Джон Герстнер. ВОЗРОЖДЕНИЕ ПО ДЖОНАТАНУ ЭДВАРДСУ
Богословие - Статьи


  Действенное призвание, обращение, покаяние и возрождение были для Эдвардса синонимами. Важное утверждение о первородном грехе показывает идентичность последних трех вещей. «Я упоминаю покаяние и обращение вместе, ибо само Писание складывает их вместе (Деян.3.19), и потому, что они означают практически одно и то же. Слово «метанойя» (покаяние) означает изменение ума, как и обращение есть изменение или поворот от греха к Богу. И это то же самое изменение, что и возрождение, за исключением того, что этот последний термин в особенности означает изменение, так как наш ум пассивен в нем. Дальнейшее покажет это» (1).

Весьма печально, что это небогословский подход. Хотя Писание действительно стремится использовать эти разные термины как синонимы, между ними есть и существенные различия. Сам Эдвардс отмечает, что ум активно участвует в покаянии, но пассивен в возрождении. Он указывает также, что обращение имеет отношение к рефлексии ума, хотя он пассивен по отношению к благодати, и особенно отмечает, что покаяние – это изменение ума, начало которого он усваивает исключительно Богу, ибо на момент обращения человек пассивен, если не враждебен. То, что человек активно отворачивается от греха и обращается к Богу – это, опять же, отражает Божие действие в его изменении. Таким образом, по Эдвардсу, обращение, покаяние, возрождение  и действенное призвание одинаково пассивны, но все они предполагают, что за ними следует ответ человека.
 
Грешник пассивен в возрождении
 
Возрождение и действенная благодать – вещи самодостаточные, непосредственные и исключительно сверхъестественные. Здесь главное различие между кальвинистами, которые подтверждают это, и всеми, кто это отрицает.
Излюбленный термин богословия XVIIIв. – «физическое возрождение» означает, что влияние Святого Духа в возрождении состоит в привнесении новой природы (фюзис), а не просто в моральном влиянии на старую природу (2). Арминианин Дэниел Уитби также говорит о том, что Святой Дух действует на природу, но ясно, что он оценивает физическое возрождение лишь как естественное по сути (3). «Если когда-либо люди обращаются, Бог должен предшествовать этому» (4). «Бог в Своем Слове особенно настаивает на этом» (5). «Я не знаю ни одной вещи в Писании, где использовались бы столь существенные и сильные выражения, так много и так часто, как то, что благо завета – это истинная добродетель и благочестие сердца» (6). «Если Бог не есть Даятель, Автор и действенный Устроитель добродетели, то мы не получаем пользы от Его благодати и нам не за что благодарить Его» (7). В самом деле, «тогда здесь не больше от Бога, чем в любой другой работе» (8).

«Если Бог сильнее, чем мир, то как может быть иначе? Еф.2.5-10 говорит о Божественном характере благодати: мы спасены по благодати, а благодать есть дар Божий; мы, таким образом, Его творение, и мы предопределены к этому. Я не знаю, мог ли апостол сказать больше» (9). Метафорически эта истина заявлена в Рим.7.14: принцип благодати может обитать в нас не раньше, чем мы вступим в брак со Христом, иначе это брак с женщиной, чей супруг еще жив (10). Опять же, образно говоря, «спасительное обращение – это вывод слепых к свету из тьмы, и открытие их глаз, чтобы они обратились от тьмы к свету» (11). Эта благодать невозможна для человека, но она возможна Богу, Который может преодолеть всякое сопротивление (12). 
 
Грешник активен после возрождения
 
В то же время Эдвардс настаивал на сознательном действии святых в результате возрождения или действенной благодати. Он призывает к обращению, чтобы жить обращенной жизнью (13). «Действенная благодать, - объясняет он в своем трактате, - не просто пассивная, и в то же время не такая, что Бог делает нечто, а мы делаем все остальное. Нет, Бог знает все, что мы делаем; Он совершает все, и мы делаем все. Он производит и наши собственные действия. Бог есть единственный Автор и Источник их, мы лишь надлежащие исполнители. В этом отношении мы полностью пассивны, и полностью активны» (14). Действенная благодать как дар Божий вполне согласуется с энергией нашей деятельности. Тит заботился о святых, поскольку Бог вложил это в его сердце (15). То, что человеческая душа добровольно решает делать добро, определяется влиянием Святого Духа (16).

