Новости
Значительность Фомы Аквинского. Райн Риивз (Ryan Reeves). |
Богословие - Статьи |
//Райн Риивз является профессором-ассистентом исторической теологии и ассистентом декана в Теологической Семинарии Гордон-Конвелл в Джексонвилле.// Фома Аквинский всегда был предметом критики для теологов. Еще при жизни, его одноклассники называли его "Тупым Волом", говоря о его неуклюжести и о том, что его мышление казалось замедленным. Насмешки продолжались и после его смерти, когда такие теологи как Уильям Оккам и Дунс Скотт пытались сделать так, чтобы его труды были признаны еретическими. Мартин Лютер тоже посчитал правильным отвергнуть его подход к теологии, поскольку Аквинский слишком, по мнению Лютера, полагался на Аристотеля. И Лютер предупреждал своих читателей, что языческие термины могут быть использованы в теологии только после того, как они будут "тщательно очищены". Паравильная историческая перспектива позволяет нам сложить наше оружие и не нападать на Фому Аквинского. Протестантские теологи могут никогда не примириться с его учением о натуральном законе и о рассудке, они могут также более резко отзываться о его учениях об обете безбрачия, о Марии и о чистилище - но, тем не менее, он был ведущим теологом в Средневековье, что, в свое время, сыграло критическую роль в формировании Протестантизма. Фома был из семьи дворян, он был рожден в семье герцога Аквина в Роккасекке, Италия, в 1225 году. Аквинский - это, на самом деле, не фамилия, а название местности, где жила его семья, поэтому его учение называли Фомизмами, а не Аквинтизмами. В юности он получил хорошее образование, но был очень избалован. Фома был троюродным братом императора Священной Римской Империи Фредерика II, самого влиятельного политического лидера того времени, властителя Германии, Италии и Иерусалима. Такая сила развращает, и этот период можно было назвать: темным веком политики. На самом деле большая часть властителей 13 века, подобных Фредереку II, не были лояльными сынами Церкви. Со временем, они начали использовать свои владения, и те земли, которые были захвачены в ходе Крестовых походов, для оказания политического давления на Папу Римского. Его первым серьезным действием, как взрослого человека, было сопротивление своей семье в ее борьбе против Церкви. Его отец попытался сделать его настоятелем богатого монастыря в Монте Каззино, и вовсе не из благочестивых мотивов, а для того, чтобы поддержать своего сына в стиле жизни, подходящем для его династии. Фома отказался, и, как о нем говорят, однажды пришел к своему отцу, чтобы сказать, что он присоединился к нищенствующему ордену монахов Доминиканцев. Его семья была вне себя от гнева, а его братья даже силой увезли его и заключили в семейном замке, в надежде, что он образумится. Все их попытки переубедить его потерпели неудачу. (Одна из историй гласит, что они даже подсылали к нему проститутку, чтобы он предпочел жизнь разгульного гуляки, а не жизнь служения Церкви.) Фома, в конечном счете, сбежал и вскоре прибыл в Париж, чтобы учиться у лучшего теолога Европы - Альберта Великого. Где он и провел следующие 30 лет жизни изучая и преподавая теологию. Двумя его шедеврами являются труды: "Сумма Теологика" и "Сумма Контра Джентилис". Обе эти книги [исторически] являются одними из самых влиятельных книг в Западной литературе. "Сумма Контра Джентилис" фокусируется на возрождении литературы Иудеев и Мусульман в средневековый период. Аквинский написал этот апологетический труд, доказывая неверующим существование Бога и рациональность оснований Христианской веры, в сравнении с другими мировоззрениями. Еще более важным для поздней церковной истории был его труд "Сумма Теологика", он не имеет себе равных в охвате тем, отвечая на ошеломляющее количество вопросов, от секса, существования ангелов и функций светского правительства и до традиционных учений о Христе, о спасении и о Церкви. В каждом из своих трудов Фома сразу закладывая твердое интеллектуальное основание для оправдания верующих. Именно исследование логических доказательств привело его в итоге к принятию преобразованного Аристотелева подхода к рассуждениям и метафизике. Он очень долго и сложно рассуждал, чтобы найти решение проблемы поднятой еще древними [философами] - найти объяснение многообразию [форм] жизни в единстве идей - Проблемы Единого и Множественного. Подобно Аристотелю, Фома пришел к выводу, что единство различных вещей происходит из Божьего творения и включено в суть самих вещей, а не существует отдельно от сотворенной системы. Можно сказать, что эпистемология Фомы крепко связана с библейскими доктринами о сотворении и о спасении. Он верил, что люди был созданы по образу Бога (imago Dei) и поэтому обладают способностью к правильному и логичному мышлению. Конечно же, грехопадение нарушило наше мышление и привело к тому, что мы ошибаемся и грешим, но нестираемый образ нашего