ИСКУПЛЕНИЕ Гилберт Биб (1846)
Богословие - Статьи


 
Наш корреспондент Ф. написал достаточно, чтобы занять редактора больше других, и для нашего ума несомненно, что несколько пунктов представленного им можно обсудить с большим удовлетворением и гораздо большей пользой для наших читателей в целом, чем мы обсуждали тему об ассоциациях, занимавшую у нас столько места несколько последних месяцев. Есть много вопросов наших корреспондентов, представляющих важность, но мы можем приняться за них только по завершении этой статьи и наличии места.

Мы можем быть убеждены, что между искуплением избранных нашим дивным Спасителем и временными милостями, которыми пользуется человеческий род, есть та же связь, что и между искуплением и окончательной погибелью нечестивых. Существует единство всего Божия правления и провидения, в котором благодать и возмездие находятся в гармонии между собой и со всем остальным, так что, если бы было возможно, что какая-либо часть Божественной цели или установлений не была исполнена, то этот провал привел бы в замешательство, путаницу и беспорядок всю систему Божественной власти. Временные милости изливаются на поврежденный грехом человеческий род, и  не они были опущены, поскольку грех вошел в мир.

До сего времени провидение Божие продолжает посылать дождь на праведных и неправедных, но вместо того, чтобы говорить об этих случаях проявления милости Божией как о доказательстве примирения в Крови Христовой, якобы охватывающего тех, кто получает эти временные милости, Павел говорит о последних (Рим.9.22), иллюстриуя, каким образом Бог благоволит явить на них Свой гнев и Свою власть, как в случае с фараоном, которого Бог же и возвысил.
Искупление, дарованное нашим Божественным Искупителем, предназначено исключительно для тех, кто должен, наконец, царствовать с Ним во славе, в противном случае будет неизбежным одно из двух: либо спасутся все, либо никто.

Если, по мнению сторонников общего искупления и предложенного спасения, или в соответствии с представлением о спасении на условии веры, Христос умер за Своих избранных в смысле, отличном от того, в котором Он умер за все человечество, или же Он умер за всех в том же смысле, в котором Он умер за Свой народ, если все человечество может избавиться от гнева и осуждения, то Кровь Христа не очищает от всякого греха и не искупляет для Бога никого конкретно, и в таком случае Христос умер напрасно. Те, кто защищает такую ересь, попирают ногами Сына Божия, и пренебрегают Кровью Завета, которой якобы освящены нечестивые. Если Его Кровь недостаточна для действенного спасения кого-либо, за кого она пролита, то Он недостоин, и это страшно. Именно к такому выводу можно прийти, если мы пренебрежем благодатью. Но если мы признаем, что Его Кровь свята, и что она очищает грешников от всякого греха, то из этого неизбежно следует, что все, за кого она была пролита, ею искуплены, спасены и примирены с Богом.

Есть много убедительных аргументов в пользу того, что не существует никакого частичного искупления во Христе. Во всем, что Он совершил, Он есть Автор, Первый и Последний, начало и конец.
Слово «искупление» (at-one-ment) означает примирение. Мы примирены с Богом, и Искупление это совершило – или не совершило. Христос «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим.4.25), или же мы не среди тех, за кого Он умер. Если Он умер за наши грехи, Он и воскрес для нашего оправдания, если же Он умер и это не искупило наших грехов и не обеспечило нашего полного оправдания, то Он умер напрасно, ибо не спас тех, за кого Он пострадал.

Если Он пострадал только за временные милости по отношению к нам, то Его цель достигнута не в большей мере, поскольку в таком случае Он пострадал за тех, кто не боится Бога, и Его искупление касается людей, имеющих временное имение большее, нежели у святых, так что их глаза заплыли жиром и они имеют больше, чем сердце может пожелать. Если же цель Его смерти, как утверждает Уэсли, состоит в том, чтобы сделать спасение возможным, а не совершить его реально и абсолютно, то это что-то другое, а не спасение. Если же спасения нет ни в ком ином, кроме Христа, то нет и другого спасения.

