Предопределение: Должны ли Мы Вообще Упоминать Его? Даниэль Хайд (Daniel Hyde)
Богословие - Статьи

Я хотел бы начать серию статей о (приготовьтесь!) - предопределении. Да я использовал это слово. Я понимаю, что это не самая популярная тема для приличной компании; на самом деле она приносит разделение. Разве нет? В 5 веке Августин упомянул в одном из своих писем, как кто-то сказал: "Учение о предопределении - это помеха для правильной проповеди." А кому нужны помехи? В 16 веке Жану Кальвину пришлось отойти от этого, чтобы заявить, что проповедник должен говорить о божественности Сына, божественности Святого Духа или о сотворении вселенной не меньше, чем о предопределении.

Должны ли мы вообще говорить или проповедовать о предопределении? Поскольку это библейская доктрина, то ответ на это - твёрдое "Да!" Видите ли, без предопределения, у вас не было бы Библии. Аврам был призван из Ура Халдейского (Быт. 12). Израиль был избран из всех наций земли (Втор. 4:37; 7:6–8; Пс. 104:6). Остатки нового Израиля были избраны после изгнания (Ис. 41:8–9; 42:1; 43:1–7; 44:1–2; 45:4). Иисус учил о предопределении (Мф. 11:25–27; 13:11–16; Мк. 4:11–12; Ин. 6:37, 66; 10:26–30; 14:1; 17:6, 9, 11–12). Апостолы учили о предопределении (Рим. 8:28–39; 9–11; Еф. 1; Флп. 1:6; 2:13; 1 Петр. 2:5–10). И, поскольку, предопределение - это Библейская доктрина, мы должны говорить о ней. Вопрос только как?

Позвольте мне дать вам сжатый ответ. Когда теологи, пасторы и пресвитеры со всей Европы собрались в датском городе Дордрехте в 1618-1619 гг., чтобы разрешить арминианский спор, они дали такое определение:

"Поскольку, согласно мудрому совету Божию, учение о Божественном избрании было провозглашено через Пророков, Самого Христа и Апостолов, как во времена Ветхого, так и Нового Заветов, и последовательно изложено в Священном Писании, посему ныне в Церкви Божией, которой это учение особенно предназначено, оно должно тщательно изучаться — в духе благоразумия, святым и благочестивым образом, в должное время и в должном месте, без любопытствующего проникновения в пути Всевышнего, во славу в высшей степени святого имени Божьего и для большего утешения Его народа." (Каноны Дортского синода 1.14)

В этой статье я хочу показать основные правила того, как мы должны говорить и проповедовать о предопределении как Христовы свидетели в этом мире.

С Проницательностью.

Мы должны говорить о предопределении с проницательностью. Когда Павел писал 9 главу Послания к Римлянам, он писал христианским церквям, состоящим из иудеев и язычников, а не неверующим иудеям и язычникам. Верующие иудеи - "дети обетования", а не неверующие "плотские дети" (Рим. 9:3, 6-8). Павел использует другую иллюстрацию этой идеи, когда говорит, что из иудеев, многочисленных как песок, спасётся только остаток (Рим. 9:27).

Это означает, что когда вы говорите и проповедуете о предопределении, вы всегда должны помнить о том, кому вы говорите. Неверующим? Если это так, то как они на это отреагируют, ожесточёнными насмешками, или вы увидите действие Святого Духа в их вопросах - настоящий поиск истины? Говорите ли вы к собранию верующих? Если так, то некоторые могут быть сильны в вере и способны проникнуть в её глубину, оценив её величие, в то время как другие, более слабые в вере, могут забеспокоиться и засомневаться от одного только упоминания этого учения. Говорите ли вы взрослым (помня о различии верующий - неверующий) или среди них есть дети? И когда вы говорите подобным собраниям, помните, что среди них есть люди, верящие по настоящему, сильно или слабо, а есть те, кто просто притворяется, что верит, как это делают лицемеры.

С Уважением.

Мы также должны говорить и проповедовать о предопределении с уважением. Павел почтительно отзывается об этом учении в Рим. 9:20-21: "А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: „зачем ты меня так сделал?" Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почётного употребления, а другой для низкого?" Это пик аргументации Павла в этой главе. Он начинает своё доказательство с того, что говорит о неверии в прошлом заветного народа - иудеев (стихи 1-5). Первое возражение, на которое он отвечает, касается того, исполнилось ли обетование Бога Израилю (стих 6). Но Павел говорит здесь, что с тех пор, как Бог дал свои обетования патриархам, существовало различие между "потомками Израиля" и теми, кто по настоящему принадлежит Израилю (стих 6), между теми, кто является просто потомками Аваама по плоти, и настоящими детьми Аваама, поскольку они - дети обетования (стихи 7-8). Павел начинает с определённого исторического момента и движется к вечности: "Ибо, когда они ещё не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего)" (стих 11).