Творца, согласно Фоме Аквинскому, не покинул наши умы. И, как он ясно учил, спасение приходит по благодати, через Христа, к этому самому грешному человечеству. Но доктрина о спасении учит нас, что мы не совершенны, и что наш грех легко затмевает истину. В итоге Фома остановился на решении этой проблемы, которое соединяем обе эти истины: благодать совершенствует природу [человека], и человеческая природа не разрушает ее (благодать). Другими словами, хотя наши умы и повреждены грехом, они не разрушены полностью, и, с помощью благодати, они могут воспринять истину. Это решение было гениальным в том, что оно соединило науку и философию вместе, вместо того, чтобы оттолкнуть их друг от друга. Прочие идеи, которым учил Фома - проблематичны. Возьмите к примеру его размышления о сексе. Фома применил свою идею - "благодать совершенствует природу [человека]" к вопросу о том, являются ли грехи неестественного сексуального поведения (гомосексуализм, мастурбация, прелюбодеяние), да и вообще любые грехи связанные с сексом, самыми страшными грехами, которые может совершить человек. Фома защищал идею, что эти грехи являются абсолютным нарушением естественного человеческого процесса воспроизведения, и поэтому нарушают естественный, сотворенный порядок вещей, и отвергают благодать Христа, который благословляет и восстанавливает завет брака. Из этого он делал вывод, что эти грехи - одни из самых ужасных. Но немногие теологи заметили, что Аквинский, вместе с другими средневековыми учеными, игнорировал библейское учение о близости и удовольствии, получаемых на брачном ложе, и таким образом проложил дорогу для будущих теологов Римской Католической церкви, которые настаивали, что близость существует [только] для продолжения рода. Это также, что вызывает еще больше проблем, предполагает небиблейскую градацию грехов, пытаясь разделить их на "смертные" (очень серьезные) и "простительные" (ненамеренные или очень малые) грехи. Как можно говорить, что грехи, связанные с сексом, более страшные, чем грехи жестокости или гнева? Почему такие грехи должны рассматривается как самое жёсткое нарушение Божьего Закона, когда в корне всех грехов лежит самоуверенная гордыня? Учение Фомы об оправдании также вызывает очевидные проблемы. И хотя, в этом вопросе он был на голову выше всех средневековых теологов, он все равно критикуется Протестантскими богословами. Подобно многим средневековым теологам, Фома учил, что Христианин принимает некое вливание благодати при крещении, которое и остается в его душе, хотя и не влияет на волюи не понуждает его делать добрые дела. Аквинский также придерживался учения о предопределении, поскольку [считал], что Бог избирает тех, кто примет внедрение благодати через крещение. Все же, Фома отказывался сделать [логический] вывод, что благие дела совершаются под действием Святого Духа, влияющего на нашу волю, чтобы привести нас к повиновению. Для Фомы, чтобы любовь действительно показала, что она настоящая, она должна быть нашим [личным] действием любви в содействии с благодатью. Тогда этическая цель жизни Христианина в том, чтобы проявить эту внедренную благодать через добрые дела, которые и приведут нас в жизни к спасению. Эти дела любви должны совершаться верующим, чтобы [иметь возможность] получить вечную жизнь. Рассуждая таким образом Аквинский полагал, что избежал Пелагианства подчёркивая, что первый шаг в процессе спасения - это дар Божьей благодати, который не зависит от дел. Наиболее подходящая аналогия для учения Аквинского о спасении - это физические упражнения. Все мы люди, но некоторые из нас физически крепкие, а другие нет. Мы все получили наше существование от Бога, поскольку мы все разумные существа, созданные по Его образу. Но чтобы не быть вялыми любителями полежать на диване, мы должны использовать нашу волю и сделать усилие, чтобы заставить себя заниматься физическим трудом. Никто не будет двигать за нас ногами и руками во время упражнений, это должна быть наша работа. Подобным образом Фома думал, что спасение совершается, когда Бог вливает в душу достаточное количество благодати для совершения дел любви, которые и приводят к вечной жизни. Чтобы совершать "обычаи благодати", как их называл Фома, для уподобления Христу через возрастание в любви, наша душа должна ухватиться за эту благодать. Учения Фомы об эпистемологии, оправдании и этике - являются одними из самых интересных и важных объектов, которые продолжают привлекать теологов к его трудам. И на самом деле, хотя Протестанты отвергли многие из его учений со времен Реформации, мы, тем не менее, не можем взирая назад, как это делали Жан Кальвин, Филип Меланхтон, Мартин Бьюсер и даже Лютер в его спокойные периоды жизни, и не высказать должного уважения к героическим усилиям теологов, труды которых формируют наше мышление уже почти 800 лет.
Журнал Tabletalk, Сентябрь 2013. Служение Лигоньер. www.ligonier.org
|