Новости
Защищая Веру. М. Хайкин. (Michael A.G. Haykin) |
Богословие - Статьи |
На церемонии празднования двухсотлетия со дня смерти Джона Гилла. Мартин Ллойд-Джонсон сказал: "Гилл не только был человеком значительным для своего времени, но он все еще имеет большое значение для всех нас". Если Гилла вспоминают сегодня, то это часто происходит вместе с тем, что называют гиперкальвинизмом - отрицанием того, что Евангелие должно быть свободно предложено всем людям. Историки и до сих пор спорят, был ли он полностью гиперкальвинистом, но одна вещь совершенно ясна: защита Гиллом исповедания о триединстве Бога помогла сохранить ортодоксальность Баптиской деноминации в 18 веке. Рожденный в конце эры Пуританизма - в 1697 году, Гилл рано оставил учебу из-за того, что в 1708 году директор его школы потребовал, чтобы все ученики посещали Англиканскую утреннюю молитву. Его родители были твердыми Баптистами и, соответственно, он перестал посещать занятия. И из-за ограниченных средств, они не смогли позволить себе дать ему дальнейшее образование, поэтому Гилл больше нигде официально не учился. Но это не ослабило его жажду к знаниям. И история свидетельствует, что когда прочие деноминации, например, Английские Пресвитериане и большая часть Англиканских церквей были совершенно неспособны сохранить твердость в вопросе об ортодоксальном учении, о Троице перед лицом подавляющего рационализма, английские баптисты-кальвинисты остались верны этой тайне тайн. Конечно же, это по Божьей благодати они остались способны на верность ортодоксии. Но Бог использует средства, и, в этом случае, труды Гилла были главным оружием по защите Троицы. Его труд "Учение о Троице: Формулировка и Доказательство" (1731) был эффективным средством защиты. Главная часть этого труда была позднее включена в его "Совокупность Доктринального Богословия" (1769), которая стала для многих английских баптистских пасторов главным ресурсом теологических знаний.
Гилл назидал своих прихожан через выбор проповедников. Он, если знал, не допускал проповедовать никого, кто был холоден по отношению к учению о Троице, отрицал бы божественное происхождение Сына Божьего, или был бы против заключения молитвы обычной доксологией Отцу, Сыну и Святому Духу, как трем равным лицам Бога. Он рассматривал Савеллан, Ариан и Социниан, как врагов креста Христова. Они не смели просить у него возможности проповедовать, и он не мог с чистой совестью, позволить им проводить богослужения. Он достиг этого через согласованность руководства, которое он устроил в пасторском служении. И он сделал больше этого. Через свои труды он помогал назидать в ортодоксии сообщество английский кальвинистских Баптистов. Поэтому, когда пришло пламя пробуждения в конце столетия, уже после его смерти, там уже были угли ортодоксии, которые зажгли и подхватили это пламя.
|