«Дух Святой и Реформация». Дмитрий Никишкин
Богословие - Статьи

31 октября весь мир отмечает день Реформации. Это знаменитый день.
Реформация устранила препятствия, которые были между Христом и верующим.
В целом, это был возврат к первоисточнику, к времени апостолов и учеников Христа. Это было возрождение того христианства, которое проповедовал Иисус Христос.

Реформация началась в Германии со знаменитых тезисов Мартина Лютера, который в Виттенберге провозгласил протест против продажи индульгенций.
Этот протест стал началом реформации, которая начавшись в Германии, прокатилась по Швейцарии, Франции, Голландии, Скандинавии, Англии, Венгрии, Шотландии и наконец, захватила весь мир.

Труды Августина, жившего в 4-м веке, стали фундаментом учения реформации.
Эти три фундаментальных принципа включают: это превосходство Священного Писания над преданием человеческим, превосходство веры над делами и превосходство христианского народа над священством.

Все три фундамента сводятся к одному единственному – к свободе в Иисусе Христе.
Желание Лютера и его сподвижников было в том, чтобы привести каждого верующего к живому союзу со Христом.
Конечно, все это началось под воздействием и водительством Духа Святого.

Реформация начинается с основного вопроса, который ставил перед собой Мартин Лютер и другие реформаторы: «Как грешный человек может спастись?»
Предшественником реформации был Иоганн Вессель, живший за 100 лет до знаменитых тезисов Лютера. Одни называли его «Учителем света», а другие словно в насмешку – «Учителем противоречий». Вессель выступал против католичества, в том виде, в котором оно существовало в тот момент.
Кто-то считает, что Лютер построил свое учение на его трудах, но Мартин Лютер не был знаком с трудами Весселя, которые в основном после его смерти были сожжены.

В свою очередь считается, что Вессель основывался на учении Фомы Кемпийского, которое ему импонировало.
В любом случае мы можем видеть, как Дух Святой руководил реформацией, поднимая сынов Божьих.
Свои знаменитые 95 тезисов Мартин Лютер приколотил к дверям Виттенбергского собора 31 Октября 1517 года в 12:00 дня, накануне дня всех святых. Это не был протест против Папы, и даже в его тезисах не усматривался протест против индульгенций. Он выступал лишь за неправильное использование их.
Именно с этого началась реформация. С нее начинаются важные вехи христианской истории.

Во-первых, Библия перестает быть иностранной книгой.
С появлением книгопечатания почти в это же время, начинается массовое издание Библий. Лютер переводит Новый Завет на немецкий язык. После этого различными богословами начинается перевод Библии на языки народов, в первую очередь на французский, голландский, английский. Библия становится народной книгой.
Благодаря этому, начавшемуся в период реформации, движению, мы имеем Библию на своем языке. А переводчики миссии Уиклиф занимаются переводом Писания на языки, которые еще не имеют сегодня Библии на своем наречии.

Во-вторых, реформация изменила моральный идеал, возвысив семейную и общественную жизнь. Средневековым идеалом благочестия было бегство от греховного мира в монастыри. А Реформация привела к его преобразованию.
Теперь священники могли жениться, и своей семейной жизнью показывать образ христианского благочестия.

В-третьих, реформация оказала большое влияние на поклонение в церквях.
Основываясь на словах Писания «Бог есть дух», Мартин Лютер начал реформу церковного поклонения. Проповедь становится основной частью богослужения, а песни или гимны, которые сначала были лишь метрические переложением Псалмов на подходящие мелодии на латинском языке, в последствие стали лирическим стихотворением, восхваляющим Бога на доступном всем языке. Это еще раз подчеркивало всеобщее священство.
Миру были подарены такие гимны, как «Твердыня наша вечный Бог», «Ближе, Господь, к Тебе» и другие.

В-четвертых, реформация послужила созданию большого количества образовательных школ. До периода реформации образование было делом аристократическим, которое было
не посильно простому народу. Лютер способствовал появлению школ для мальчиков и девочек, где уделялось большое внимание изучению иностранных языков.

Таким образом, мы можем видеть, что реформация оказала влияние не только на религиозную жизнь верующих, но и на общество в целом.