Одно из наиболее полных и четких описаний действенной благодати у Эдвардса содержится в его проповеди на Рим.2.10. «На самом деле святые, как они есть сами по себе, не имеют никакого превосходства… Сами по себе они грязные, мерзкие твари, и видят себя именно таковыми. Их достоинство и слава даны им потому, что они имеют пребывающего в них Христа… Это дар от Бога. Это святой небесный дар, вложивший в их души веру, и Бог сохраняет его. Все силы ада не смогут потушить его. Хотя бы этот дар был мал, это очень мощная вещь. Он влияет на сердце, чтобы управлять им, и приносит святые плоды в жизни, и не перестанет преобладать, пока он не займет все, не вытравит растление из сердца и не превратит всю душу, как она есть, в святой небесный огонь». Как только этот принцип зародился, он начинает расти. «В обращении этот духовный принцип восстанавливается, хотя и в несовершенной степени, и становится все более и более мощным.

Дом Давида усиливается, а дом Саула слабеет» (17). Опять же, он подобен младенцу в утробе – это человек с самого начала (18). Возрождение является универсальным изменением, так как этот принцип влияет на всю жизнь, в том числе на тело (19). Возрождение здесь иногда воспринимается как акт, иногда как процесс, но очевидно, что Эдвардс не впадает в арминианство, рассматривая каждый новый акт освящения как новое моральное творение.

Возможно, взгляд Эдвардса на активный характер этого принципа развивался на основе того, что он опасался антиномизма, для которого закон обладает небольшой (или никакой) ценностью для человека веры; таким образом, освященная жизнь по закону не есть обязательное и неопровержимое доказательство оправдания. Эдвардс и другие кальвинисты протестовали против этого, утверждая, что обращенный человек может и должен творить добрые дела как плоды своей веры. В своей проповеди на Втор.5.27 Эдвардс говорит, что «ничто на небе и на земле не носит более активного характера», чем добрые дела возрожденного человека.

«Благочестие сердца имеет отношение к практике, как источник – к потоку». Благодать «навязана» нам в том отношении, что это проникающий в нас принцип, который делает наши действия правильными, а не так, что правильные действия создают принцип, как ошибочно полагают арминиане. Аналогично возрождение является результатом предопределения: «Возрождение или действенное призвание зависит от указа относительно избранных» (20).

Соответственно, есть огромная разница между обращенными и необращенными людьми.

Во-первых, это огромное различие в их восприятии. Необращенные люди слышат о святости, но не видят ее превосходства, как обращенные.

Во-вторых, им не хватает убежденности в реальности духовных вещей. Они остаются при своем мнении, зная о своих проблемах, но не желая и не имея возможности принять решение.

В-третьих, в отличие от обращенных людей, у них нет любви к Богу или стремления к любым Его качествам. Это реальное различие, ибо только через духовное познание можно усвоиться Богу. В-четвертых, различием между обращенными и необращенными людьми является характер их отношений, каковы союз со Христом, свобода от вины и удаление Божественного гнева. В-пятых, огромное различие обращенных и необращенных состоит в необратимости их окончательного разделения (22).
 
Неотразимая благодать
 
Мы отметили, что Эдвардс отдает предпочтение термину «действенная благодать», но как он относится к выражению «неотразимая благодать»? Спор о преодолимости благодати, отмечает он, совершенно бессмыслен (23). Поскольку благодать производит новую жизнь и волю, не имеет смысла говорить, является ли она непреодолимой в отношении воли.

Если благодать просвещает разум, то она не может не быть стойкой. Это означает, что разум начинает видеть вещи лучше, чем прежде. Если выдвинуть возражение, что человек по-прежнему может делать то, что он хочет, то возникает тавтология. Но может ли он желать иначе? Да, говорит Эдвардс, может, но это и значит, что весь спор суть нонсенс, ибо человек делает лишь то, что он может делать. 
 
Возрождение для арминиан
 
«Арминиане считают действенное призвание нерешительным, постепенным и естественным» (24). Помощь Святого Духа, Который проявляет мягкость и постепенность в наставлении – это подготовка к обращению, но не само обращение (25). Согласно замыслу Отца, доброе сердце – это плод помощи Духа до фактического послушания. Эдвардс замечает, что арминианство «сводит все на землю» (26). Это загадочное заявление, похоже, означает, что либо арминианство готово капитулировать, рассматривая предваряющую благодать как фактически действенную и тем самым принимая реформатский взгляд, либо оно рассматривает добродетель как силу без благодати, тэтим противореча самому себе. В том же ключе арминианство предлагает «стать как дети» до действенной благодати (27).

Новое рождение вводит в Царство Божие (28), но оно не приходит само через стимулы и культивацию (29). Арминианин Уитби сводит действенную благодать к сумме мотивов, данных Богом к послушанию и добродетели (30). Шотландский философ Джордж Тернбулл (1698-1748) также считал, что неожиданные обращения и в апостольские времена были чудом (31).

Но чудо, по Тернбуллу и епископу Батлеру – это естественное явление, происходящее по неизвестным законом, что означает, что на возрождение могут повлиять и ангелы, но Бог здесь не необходим (32).
Критика Эдвардсом арминианского взгляда на возрождение очень многообразна.
 
