ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ? Джеймс Адамс (1972)
Богословие - Статьи


Введение

"Кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия" (Иоан.3.3) (1). Господь наш Иисус Христос учил, что новое рождение настолько важно, что никто не может увидеть неба без него. Ошибки, касающиеся этого учения, были очень разрушительными для Церкви Христовой. Возрождение или новое рождение - это работа Бога. Это не дело рук человеческих. Новое рождение - это изменение, вызванное в нас, а не действие, совершаемое нами. Об этом прекрасно говорит апостол Иоанн, когда упоминает о детях Божиих как о тех, "которые родились не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога" (Иоан.1.13).

Что такое возрождение через решение?

История Церкви насчитывает множество заблуждений относительно нового рождения. Эти учения отходят от Писания, приписывая человеку способность к возрождению самого себя. Если эти ложные концепции человека и нового рождения будут приняты, церкви вскоре окажутся повреждены ложной практикой. Католицизм, англиканство, лютеранство и многие другие церкви были повреждены в разное время и в разной степени учением о возрождении через крещение, и в силу этого ложного учения они восприняли ошибочные практики. В XIX в. ни один спор не был настолько жарким, как о возрождении через крещение. Интересно отметить, что Чарльз Сперджен (1834-1892), самый плодовитый проповедник этого столетия, напечатал в 1864 г. свою работу против возрождения через крещение большим тиражом, чем любую другую свою проповедь. Возрождение через крещение учит, что рождение передается водами крещения. Таинство осуществляется человеком и находится в его власти.

Но Церковь ХХ века столкнулась с более тонкой ложью в виде "возрождения через решение". Это отличается от возрождения через крещение только тем, что придает роль подтверждения нового рождения другому действию. Так же как возрождение через крещение, эта доктрина считает новое рождение плодом действий, которые могут выполняться человеком. Она вводит в заблуждение и пронизывает большую часть христианской общины.

Наша цель

Методы и богословие тех, кто верит в возрождение через решение, должны быть рассмотрены не с раздражением и злобой, но с горячим желанием, чтобы все люди Божьи были едины в доктрине и практике, во славу Бога. Мы любим всех, кто во Христе. Однако мы полностью согласны с Чарльзом Спердженом, что "лучший способ укрепить союз - это содействовать истине". "Мы не можем делать так, чтобы все объединились, уступая друг другу ошибки. Богу это не угодно. Мы должны любить друг друга во Христе, но мы не должны быть столь неразборчивы, чтобы не видеть недостатков друг друга и тем более своих собственных. Нет, мы должны очистить дом Божий, и тогда придет время великого рассвета" (2). Наша цель - не ставить под сомнение искренность некоторых христиан или чернить их, а объединить христиан в истине Господа нашего. Только это есть истинное христианское единство.

Если мы искренне стремимся принести единство Церкви Христовой, обратимся от лжи к правде Божией. Практика возрождения через решение должна быть осуждена с целью спасти людей от заблуждения, при котором они убеждены, что если они "приняли решение", они идут в рай и более не находятся под гневом Бога. Чистота Евангелия имеет крайне важное значение, поскольку только оно сила Божия ко спасению и подлинная основа для христианского единства.

Возрождение через решение и консультирование

Некоторые до сих пор не могут понять, что именно здесь подразумевается под этим термином. Может быть, некоторые из них знакомы с курсами, которые преподаются во многих организациях в нашей стране и за рубежом, а также с многочисленными "конференциями по душепобедительству". На этих мероприятиях участников заверяют, что успешное консультирование должно завершиться полной гарантией спасения. Человека надо убедить, что его спасение вполне определенно, потому что он произнес определенную молитву и он сказал "да" на все необходимые вопросы.

Приведем пример того, как популярный современный проповедник проводит такие процедуры. Он наставляет "душепобедителя", который просит г-на N ответить на ряд вопросов. Если тот говорит "да" на все вопросы, он просит его помолиться с ним, а затем заверяет, что он спасен (3). По большей части это консультирование производит личное "возрождение через решение". Тот же метод консультирования используется в больших евангелизационных кампаниях и крусейдах по всему миру, которые якобы производят "по 10 тысяч решений в неделю". Иан Мюррей в своей своевременной книге "Забытый Сперджен" указывает, что этот же тип консультирования используется в работе с молодежью: "Буклет, очень распространенный в студенческом евангелизме в настоящее время, указывает "три простых шага к тому, чтобы стать христианином":  во-первых, личное признание греха, а во-вторых, личная вера в искупительное дело Христа. Эти два шага описываются как предварительные, но третий, заключительный, таков, что принятие его сделает меня христианином. Я должен прийти ко Христу и востребовать то, что Он сделал для всех. Этот третий, решающий шаг зависит от меня, ибо Христом терпеливо ждет, пока я не открыл дверь. Как только я сделал это, я сразу же считаю себя христианином. Теперь я могу рассказать другим о том, что я сделал" (4).

