Новости
Осуждение Ада. Джон Бланчард (John Blanchard). |
Богословие - Статьи |
//Джона Бланчард - пастор, преподаватель и апологет из г. Банстид, Англия. Является автором книги: "Что произошло с Адом?"// Сэр Артур Конан Дойл (1859–1930), Шотландский врач и писатель, больше всего известный благодаря герою его детективов - Шерлоку Холмсу, как-то сказал: "Ад, я бы сказал... давно уже ушел из мыслей всех здравомыслящих людей". И, в наше время, многие бы с ним согласились, причем не только не верующие [но и христиане]. Идея о том, что несметное количество людей, включая приличных, законопослушных граждан, будет вечно подвержено неотступному Божьему гневу, просто неприемлема для многих людей. Даже некоторые из высокопоставленных служителей церкви отвергли её. Джон Робинсон (1919–1983), либеральный епископ из Вудвича, чья книга "Честен перед Богом" просто свела Создателя к понятию "Основание всего сущего", сказал, что "[Бог] не сможет выдержать этого... и не позволит этому произойти". В большинстве случаев атака на идею ада осуществляется в форме вопроса: "Как же любящий Бог может послать кого-либо в ад?" Британский философ и теолог Джон Хик (John Hick, 1922–2012) доказывал, что ад "совершенно не совместим с мыслью о Боге, как о Боге бесконечной любви". Доказательство этого строго прямолинейно: отправлять людей в ад - это значит не любить их, следовательно, Бог любви никогда этого не сделает. Что же мы можем на это ответить. Несомненно, что Бог есть любовь, и 1 Ин. 4:8 подтверждает, что любовь - это неотъемлемая часть Его сути. Но отрывать один атрибут Бога от всех остальных, чтобы уничтожить идею ада, значит представлять Бога в виде однобокой карикатуры. И на самом деле, в Библии чаще всего говорится не о любви Божьей, а о Его святости; слово "святой" используется чаще, чем все остальные атрибуты Бога взятые вместе. Он не терпит греха. "Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния" (Авв. 1:13), и современное общество, где всё можно, совершенно игнорирует этот факт. Не тот вопрос задают люди, которые хотят избавиться от ада, им надо спрашивать себя, почему святой Бог вообще впускает кого-либо на небеса. А поскольку "все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3:23) и "не войдет в него (небо) ничто нечистое", то им будет трудно ответить на этот вопрос. В некотором смысле Бог не отправляет людей в ад, а они сами себя туда отправляют. "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы", поэтому все те, кто отвергает Его откровение, не имеют никакого оправдания. (Рим. 1:20). Нет закона, который запрещал бы людям признавать существование Бога, Его власть, святость, любовь и благость, или жить так, чтобы прославлять Его и благодарить. У человека есть выбор, и бесконечные миллионы людей не хотят, чтобы Бог занимал в их жизнях то место, которое принадлежит Ему по праву. Поступая так, они не понимают, что собирают себе Божий "гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога" (Рим. 2:5). Дж. Пакер (J.I. Packer) подчеркивает эту трагическую истину: "Никто не воспламеняет Божий гнев, кроме тех, кто выбрал сделать это. Суть Божьего действия, в проявлении гнева, - это дать людям то, что они выбрали, со всеми вытекающими отсюда последствиями; не больше и не меньше". К.С. Льюис добавляет к этому отрезвляющий комментарий: "Я с готовностью верю, что неспасённые, в некотором смысле, бунтари, чьё восстание удалось, они сами заперли врата ада изнутри". Другие люди отвергают библейский ад с помощью идеи о том, что, хотя Бог и ненавидит грех, Он также любит грешника, поэтому не может проклясть его на вечное наказание. Но так ли это? Я отметил для себя 33 места в Писании, где выражается Божья ненависть. В 12 из них написано, что Бог ненавидит действия грешников (включая идолопоклонство), но в остальных случаях сказано, что Он ненавидит совершающего грех. Один пример содержит в себе все остальные: "нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его" (Пс. 10:5). Хотя Бог и показывает Свою любовь тем, что изливает общую благодать на всех людей - "Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф. 5:45), тем не менее, мы не должны путать это с Его спасающей благодатью, которая дает грешникам способность увидеть их ужасающе опасное положение и обратиться к Богу с покаянием и верой. Те, кто считают, что Божья любовь делает существование ада невозможным, игнорируют Божью праведность и тот основополагающий факт, что Он не оставляет виновного без наказания (Исх. 34:7). Как сказал