Новости
Важность Верного Толкования Или К Чему Может Привести Ошибка. Даниэль Дориани (Daniel Doriani). |
Богословие - Статьи |
//Профессор Д. Дориани преподает теологию в Ковенантной Теологической Семинарии в г. Сант Луис. Он написал книгу: "Как Понять Божье Послание: План Толкования и Применения Библии".// Один ученый-теолог как-то увидел на кухне своего друга магнитик на холодильники, который держал план диеты. На нём было написано: "Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду" (Иер. 29:11). Правильно ли понимал его друг эти слова? Первое правило толкования заключается в том, чтобы воспринимать стихи, не вырывая их из контекста. Этот ученый подумал, о том, знает ли его друг о том, что эти слова были сказаны лидерам угнанных в Вавилон израильтян. И что это обещание, данное Израилю, может вовсе не относиться к отдельно взятым христианам. Он также забеспокоился о своём друге: "Неужели он думает, что Бог обещал благословить его через план диеты? Но может я просто слишком тороплюсь с выводами из-за своего образования, возможно, он просто хочет напомнить себе, что Бог защищает Свой народ и его также". Мы признаем, что Библия является Божьим Словом, но если мы не будем читать и толковать его правильно, то наше признание - не более чем формальность. Верное толкование Библии необходимо, если мы хотим знать Божью истину и действовать согласно ей. Верное толкование состоит из двух элементов: технического и личного. Технически мы должны сначала читать Библию в соответствии с грамматикой и значениями слов того времени. Не достаточно знать, что теперь означают такие слова как плоть, завет, судья, талант, раб или оправдание; мы должны знать, что они означали тогда, когда были написаны. Также мы должны читать текст в его культурном и литературном контексте. Например, в Новом Завете часто встречаются слова: "Приветствуйте друг друга с целованием святым" (Рим. 16:16; 1 Кор. 16:20; 2 Кор. 13:12; 1 Фес. 5:26; 1 Петра 5:14), которые демонстрируют важность рассмотрения обоих контекстов. В Западной культуре, мы считаем, что приветствовать друг друга поцелуем могли тогда, но для нас это неприемлемо. Однако мы не можем просто проигнорировать слова апостолов, нам надо в них разобраться. И когда мы это сделаем, то узнаем, что "поцелуй" относился к ритуальному касанию щеками, а не губами, и что мужчины так приветствовали мужчин, а женщины - женщин, без смешения. В той культуре подобный "поцелуй" демонстрировал дружбу, родство и привязанность. Поэтому, чтобы повиноваться этому повелению апостолов в нашей культуре, мы должны выбрать действия, показывающие лояльность и привязанность, и использовать их. Здравое толкование показывает, что Павлу важен не определённый вид приветствия - "поцелуй", а то, чтобы верующие проявляли друг к другу знаки лояльности и привязанности, которые подходят к их культуре. У любого серьёзного читателя Библии всегда на уме тройной вопрос: Что это означало тогда, что это значит сейчас и как это надо применять? Этот вопрос особо важен, когда христианин встаёт перед выбором: как понимать отрывок - буквально или фигурально? Когда мы должны буквально исполнять указания, а когда нет? И чтобы ответить на эти вопросы, мы должны рассматривать отрывки в их культурном контексте. Возьмите, например, вопрос о покрытии головы и длинных волосах у женщин (1 Кор. 11:2-16). Что здесь важно, покрытие головы или то, что оно знаменует? Традиционно многие христиане считали и считают, что это обязательное и постоянное постановление. Даже сегодня многие настаивают на том, что показатель мужской власти в семье выражается [также и] в том, что женщина должна покрывать голову в церкви. Прочие же указывают на то, что в разных культурах и даже в пределах одной культуры прически имеют не только большое разнообразие, но и различное символическое значение. Первые американские президенты носили парики и, вплоть до 1915 года, бороды и усы. А Греко-Римские портреты показывают, что уважаемые женщины покрывали волосы и убирали их в плотные прически. И в наше время, благочестивые женатые женщины также задаются вопросом, как их внешний вид может показать уважение к их мужьям. Второй способ правильно понять значение и применение библейского текста - это следовать за развитием мысли во взятом отрывке. Например, одна женщина сказала Иисусу: "блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие" (Лк. 11:27). Эта хвала матери Иисуса кажется странной, но в той культуре люди верили, что женщина может прославиться через рождение великого сына. Таким образом, она хотела благословить Иисуса, благословив Марию. Ответ Иисуса был удивителен: "[вернее] блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его" (стих 28). Ответ показывает, что Иисус хотел аккуратно поправить её ошибку, как бы говоря ей, что она права, но не до конца. Её слова похвальны, но они скрытно принижают женщину по сравнению с мужчинами, подразумевая, что женщины обычно находят величие через связь с великими мужчинами. И хотя это отчасти справедливо, но истинное величие женщина находит в верном следовании за Христом. В данном случае верное толкование невозможно без обращения к дополнительным источникам информации. Все серьёзные комментарии говорят об особенностях культуры при толковании 11 главы Евангелия от Луки. Библейские словари и энциклопедии тоже могут в этом очень пригодиться. Правильное толкование этого текста также требует, чтобы мы отметили некоторое смещение акцента, отмеченное словом "вернее" (отсутствует в Синодальном переводе). Внимательный читатель чутко реагирует на слова, которые означают смену направления движения мысли. Когда в отрывке противопоставляются идеи, делаются выводы или признаются факты, мы часто видим слова вроде: "но", "и", "тем более", "всё же", "поскольку", "из-за", "тогда", "следовательно", "так что" и многие другие. Библейский текст часто подчеркивает главную мысль отрывка, располагая её в начале, в конце или повторяя её несколько раз (Пс. 102:1-2; Иак. 2:17, 20, 26). Но нам надо внимательно читать, чтобы понять, как в отрывке делается вывод, или развивается мысль. Например, главная мысль Рим. 3:21-4:25 - это оправдание только верой, но при этом значение отрывка Рим. 4:1-8 здесь видно не сразу. Упоминание слов Давида (стих 6) указывает нам на их связь. Если поразмыслить, то станет понятно, что Павел понимал, что простого заявления об оправдании только верой будет недостаточно, поэтому он продемонстрировал свою мысль на примере двух героев веры: Авраама и Давида. И вот чему мы должны здесь научиться: даже Авраам не был спасен делами, не смотря на все свои труды. А Давид, не смотря на все свои ужасные грехи, был прощён и оправдан верой. И если они были оправданы только верой, то и все верующие тоже оправдываются только ей. У нас есть множество отличных книг посвящённых методам изучения Библии. И они все отвечают на общие вопросы, которые у нас возникают при чтении Писания. Например, когда мы читаем исторический отрывок, мы должны толковать текст буквально, то есть гора - это гора. Но учения Иисуса и пророков полны метафор, гипербол и иронии. На половину вопросов, когда Иисус не отвечал прямо, Он сам задавал такой вопрос, который требовал определённого ответа. Некоторые притчи Он объяснял (Мф. 13:3-43), но оставляя нас самих размышлять над прочими (стих 37). Подобным образом в Книге Откровения мы находим объяснение только некоторых образов, которые там используются (например, Откр. 12:7-12). Моисей и апостол Павел писали прямо, повествуя нам о событиях, Иисус же и большинство пророков отдавали предпочтение поэтическому изложению, которое захватывает наш ум живостью или необычностью образов и заставляет думать. Когда мы читаем их, то гора может означать, например место восстания. В таком смысле Иер. 51:25 называет Вавилон, находящийся на обширной равнине, "губительной горой". Подобным же образом, в то время как многие отрывки просто повествуют нам о событиях, прочие вовсе этого не делают на протяжении целых страниц. И если мы будем внимательны к жанру и стилю каждой книги, то всё встанет на свои места. По Своей мудрости, Бог избрал дать нам такие истины как: "Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый" (1 Тим. 1:15), но также оставил нам многое трудное для понимания, чтобы мы сами работали над этим. Иногда, Иисус отвечал загадкой, чтобы упрекнуть тех, кто отказывался слушать Его слово или принимать Его знамения (Мф. 13:11-17; см. Амос 8:11, Ин. 8:45). Но всё же, Библия - это не сборник высокопарной поэзии, которая только сбивает с толку. Бог дал нам Свое Слово, чтобы мы могли верить в Него, любить Его по завету и следовать за Ним. Иоанн сказал, что его Евангелие написано, "дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его" (Ин. 20:31). Когда мы видим в тексте упрёки и проявления веры, мы подходим к личностному аспекту толкования. Пророки и Апостолы знали, что, порой, люди не только буду не понимать их, но отвергать или намеренно искажать их слова (Иер. 36:23; 2 Петра 3:16). Поэтому, Бог говорит нам, что если мы будем читать Библию правильно на личностном уровне, то мы будем знать Его и будем угодны Ему. Он творит "милость, суд и правду на земле" (Иер. 9:24), и мы должны поступать также (Иер. 22:3). Нам надо стать более похожими на него и в нашем характер, и в делах (Рим. 8:29; Еф. 4:32–5:2).