Есть много вариантов такого рода мероприятий, но все они имеют некий механический элемент в виде повторения молитвы, подписания карточки и т.п., по выполнении чего  человек уверен в своем спасении. Возрождение тем самым сводится к процедуре, выполняемой человеком. Ясно, что Иисус Христос входит в общение  с грешниками по-разному. Он никогда не вводил процесс спасения в рамки определенного времени. Он не говорил с людьми стереотипно. Он работал с каждым человеком лично! Никогда в Новом Завете мы не находим, чтобы Христос разговаривал с двумя разными людьми одинаково. Поучительно сравнить, насколько по-разному Он разговаривал с Никодимом (Иоан.3), а затем с женщиной у колодца (Иоан.4). Консультирование должно быть личным.

Есть ряд других проблем с механической консультацией. Г-н Мюррей указал на то, что на основе этого консультирования "человек может нечто исповедовать, даже не имея уверенности в том, что его способности разрушены, ему абсолютно ничего не говорится о необходимости изменения характера, которая не в его собственной власти, а следовательно, если он не испытывает таких радикальных изменений, он не смущается. Ему никогда не говорили, насколько это важно, поэтому он не видит никаких оснований сомневаться в том, является ли он христианином. На самом деле ученик, к которому он пришел, последовательно препятствует возникновению таких сомнений.

Ему часто говорили, что человек, который принял решение и не имеет особых свидетельств изменения жизни, может быть "плотским христианином", который просто должен расти в святости, или, если человек постепенно теряет свои новые интересы, это объясняется отсутствием молитвы о нем или какими-то другими упущениями со стороны Церкви. Возможность того, что этот мирской образ жизни и отпадение могут быть связаны с отсутствием опыта спасения с самого начала, рассматривается редко, и если этот момент вообще будет рассмотрен,  то вся система решений и консультирования рухнет, потому что это выведет на первый план тот факт, что изменение природы не во власти человека и что оно занимает гораздо больше времени, чем несколько часов или дней, которые требуются, чтобы добиться ответа и исповедания Евангелия, и заверения в том, что все это по-настоящему. Но вместо этого людей уверяют, что сомневаться в том, что они действительно приняли Христа, равносильно сомнению во всем Слове Божием, а отказаться от этого метода значит прекратить благовестие как таковое" (5).

Консультирование и "принятие решений" производит статистику, которая позволяет церквям следить за т.н. обращениями. Но в одном поистине душераздирающем исследовании после контактов и общения с 40 такими людьми только один из них оказался практикующим христианином! Этот один человек, возможно, что-то получил, но с какими последствиями столкнутся остальные 39?   Некоторые из них считают, что "решение" навсегда изменило их вечную судьбу, и они роковым образом доверяют ему без каких-либо изменений в своих сердцах и жизнях! Другие могут сделать вывод, что они испытали на себе все, что христианство может предложить. Вместо того, чтобы увидеть или почувствовать изменения на себе, они "убедились", что христианство является подделкой, и что те, кто придерживается его, есть либо самообманутые фанатики, либо жалкие лицемеры.

Роберт Дабни, один из великих богословов XIX века, сделал очень проницательное замечание относительно разочарования людей, которым советовали "принять решение". О некоторых из таких людей он сказал: "Я чувствую, что с ними сыграли злую шутку неопытность служителей и друзей. Их ввела в замешательство ложная позиция, требующая от них обязанностей, которых они не имеют и не могут выполнить, и святого исповедания, от которого они потом в стыде откажутся. Их самоуважение задели за живое, а гордость раздражили унижением.  Неудивительно, что они смотрят на религию и ее сторонников в дальнейшем с подозрением и гневом.

