Новости
Почему нам надо работать? Стефен Никольс (Stephen Nichols). |
Богословие - Статьи |
Зачем работать? Однажды я услышал довольно грустный ответ на этот вопрос, который звучал примерно так: "Мы работаем, чтобы купить нашим детям обувь, чтобы они могли пойти в школу, вырасти и получить однажды работу, тогда и они смогут купить своим детям обувь..." Другими словами: работа бессмысленна. И, на самом деле, с такой перспективы, жизнь тоже довольно бессмысленна и представляет собой просто бесконечный цикл. Я также слышал мнение, что мы работаем, чтобы иметь возможность поддерживать служителей в [единственном] настоящем труде по строительству царства Божия. Я совсем не против поддержки служений. На деле, я думаю, что с помощью Библии можно дать этому мнению хорошее обоснование. Но раскрывает ли это полностью смысл нашего труда? Итак, зачем же нам надо работать? Я нашёл начало ответа на этот вопрос в 103 псалме. В нём описаны размышления о сотворении и, возможно, о всемирном потопе из Быт. 6-8. Мы видим, как псалмопевец поэтически описывает не только само сотворение земли и всех созданий, но и скрытый труд Бога по поддержанию существования всего, что Он сотворил (стихи 1-14). В 14 стихе (современный перевод РБО "Ты траву растишь для скота и злаки, чтобы люди возделывали их, чтобы хлеб добывали у земли..."), мы видим, что Бог заботится и о животных, и о людях. Но мы также видим, что у людей есть в этом своя роль. Они должны насаждать растения, которые Бог выращивает для них. Мы видим здесь выражение образа Бога в человеке в виде действия. Как носители Божьего образа, мы должны владеть землёй и подчинить её себе. Мы должны расширять границы, дарованного нам Богом, первоначального сада. Здесь мы видим применение заповеди из Быт. 1:26-28 Это же есть и в 21-23 стихах 103 псалма. Как львы выходят на охоту, согласно своей природе, так "выходит человек на дело своё и на работу свою до вечера" (стих 23). Здесь надо не упустить из виду гармоничность. Все Божьи создания - и великие, и малые, - представлены действующими в соответствии со своей природой и с первоначальным замыслом. Львы ведут себя так, как положено львам. А мы были созданы, чтобы вести себя, как носители образа Божия. На самом деле, псалмопевец искусно переходит не только от творения к творению, но и от творения к Богу Творцу. Уже в следующем стихе, он провозглашает: "Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих" (стих 24). Псалмопевец хочет, чтобы мы увидели связь между нашим трудом и более важными вещами. Работая, мы отражаем труд Бога, труд Творца. Когда мы управляем землёй и облагораживаем её, мы проявляем нечто ещё. Наш труд - это свидетельство о Боге, указание на Того, Чей образ мы носим. Наш труд - это знак, который указывает на Бога, на Творца. К.С. Льюис однажды сказал, что мы никогда не видели обыкновенного человека. Возможно лучше будет перефразировать, что мы никогда не встречали обычной работы. Труд не является пустой, обыденной, бесполезной, абсурдной и бессмысленной деятельностью. Наша работа лучше всего описывается, как действие переполненное значением и важностью. Но подождите, это ещё не всё. Стихи 25-26: "Это море великое и пространное, там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем". Очевидно, что море и его обитатели свидетельствуют о величии, царственности и красоте Бога. Но посмотрите внимательно на 26 стих. Псалмопевец использует одновременно образ кораблей и образ левиафана. Люди всегда много размышляли о том, что это за существо, кто такой левиафан? Это большой кит? Динозавр? Гигантский кальмар? Мы не знаем этого точно, но одно очевидно - это поразительное существо. Мы слишком часто используем слово "ужасно", так что оно потеряло часть своей силы, но в этом случае слово очень даже подходит. Левиафан ужасен. Левиафан также любит резвиться. Мы не можем упустить этого из виду. Джонатан Эдвардс, описывая прыгающего (летающего) паука, отмечал, что в полёте он улыбался. Это привело Эдвардса к мысли, что Бог дарует "удовольствие и отдых всем видам живых творений, даже насекомым". Даже левиафану. Это величественное животное любит резвиться. И, вместе с ним, в 26 стихе упоминаются другие творения. Творения рук человеческих: "там плавают корабли". Здесь надо хорошо подумать. Божье творение и наше творение упоминаются вместе, рядом друг с другом, параллельно. Псалмист удивляется и левиафану, и кораблям. Только представьте себе это. Можете ли вы сказать сами себе: "О, корабли, как удивительно!" Что нужно для судостроения? Математика и физика, умение использовать материалы, опыт, опыт проб и ошибок многих поколений, много труда - это всё нужно. Что нужно для судовождения? Знание навигации, специфический опыт, мускулы, физическая выносливость, крепкие руки и твёрдый характер, упорство и мудрость, накопленная поколениями, - это тоже всё нужно. Псалмопевец поражается, когда видит, что корабли пересекают громадные пространства морей. Он поражается также, когда видит плещущегося левиафана. И это всё действительно являет собой удивительное и устрашающее зрелище. Если мы продолжим читать это псалом, то увидим, что в нём говориться не только о природных и искусственных гигантах, которые пересекают моря и резвятся в них. Пс. 103:27 [и 28]: "Все они, - здесь имеются в виду творения Бога, - от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в своё время. Даёшь им - принимают, отверзаешь руку Твою - насыщаются благом". Мы получаем удовольствие, чувство удовлетворения и значимости о нашего труда. Мы признаём, что Бог даровал нам и способности, и средства, а затем принимаемся за работу. И только тогда мы удовлетворены ей. Вино радует наше сердце (стих 15). Наш Создатель изумляет нас. Всё это является результатом нашего труда. Но ничто из этого не представляет собой цели или конечного результата работы. Мы трудимся для того, чтобы прославить Бога: "Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!" У нашего труда есть значение. Он указывает на Того, Чей образ мы носим. Работая, мы приносим славу нашему Богу. Трудясь, мы приносим Ему радость. Теперь мы понимаем, для чего мы трудимся. Вы обратили внимания на то, о чём в 103 псалме не говорится? Здесь не упоминается храм, не упоминаются храмовые музыканты, священники и обряды. Зато здесь описаны работы в поле, труд в винограднике. Здесь говориться о ручном труде. Здесь говорится о [всякой] работе. Даже такой, как постройка морских кораблей. Да будет вся слава Богу. www.ligonier.org
|