Новости
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ? Джеймс Адамс (1972) |
Богословие - Статьи |
Но Церковь ХХ века столкнулась с более тонкой ложью в виде "возрождения через решение". Это отличается от возрождения через крещение только тем, что придает роль подтверждения нового рождения другому действию. Так же как возрождение через крещение, эта доктрина считает новое рождение плодом действий, которые могут выполняться человеком. Она вводит в заблуждение и пронизывает большую часть христианской общины. Если мы искренне стремимся принести единство Церкви Христовой, обратимся от лжи к правде Божией. Практика возрождения через решение должна быть осуждена с целью спасти людей от заблуждения, при котором они убеждены, что если они "приняли решение", они идут в рай и более не находятся под гневом Бога. Чистота Евангелия имеет крайне важное значение, поскольку только оно сила Божия ко спасению и подлинная основа для христианского единства. Приведем пример того, как популярный современный проповедник проводит такие процедуры. Он наставляет "душепобедителя", который просит г-на N ответить на ряд вопросов. Если тот говорит "да" на все вопросы, он просит его помолиться с ним, а затем заверяет, что он спасен (3). По большей части это консультирование производит личное "возрождение через решение". Тот же метод консультирования используется в больших евангелизационных кампаниях и крусейдах по всему миру, которые якобы производят "по 10 тысяч решений в неделю". Иан Мюррей в своей своевременной книге "Забытый Сперджен" указывает, что этот же тип консультирования используется в работе с молодежью: "Буклет, очень распространенный в студенческом евангелизме в настоящее время, указывает "три простых шага к тому, чтобы стать христианином": во-первых, личное признание греха, а во-вторых, личная вера в искупительное дело Христа. Эти два шага описываются как предварительные, но третий, заключительный, таков, что принятие его сделает меня христианином. Я должен прийти ко Христу и востребовать то, что Он сделал для всех. Этот третий, решающий шаг зависит от меня, ибо Христом терпеливо ждет, пока я не открыл дверь. Как только я сделал это, я сразу же считаю себя христианином. Теперь я могу рассказать другим о том, что я сделал" (4). Есть много вариантов такого рода мероприятий, но все они имеют некий механический элемент в виде повторения молитвы, подписания карточки и т.п., по выполнении чего человек уверен в своем спасении. Возрождение тем самым сводится к процедуре, выполняемой человеком. Ясно, что Иисус Христос входит в общение с грешниками по-разному. Он никогда не вводил процесс спасения в рамки определенного времени. Он не говорил с людьми стереотипно. Он работал с каждым человеком лично! Никогда в Новом Завете мы не находим, чтобы Христос разговаривал с двумя разными людьми одинаково. Поучительно сравнить, насколько по-разному Он разговаривал с Никодимом (Иоан.3), а затем с женщиной у колодца (Иоан.4). Консультирование должно быть личным. Есть ряд других проблем с механической консультацией. Г-н Мюррей указал на то, что на основе этого консультирования "человек может нечто исповедовать, даже не имея уверенности в том, что его способности разрушены, ему абсолютно ничего не говорится о необходимости изменения характера, которая не в его собственной власти, а следовательно, если он не испытывает таких радикальных изменений, он не смущается. Ему никогда не говорили, насколько это важно, поэтому он не видит никаких оснований сомневаться в том, является ли он христианином. На самом деле ученик, к которому он пришел, последовательно препятствует возникновению таких сомнений. Ему часто говорили, что человек, который принял решение и не имеет особых свидетельств изменения жизни, может быть "плотским христианином", который просто должен расти в святости, или, если человек постепенно теряет свои новые интересы, это объясняется отсутствием молитвы о нем или какими-то другими упущениями со стороны Церкви. Возможность того, что этот мирской образ жизни и отпадение могут быть связаны с отсутствием опыта спасения с самого начала, рассматривается редко, и если этот момент вообще будет рассмотрен, то вся система решений и консультирования рухнет, потому что это выведет на первый план тот факт, что изменение природы не во власти человека и что оно занимает гораздо больше времени, чем несколько часов или дней, которые требуются, чтобы добиться ответа и исповедания Евангелия, и заверения в том, что все это по-настоящему. Но вместо этого людей уверяют, что сомневаться в том, что они действительно приняли Христа, равносильно сомнению во всем Слове Божием, а отказаться от этого метода значит прекратить благовестие как таковое" (5). Консультирование и "принятие решений" производит статистику, которая позволяет церквям следить за т.