Грех Соломона и Наш Грех. Бен Дансон (Ben Dunson).
Богословие - Статьи

В двух предыдущих статьях ("Будьте Как Даниил" и "Давид, Голиаф и Вы") я писал о причинах, по которым нам надо искать в Ветхом Завете как положительные, так и отрицательные примеры. Моя последняя статья была о положительном примере Давида в его борьбе с Голиафом. В этой статье, я хочу рассмотреть Соломона, который в ранние годы своего правления являет нам хороший пример веры и мудрой жизни, но со временем он становиться отрицательным примером тех опасностей, которые приносят богатство, власть и, по мимо всего прочего, идолопоклонство.

Сначала, тем не менее, нам надо отправиться далеко в прошлое, во времена Моисея. Когда Израильтяне были уже у границ Земли Обетованной, Моисей рассказал им о том, каковы к ним требования Бога, чтобы они не были изгнаны из этой земли, после того, как они овладеют ей. Книга Второзакония, на самом деле, состоит, по большей части, из проповедей Моисея, выражающих обязательства, которые взял на Себя Бог по отношению к народу Израиля, и то, что в ответ на это, от них ожидается верность Богу. Среди прочего, что было сказано Израилю, были и требования к их будущему царю, описанные в Втор. 17:14-20. Царь должен был быть Израильтянином (стих 15); он не должен был стремиться обладать большими табунами лошадей, и не должен был отправлять людей в Египет за ними (стих 16), он не должен был брать себе много жён "дабы не развратилось сердце его" (стих 17); он не должен был чрезмерно обогащаться (стих 17); и, наконец, он должен был прилежно и смиренно соблюдать Божий Закон (стихи 18-19). В общем, царь Израиля должен был избегать полагаться на земные силы (символизируются лошадьми), идолопоклонства, упования на богатство, и избегать пренебрежения Божьим заповедями.

Насколько же Соломон соответствовал стандартам, установленным в 17 главе Второзакония? В ранние годы своего правления, он неплохо справлялся с этим. В начале, "возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего" (3 Цар. 3:3), но уже тогда были вещи вызывающие беспокойство: он женился на дочери фараона (3 Цар. 3:1; см. Втор. 17:17) и "приносил жертвы и курения на высотах" (3 Цар. 3:3). С другой стороны, он молился о мудрости и выразил в этом настоящее смирение (3 Цар. 3:9-14).

Зная требования к царю, указанные в 17 главе Второзакония, мы скоро замечаем и другие проблемы, возникающие в поздние годы правления Соломона. 3 Цар. 4:26, например, отмечает, что "было у Соломона сорок тысяч стойл для коней колесничных и двенадцать тысяч для конницы" (см. Втор. 17:16). Это большое количество войск не обязательно указывало на грех, но, как об этом предупреждает книга Второзакония, такое накопление лошадей искушало царей Израиля больше доверять своей военной силе, чем тому, что Бог способен спасти Свой народ. Ещё позже, в правление Соломона, мы читаем подробный отчёт о чрезвычайном богатстве царского двора (3 Цар. 10:14-29), включая такие вещи как слоновая кость, обезьяны и павлины (стих 22). Здесь мы ещё раз читаем об огромном количестве его лошадей, и, что ещё хуже, о том, что многие из них были из Египта (посмотрите снова на Втор. 17:16). И не удивительно, что уже в следующей главе начинается описание падения Соломона.

В 11 главе 3 книги Царств мы читаем, что "полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин" (стих 1), эта фраза стоит здесь специально, чтобы напомнить о Втор. 17:17 (где написано, что царь не должен брать себе много жён, "дабы не развратилось сердце его"). Любовь Соломона к этим женщинам нарушала Божье повеление о том, что Его народ должен избегать их: "не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам" (3 Цар. 11:2 возможно указывает на Исх. 34:16). И "во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему" (стих 4). Остальная часть 11 главы - это печальная повесть о том, как Бог всё больше и больше наказывал Соломона за идолопоклонство, и о том, какие печальные последствия имело это наказание для всего Израильского народа.

Чему же может научить верующего жизнь Соломона? Есть ли в ней уроки, которые нам надо выучить? Первое, и самое основное, что мы узнаём из жизни Соломона (тот же урок, который повторяется в разной степени в описании жизни всех царей Израиля), это то, что у Божьего народа нет надежды, если не придёт иной царь. Благочестивый царь, описанный в 17 главе Второзакония, полностью посвящённый Господу и повиновению Его закону, так и не появился в Ветхом Завете (это справедливо даже по отношению к Давиду, который был угоден Богу). В конечном счёте, Израиль ожидал царя, который вёл бы, защищал бы и освободил бы их от всех врагов (включая грех - внутреннего врага).

Иисус Христос, конечно же, - и есть тот Царь. Это о Нём сказано: "упасет народ Мой, Израиля" (Мф. 2:6, цитата из Мих. 5:2, и возможно указание на Иез. 34:23). Иисус - это Царь, которого Бог вознёс как "рог спасения нам в дому Давида", "что спасёт нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас" (Лк. 1:69, 71). Иисус пришёл, чтобы "дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их" (Лк. 1:77). Короче говоря, жизнь Соломона учит нас искать спасения не у земных царей: только Бог может спасти нас.

Какой же пример Соломон даёт верующим? Хотя в его жизни есть положительные моменты, он представляет, также, и множество отрицательных. Как царь, Соломон очень отличается от нас, но как грешник, подчиняющийся разным господам и склонный к отвержению Бога, он очень похож на нас. И в самом деле, мы можем увидеть в его жизни многие сильные искушения, которым люди подвергались во все века, то есть искушения приходящие вместе с деньгами, властью и любовью, как и идолопоклонство, которое так легко укореняется в наших сердцах. Верность Соломона Богу ослабела главным образом из-за его жён, к которым "прилепился Соломон любовью" (3 Цар. 11:2), и из-за того, что он позволил их языческому идолопоклонству отвратить его сердце от Бога.

Любовь - это очень сильное чувство, и с ней надо обращаться очень осторожно. История мира и Церкви полна повествований о том, как сила любви и страсти приводила людей к гибели. Бог есть любовь. Вот почему человеческая любовь так сильна (и опасна): она легко становиться ложной заменой Божьей любви. Если наши сердца не сконцентрированы на Господе, то любовь к человеку становиться всепоглощающей, и, как это было с Соломоном, с лёгкостью уводит наши сердца от Бога, так что мы становимся не полностью преданы нашему Господу Богу (3 Цар. 11:4). То же самое можно сказать и о том доверии, которое Соломон питал к своему богатству и военной силе.

Правильное библейское учение и проповедь помогают сердцу человека. Они открывают нам то, как Бог видит наши бесконечные грехи, так чтобы мы поняли, насколько сильно мы нуждаемся в спасении. Одним из способов, чтобы этого достичь, является пример. В положительных примерах веры мы видим образец для подражания (см. мою предыдущую статью - "Давид, Голиаф и Вы"). Тем не менее, отрицательные примеры тоже важны: мы узнаём из них о множестве грешных желаний, которые живут в людях со времён грехопадения, о грехах, которые цепко держат нас и уводят прочь от нашего любящего Отца. Вместо того, чтобы просто порицать безумные поступки и восстания святых и грешников, о которых мы читаем в Ветхом Завете, давайте исследовать наши сердца, чтобы такие же грехи не опутали и нас самих.

 

www.ligonier.org