1.Природа не может изменить свой характер, для этого требуется превзойти ее (Иоан.3.10).
2. Согласно арминианам, Бог не может сделать больше, чем дьявол (33), ангелы (34) и фарисеи (35) и, очевидно, сами люди завершают в дело Бога, Который может только посеять, а взращивать должны они (37). Бог, Который, согласно Писанию, является абсолютным и суверенным в Своей работе, просто отбрасывается ими (38).
3. Арминиане до сих пор не показали, как праведность может прийти в души людей без подлинной «физической» работы Святого Духа (39).
4. Если эта работа зависит от грешника, то, как признает Стэббинг, она может вовсе не совершиться (40).
5. Если можно представить себе подобное, то это означает, что как человек пришел к благодати по своей воле, так же легко он может и отпасть (41).
6. Покаяние – это особый суверенный дар Бога (42).
7. Павел, классический случай обращения, не изменялся постепенно
8. Отступники (44), «те, кто ушли от нас» (как Симон волхв (45)) имели таковой принцип до мнимого обращения.
9. Эдвардс обращается к любимой иллюстрации арминиан – нищему, принимающему милостыню, отметив, что стремление принять дар – момент, который здесь отсутствует.
10. Если быть рожденным свыше означает быть допущенным в Царство, то Иоан.3.5 означает, что если человек не родится заново, он не сможет войти в Царство.
 
Многие аргументы Эдвардса покоятся на одном основополагающем принципе, в полной мере разработанном в «Свободе воли» и более лаконично изложенном в «Действенной благодати». Этот принцип таков, что добродетельные действия могут исходить только из склонности к добродетели. Согласно арминианству, они берутся из ничего, ибо грешный человек не имеет такой склонности (47).

Если, с другой стороны, арминиане полагают, что у человека есть доброе сердце, прежде чем он приходит ко Христу, тогда Христос действительно не нужен. Если требования закона ко грешному человеку сводятся к возможности исполнить его, то почему Христос должен был умереть за грехи людей, которых они в состоянии были избежать? На самом деле арминиане не имеют понятия о добром или злом сердце, ибо каждое волеизъявление для них возникает самопроизвольно, без всяких склонностей, которые могли бы уничтожить свободную волю. Следовательно, арминианство противостоит учению Писания на основе ложной метафизики, которую оно предполагает.

1. Original Sin, 362.
2. Works, 2:553.
3. Ibid., 2:543.
4. Ibid., 2:543f.
5. Ibid., 2:554f
6. Ibid., 2:549.
7. Ibid., 2:548. 8. Проповедь на Еф. 2:5 7, «Когда грешник обращается, это такое славное и благословенное дело, что оно никогда не будет забыто, но будет праздноваться навеки» (Декабрь 1734)
9. Works, 2:556.
10. Ibid., 2:564.
11. ЧетырепроповединаДеян.26.18, ноябрь-декабрь 1747.
12. Works, 2:562.
13 Cр. проповедьнаИоан.3.8: "Богсуверененвделеобращения». Это не отрицает, что лишь те, кто желают получить благодать, должны получить ее
14. Works, 2:557.
15. Ibid.,2:558.
16 Ibid., 2:559. 17. Две проповеди на Рим.7.14: «Люди от природы являются совершенными рабами растления и находятся под полным господством греха» (Зима –лето 1730).
18. Две проповеди на  Иоан.1.47: «Обращение человека – это действительно великая вещь» (Сентябрь 1739)
19. Проповедь на 1 Фес.5.23: «Подлинное обращение изменяет тело, как и душу» (июль 1740)
20. Лекция на Рим.8.29-30: «То, что Бог делает для спасения и блаженства святых – нерушимая цепь, идущая изначала в вечность» (сентябрь 1739)
21. Проповедь на Мтф. 15:26, "Есть огромная разница между обращенным и необращенным человеком» (Осень 1729)
22. Cf. Helm, Treatise on Grace.
23. Works, 2:551.
24. Ibid., 2:544, 553.
25. Ibid.,2:561.
26. Ibid., 2:557, 558.
27. Ibid., 2:562.
28. Ibid.
29. Ibid., 2:550.
30. Ibid., 2:543.
31. Ibid., 2:561
32. Ibid., 2:543.
33. Ibid., 2:544.
34. Ibid., 2:543.
35. Ibid.
36. Ibid., 2:544.
37. Ibid., 2:562.
3a Ibid.,2:555.
39. Ibid., 2:558,559.
40. Ibid.,2:553.
41. Ibid., 2:554
42. Ibid.,2:551. 43. Ibid., 2:553.
44. Ibid.,2:543.
45. Ibid.,2:565.
46. Ibid.,2:551,552.
47. Ibid.,2:551,558, 562.
1

 

. Genesis 1: 31. Holy Bible.