н. обращениями. Но в одном поистине душераздирающем исследовании после контактов и общения с 40 такими людьми только один из них оказался практикующим христианином! Этот один человек, возможно, что-то получил, но с какими последствиями столкнутся остальные 39? Некоторые из них считают, что "решение" навсегда изменило их вечную судьбу, и они роковым образом доверяют ему без каких-либо изменений в своих сердцах и жизнях! Другие могут сделать вывод, что они испытали на себе все, что христианство может предложить. Вместо того, чтобы увидеть или почувствовать изменения на себе, они "убедились", что христианство является подделкой, и что те, кто придерживается его, есть либо самообманутые фанатики, либо жалкие лицемеры. Роберт Дабни, один из великих богословов XIX века, сделал очень проницательное замечание относительно разочарования людей, которым советовали "принять решение". О некоторых из таких людей он сказал: "Я чувствую, что с ними сыграли злую шутку неопытность служителей и друзей. Их ввела в замешательство ложная позиция, требующая от них обязанностей, которых они не имеют и не могут выполнить, и святого исповедания, от которого они потом в стыде откажутся. Их самоуважение задели за живое, а гордость раздражили унижением. Неудивительно, что они смотрят на религию и ее сторонников в дальнейшем с подозрением и гневом. Часто их чувства не останавливаются на достигнутом. Они осознают, что они были тщательны и серьезны в своем беспокойстве, и посвятили немало времени глубоким упражнениям. Тем не менее обидный и горький опыт научил их, что их новое рождение и религиозный опыт оказались обманом. Как естественно сделать вывод, что все остальное тоже является заблуждением! Люди говорят: "Единственная разница между мной и этими серьезными христианами в том, что они еще не обнаружили обман, как я. Сейчас они ничуть не больше убеждены в своей искренности и реальности их учения, чем я когда-то. Но я знаю, что ничто не изменилось в моей душе, и я не верю, что у них все как-то иначе". Таков роковой мыслительный процесс, через который прошли тысячи людей, пока страна не прониклась неверием, возросшим у людей на собственном опыте ложных религиозных волнений. Они могут сохранить свою враждебность надолго, потому что христианство сейчас ходит в серебряных туфлях, но они не менее ожесточены в отношении действительно спассительной истины" (6). Дабни написал эти слова 100 лет назад, задолго до эпохи "массового благовестия" и ее кампаний. Если 100 лет назад наша страна "прониклась неверием, возросшим у людей на собственном опыте ложных религиозных волнений", то какова должна быть ситуация сегодня? Это серьезный вопрос для каждого христианина. Люди, получившие даже искренне, ложную надежду, подвергнутся ужасному осуждению, когда они предстанут пред Всемогущим Богом. Апостол Павел, величайший из благовестников, никогда не слышал о призыве к алтарю, хотя сегодня некоторые всерьез считают, что это изначальная черта Церкви. В самом деле, церкви, которые не практикуют это, часто обвиняют в отсутствии всякой заботы о погибших. Но ни Петр, ни Павел никогда не связывали кульминацию своей проповеди с призывом к слушателям принять решение и выйти к кафедре! Призыв к алтарю находится в конфликте не только с церковной, но и с библейской историей. Можно задаться вопросом: как тогда проповедники Евангелия за предыдущие 1800 лет призывали людей ко Христу без призыва к алтарю? Они делали это во многом так же, как делали апостолы и другие свидетели ранней Церкви. Они призывали всех желающих в мире прийти ко Христу. Конечно же, первая проповедь новозаветной Церкви не имела кульминации у алтаря. Боговдохновенное Писание говорит нам: "Итак, знай весь дом Израилев, что Бог сделал через Сего Иисуса, которого вы распяли". Теперь, когда они услышали это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: мужи братия, что мы будем делать?" (Деян. 2.36-37). Этот ответ был результатом работы Духа Божия, а не человеческих призывов и психологического давления. В этот день апостолы были свидетелями обращения 3000 человек. Чарльз Сперджен предлагал людям прийти