Нам не удалось найти ни одного отрывка, где бы прямо утверждалось, что Христос есть Спаситель всех человеков, в любом смысле этого слова. Мы считаем, что это не имеет никакого отношения к 1 Тим.4.10: «Уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных». Мы не понимаем, где здесь универсальное спасение во Христе и Его посредническом служении ко Отцу, ибо апостол здесь весьма справедливо описывает избавление, в рамках которого временные милости распространяются на всю человеческую семью от Бога живого, в Которого верили все пророки и апостолы. Это общее спасение, которым мы пользуемся и которое предохраняет нас от голода и смерти, в полной мере относится к Богу живому, Которым мы живем и движемся и существуем, и от Которого исходит также особое спасение и все его блага. Бог «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного (разве для того, чтобы обеспечить лишь возможность спасения души? Нет, разумеется!), чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3.16). Он есть Спаситель верующих в смысле, отличающемся от того, в каком Он есть Спаситель всех человеков.

Что имеется в виду? «И уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» Деян.13.48). «Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа» (2 Фес.2.13-14). Из этих отрывков и множества других неизбежен вывод, что Бог дал Своего Сына умереть за грехи, и Он воскрес из мертвых для оправдания тех, кто был предуставлен в жизнь вечную, и не более того. «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим.8.29-30). Если какой-либо джентльмен в Массачусетсе сможет доказать, что все это касается всего человечества, он докажет доктрину всеобщего спасения.
Этот благословенный Новый Завет, все включенные в который спасаются, касается наследников обетования во Христе, как Главе этого Завета, так четко явлен как истина Писания, что тот, кто проявляет скепсис в этом вопросе, проникнут нечестием, вне завсимости от его исповедания или благочестивого красноречия, которое у него, возможно, и есть.

Богодухновенный апостол утверждает, что Бог дал Христу быть Главой Церкви, которая является Его Телом и полнотой Наполняющего все (Еф.1.22-23). Адам был прообразом Христа, и человеческая семья есть полнота Адама. Второй Адам есть Господь с Небес, первый же Адам был не духовным, но лишь природным, и, следовательно, был главой по Завету лишь для своих потомков, созданных в нем; однако позже, когда пришло время, настало откровение Второго Адама или Главы Завета, Который духовен, и в качестве естественного Главы, что также закреплено в Завете, представляет не физическое потомство, а духовное семя, которое создано в Нем и представляет собой Его Тело или полноту.

Не по Своему Божеству, но по посредническому главенству в Церкви Господь Иисус Христос есть начало творения Божия, и Первенец всякой твари. «Преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей» (Пс.21.30). Как Его семя, Его люди существовали в Нем до того, как они собраны Им. Они род избранный, ибо они избраны в Нем прежде создания мира (Еф.1.4). «Семя Его пребудет вечно, и престол Его как солнце предо мною» (Пс.89.37). Семя Давидово и семя Израиля образно являют связь Божия народа со Христом, его духовным Руководителем. «Господом будет оправдано и прославлено все семя Израилево» (Ис.45.25). «Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством, чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и рехи их на Себе понесет» (Ис.53.10-11). Из этих Писаний очевидно, что в силу этой реальной жизненной связи Христос понес скорбь и наказание Своих людей в мире, так что ранами Его они исцелились (Ис.53.4-5).

Насколько же нелепа теория одного баптистского служителя, присланная нам в личной переписке! Он не считает, что Искупление избавило кого-либо от греха, но лишь явило Божью святость, и люди могли бы быть спасены и без него, если бы Бог так захотел. То есть - без Искупления, без примирения и оправдания! Этот служитель утверждает, что Бог мог бы спасти грешников в их грехах и иным путем, если бы Он так захотел. Но слава Богу, Он не таков! Его воля есть спасти Своих людей от их грехов, и представить их Своим народом, народом особенным. Каким же образом страдание и наказание Христа вместо грешников может явить Божью святость, если Христос не рассматривается как Глава Завета с теми, ради кого Он умер?