Часто их чувства не останавливаются на достигнутом. Они осознают, что они были тщательны и серьезны в своем беспокойстве, и посвятили немало времени глубоким упражнениям. Тем не менее обидный и горький опыт научил их, что их новое рождение и религиозный опыт оказались обманом. Как естественно сделать вывод, что все остальное тоже является заблуждением! Люди говорят: "Единственная разница между мной и этими серьезными христианами в том, что они еще не обнаружили обман, как я. Сейчас они ничуть не больше убеждены в своей искренности и реальности их учения, чем я когда-то. Но я знаю, что ничто не изменилось в моей душе, и я не верю, что у них все как-то иначе". Таков роковой мыслительный процесс, через который прошли тысячи людей, пока страна не прониклась неверием, возросшим у людей на собственном опыте ложных религиозных волнений. Они могут сохранить свою враждебность надолго, потому что христианство сейчас ходит в серебряных туфлях, но они не менее ожесточены в отношении действительно спассительной истины" (6).

Дабни написал эти слова 100 лет назад, задолго до эпохи "массового благовестия" и ее кампаний. Если 100 лет назад наша страна "прониклась неверием, возросшим у людей на собственном опыте ложных религиозных волнений", то какова должна быть ситуация сегодня? Это серьезный вопрос для каждого христианина. Люди, получившие даже искренне, ложную надежду, подвергнутся ужасному осуждению, когда они предстанут пред Всемогущим Богом.

Возрождение через решение и призыв Евангелия

Можно прочитать тысячи страниц истории христианской Церкви, не найдя ни одного упоминания о призыве к алтарю до XIX века. Большинство христиан с удивлением узнают, что до Чарльза Финни (1792-1875) история ничего не знает о такого рода призывах. Практика призыва мужчин и женщин выйти к кафедре по окончании служения была представлена г-ном Финни в 1820-е гг. Д-р Альберт B. Дод, профессор теологии Принстонской семинарии во время служения Финни, отметил новизну этой практики и показал, что в истории этого метода не было. В своем обзоре лекций Финни по возрождению Дод отметил, что напрасно искать нечто подобное в анналах церковной истории до 1820 г. (7). Вместо этого история говорит нам,  что всякий раз, когда после проповеди Евангелия люди приглашались ко Христу, им никто не предлагал в конце проповеди физически перемещаться по зданию.

Апостол Павел, величайший из благовестников, никогда не слышал о призыве к алтарю, хотя сегодня некоторые всерьез считают, что это изначальная черта Церкви. В самом деле, церкви, которые не практикуют это, часто обвиняют в отсутствии всякой заботы о погибших. Но ни Петр, ни Павел никогда не связывали кульминацию своей проповеди с призывом к слушателям принять решение и выйти к кафедре! Призыв к алтарю находится в конфликте не только с церковной, но и с библейской историей.

Можно задаться вопросом: как тогда проповедники Евангелия за предыдущие 1800 лет призывали людей ко Христу без призыва к алтарю? Они делали это во многом так же, как делали апостолы и другие свидетели ранней Церкви. Они призывали всех желающих в мире прийти ко Христу. Конечно же, первая проповедь новозаветной Церкви не имела кульминации у алтаря. Боговдохновенное Писание говорит нам: "Итак, знай весь дом Израилев, что Бог сделал через Сего Иисуса, которого вы распяли". Теперь, когда они услышали это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: мужи братия, что мы будем делать?" (Деян. 2.36-37). Этот ответ был результатом работы Духа Божия, а не человеческих призывов и психологического давления. В этот день апостолы были свидетелями обращения 3000 человек.

Чарльз Сперджен предлагал людям прийти ко Христу, а не к алтарю. Послушаем его предложение: "Перед тем, как покинуть это место, вознесите горячую молитву к Богу, говоря: "Боже, будь милостив ко мне грешнику. Господи, я хочу спастись, спаси меня! Я призываю Твое имя... Господи, я виноват, я заслуживаю Твоего гнева. Господи, я не могу спасти себя. Господи, я хочу иметь новое сердце и дух правый, но что же мне делать? Господи, я не могу сделать ничего, приди ко мне по Своему благоволению! Только у Тебя, я знаю, есть власть спасти такого негодяя, как я, к кому же мне идти, если я бегу от Тебя? От всей души я призываю имя Твое. Я готов броситься к Тебе, Господи. Я надеюсь на кровь и праведность Твоего возлюбленного Сына. Господи, спаси меня сегодня, ради Иисуса!.. Уходите домой, только веря в Иисуса. Я осмелюсь сказать, что вы поймете, что это значит. Но мы не готовы потакать популярным суевреиям. Мы опасаемся, что в этом зале у многих людей есть ложная уверенность в себе. Очень немногие из вроде бы обращенных пойдут потом в свою молитвенную комнату дома! Обратитесь тем не менее к Богу там, где вы есть, отдайте себя Христу сейчас, прежде чем вы сделаете шаг отсюда!" (8). 

