Давид, Голиаф и Вы? Бен Дансон (Ben Dunson).
Богословие - Статьи

В предыдущей статье я показал, что Библия использует примеры людей, чтобы помочь нам в нашем христианском паломничестве. Из 11 главы Послания к Евреям и 10 главы 1 Послания к Коринфянам можно выделить два особых случая. Первая использована в Библии, чтобы показать нам людей, которые доверяли Господу, не смотря на суровые испытания, и это открывает нам, что встречаясь с трудностями, у нас также есть все основания для доверия Господу, как это делали святые в прошлом (Евр. 11). Вторая, в свою очередь, указывает нам на примеры неверия, чтобы предупредить нас не идти по наклонной, и не оставаться во грехе, если мы уже впали в соблазн греха и не раскаялись в нём (1 Кор. 10).

 Эти принципы были следствием изучения примеров, которые Новый Завет берёт из Ветхого. Как на счёт Ветхозаветных историй, о которых Новый Завет не упоминает, подходят ли они для получения положительных и отрицательных примеров? Правильно ли руководствоваться этими примерами при прохождении путём веры? Я думаю, что в Новом Завете использовано достаточно примеров, чтобы ответить на эти вопросы положительно.

 Чтобы проиллюстрировать первый принцип (пример веры в Господа), я хочу использовать в этой статье классический пример из Ветхого Завета, который часто используется неправильно, в случаях, когда людям дают морализм, не достигающий христианских стандартов. Я хочу посмотреть вместе с вами на историю Давида и Голиафа, чтобы мы поняли, есть ли в ней что-нибудь, что может быть полезно для верующих. Может ли бой Давида с Голиафом быть для нас примером для подражания?

 Как я уже упоминал в предыдущей статье, опасность таких историй в том, что мы зачастую просто заменяем их героев собой и делаем выводы, что жить по христиански - это просто быть храбрым, или смелым, или верным Богу в трудные времена. Поэтому, каждый раз, когда мы читаем Библию, мы должны задаваться вопросом: "А где здесь Евангелие - благая весть о спасении Богом грешников, которые не могут спасти себя сами?" В случае с Давидом - это особенно важно, поскольку помазанный царь Израиля был прообразом Самого Иисуса Христа.

 Что же, тогда, мы можем понять из примера битвы Давида и Голиафа (1 Цар. 17), если будем применять принципы, которые мы узнали из использования примеров Ветхого Завета в Новом?

 История начинается так: две армии стоят друг напротив друга: армия Филистимлян и армия Израильтян. Филистимляне отправили своего главного единоборца Голиафа (большого и сильного человека) вперёд. И он стал насмехаться на Израильтянами, требуя, чтобы они прислали ему своего единоборца для битвы один на один. Испуганные Израильтяне трепетали, не зная, как поступить (стихи 11, 24-25). Давид - младший сын Иессея (стих 14), - услышал слова Голиафа (стих 23), когда принёс по поручению отца еду для своих братьев, которые были в Израильской армии.

Как ответил Давид на действия Голиафа и страх своих соотечественников? Сначала он сказал (стих 26): "Что сделают тому, кто убьёт этого филистимлянина и снимет поношение с Израиля? Ибо кто этот необрезанный филистимлянин, что так поносит воинство Бога живого?" Здесь сразу видно, что Давид воспринял Голиафа не так, как его собратья - он знал силу своего Бога и понимал всю абсурдность положения тех, кто осмеливался противостоять Господу и поносить Его. Когда же до Саула дошло известие, что Давид хочет сражаться с Голиафом, он сказал: "Не можешь ты идти против этого филистимлянина, чтобы сразиться с ним, ибо ты ещё юноша, а он воин от юности своей". Давид ответил, что научился побеждать диких животных, пока был пастухом; но более важно то, что он снова повторил, что верит Богу: "И льва, и медведя убивал раб твой, и с этим филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живого" (стих 36).

Откуда у Давида была такая уверенность? От Бога!

Это очевидно из следующего стиха: "Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого филистимлянина" (стих 37).

Давид, как это видно, был храбр. Но почему? Он знал, что Бог бесконечно сильнее, чем Голиаф. В тот момент, Давид руководствовался верой, а не зрением (см. 2 Кор. 4:18). Он не мог мериться с Голиафом физической силой, но она ничего не значит, когда Господь сражается за тебя. Выслушав насмешки Голиафа, Давид показал ему, где он берёт свою силу (стихи 45-47):

"Ты идёшь против меня с мечом, и копьём, и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств израильских, которые ты поносил. Ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам трупы войска филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле. И узнает весь этот сонм, что не мечом и копьём спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши"

Давид не боится, поскольку он идёт на бой "во имя Господа Саваофа, Бога воинств" (стих 45), чья честь отстаивается в этом бою, поскольку Голиаф хвалился своим превосходством. Давид храбр, поскольку знает, что Господь предаст Голиафа в его руки (стих 46). Давид бесстрашен, ведь он уверен, что "это война Господа" и "не мечом и копьём спасает Господь", а Своим всемогуществом (стих 47).

Короче говоря, Давид верил Господу, поскольку Он превыше всего достоин доверия. Эта вера была единственным источником храбрых поступков Давида в этой истории. Давид знал, что Бог сражается за Свой народ, и поэтому "поспешно побежал к строю навстречу филистимлянину" (стих 48) "и поразил филистимлянина в лоб" камнем, так что тот умер на месте (стих 49).

Но как же нам воспринимать подобные истории в Библии? Быть храбрыми и преодолевать препятствия в наших жизнях, или надо бесстрашно убить своего Голиафа? Нет, [эти действия плохо подходят современным христианам] поэтом легко увидеть, как многие стараются избегать использование этой истории как образца для подражания.

Но Давид всё равно является для нас примером.

Он показывает как надо верить в то, что могущественный Бог спасёт Свой народ великими делами, и показывает действия, основанные на этой вере. И хотя эта история не упоминается в Евр. 11, можно себе представить, как бы она была там представлена: "Верой Давид взял камень и убил Голиафа из пращи, зная, что это война Господня".

Другими словами, Давид является примером для всех нас, поскольку его бой с Голиафом учит нас вере в то, что не зависимо от жизненных обстоятельств, войну ведёт Господь, и что Он спасёт Свой народ. Имея такую уверенность, мы можем спокойно довериться Господу, и, подобно Давиду, действовать храбро, в свете этого доверия, и подойти "с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи" (Евр. 4:16).

В следующей, последней статье в этой серии, я обращу ваше внимание на пример неверия, который не упоминается напрямую в Новом Завете (как в 1 Кор. 11), чтобы мы увидели как христиане могут применить его для своих жизней, увидели как мы можем избежать подобных поступков сами.

www.ligonier.org