ко Христу, а не к алтарю. Послушаем его предложение: "Перед тем, как покинуть это место, вознесите горячую молитву к Богу, говоря: "Боже, будь милостив ко мне грешнику. Господи, я хочу спастись, спаси меня! Я призываю Твое имя... Господи, я виноват, я заслуживаю Твоего гнева. Господи, я не могу спасти себя. Господи, я хочу иметь новое сердце и дух правый, но что же мне делать? Господи, я не могу сделать ничего, приди ко мне по Своему благоволению! Только у Тебя, я знаю, есть власть спасти такого негодяя, как я, к кому же мне идти, если я бегу от Тебя? От всей души я призываю имя Твое. Я готов броситься к Тебе, Господи. Я надеюсь на кровь и праведность Твоего возлюбленного Сына. Господи, спаси меня сегодня, ради Иисуса!.. Уходите домой, только веря в Иисуса. Я осмелюсь сказать, что вы поймете, что это значит. Но мы не готовы потакать популярным суевреиям. Мы опасаемся, что в этом зале у многих людей есть ложная уверенность в себе. Очень немногие из вроде бы обращенных пойдут потом в свою молитвенную комнату дома! Обратитесь тем не менее к Богу там, где вы есть, отдайте себя Христу сейчас, прежде чем вы сделаете шаг отсюда!" (8). Такое, как у Сперджена, приглашение ко Христу, а не к алтарю, необходимо сегодня. Уайтфилд также призывал людей прийти ко Христу, а не к алтарю. То же самое можно сказать и о проповеди Джонатана Эдвардса, реформаторов и многих святых прошлого, которые были благословлены урожаем многих душ за использование библейских средств приведения людей ко Христу. Сегодня вызов к алтарю стал кульминацией многих наших встреч. Часто при этом поют гимны, создающие у грешника впечатление, что от того, выйдет ли он вперед, зависит его вечная судьба. Драгоценный гимн, который, возможно, поется здесь чаще всего, был написан в 1836 году Шарлоттой Элиотт. Фраза: "О, Агнец Божий, я приду, я приду", широко используется для привлечения людей к алтарю. Но знаменательно то, что мисс Эллиотт написала этот гимн для немощных и что он впервые появился в молитвенниках, подготовленных специально для инвалидов (9). Для нее прийти ко Христу не означало выйти к алтарю. Хотя большинство тех, кто использует призыв к алтарю, осознают, что это не синоним прихода ко Христу, они создают у грешников представление, что первым шагом ко Христу будет выйти вперед. Я считаю, что здесь нужно быть очень осторожным, чтобы не допустить лжи. Я понимаю искренность тех, кто практикует призыв к алтарю, и помню его еще в детстве до колледжа. В самом деле, я вырос в тех кругах, где считалось, что благовестия без призыва к алтарю не бывает. Многие служения тогда были сосредоточены на славной Личности Христа и Его страданиях на кресте, но увидеть славу и страдания Христа для многих означало выйти к алтарю. Но многие другие говорили о том же опыте призыва по окончании служения как о том, что требует решения идти или не идти, и вызывает интерес к тому, сколько людей прореагирует, что лишь отвлекало их от искания Христа и от поклонения Богу в духе и истине. Помним ли мы, как толпа собиралась вокруг Христа, пока Он не начал проповедовать непопулярные истины? Потом толпа вернулась (Ин. 6.66). Зачем? Эти люди просто двигали ногами? Да, но это не то, что необходимо для спасения. Христос сказал: "Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне Я не изгоню вон" (Иоан.6.37). И еще Он сказал: "Никто не может придти ко Мне, если Отец, пославший Меня, не привлечет его" (Иоан.6.44). Ни в одном из этих случаев Иисус не говорил о физическом перемещении ногами. Людям сегодня необходимо напомнить, что прийти ко Христу значит не выйти вперед, но отдать себя Ему в жизни и в смерти. Дело Церкви - вернуться к библейскому способу приведения людей ко Христу! Грешники должны прийти к Нему, а не к алтарю. Может ли быть результат проповеди страшнее, чем приведение людей к чему-то, кроме Господа нашего Иисуса Христа? Проповедь, которую имел в виду д-р Ллойд-Джонс, далека от обмана, используемого в современной проповеди. Библейская проповедь заявляет, что люди не рождаются снова от хотения плоти, или от хотения мужа, но от Бога. Возрождение через решение приводит людей ко Христу не больше, чем возрождение через крещение. Это правда, что некоторые были обращены и через такую проповедь, но это несмотря на ложные методы, а не из-за них. Библия ясна в своем заявлении, что только Дух Божий может возродить человека. Истинное покаяние и спасительная вера приходят в результате нового рождения и не могут не быть