Следующее возражение - несправедлив ли Бог избирая одних и оставляя других. Павел отвечает: "Неужели неправда у Бога? Никак!" (стих 14). Он не раздумывает над этим, а просто цитирует Писание (стихи 15-17), и делает заключение, что Бог "кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает" (стих 18).

Но если это истинно, тогда "за что же ещё обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?" (стих 19). Вы слышите возражение: "Предопределение делает из нас роботов, поскольку мы не можем ничего сами сделать."? Павел не предлагает философского решения этой загадки. Он говорит, что Бог - это Бог, а мы нет; Он Творец, а мы творения; Он Горшечник, а мы глина (стихи 20-21).

Поскольку предопределение - это тема настолько же таинственная, насколько и неверно понимаемая, мы должны говорить о ней также уважительно, как это делал Павел. Отметьте то, как Павел заканчивает всю эту часть своего письма к Римлянам (главы 9-11): "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!" (Рим. 11:33). Комментируя этот отрывок, Жан Кальвин сказал, что, когда мы обсуждаем вечный Божий план, "мы должны всегда быть осторожны и в словах, и мыслях, чтобы наши высказывания были обдуманными и не выходили за пределы Божьего Слова, а наши доказательства могу в итоге закончиться в выражениях показывающих наше изумление".

Для Слав Божьей.

Мы также должны говорить о предопределении для славы Божьей. Люди говорят: "Бог не выполнил своих обещаний." "Бог несправедлив." "Бог делает из нас роботов." В 9 главе Послания к Римлянам Павел отвечает на эти возражения, что предопределение существует, в конечном счете, для славы Божьей, а не для того, чтобы оно нас устраивало в философском аспекте. "А ты кто, человек, что споришь с Богом?" (стих 20). Бог - это Бог, а ты нет. "Не властен ли горшечник над глиною?" (стих 21). Абсолютно да. Он прославляет Себя Своим трудом, создавая "один сосуд для почётного употребления, а другой для низкого" (стих 21). Главная мысль Павла здесь в том, что Бог прославляет Себя Своими трудами: "Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Своё, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе" (стихи 22-23).

Когда вы говорите или проповедуете о предопределении, что вы делаете, чтобы прославить Его? "Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви" (Еф. 1:3-4). Когда вы говорите или проповедуете о предопределении, делаете ли вы это, чтобы возвеличить Его благодать? "В похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном" (стих 6). На самом деле Павел повторяет эту хвалу ещё два раза в Еф. 1:12 и 1:14, поскольку Бог излил Свою особую благодать на Свой народ. Когда вы говорите или проповедуете о предопределении, могут ли ваши слова быть истолкована так: "Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь" (Рим. 11:36).

Для Нашего Утешения.

И наконец, мы должны говорить о предопределении, поскольку это также нужно для нашего утешения. Как же 9 глава Римлян утешает и вас, и мир, и меня? После описания истории искупления из Ветхого Завета, и посмотрев ещё дальше назад - на вечность, Павел заканчивает тем, что прямо нам в руки вкладывает Евангелие, в нашей личной истории: "над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников" (Рим. 9:24). Не обвиняйте Бога в лжи. Не обвиняйте Его в несправедливости. Не обвиняйте Бога в том, что Он делает из нас роботов. Но верьте Ему.

Но люди и возражали, и возражаю, что благо от проповеди о предопределении принадлежит только тем, кого Бог "призвал". Когда вы говорите о предопределении, это сразу же должно вести к Евангелию: "Знаете ли вы, что вы были призваны в Божье царство только потому, что Бог предопределил вас к этой славе? Верьте же в Иисуса." Когда мы говорим подобным образом, мы помогаем людям найти радость в знании того, что они однажды принадлежали к чуждому для Бога народу, а теперь Он называет их своими и "сынами Бога живого" (Рим. 9:25-26). Как об этом написал Мартин Лютер:

"Следуйте по пути Послания к Римлянам. Сначала озаботьтесь Христом и Евангелием, чтобы вы могли признать свои грехи и Его благодать, а затем боритесь со своими грехами, как Павел учит с первой по восьмую главы. Затем, когда вы пройдёте через крест и страдания в восьми главах, послание научит вас предопределению в главах девять, десять и одиннадцать, и тому, как много утешения сокрыто в нем."

Да, мы должны говорить о предопределении. Мы должны говорить о нем так, чтобы приводить грешников к Иисусу Христу, оно воздаёт Богу вечную славу и даёт Божьему народу вечное утешение.

www.ligonier.org