об этом Пакер: "Невозможно доказать, что Бог любви не может быть Богом, который проклинает и наказывает непокорных". Многие отрицают библейское учение об аде на основании того, что проклятие всех непрощённых грешников на вечное наказание в аду - это несправедливо, поскольку такое наказание не соответствует преступлению. Они спрашивают: "Как может Бог наказывать вечным страданием за временное совершение грехов?" И говорят: "Наверняка те, кто жил довольно прилично не будут наказаны также как убийцы, насильники, и те, кто жестоко обращался с детьми?" На оба вопроса есть прямые ответы. В первом случае, время совершения преступления не имеет никакого значения для определения наказания. Например, жестокое, угрожающее жизни нападение может длиться меньше минуты, но разве заключение в тюрьму на такой же срок будет адекватным наказанием за это преступление? Во втором случае, нет такого понятия как "небольшие грехи", поскольку нет "небольшого Бога", против воли которого они совершаются. Здесь всё зависит от природы Бога и природы греха, и каждый грех, без исключения, - это посягательство на величие и власть Творца. И более того, даже самые уважаемые люди нарушили ту заповедь, которую Иисус назвал самой важной из всех: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею" (Мк. 12:30), поэтому и они виноваты в совершении величайшего из грехов. Библия ясно говорит, что наказание в аду не одинаково для всех, Иисус говорил о тех, кто будет осужден более сурово, чем прочие: они "примут тягчайшее осуждение" (Мк. 12:40), но это не может служит утешением для более "благочестивых" грешников. То, что человек не воздает Богу славу, которой Он достоин ("воздайте Господу славу имени Его", Пс. 28:2), является бесконечно большим преступлением, которое заслуживает вечного наказания, и, поскольку, у грешника в аду нет ни возможности, ни склонности к раскаянию, то Божья справедливость требует вечного наказания. Ещё одна попытка придать Библейскому учению об аде другой оборот заключается в предположении, что там, где Библия говорит о вечном наказании, подразумевается, что наказание существует вечно, а наказуемые нет, то есть в определённый момент Бог может просчитать, что грешник уже достаточно наказан, и прекратить его муки, уничтожив его. Но если уничтожение - это финальная точка страданий, то для чего они нужны? Такой оборот дела ставит Бога в положении вселенского садиста. Это предположение, также, не сходится с ясным текстом Библии о том, что "дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его" (Откр. 14:11). Адвентист Эдвард Фудж (Edward Fudge), в своей книге "Огонь Пожирающий", пришёл к странному заключению, о том, что хотя грешники "и не будут иметь покоя днём или ночью, но ведь там не сказано, что страдания длятся весь день и всю ночь". Это пояснение, по меньшей мере, довольно натянуто. Все прочие способы ограничить длительность нахождения в аду разбиваются о простой факт того, что в одном и том же тексте Иисус говорит и о тех, кто будет подвержен вечному наказанию, и о тех, кто войдёт в жизнь вечную. В обоих случаях слово "вечное" - это перевод одного и того же греческого слова. Зачем Ему было использовать это слово вместе с "наказанием" и "жизнью", если только одно из них должно быть бесконечным? Почти 15 веков назад Августин написал: "Говорить, что вечная жизнь должна быть бесконечной, а вечное наказание должно иметь конец - это абсолютная бессмыслица". Никто не может должным образом воспринимать ужасную реальность ада (не говоря уже о том, чтобы проповедовать об этом) и остаться эмоционально и психологически равнодушным. Но ад - это тоже часть благой вести. Он подтверждает суверенность Бога, и что Он решает судьбу человека. Ад свидетельствует о характере Бога, что Он совершенно свят и справедлив. Ад защищает новое творение от возможности вторжения Сатаны и греха, и гарантирует, что новые небеса и новая земля буду обителью праведности (2 Петра 3:13), где искупленная семья Бога будет жить и вечно наслаждаться Его присутствием и Его славой. Ад дает твёрдую уверенность в том, что "смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло" (Откр. 21:4). Можно даже сказать, что Библейское учение об аде - это благая весть для неспасенных людей. Оно предупреждает их о страшной опасности, и, во многих случаях, приводит к тому, что грешник начинает искать Спасителя и находит Его, как "избавляющего нас от грядущего гнева" (1 Фес. 1:10).
Журнал Тейблток, Февраль 2014. Служение Лигоньер. www.ligonier.org
|