причиной больших перемен. Покаяние и вера - это дела возрожденных людей, а не людей мертвых по преступлениям (Еф.2.1-5). Однако, Бог не действует без нас, Он не верит в нас, и Он, конечно, не может покаяться за нас, Он не имеет греха, за который нужно каяться. Мы должны лично, сознательно и добровольно довериться Христу для спасения. Мы ни в коем случае не говорим, что проповедники не должны призывать людей покаяться и поверить. Любая проповедь, которая лишь повторяет факты Евангелия без призыва людкй к покаянию и вере во Христа, как милосердного и могучего Спасителя грешников, не является библейской проповедью. Апостолы учили, что Бог спасает Своих избранных через юродство проповеди. Все новые методы, разработанные человеком, далеки от этого Божьего способа обращения грешника. Церкви должны отказаться от своих плотских изобретений и руководствоваться только учением Писания, если они ожидают, что Бог благословит их усилия и умножит их урожай. Библейский способ благовестия прост: мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, но призванным, Иудеям и Эллинам, силу Божию и премудрость Божию" (1 Кор.1.23-24). Новое рождение для Господа нашего Иисуса Христа является суверенной работой Духа Божия в сердце человека (Иоан.3.8). И именно с этим учением Христа входит в конфликт представление современного евангелизма, что "религия является делом человека". Это шокирующее заявление, в особенности, поскольку оно находится на самой первой странице "Лекций по возрождению религии" - самого влиятельного из всех сочинений Чарльза Финни (12). Большое богословское различие между современным и библейским благовестием - это вопрос о том, является ли истинная религия работой Бога или человека. В лучшем случае доктрина возрождения через решение относит новое рождение человека лишь отчасти к человеку и отчасти к Богу. Мерль д' Обинье (1794-1872) в своей истории Реформации в Англии утверждает, что "вера в силу человека в деле возрождения есть величайшая ересь Рима, и от этой ошибки пришло разорение церкви. Отказ от обращения только по благодати, система, которая приписывает это отчасти человеку и отчасти Богу - это хуже, чем чистое пелагианство" (13). Один из крупнейших американских богословов, Чарльз Ходж (1797-1878), также указывает на опасность этого учения: "Нет более душераздирающей доктрины, чем учение, что грешники могут восстановить себя, покаяться и поверить, когда им заблагорассудится... Как истина Писания, так и опыт показывают, что невозрожденный человек ничего не может сделать, чтобы добиться своего спасения, и мы должны практически убедиться в том, что это правда. Когда мы таким образом признаем себя виновными, и не раньше, мы ищем помощи у единственного источника, откуда она может быть получена"(14). Крупнейший шотландский богослов Томас Бостон (1676-1732) очень наглядно продемонстрировал духовное состояние человека, сравнивая необращенного с человеком, сидящим в яме. Он может безуспешно пытаться выбраться из нее сам, и это путь дел, или он может ухватиться за веревку благодати, брошенную Христом, и вылезти из погибели. Да, он может принять решение вытащить себя за веревку Евангелия. "Но, увы, неосведомленный человек умрет в яме, если он не понимает, что не может помочь себе иным способом" (15). Человек духовно мертв по преступлениям и грехам и не может угодить Богу (Еф.2.1, Рим.8.8). Сам Спаситель говорит нам о беспомощном состоянии людей. Никто не может прийти к Нему, если Отец не привлечет его. "Никто не может прийти ко мне, если не дано ему будет от Отца Моего" (Иоан.6.65). Это состояние смерти и рабства греху не может быть изменено путем решения или выхода к алтарю. Человек не может заставить себя стать христианином. Лишь Дух Божий может создать нового человека во Христе. Бог в Своей благодати дает людям новые сердца. Только тогда они могут охотно раскаяться и уверовать в Господа Иисуса Христа. Бог говорит об этой истине: "новое сердце Я дам вам, и дух новый дам вам, и возьму каменное сердце из плоти вашей, и я дам вам сердце плотяное. И Я вложу дух Мой в вас, и вы будете ходить по уставам Моим" (Иез.36.26-27). Иисус Христос ясно сказал: "Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет" (Иоан. 5.21). Величие власти Бога в спасении грешники будет видно только на фоне отчаянного положения человека. Как славна доктрина нового рождения для беспомощного грешника! Пусть же Церковь вернется к библейскому учению так, чтобы снова проповедовать славу Божию!
|