Новости
КАЛЬВИНИСТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ Рей Пеннингс (2008) |
Богословие - Статьи |
Во-вторых, кальвинизм тесно связывает труд с призванием. Одним из наиболее влиятельных пуританских трудов по призванию является работа Перкинса "Трактат о призвании людей" (1603). Излагая 1 Кор.7.20: Каждый оставайся в том звании, в котором призван" Перкинс определяет призвание как "определенный род жизни и занятий, возложенный на человека Богом во имя общего блага". Он использует военные метафоры и аналогию с часами чтобы показать, как призвания лиц связаны друг с другом, не допуская, что человек может оставить свое призвание, если он не получит на то свободу от Бога. Цель призвания - не индивидуальные достижения, но общее благо, то есть "польза и благосостояние людей". "Общее благо людей стоит в том, что они не только живут, но что они живут хорошо, в праведности и святости и ради истинного счастья. И для достижения его Бог назначил и использовал все призвания и Своим провидением поставил определенных лиц нести их". Перкинс различает общее и личное призвание. Общее призвание - это призвание каждого христианина. В этом контексте верующий должен исполнять свое личное призвание, которое включает в себя "выполнение тех или иных обязанностей" по мере применения своих различных даров. "Есть разнообразие даров, которые Бог дарует Своей Церкви и уделяет пропорционально каждому обществу". Наши дары даны нам не только для нас, но и для служения Церкви и обществу. Как утверждает Перкинс - "каждое частное призвание должно быть осуществлено в соответствии с общим призванием христианина. Недостаточно для человека быть христианином в собрании, но он должен явить себя таковым в своем личном призвании. Например, магистрат должен быть христианином не только как человек, но и как магистрат, как тот, кто носит меч". Перкинс приходит к выводу, что преимущества, которые мы сами получаем от нашего призвания, не есть его реальная цель. "Кто-то из людей может сказать: разве мы трудимся в нашем призвании не для того, чтобы кормить наши семьи? Я отвечу, что это должно быть сделано, но это не цель нашей жизни. Истинная цель нашей жизни - это служение Богу и принесение пользы людям, и для этого Бог посылает нам свои благословения, а также позволяет нам жить от своих трудов". В отличие от средневекового дуализма, который рассматривал созерцание как лучший способ поклоняться Богу, реформаторы рассматривали всякий труд как поклонения. Для Кальвина Бог не есть "ленивое и дремлющее всемогущество", как изображают Его софисты, но Он "действенен, бдителен и активен". Как отмечает Ли Харди, "отсюда следует, по мнению Кальвина, что мы выражаем в делах образ Божий в нас, и что мы становимся наиболее богоподобными не тогда, когда мы отворачиваемся от действия, но когда мы участвуем в нем". Наконец, это правда, что пуритане не стали бы отрицать, что верующие вправе рассматривать свой труд как средство получит благословения от Бога, Который верен завету (1 Фес.3.10). Но нигде пуританская литература не поддерживает идею о том, что богатство должно рассматриваться как признак Божьего благоволения. Общей темой в сочинениях пуритан является духовная опасность, присущая богатству. Ричард Бакстер предупреждает: «Помните, что богатство действительно делает спасение более трудным для человека". Пуританин Сэмюэл Уиллард отмечает: «Как богатство не является свидетельством Божьей любви, так бедность не означает Его гнев или ненависть". "Каждая эпоха, - пишет Лиланд Райкен в книге "Труд и отдых в христианской перспективе" - имеет свой взгляд на труд, соответствующий преобладающей социальной практике". Он утверждает, что когда западная цивилизация стала отходить от своих религиозных корней, трудовая этика также утратила религиозную основу. Христианский взгляд на труд должен быть основан на чем-то более авторитетном, нести нечто более глубокое и более прочное, чем просто человеческая мысль. Настало время для серьезного и вдумчивого восстановления реформатской теологии труда. Такое восстановление подтвердит достоинство и призвание любой работы, но при этом признает неадекватность даже величайших человеческих усилий творению справедливости и добра - то есть труду, который прославляет Бога. |