Ничто не может быть более противно всем совершенствам Бога, чем такое представление о том, как Он являет Свою святость. Тогда Он просто оправдывает нечестивого и обвиняет праведного, что есть мерзость пред Господом (Притч.17.15). Можно ли предположить, что Бог творит мерзость, чтобы явить Свою святость? Долой такое безумие и богохульство!  Отвергните извечный и личный союз Личности Христа и Его Церкви – и вы отвергнете сам принцип, на основании которого Божественное правосудие может возложить на Христа грехи Его народа! Возможно, наши служители считают, что можно наказывать ни в чем не повинных за преступления виновных, чтобы показать, какое хорошее у нас правительство.

Опять же, если Христова смерть не требует отмены закона за грехи тех, для кого Он умер, как же они оправдываются Его Кровью (Рим.4.9)? В таком случае их грехи остаются на них. Но, в силу всех язв людей, они могут быть очищены от всякого греха и вины только Кровью Христовой, без чего они никогда не увидят Бога. Правое и праведное требование закона состоит в том, чтобы душа согрешающая умерла. Что душа в естественном теле человека, то Христос в Своей Церкви. 

Когда умер Христос, душа, жизнь и бессмертие Церкви, которая есть Его Тело, восприняли закон и справедливость за преступления членов этого Тела, и Он воскрес из мертвых для нашего оправдания, так что Его ранами Тело, прежде мертвое во грехах, исцелилось. «Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.  Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим.5.9-10).

Обратимся к 1 Иоан.2.2 и посмотрим, противоречит ли этот стих доктрине предыдущих Писаний. «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только наши, но и за грехи всего мира». Термин «умилостивление», согласно Уокеру, означает искупление; Баттерворт отождествляет его с примирением, что, как представляется, более соответствует греческому лексикону. Но трудность в понимании этого текста заключается в том, чтобы решить, в каком смысле следует понимать термин «весь мир». Здесь «весь мир» примирен с Богом через искупление Христово; в другом же месте того же Послания говорится, что весь мир лежит во зле (5.19), и не примирен с Богом. Апостол, однако, явно пишет ко святым еврейского происхождения, по плоти, и братья знают, что речь идет просто о том, что примирение прилагается одинаково и к язычникам, и к евреям.
 
Дополнение (Нью-Вернон, 1 мая 1846)
 
Таким образом, можно говорить, что сюда входят как евреи, так и язычники, хотя не все евреи и не все язычники предопределены. Например, «Вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле» (Лк.2.1). «Вся земля» в данном случае не включала жителей Содома и Гоморры, но речь шла в общепринятом смысле тех дней обо всех областях, находившихся под властью Рима. «Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Иоан.11.48).
Смысл текста таков:  дети, у нас есть Ходатай пред Отцом, Христос, Который есть умилостивление за грехи наши, и не только наши, но за грехи всех Его людей во всем мире. Нет никакого другого Спасителя, Ходатая или Примирителя за грех, но Христос и только Он является нашим Защитником. Она есть мир наш, наш Искупитель и наша жизнь, в Нем мы примирились с Богом и избавлены от Его гнева. Эта точка зрения согласуется со словами Исайи: «Обратитесь ко Мне, и будете спасены, все концы земли». Но зачем всем концам земли искать спасения в Нем? Это можно объяснить только одним: «Ибо Я Бог, и нет иного». Требуется не меньшее, чем Бог, чтобы спасти бедного виновного грешника, и нет иного Бога, поэтому спасение может исходить только от Него.

