Жан Кальвин о Терпимости к Чужим Теологическим Заблуждениям. Аарон Денлинг (Aaron Denlinge).
Богословие - Статьи

Жан Кальвин о Терпимости к Чужим Теологическим Заблуждениям. Аарон Денлинг (Aaron Denlinge).

 По мнению Кальвина, существуют такие ситуации, когда не только возможно, но и необходимо проявление некоторой терпимости к ошибкам других людей, даже (или особенно) в вопросах теологии. Такова цена сохранения единства и дружбы с настоящими христианами. Он пишет, что "все люди окружены облаком невежества". А если сказать по-другому, то все ошибаются в каком-либо вопросе в учении, практике или чем-то ещё. Он продолжает: "нам придётся либо опустошить наши церкви", то есть перестать общаться вообще с кем бы, то ни было, "либо мы должны терпеть заблуждения в том, что не влияет отрицательно на религию и не грозит спасению".

 Но и здесь есть определённые условия. Первое, терпимое заблуждение никогда не должно быть просто скрыто с виду во избежание проблем. "Я бы не поддержал ни малейшей ошибки", объясняет Кальвин, "поскольку они только усугубляются через лесть и потворство". Христиане должны, открыто говорить и стараться исправлять ошибки в учении или поведении тех, кого они считают заблуждающимися, не забывая при этом о милосердии и уважении к церковному покою и дисциплине. Христиане должны отвечать своим братьям и сёстрам взаимным уважением, даже если их собственные идеи и обычаи могут быть подвергнуты критике. Но там, где несогласие, не смотря на настоящий диалог, все же сохраняется, христианское общение не должно быть прекращено: "Мы не должны бездумно оставлять церковь из-за малых споров".

 Второе, терпимые заблуждения никогда не могут заключаться в основных положениях веры. Здесь Кальвин проводит критически важное сравнение, то самое, которое стало сутью каждого церковно-политического события в его карьере. "Не все положения истиной доктрины одинаковы по важности. Некоторые из них так важны, что в них должны быть уверены все, и никто не должен подвергать их сомнению, как истинные принципы религии. Есть же и такие положения учения, споры о которых не являются причиной для нарушения единства в вере". Здесь он делает различие между основополагающими и второстепенными учениями. Кальвин даёт примеры истин первой категории: "Бог един; Христос - Бог и Сын Божий; наше спасение основывается на милости Бога; и им подобные". В пример учения второго типа, которое не приводи к разделению, Кальвин привёл вопрос о том, где находиться душа христиан в их промежуточном состоянии (между смертью и воскресением).

 То различие, которое здесь делает Кальвин, и с которым реформатская традиция всегда была согласна, заключается, заметьте, не в том, что одно учение основывается на Библии, а другое на безосновательных рассуждениях. Но скорее, это различие между важными библейскими доктринами, правильное понимание которых необходимо для спасения, и такими библейскими учениями, которые, даже понятые неправильно, не грозят разрушением надежды на спасение.

 Можно лучше понять то, как Кальвин видел линию разделения между фундаментальными и второстепенными учениями, если посмотреть на то, как он относился к крупнейшим церковным сообществам своего времени. Христианское общение с Римом, по мнению Кальвина, было совершенно невозможно. Рим настаивает на том, что добрые дела человека вносят вклад в его спасение, не говоря уже о том, что Евхаристия там воспринимается как жертва Богу Отцу за грехи людей (это противоречит Евр. 10:11-18). Поэтому Кальвин считал, что таким образом создаётся практически нерушимая стена на пути христианского общения с Римом.

 В то же самое время, Кальвин открыто поощрял христиан, имеющих реформатские взгляды, общаться и поклоняться вместе Лютеранами и Англиканами, которые, не смотря на их различие с Реформатами Женевы, верили в реформатские принципы "только Писание" и "только верой". Так, например, когда группе французских беженцев, живущих в Везеле, Германия, было отказано в желании совершать Евхаристию вне Лютеранских церквей (беженцы не хотели участвовать в Евхаристии у Лютеран из-за лютеранского учения и практики совершения Евхаристии), Кальвин посоветовал им подчиниться властям и поклоняться и причащаться с Лютеранами; он отметил, что ошибки Лютеран касающиеся причастия, "не влияют на суть нашей веры". Подобным образом, Кальвин советовал верующих в Англии примириться с терпимыми несуразностями - "терпимыми пустяками" в учении и поклонении, которые были введены в практику "Книгой Общих Молитв" (1552 год).

 В наше время, мало кто из реформатских христиан может оказаться в ситуации, когда светский закон будет требовать поклонения в церквях, которые, по их мнению, имеют некоторые недостатки. Но слова Кальвина о терпимости к заблуждениям в некоторых вопросах, и подразумевающееся здесь мнение, что одни доктрины фундаментальны, а другие второстепенны, всё ещё важны в наше время. Они должно помочь нам в выборе места поклонения (или даже, в отказе от текущего места поклонения). И помочь нам в общении с другими христианами, как в нашем собрании, так и за его пределами.

 Если посмотреть на то, как быстро в наше время люди покидают совершенно законные христианские собрания (не зависимо от их членства и посвященности этим собраниям), как и на хорошо заметную тенденцию среди христиан спорить и переставать общаться почти всегда из-за второстепенных доктрин, можно подумать, что терпимость к заблуждениям практически исчезла из реформатских кругов. Эту терпимость, в любом случае, надо культивировать. Способность точно выделить самое важно (и в первостепенных доктринах, и во второстепенных) в теологических или практических ошибках церкви или собеседника, и дать правильный ответ, может помочь обрести стабильность церковному собранию и оздоровить христианское общение, особенно в тех случаях, когда речь идёт о различиях внутри одного сообщества.

www.ligonier.org