Искусство Общения. [Взрослые и Дети]. Джоэл Бики (Joel Beeke).
Богословие - Статьи

Нам всем надо понять, что общение - это вид искусства, которым нам всем надо старательно заниматься. Этот навык не приобретается естественным образом. Я хочу предложить вам семь принципов, которые помогут вам возрасти в этом искусстве, чтобы вы, в свою очередь, смогли научить этому своих детей:

Нам надо следить за мыслями других людей. Общение включает в себя не только разговор, но и внимание к мыслям и чувствам окружающих. Соломон сказал: "Помыслы в сердце человека – глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их" (Прит. 20:5). Благословенны родители, которые могут понять то, о чём думает их ребёнок. Хорошее общение - это не монолог, - это диалог. Мы не говорим что-то нашим детям, мы говорим с ними.

Мы должны строить наши беседы руководствуясь мудростью Писания. Нам надо быть осторожными, чтобы не заменить мудрость Бога человеческой мудростью. Например, грех должен быть называем грехом, а ложь - ложью. Нельзя плыть по течению вместе с культурой и называть грех - слабостью, ложь - выдумкой, прелюбодеяние - связью, а отказ повиноваться - сильной волей. Наши дети должны видеть, что мы думаем библейскими категориями, говорим словами Библии и действуем согласно Писанию и, при этом, не пытаемся вбить в них религию силой.

Нам надо быть проницательными в нашем общении. Иногда мы перегружаем детей информацией. Мы должны быть разумны и осторожны, чтобы не нагружать их разными вещами одновременно. Думаю, что общение наиболее эффективно, когда мы разбираемся с одной проблемой за один раз, а не вспоминаем все проступки ребёнка за прошедшую неделю. Нам надо понимать, когда тема разговора уже исчерпана. Мы не должны быть подобны гидранту, который извергает из себя огромный поток воды на наших детей, и не должны быть подобны текущему крану, который постоянно капает им на голову.

Мы должны говорить с уважением. Обвинения, которые некоторые из родителей озвучивают публично - как по содержанию, так и по тону высказывания, - свидетельствуют о том, что они потеряли контроль над отношениями с детьми. Говорить с уважением - это значит не повышать голоса. Как часто вы срывались на гневные крики, а потом жалели об этом? "Гнев человека не творит правды Божией" (Иак. 1:20). Иногда необходимо повышать голос, например, когда ребёнок хочет перебежать через дорогу. Но когда в этом нет необходимости, мы должны говорить с детьми уважительно. Так они учатся уважительному обращению с нами. Временами наш голос может показать большую важность слов, подчеркнуть их или показать нашу обеспокоенность, но гневных криков надо избегать. Когда мы ругаем ребёнка лучше сказать ему, что мы любим его, но не одобряем его поведения, что Богу не угодно, когда он так себя ведёт, и что мы знаем о том, что ребёнку это известно. Такой мягкий упрёк гораздо более весом для ребёнка, чем ругань.

Нам надо показывать истинную заинтересованность и благожелательность. Во время семейного застолья, нам надо стараться быть позитивными и воодушевлёнными. Надо показать свой интерес к каждому ребёнку и поощрить его, если мы будем поступать так, то наши дети будут лучше слушать нас, чем если мы будем [всё время] порицать их. Мы каждый день должны говорить им, что любим их, не зависимо от того, сколько им лет - восемь или восемнадцать. Это очень важно для них.

Мы должны показывать, что мы благодарны за то, что они делают. Так поступала моя мать, и это очень много для меня значило. Поэтому дома мы всегда благодарим друг друга. Я благодарю мою жену за вкусную еду. Мы благодарим наших детей, когда они проявляют доброту. Моя жена благодарить меня за мою усердную работу. И дети всё это видят. "Атмосфера благодарности" должна постоянно быть в наших домах. Она должна пронизывать все наши дела, наше общение и даже наши приветственные и утешительные объятия супругов и детей. Мы должны дать им почувствовать это ощущение одобрения и дать им наслаждаться любовью, которая наполняет наши дома.

И наконец, нам надо смотреть друг другу в глаза. Когда человек смотрит в книгу или на экран компьютера, то он легко может проигнорировать наши слова. Надо стараться смотреть в глаза детям, когда мы говорим с ним, чтобы убедиться, что они нас поняли. Хорошие учитиля знают, как важен прямой зрительный контакт в классе. Если мы не настаиваем на прямом взгляде, то мы не можем быть уверены, что нас услышат. И мы сами можем упустить важное невербальное послание.

 

www.ligonier.org