Новости
Проводя Черту. Р. Скотт Кларк (R. Scott Clark) |
Богословие - Статьи |
//Профессор Р. Скотт Кларк преподает Историю Церкви и Историческую Теологию в Вестминстерской Семинарии в Калифорнии, а также является служителем Объединенной Реформатской Церкви. Он написал книгу "Восстановление Реформатского Вероисповедания".// Вообразите себе механика Майка. Но он не обычный механик. В то время как остальные механики считают законы природы (подобные Закону Тяготения) нерушимыми и даже полезными, он считает, что они подвержены изменению и специально мешают его творческой деятельности. Мы можем предположить как у него идут дела. Машины, отданные для починки, возвращаются хозяевам в худшем состоянии, чем были. И, в итоге, Майк теряет работу. Но как бы он не думал, законы физики встроены в природу творения. Также и с учением в Христианской вере и жизни. В течении Христианской истории были люди, которые считали, что можно обойтись без Христианских доктрин - правильных и необходимых выводов из того, что в Писании явно или подразумевается из контекста. Подобно Майку, некоторые Христиане подозревают, что доктрина - это всего лишь человеческое изобретение, способ контролировать людей. Подобные мысли также ложны, как и механика Майка. Доктрина неизбежна, поскольку она открыта в Писании и обязательна для Христианской веры и жизни. Доктрина - это Библейское понятие Наше Английское слово - доктрина произошло от Латинского слова, которое обозначает "то, чему учат". Оно используется в Христианстве для обозначения Христианского учения о Писании, Боге, человеке, Христе, спасении, Церкви и последних днях. И это нормально, что впервые Английское слово доктрина было использовано в переводе Библии Уиклифа в 1382 году (с Латыни), поскольку в старой Латинской Библии это слово использовалось более 100 раз. В переводе Библии, который был одобрен королем Иаковым (1611), это слово используется в два раза реже, а современные переводы используют его еще реже. Тем не менее, эта идея есть во всем Писании. Одной из ключевых идей, содержащихся в слове доктрина, является - наставление. Моисей получил от Господа на горе заповеди для научения, и это произошло после того, как Израиль принес клятву, скрепленную кроплением кровью (стихи 7-8), что они будут делать все, что скажет им Господь. Эти наставления включали в себя истинны о том, кто есть Бог, что Он совершил для Своего народа, и то, что Он ожидает от них. И эта схема повторяется в продолжении всего Ветхого Завета. В Новом Завете, Тит - молодой пастор на острове Крит, получил письмо с призывом твердо держаться "истинного слова, согласного с учением", чтобы быть сильным и "наставлять в здравом учении" (Тит. 1:9). В Новом Завете есть несколько подобных отрывков, и некоторые из них мы рассмотрим ниже. Очевидно, что учение и сохранение божественных доктрин явялется основой труда служителя и основной функцией Церкви Христа. Доктрина - это Евангельское понятие Вселенская Церковь и ее величайшие учителя всегда учили и исповедовали определенные, основополагающие доктрины. Ранняя Церковь фокусировала свое внимание на Библейском учении о Боге и Христе. После значительных усилий по изучению Библии и множества дебатов, Церковь пришла к выводу, что Божье Слово учит о том, что Бог един в сущности, и троичен в личностях, и что Иисус, воплощенный Бог Сын, является одной личностью с двумя природами (божественной и человеческой). Средневековая Церковь сохранила эти основные доктрины, но впала в ошибочное понимание Христианской доктрины о спасении. Это заблуждение способствовало широкому распространению морального разложения в Церкви. Реформация была в большей степени борьбой за восстановление центральной библейской доктрины об оправдании (принятии грешника Богом) только через незаслуженную благодать, только верой, только на основании вменения Христовой праведности. Протестантские церкви хотели основывать Христианскую жизнь на этих великих истинах. Римское сообщество хотело основывать Христианскую жизнь на учении об оправдании, которое гласит, что Бог принимает только тех, кто уже свят и праведен через действие благодати и через содействие человеком этой благодати. Протестанты показали, что Римская доктрина отвергает учение Павла: "если по благодати, то не по делам" (Рим. 11:6). Римская доктрина это не Благая Весть для грешников, а дурная, поскольку мы никогда не сможем настолько содействовать [Божьей благодати], чтобы стать по настоящему праведными перед Богом. Спустя примерно полтора века после Реформации, Протестанты столкнулись с еще одним большим доктринальным кризисом. Великий философский бунт начал переворачивать Западный интеллектуальный мир с ног на голову. Вместо того, чтобы начинать с Бога и Его Слова, мыслители все больше и больше начинали свои рассуждения с человеческого опыта и размышляли без учета откровения Бога о Самом Себе. Этот период, известный под названием Просвещение, положил основу для атак на достоверность