Защищая Веру. М. Хайкин. (Michael A.G. Haykin)
Богословие - Статьи


 //Профессор М. Хайкин преподает историю церкви и библейскую духовность в Южнобаптиской Теологической Семинарии в Луисвилле, Кентукки. Он автор книги "Новое Открытие Отцов Церкви: Кем Они Были и Как Они Сформировали Церковь".//

    На церемонии празднования двухсотлетия со дня смерти Джона Гилла. Мартин Ллойд-Джонсон сказал: "Гилл не только был человеком значительным для своего времени, но он все еще имеет большое значение для всех нас". Если Гилла вспоминают сегодня, то это часто происходит вместе с тем, что называют гиперкальвинизмом - отрицанием того, что Евангелие должно быть свободно предложено всем людям. Историки и до сих пор спорят, был ли он полностью гиперкальвинистом, но одна вещь совершенно ясна: защита Гиллом исповедания о триединстве Бога помогла сохранить ортодоксальность Баптиской деноминации в 18 веке.

    Рожденный в конце эры Пуританизма - в 1697 году, Гилл рано оставил учебу из-за того, что в 1708 году директор его школы потребовал, чтобы все ученики посещали Англиканскую утреннюю молитву. Его родители были твердыми Баптистами и, соответственно, он перестал посещать занятия. И из-за ограниченных средств, они не смогли позволить себе дать ему дальнейшее образование, поэтому Гилл больше нигде официально не учился. Но это не ослабило его жажду к знаниям.

До того как покинуть школу, Гилл получил хорошее основание для Латыни и Герческого языка, и к 19 годам он уже хорошо владел обоими языками, а также тщательно занимался Ивритом. Знание этих трех языков дало ему доступ к богатству духовных и теологических знаний, которые он так хорошо использовал в последствии во время своего служения в Гоатярд церкви в Лондоне с 1719 по 1771 год. (Эта церковь позднее станет Метрополитан Табернакл, в которой Ч. Х. Сперджен будет проповедовать во второй половине 19 века).

 

 Время, в которое жил Гилл, иногда называют "Веком Разума", поскольку многие Европейские интеллигенты рассматривали его как время беспрецедентного развития научной и философской мысли. И хотя эпоха Просвещения придет еще только спустя столетие, интеллектуалы 17 века регулярно использовали образ света, когда говорили о своем времени. Многие из них наивно верили во "всеохватывающую компетентность" человеческой мысли, что противоречило ортодоксальному Христианству и его идее о том, что человеческая мысль не достигает уровня [знаний] божественного откровения. Не удивительно, что в это время началась массированная атака на истины христианской веры, которая и продолжается до сегодняшнего дня. И одной из центральных истин, которые оказались, атакованы, было учение о Троице.

 

 Целая плеяда интеллектуалов и теологов, чья научная мысль была сформирована духом времени, а не Духом истины, настаивала, что Писание нужно трактовать в соответствии с тем, что они считали правильным. Исходя из этого, не удивительно, что ортодоксальное учение о Троице подверглось атаке. Например, поэт Томас Чаттертон объявил, что "Поскольку Бог непознаваем, то от нас и не требуется знание о тайне Троицы..." И "это не важно является ли человек язычником, турком [мусульманином] или Христианином, если он ведет себя в соответствии с той религией, которую исповедует". 

   И история свидетельствует, что когда прочие деноминации, например, Английские Пресвитериане и большая часть Англиканских церквей были совершенно неспособны сохранить твердость в вопросе об ортодоксальном учении, о Троице перед лицом подавляющего рационализма, английские баптисты-кальвинисты остались верны этой тайне тайн. Конечно же, это по Божьей благодати они остались способны на верность ортодоксии. Но Бог использует средства, и, в этом случае, труды Гилла были главным оружием по защите Троицы. Его труд "Учение о Троице: Формулировка и Доказательство" (1731) был эффективным средством защиты. Главная часть этого труда была позднее включена в его "Совокупность Доктринального Богословия" (1769), которая стала для многих английских баптистских пасторов главным ресурсом теологических знаний.

   Гилл назидал своих прихожан через выбор проповедников. Он, если знал, не допускал проповедовать никого, кто был холоден по отношению к учению о Троице, отрицал бы божественное происхождение Сына Божьего, или был бы против заключения молитвы обычной доксологией Отцу, Сыну и Святому Духу, как трем равным лицам Бога. Он рассматривал Савеллан, Ариан и Социниан, как врагов креста Христова. Они не смели просить у него возможности проповедовать, и он не мог с чистой совестью, позволить им проводить богослужения. Он достиг этого через согласованность руководства, которое он устроил в пасторском служении.

    И он сделал больше этого. Через свои труды он помогал назидать в ортодоксии сообщество английский кальвинистских Баптистов. Поэтому, когда пришло пламя пробуждения в конце столетия, уже после его смерти, там уже были угли ортодоксии, которые зажгли и подхватили это пламя.

 

  Журнал Tabletalk, Сентябрь 2012. Служение Лигоньер. www.ligonier.org