Божье Присутствие. Арон Денлингер (Aaron Denlinger).
Богословие - Статьи

 //Профессор Аарон Денлингер преподаёт Историю Церкви и Историческую Теологию в Реформатско-Библейском Колледже.//

 Моя трёхлетняя дочь любит задавать 2 вопроса: "Где Бог?" и "Где Иисус?". Это, я полагаю, нормальные вопросы, которые возникают о той Личности, о Которой постоянно говорят, и к Которой постоянно обращаются у нас дома, но, по мнению моей дочери, Которой никогда у нас дома не видно. И, по правде говоря, касательно этих и многих других вопросов, она уже знает на них ответы наизусть, потому что слышала их много раз. Поэтому я обычно спрашиваю об этом её сам. "Где Бог?", спрашиваю я её. Этот вопрос, мы задали ей задолго до того, как она сама его задала, поскольку он является частью хорошо известного детского катехизиса. Поэтому она знает, как правильно ответить на него: "Бог везде". Но она знает ответ для вопроса: "Где Иисус?", не из какого-либо катехизиса, а из моих ответов на её вопросы. Она начинает говорить: "Иисус", и ждёт моего одобрительного кивка, чтобы продолжить, "по правую руку от Бога Отца на небесах".

 В данный момент, её вполне устраивают эти ответы (даже не смотря на то, что она постоянно спрашивает об этом), и, вместо того, чтобы как-то расширить их и углубить, я пытаюсь помочь ей уже сейчас правильно использовать эти знания в её жизни. Так, например, когда она не хочет идти в кровать и нервничает, по настоящему или притворно, что её оставляют одну в комнате, я сначала напоминаю ей, что она не одна, поскольку Бог, который есть везде, находиться в комнате вместе с ней. Затем, я напоминаю ей, что труд Христа, как нашего первосвященника, заключается и в Его жертве за наши грехи, и в том, что Он находиться по правую руку от Бога Отца, ходатайствуя за нас, и это являет нам Его чувства. Другими словами, я напоминаю ей, что Бог любит её больше и глубже, чем даже мать и отец, что так хорошо показывает крест Христа и Его заступничество за нас на небесах.

Из-за Своей природы, Бог, присутствует везде, даже в, казалось бы, совершенно неподходящих для этого местах, и эта истина применима на практике, особенно теми, кто оказался в одном из таких мест. Это, кажется и забыл или сделал вид, что забыл, Эразм [Роттердамский] в своих дебатах с Лютером о свободе воли в середине 20х годов 16 века. Он хотел показать, что некоторые доктрины, хотя и верны, но почти не имеют практического применения, поэтому не должны быть открыты людским массам; он писал: "Бог, по Своей природе, не в меньшей степени присутствует в норе жука..., чем на небесах", и эта истина, как он считал "будет бесполезна для обычных людей".

Лютер, в ответ, напомнил Эразму, что Бог, а не мы, определяет, что нам надо знать о Нём. Другими словами, то, что Бог открыл нам о Себе в Писании, например, тот факт, что Он может присутствовать даже там, где и не подумаешь (см. Пс. 138:7-10), является практически применимым, не зависимо от того, можем ли мы это понять сразу или нет. Но Лютер не упустил здесь случая атаковать Эразма на его же собственном примере. То есть, Лютер был рад показать Эразму пользу от знания, что Бог присутствует даже в норе у жука.

"Ты ошибаешься," писал Лютер, "в том, что считаешь бесполезным для общественного обсуждения мысли, что Бог может быть в норе или сточной канаве". Здесь может показаться, что Лютер слишком сгустил краски поместив Бога в канализацию - средневековое слово на Латыни, которое можно было перевести как сточная канава или уборная, в дополнение к норе жука. Но на самом деле, он всего лишь озвучил то, что Эразм в своём примере завуалировал. Когда Эразм использовал слово скарабей, он имел в виду того самого жука, который питается и живёт в экскрементах животных, то есть навозного жука. Нежелание Эразма увидеть Бога в норе у жука имеет дело не с его размерами, а с тем местом, где он живёт.

Лютер, в противоположность ему, не видел трудностей в том, чтобы представить Бога даже в норе навозного жука, и не потому, что он думал, что такое окружение, или вообще какое-либо окружение, подходит достоинству Бога, но поскольку он хорошо понимал как необыкновенно далеко и смиренно Бог готов идти, чтобы быть со Своим народом и быть для Своего народа. В конечном счёте, "Сын Божий поселился у утробе Девы и вышел из её чрева". Так Он принял человеческую плоть. "Что может быть более мерзко, чем это?", спрашивал Лютер.

Признание того, что Бог присутствует в норе у жука, в первую очередь, касается доверия Писанию. "Писание свидетельствует, что Бог везде и наполняет Собой всё" (см. Иер. 23:24). Также, это знание удивительно ободряет тех несчастных, которые оказались в такой навозной норе. Так, Лютер, наконец задаёт Эразму критически важный вопрос, и показывает, что теологическая сдержанность Эразма оставляет людей без надежды как раз тогда, когда она им больше всего нужна: "Должны ли мы полагать, что если бы я был пойман тираном и брошен в тюрьму или канализацию, как это случалось со многими святыми, - то я не мог бы призвать там Бога или верить в то, что Он там со мной, но вместо этого я должен был бы ждать, чтобы обратиться к Нему, пока не окажусь в прекрасной церкви?"

Божьи люди порой оказываются в местах смущения, одиночества, страха и просто мерзости. Бог там с ними. Это "там" может быть и детской комнатой, и норой жука, и канализацией, и чем-то ещё более гадким. Бог так много сделал, чтобы быть с нами в нашей человеческой сути, и это свидетельствует, что Он с нами, везде, где только можно себе это представить.

 

www.ligonier.org