал над переводом Библии, он запнулся на эпизоде в Гал. 2:11-14, где Павел обличил Петра в Антиохии. Пытаясь спасти репутацию апостола Петра, Иероним объявил весь этот отрывок выдумкой. Августин же, считал, что если допустить, что Библия ошибается в одном месте, то она может ошибаться во всём. Он написал Иерониму ряд писем на эту тему. В одном из которых было следующее: «Допустите присутствие только одной, пусть даже и самой оправданной, лжи в такой возвышенной и авторитетной книге, и не останется ни одной её части, которая была бы трудна для исполнения, или в которую было бы трудно поверить с точки зрения учения, которая избежала бы той той же участи - быть названой намеренной ложью автора.» Августин считал, что Библия наделена «властью чистейшей истины». Далее он сказал: «Священным Писаниям надо учить только человека, который имел бы о них такое высокое мнение, что не находил бы удовольствия в признании даже самых «допустимых» ошибок в текстах Библии, и предпочитал бы скорее оставить то, что он не понимает, чем заменить истины Писания своими домыслами.» Когда же кто-то поступал так (подменял истину своими мыслями), Августин считал, что «такой человек требует, чтобы мы верили именно ему и разрушает нашу веру в авторитет Священного Писания.» Подчинимся ли мы Писанию, или подчиним Писание себе? Эта переписка Августина и Иеронима учит нас многим вещам. Она показывает, что Ворфилд не изобрёл учение о непогрешимости. Он сделал свой вклад в улучшение нашего понимания доктрины библейской непогрешимости предложив удачный способ её формулировки. Но он не изобрёл её. Переписка, также, показывает нам, что «власть чистейшей истины» и полная достоверность Писания уже ставились под сомнение в прошлом. На самом деле это было гораздо раньше, чем в конце 4 века. Сомнения начались уже в эдемском саду, в самом начале Библии - Бытие 3:1. Более того, эта переписка открывает нам настоящую причину, которая лежит в корне этих попыток подорвать непогрешимость Библии. Настоящая причина заключается в нежелании подчиниться. Августин понимал, что мы должны подчиняться Слову Бога, поскольку мы должны подчиняться самому Богу. Жан Кальвин именно таки говорит в своих комментариях на 2 Тим. 3:16. Он пишет: «Мы должны оказывать Писанию то же самое почтение, которого заслуживает Бог, поскольку оно исходит от Него одного.» В своих «Наставлениях в Христианской Вере», Кальвин добавляет: «Полную власть, которую [Писание] имеет над верующими происходит не от какого иного убеждения, чем от того, что Писания пришли с небес, как если бы Сам Бог говорил им.» Мартин Лютер называл Библию основанием. Он предупреждал: «Мы не должны уклоняться от слов [Библии]… Иначе, что с ней станет?» Однажды он сказал, что когда речь идёт о Писании, надо верить всему тому, чему она учит, или не верить ничему. Заявление Лютера имеет под собой серьёзную основу. Что мы можем предложить взамен учения о совершенной истинности Писания или заявлению о его полной безошибочности? Ограниченную безошибочность? Почему тогда не назвать это учение частичной ложностью? Августин, Кальвин, Лютер, а также многие другие били тревогу и предупреждали, что любое мнение относительно истинности Библии, которое не поддерживает её полной безошибочности - чрезвычайно опасно. Именно эта позиция является ортодоксальной уже на протяжении многих веков. Важна ли древняя книга сегодня? Когда церковь вошла в 20 век, модернизм был уже в полном расцвете. Его достижения были очень велики, включая монументальные изменения в науке и технологии. Все эти достижения заставляли людей задуматься над очень важным вопросом: Обладает ли в наше время древняя книга той властью, которой можно было бы полностью доверять? Ворфилд, в своё время, ответил на этот вопрос твёрдым «да». В 70-е годы, когда деноминации и семинарии стали одна за другой подвергать сомнению власть Библии, группа служителей и теологов собралась в Чикаго, чтобы дать на вопрос о совершенной власти Писания тот же самый твёрдый ответ. Труды Ворфилда и создателей Чикагского Заявления поддерживали в течении столетия целые поколения служителей и прихожан. Их труд питал и назидал церковь. И хотя мы живём уже в другое время, оно, как это ни печально, заражено той же самой старой болезнью - отказом подчиниться Божьему Слову. Ещё более печально то, что это происходит и в самой церкви. Так что нам надо знать историю церкви, чтобы быть готовыми ответить на подобные вопросы. И когда мы читаем страницы церковной истории, мы видим то уважение, которое наши предшественники питали к Библии, и их веру в совершенную истинность и власть Писания. История церкви приводит нас прямиком к текстам Библии, к Слову Бога, к Слову истины, актуальному во все времена.
|