Такое, как у Сперджена, приглашение ко Христу, а не к алтарю, необходимо сегодня. Уайтфилд также призывал людей прийти ко Христу, а не к алтарю. То же самое можно сказать и о проповеди Джонатана Эдвардса, реформаторов и многих святых прошлого, которые были благословлены урожаем многих душ за использование библейских средств приведения людей ко Христу.

Сегодня вызов к алтарю стал кульминацией многих наших встреч. Часто при этом поют гимны, создающие у грешника впечатление, что от того, выйдет ли он вперед, зависит его вечная судьба. Драгоценный гимн, который, возможно, поется здесь чаще всего, был написан в 1836 году Шарлоттой Элиотт.  Фраза: "О, Агнец Божий, я приду, я приду", широко используется для привлечения людей к алтарю. Но знаменательно то, что мисс Эллиотт написала этот гимн для немощных и что он впервые появился в молитвенниках, подготовленных специально для инвалидов (9). Для нее прийти ко Христу не означало выйти к алтарю.

Хотя большинство тех, кто использует призыв к алтарю, осознают, что это не синоним прихода ко Христу, они создают у грешников представление, что первым шагом ко Христу будет выйти вперед. Я считаю, что здесь нужно быть очень осторожным, чтобы не допустить лжи. Я понимаю искренность тех, кто практикует призыв к алтарю, и помню его еще в детстве до колледжа. В самом деле, я вырос в тех кругах, где считалось, что благовестия без призыва к алтарю не бывает. Многие служения тогда были  сосредоточены на славной Личности Христа и Его страданиях на кресте, но увидеть славу и страдания Христа для многих означало выйти к алтарю. Но многие другие говорили о том же опыте призыва по окончании служения как о том, что требует решения идти или не идти, и вызывает интерес к тому, сколько людей прореагирует, что лишь отвлекало их от искания Христа и от поклонения Богу в духе и истине.

Помним ли мы, как толпа собиралась вокруг Христа, пока Он не начал проповедовать непопулярные истины? Потом толпа вернулась (Ин. 6.66). Зачем? Эти люди просто двигали ногами? Да, но это не то, что необходимо для спасения. Христос сказал: "Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне Я не изгоню вон" (Иоан.6.37). И еще Он сказал: "Никто не может придти ко Мне, если Отец, пославший Меня, не привлечет его" (Иоан.6.44). Ни в одном из этих случаев Иисус не говорил о физическом перемещении ногами. Людям сегодня необходимо напомнить, что прийти ко Христу значит не выйти вперед, но отдать себя Ему в жизни и в смерти. Дело Церкви - вернуться к библейскому способу приведения людей ко Христу! Грешники должны прийти к Нему, а не к алтарю.

Возрождение через решение и проповедь

Ложное учение о возрождении через решение отравило структуру нашей проповеди. Джек Хайлс, многими считающийся авторитетным служителям, дает следующие советы своим коллегам: "Многие из нас в нашей проповеди будут делать такие заявления как:"Теперь, в заключение", или "Мое последнее замечание".... Эти заявления порой опасны. Грешник знает, что будет через пять минут, и потому он готовит себя к приглашению, чтобы не отвечать. Однако если вы начнете резко и сразу, пока никто не подозревает, у него не будет времени подготовить себя к приглашению.  Многие люди могут быть достигнуты с помощью этого метода" (10).
Сначала я надеялся, что я неправильно понял этого автора. Однако повторное чтение подтвердило, что он на самом деле учит, что люди могут быть обращены ко Христу с помощью этого "умного" метода, используемого в проповеди, и что их вечная судьба может быть определена фактором внезапности, который позволит не спрашивать согласия! Эта мысль, что спасение человека может зависеть от того, что его таким образом "достигли", находится в прямом противоречии с тем, чему Писание учит о принятии Иисуса Христа. В действительности такая проповедь "достигает" того, что по большей части люди привлекаются в религию, а не ко Христу.

Может ли быть результат проповеди страшнее, чем приведение людей к чему-то, кроме Господа нашего Иисуса Христа?
Истинная проповедь - это не человеческие приемы, но явление Духа, провозглашающего истину Божию. Я никогда не забуду слов д-ра Мартина Ллойд-Джонса, иллюстрирующих, что такое настоящая проповедь, выступлением Уайтфилд в церкви Джонатана Эдвардса. "Эдвардс охотно слушал Уайтфилда, много уступавшего ему по дару и талантам. Но когда он слушал его, он сиял,  и слезы текли по его лицу. Эдвардс признавал эту силу и власть в проповеди. Уайтфилд был в Духе, как и Эдвардс, и они были едины. И проповедник, и народ были в руках Бога. Эта проповедь Божья должна быть нашей практикой и опытом" (11).