Только Бог есть Спаситель. «Никто кроме Меня», говорит Бог, и нет умилостивления или очищения греха, кроме того, что во Христе, для всех людей всего мира, от Адама до дня Суда, от востока до запада, от севера до юга. Наше мнение об этом тексте находится в совершенной гармонии с доктриной Завета и союза Христа и Церкви через вечное искупление. Но дадим этому арминианское толкование и предположим, что апостол утверждает, что Христос является примирением каждого сына и дочери Адама, что Он освободил всех из не могли оправдаться законом Моисеевым, умер за их преступления и воскрес для их оправдания, и ранами Его они исцелились; епе такое понимание текста согласуется с теми Писаниями, которые сообщают нам о том, что еще до Христа некоторые члены человеческой семьи оказались в вечном огне, а другие не смогли вырывться из-под проклятья ада? Доказательство тому, что в тексте говорится лишь о евреях и язычниках, заключается в том, что слова «весь мир» не могут означать ничего другого, если они пребывают в гармонии с общим тоном Писания. 

То, что мы написали, каким бы несовершенным оно ни было, должно быть достаточным, чтобы ответить на первую часть письма нашего корреспондента, и теперь мы предложим несколько слов по поводу его намеков на такой предмет, как свободный агент. У нас нет средств, чтобы точно выяснить количество душевных, физичечских и нравственных сил, которые человек утратил в падении, чтобы сравнить его состояние с нынешним и выяснить, что в нем осталось. «Только это нашел я, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл.7.29). Мы считаем, что человек обычно грешит против Бога добровольно; мы также читаем  сынах проклятия, которые не могут освободиться от греха (2 Пет.2.14), но мы считаем, что они вполне добровольно развивают свои греховные наклонности. Что касается их способности сохранять закон, то они не имеют ни расположения, ни власти, ни права, чтобы исполнить совершенство, требуемое для вечного подчинения воле Бога и неослабного повиновения всем Его требованиям. Иными словами, Бог требует, чтобы люди были совершенны, как Адам в его изначальном состоянии, и только если бы они могли соблюсти это, они могли бы быть оправданы, но даже при этом они не были бы через свои дела готовы к духовному наслаждению, ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

Искупление Церкови Кровью Христа искупило ее от власти, а также клятвы закона, иначе она не могла бы быть в законном браке со Христом. Праведность от закона, который требует и делает необходимым: «возлюби Господа, Бога твоего» и т.д., осуществляется в ней через жизненный союз со Христом. Святые являются мертвыми для закона, как будто они никогда не были под его господством, и закон не имеет полномочий что-либо требовать от них, ибо они находятся в рамках Нового и лучшего Завета. Ветхая заповедь могла только требовать и ничего не давать, Новый Завет не требует ничего, но дает все. Ветхий Завет был написан и выгравирован на каменных скрижалях, но Новый написан внутри святых и на их сердцах. Таким образом, если Христос сделал нас свободными, то мы свободны, будучи под благодатью, а не под законом*.    

Арминиане, которые, будучи осведомлены о Божьей праведности , и тем не менее желают поставить собственную праведность, живут, не слыша громов Синая, и не видя, что никто не может иметь стимулов к святости, кроме тех, в чьих сердцах Бог написал Свой закон Духом жизни, и они тщетно молятся и ищут Христа, если они желают иметь собственную праведность, которая от закона. Их желание в том, чтобы познать Его и силу Его Воскресения, общения с Ним и Его страданий, и иметь утешение до смерти. Но что касается нашей любви к ближним и отношения к требованиям закона, мы говорим им: «Мы не упраздняем закон, но утверждаем его. Любовь есть исполнение закона, и любовь Христова объемлет нас. Его любовь излита в нас, она всегда в центре всего для нас, и только это прекрасно для Бога. Но если любовь Христа не в нас, мы напрасно будем стремиться исполнить требования закона и его любви к Богу и любви к человеку». То, что известно легалистам лишь как долг и обязанность, становится сладкой привилегией для вновь рожденной души, которая, преуспевая в благодати, изменяется от раба к сыну, и от долга к свободному произволению.