Верный Служитель. Дж. Бики
Богословие - Статьи

11 глава Евангелия от Матфея начинается с краткой ссылки на наставление 12 апостолов (см. Мф. 10:2-4) данное в предыдущей главе, затем написано, что Он снова продолжил Свое служение Слова - проповедь. Это контекст для понимания событий и высказываний 11 главы: общая работа служителя Слова - совершаемая Иоанном или Иисусом - и как это служение должно приниматься.

Во время служения Христа в Галилее, Иоанн Креститель послал к нему спросить: "Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?" (Мф. 11:3). Здесь подразумевается, что публичное служение Иисуса заставило сомневаться в том, что Он Христос.

Иисус ответил им заверением, что Он исполняет труд Христа, как это и было предсказано пророком Исайей (Ис. 35:5-6), особенно - великое дело проповеди Евангелия бедным (Ис. 61:1). Он рассеял все сомнения заявив: "блажен, кто не соблазнится о Мне" (Мф. 11:1-6).

Отпустив посланников Иоанна, Иисус сказал, что его служение было служением "пророка... и больше пророка" (стих 9). Он был послан Богом, чтобы исполнить столь долго ожидаемое обетование о приходе Илии (Мал. 4:5), как самого последнего и величайшего из пророков - предтечи Христа (Мф. 11:10).

В середине Своей речи об Иоанне, Иисус сказал: "От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (стих 12). Он, возможно, ссылался на то, что Иоанна схватили и посадили в темницу, или на еще большие жестокости в будущем. Он также мог ссылаться на увеличившуюся активность демонов, противостоящих Христу и Его Царству.

Иисус подтвердил, что Иоанн - пророк, доказал, что Он Сам Христос Божий, и объявил, что близок конец Ветхозаветного домостроительства (старого способа совершения Завета Благодати, прим. пер.). Иоанн был величайшим из пророков, и также последним; его служение принадлежало к заканчивающейся эпохе. Христос собирался установить новый порядок Божьего Царства на земле. И, поразительно, Он объявил, что наименьший в этом Царстве будет более великим, чем Иоанн!

Затем Иисус сравнивает служение Иоанна со Своим, относительно стиля жизни. Необычная пища Иоанна, и полное воздержание от вина, подходили его служению проповедника покаяния. В противоположность ему, "Слово стало плотью" (Ин. 1:14), Иисус был полностью вовлечен в повседневную жизнь обычных людей. Он ел пищу и пил вино, поставленное перед Ним, не компрометируя Свою личную святость и благочестие.

Неверующие ищут любой возможности, чтобы отвергнуть Слово Божье, они высмеивали стиль жизни Иоанна - "не ест и не пьет" - и называли его бесноватым. В тоже время, они критиковали Иисуса за то, что Он ел и пил, называя Его обжорой и пьяницей. Осуждая этих слуг Божьих, поколение критиков отвергло проповедь о Царстве Небесном, которое они провозглашали. Христос отнесся к этому, как к наихудшему виду порока, и сказал, что "оправдана премудрость чадами ее" (Мф. 11:16-19).

Далее Христос упрекает города Галилеи. Подобно Ветхозаветным пророкам, Иисус оплакивает их отступничество, говоря: "Горе тебе" (стих 21). Он предупреждает их об огромной ответственности, которую они несут за то, что слышали Его слово и видели Его дела, но все еще находят в Нем недостатки, как это было и с другими посланниками Бога. Христос сравнивает эти города с Тиром, Сидоном и Содомом, которые были знамениты своим идолопоклонством и буйным нечестием. В судный день, Хоразин, Вивсаида и Капернаум будут судимы с большей суровостью за свое неверие, чем города за пределами Израиля, поскольку они отвергли служение Христа во плоти.

Вслед за провозглашением "горя", Иисус славит Бога. Большинство из Его собственного народа отвергло Его служение Благовестия, но Он радуется, что некоторые принимают Его и верят во имя Его (Ин. 1:11-12). Эти верующие могут быть как младенцы в глазах своих соседей, но они слушали и услышали то, что другие, даже мудрые и разумные, и не поняли, и не приняли. Христос, проповедник суверенной благодати, приписывает их веру действию Отца, дарующему ее "по благоволению воли Своей" (Еф. 1:5). Он радовался служению, несущему жизнь, которое было даровано Ему (Мф. 11:24-27).

Иисус знает, что воля Отца для Него - это идти и проповедовать Благую Весть, не смотря на жестокость, клевету или неверие людей. Так Он заканчивает эту беседу простым, властным и трогательным призывом Евангелия к труждающимся и обремененным, говоря, чтобы они пришли к Нему; и Он даст им покой (стихи 28-30). Пусть каждый проповедник возьмет себе на заметку, что среди разочарований и трудностей служения, наибольшее уподобление Христу в том, чтобы оставаться сфокусированным на своем призвании, благодарить Бога и продолжать проповедь Евангелия.

www.ligonier.org