Проповедь, которую имел в виду д-р Ллойд-Джонс, далека от обмана, используемого в современной проповеди. Библейская проповедь заявляет, что люди не рождаются снова от хотения плоти, или от хотения мужа, но от Бога. Возрождение через решение приводит людей ко Христу не больше, чем возрождение через крещение. Это правда, что некоторые были обращены и через такую проповедь, но это несмотря на ложные методы, а не из-за них. Библия ясна в своем заявлении, что только Дух Божий может возродить человека. Истинное покаяние и спасительная вера приходят в результате нового рождения и не могут не быть причиной больших перемен.

Покаяние и вера - это дела возрожденных людей, а не людей мертвых по преступлениям (Еф.2.1-5). Однако, Бог не действует без нас, Он не верит в нас, и Он, конечно, не может покаяться за нас, Он не имеет греха, за который нужно каяться. Мы должны лично, сознательно и добровольно довериться  Христу для спасения. Мы ни в коем случае не говорим, что проповедники не должны призывать людей  покаяться и поверить. Любая проповедь, которая лишь повторяет факты Евангелия без призыва людкй к покаянию и вере во Христа, как милосердного и могучего Спасителя грешников, не является библейской проповедью.  Апостолы учили, что Бог спасает Своих избранных через юродство проповеди.  Все новые методы, разработанные человеком, далеки от этого Божьего способа обращения грешника. Церкви должны отказаться от своих плотских изобретений и руководствоваться только учением Писания, если они ожидают, что Бог благословит их усилия и умножит их урожай. Библейский способ благовестия прост: мы  проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, но призванным, Иудеям и Эллинам, силу Божию и премудрость Божию" (1 Кор.1.23-24).

Возрождение через решение и богословие

Признается это открыто или нет, всегда есть определенные доктринальные предпосылки, которые лежат в основе методов, используемых в евангелизации. Какое учение позволило Церкви отойти от исторического христианства и принять эти новшества?

Новое рождение для Господа нашего Иисуса Христа является суверенной работой Духа Божия в сердце человека (Иоан.3.8). И именно с этим учением Христа входит в конфликт представление современного евангелизма, что "религия является делом человека".  Это шокирующее заявление, в особенности, поскольку оно находится на самой первой странице "Лекций по возрождению религии" - самого влиятельного из всех сочинений Чарльза Финни (12). Большое богословское различие между современным и библейским благовестием - это вопрос о том, является ли истинная религия работой Бога или человека. В лучшем случае доктрина возрождения через решение относит новое рождение человека лишь отчасти к человеку и отчасти к Богу.

Мерль д' Обинье (1794-1872) в своей истории Реформации в Англии утверждает, что "вера в силу человека в деле возрождения есть величайшая ересь Рима, и от этой ошибки пришло разорение церкви. Отказ от обращения только по благодати, система, которая приписывает это отчасти человеку и отчасти Богу - это хуже, чем чистое пелагианство" (13). Один из крупнейших американских богословов, Чарльз Ходж (1797-1878), также указывает на опасность этого учения: "Нет более душераздирающей доктрины,  чем учение, что грешники могут восстановить себя, покаяться и поверить, когда им заблагорассудится... Как истина Писания, так и опыт показывают, что невозрожденный человек ничего не может сделать, чтобы добиться своего спасения, и мы должны практически убедиться в том, что это правда. Когда мы таким образом признаем себя виновными, и не раньше, мы ищем  помощи у единственного источника, откуда она может быть получена"(14).
Оба этих автора заостряют внимание на беспомощности человека, которому предстоит родиться заново, а также на необходимости для Бога создать в нем жизнь. Именно в этих двух вещах доктрина возрождения через решение расходится с библейским учением. Это подводит нас к основополагающему вопросу: каково духовное состояние человека? Можно ли родиться свыше, ответив "да" на определенные группы вопросов или выйдя вперед к алтарю? Может ли человек стать истинным христианином, ответив на приглашение, которое должно застать его врасплох? Ваши ответы на эти вопросы будут определяться вашим мнением о духовном состоянии человека. Каково это состояние?