Писания, Христианскую веру и жизнь. Церковный вариант этого движения получил название либерализм. Либералы высмеивали доктрины как непрактичные и пустые размышления. Их слоганом была фраза: "Деяния, а не Вероисповедания". Конечно же они только притворялись, что отрицают учение. Они сами проповедовали "доктрины" о всеобщем отцовстве Бога, и всеобщем братстве людей, а также о благости людей (отрицание грехопадения). Под маской отрицания доктрины, либералы создали свою собственную религию. Доктрина Неизбежна Без доктринальное Христианство - невозможно. Учение о без доктринальном Христианстве - это доктрина. Плохая, но тем не менее - доктрина. Некоторые утверждают, что "доктрина разделяет", и, поэтому, мы должны избегать ее. Это так, доктрина иногда разделяет, но в этом и есть намерение Господа. В Евангелии от Луки 12:51-53, наш Господь прямо учил, что Он пришел принести не мир, но разделение, даже среди членов одной семьи. Этим мы не можем оправдать стремление к разделению в Церкви, что Писание не единожды порицает, но мы также не можем согласиться с тем, что разделение - это безоговорочное зло. Настоящий вопрос не в том, должны ли у Христиан быть доктрины, но в том, какие доктрины или чьи доктрины? Наш Господь и Спаситель Сам проповедовал множество доктрин. Евангелия насыщены Его доктринальными учениями. Он учил о природе Бога (Ин. 4:24), человека (Мф. 10:28), о творении (Мк. 10:6), о грехе (Ин. 8:34), об искуплении (Ин. 3), о Церкви (Мф. 16) и о последних днях (Мф. 24). Он учил доктринам о истории спасения и о том, как их следует понимать (Лк. 24). И те, кто защищают без доктринальное Христианство должны делать это без помощи Иисуса. Доктрина имеет практическое применение История спасения и Церкви, отчасти, является историей борьбы между истинной и ложной доктриной, а также историей борьбы с моральными последствиями ошибок. Сатана пришел с ложными доктринами о Боге, человеке, грехе и суде. Его учение ведет к смерти. Более того, те, кто высмеивал Ноя, и те, кто просил отпустить Варавву, верили ложным доктринам и действовали в соответствии с ними. В Писании нет разделения между доктриной и практикой. В Притчах 8:10 слова "учение" и "знания" рассматриваются как синонимы, и оба слова используются в контексте обретения мудрости - понимания того, как жить в Божьем мире в соответствии с Его планами. Ничто не является более практичным, чем мудрость, а учение встроено в мудрость. В Библейском смысле невозможно быть мудрым без доктрины. Апостол Петр предупреждал Христиан Рима (Рим. 16:7) о тех, кто разделяет собрание, кто ищет своей выгоды, и противится Апостольскому учению. Существительное доктрина используется в подобном контексте в Послании к Ефесянам 4:12. Павел уподобляет искусных, само возвеличивающихся лжецов, которые, будучи незрелыми, приводят верующих к увлечению всякими новомодными учениями, - маленьким лодочкам в сильный шторм. Здесь переплетаются и плохая доктрина, и моральное разложение. Истинная доктрина никогда не является только теорией. Это хорошо видно в 1 Послании к Тимофею 1:8-10, где Павел перечисляет большие грехи и относит их ко всему, "что противно здравому учению". Отрицать Библейскую доктрину - аморально, ведь мораль основывается на фундаменте Христианского учения. Существует и еще одно последствие отрицания Христианской доктрины - хаос. Дороти Сейерс (Dorothy Sayers) предвидела это последствие в 40-х годах в своей книге "Исповедание или Хаос?" Сегодня, отчасти в результате беспорядочного поиска без доктринального Христианства, не существует общего мнения о том, что такое Евангельское Христианство. Первый шаг назад из этой пропасти хаоса к порядку в восстановлении Библейского и Реформатского убеждения о необходимости "правильных и обязательных" (ВИВ 1.6) выводов, сделанных при тщательном прочтении Писания. Тем не менее, не смотря на все свои благие качества, правильная доктрина не является чем-то волшебным. Человек может исповедовать правильное учение, но оставаться неверующим. Это называется лицемерием. Также возможно и то, что человек живущий праведно может исповедовать неверное учение. Это можно назвать благословенным несоответствием. Ни Писание, ни история не одобряют эти два случая. Нам скорее следует полагать, что правильная доктрина - благотворна, она также хороша и полезна [для человека] как солнечный свет, чистый воздух и дождь полезны для живых существ. Библейский план, исповедуемый Церковью, в том, чтобы жить правильно с помощью света истины, которая сформулирована в Христианской доктрине. Мы и живем так, хотя при этом смиряемся, помня о наших прошлых падениях, когда мы не жили так, как учим, и зная, что мы упадем снова. Наше лицемерие, тем не менее, не является основанием для того, чтобы оставить учение. Без доктринальное Христианство - это оксюморон, это миф. Христиане также не могут избежать доктрины, как и механик Майк не может избежать законов физики. Журнал Tabletalk, Июнь 2012. Служение Лигоньер. www.ligonier.org
|