Этот аспект объясняет, почему получается так, что не мы решаем, как нам читать Библию, подобно другим книгам, а она говорит нам, как это делать. Иисус говорит, что мы должны читать целостно, смотря и на Его страдания, и на Его славу (Лк. 24:25–27; Евр. 2:9; 1 Петра 1:11). Павел говорит, что Писание может "умудрить тебя во спасение" (2 Тим. 3:15). Притчи ободряют читателя ценить мудрость и искать благословения (Притч. 2:1; 7:1). Иаков говорит нам, чтобы мы были: "исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя" (Иак. 1:22). И Павел говорит, чтобы мы внимали духу, а не букве закона (2 Кор. 3:6). Писание также учит нас тому, как не надо его читать. Иисус часто критикует иудеев за неправильное понимание Писания, спрашивая их, "Разве вы не читали?" (например Мф. 12:3–5; 19:4; 21:16, 42; 23:31). Иисус не упрекал их в том, что они не умели или не хотели читать, но в том, что, прочитав, они не поняли значения текста. В четырех случаях они не увидели, что Писание свидетельствует об Иисусе, и одни раз последовали букве закона, и не поняли его смысла. В Мф. 19:3, фарисеи спросили Его: "по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?" Иисус ответил им вопросом, спросив, не читали ли они, что Бог создал мужчину и женщину, чтобы они стали одной плотью (стихи 4-6). Но многие фарисеи понимали это неправильно, обратив правило, ограничивающее разводы в основание для развода по любому поводу. Они не поняли, что Божье намерение было в сохранении брака. В 12 главе Евангелия от Матфея, фарисеи снова показали, что они поняли текст неправильно, когда обвинили Иисуса в нарушении Субботнего покоя тем, что Он позволил своим ученикам срывать зёрна с полей, по которым они проходили. Разве они не читали, что Давид и его спутники от недостатка пищи съели даже освященные хлеба, что было противозаконно (Мф. 12:3, см. 1 Цар. 22)? И если бы они понимали Писание правильно, то они знали бы, что Бог желает "милости, а не жертвы" (стих 7, см. также Ос. 6:6). Это значит, что настоящая нужда человека более важна, чем храмовые или Субботние правила. Тем более, что "здесь Тот, Кто больше храма" (Мф. 12:6). То есть, если священники могли служить в месте, которое знаменовало собой присутствие Бога, то ученикам можно было делать всё необходимое, для служения Иисусу, который и был Богом воплоти. Эти случаи непонимания Писания показывают, что правильное толкование требует не только правильных методов. Мы не можем верно понимать Библию пока, как сказал Августин, до нас не дойдет, что её главная цель в том, чтобы умножать "добродетели-близнецы: любовь к Богу и любовь к ближнему". Христиане только тогда правильно читают Писание, когда ищут этого и для себя, и для других, и поэтому идут приобретать учеников во всех народах (Мф 28:18-20). Так давайте будем читать и становиться такими верными людьми, "которые были бы способны и других научить" (2 Тим. 2:2).
Журнал Тейблток, Январь 2014. Служение Лигоньер. www.ligonier.org
|