Крупнейший шотландский богослов Томас Бостон (1676-1732) очень наглядно продемонстрировал духовное состояние человека, сравнивая необращенного с человеком, сидящим в яме. Он может безуспешно пытаться выбраться из нее сам, и это путь дел, или он может ухватиться за веревку благодати, брошенную Христом, и вылезти из погибели. Да, он может принять решение вытащить себя за веревку Евангелия. "Но, увы, неосведомленный человек умрет в яме, если он не понимает, что не может помочь себе иным способом" (15).

Человек духовно мертв по преступлениям и грехам и не может угодить Богу (Еф.2.1, Рим.8.8). Сам Спаситель говорит нам о беспомощном состоянии людей. Никто не может прийти к Нему, если Отец не привлечет его. "Никто не может прийти ко мне, если не дано ему будет от Отца Моего" (Иоан.6.65). Это состояние смерти и рабства греху не может быть изменено путем решения или выхода к алтарю. Человек не может заставить себя стать христианином. Лишь Дух Божий может создать нового человека во Христе. Бог в Своей благодати дает людям новые сердца. Только тогда они могут охотно раскаяться и уверовать в Господа Иисуса Христа. Бог говорит об этой истине:  "новое сердце Я дам вам, и дух новый дам вам, и возьму каменное сердце из плоти вашей, и я дам вам сердце плотяное. И Я вложу дух Мой в вас, и вы будете ходить по уставам Моим" (Иез.36.26-27). Иисус Христос ясно сказал: "Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет" (Иоан. 5.21). Величие власти Бога в спасении грешники будет видно только на фоне отчаянного положения человека. Как славна доктрина нового рождения для беспомощного грешника! Пусть же Церковь вернется к библейскому учению так, чтобы снова проповедовать славу Божию!

Что мы должны делать?

Время молчания прошло, пора говорить. Мы молчали слишком долго, и стало казаться, что если мы против этих небиблейских практик, то мы, возможно, препятствуем успешному благовестию, которое дает множество "решений". Да, и там есть отдельные подлинные обращения. Но тысячи людей каждую неделю получают ложную надежду! Людей призывают "выйти вперед", когда они должны прийти ко Христу.  Высокое призвание проповеди выродилось в ряд уловок и трюков. Эти ложные практики возникли в результате извращения библейской доктрины. В разгар этой тьмы давайте молиться, чтобы Богу было угодно вновь оживить Свою Церковь. Это оживление может прийти только через Иисуса Христа. Люди должны обратиться не к консультациям и не к бесплатным пригласительным билетам для грешников, а к проповеди Его Евангелия.   Только тогда наши труды принесут славу Богу, и если Бог даст, многие грешники будут спасены ради Его славы.


  (1) "Снова" может быть переведено и как "свыше". Это указывает на источник нового рождения, то есть на Триединого Бога.
 (2) C. H. Spurgeon, The New Perk Street Pulpit (London, 1964), Vol. 6, p. 171.
 (3) Jack Hyles, How To Boost Your Church Attendance (Grand Rapids, 1958), pp. 32-35.
(4) Iain H. Murray, The Forgotten Spurgeon (London, 1966), p. 110.
(5) Ibid, p. 111.
(6) Robert L. Dabney, Discussions: Evangelical and Theological (London, 1967), Vol. 2, p. 13.
(7) Albert B. Dod, "The Origin of the Call for Decisions," The Banner of Truth Magazine (London, Dec., 1963), Vol. 32, p. 9.
(8) Murray, op. cit., pp. 107-109.
(9) John Julian, A Dictionary of Hymnology (London, 1907) p. 609.
(10) Hyles, op. cit., pp. 43-44.
(11) Сокращенный вариант проповеди: "The Responsibility of Evangelism,"  Grace Baptist Church, Carlisle, Pa., June, 1969.
(12) Для ясного понимания теории возрождения Финни см его работу: "Sinners Bound To Change their Own Hearts," Sermons on Various Subjects (New York, 1835). К подробному изучению богословия Финни см.: "Review of Lectures on Systematic Theology," The Biblical Repertory and Princeton Review (Philadelphia, 1847), Vol. 19, pp. 237-277; также Benjamin B. Warfield, "The Theology of Charles C. Finney," Perfectionism (Philadelphia, 1967), pp. 166-215.
(13) J. H. Merle d'Aubigne, The Reformation in England (London, 1962), Vol. 1, p. 98.
(14) Charles Hodge, Systematic Theology (Grand Rapids, 1970), Vol. 2, p. 277.
(15) Thomas Boston, Human Nature in Its Fourfold State (London, 1964), p. 183.