Иди с Богом. С. Фергюсон
Богословие - Статьи

Когда С. Дуайт включил в биографию своего великого предка - Джонатана Эдвардса - 70 его решений (о более благочестивой жизни, прим. пер.), он добавил приковывающий внимание комментарий: "Все они были написаны еще до того, как ему исполнилось 20 лет."

Без сомнения эти решения показывают его относительную юность: часто упоминается Бог, в то время как упоминаний Христа и милости довольно мало. Ощущение Эдвардсом нужды в радикальном посвящении [себя Богу], было тогда больше чем его способность выразить, как эта нужда могла бы быть решена во Христе в будущем. И хотя это не отсутствовало полностью, без сомнения самоанализ доминировал над божественными положениями. Тем не менее "Решения" дают очень убедительную иллюстрацию к часто-повторяющемуся божественному принципу: тех, кого Бог намерен использовать в значительной степени, Он серьезно готовит с ранних лет.

Эдвардс крепко стоял на великой традиции Пуритан принимать решения и заключать заветы. Эти два духовных искусства ныне утеряны, и замещены, в лучшем случае, планами на жизнь, которые имеют тенденцию фокусироваться на внешних вещах. Эдвардс, в противоположность этому, был глубоко озабочен духовными вещами. Он рано понял ценность намеренных обязательств возложенных на совесть для жизни в святости, и ценность выражения таких обязательств точным, объективным и весьма специфическим способом. Так для него, практика ведения дневника (в котором найдена половина из его решений) была не просто способом самолюбования, но надежным способом охраны сердце от греха. В дополнение к этому, Эдвардс знал с ранних подростковых лет, что борьба с внутренним грехом ("умерщвление", в более старой терминологии) означает борьбу в общем со всеми грехами, а также раскаяние в каждом грехе особо, и их умерщвление (Вестминстерское Вероисповедание; Рим. 8:13; Кол. 3:5, 8-10). В самом деле, эти слова Павла формируют фон для целого ряда решений.

Чему полезному для Христианской жизни мы можем сегодня научится из этих решений? Вот только три из многих выдающихся уроков:

- Жизнь для славы Бога. Решение 4 резюмирует это так: "Принимаю решение, никогда не делать что-либо, душой или телом, больше или меньше, чем для славы Бога; не позволять этому быть или случаться, если я могу этого избежать."

Эти слова как будто окружены ореолом Даниила (Дан. 1:8). Когда они объединяются со следующим принципом Эдвардса, который мы узнаем из Писания о том, как следует прославлять Бога в наших жизнях, это выражение и показывает цель жизни, и облегчает ее. Вопрос: "Что послужит большей славе Бога в этой ситуации?", задаваемый на фоне возрастающей библейской мудрости, чудесным образом облегчает и упрощает выборы в жизни. В мире полном кажущихся сложностей, это для нас бесценная лакмусовая бумажка, даже если, вы подобно Эдвардсу, когда он это писал, только подросток.

- Жить надо в свете вечности. Это, конечно же, было доминирующей перспективой в протяжении последних лет жизни Эдвардса. Но это же в большой степени присутствовало и в его юности. Он старался соотносить всю жизнь с ее целью и концом. С душевной болью он размышлял о страданиях в аду  (Решение 10). Он жил как бы в обратном направлении от смерти и суда к настоящему (Решение 17), и старался жить так, как если бы каждый его час был последним (Решение 19). Он старался сделать будущее счастье главной целью (Решения 20, 50, 55). Таким образом, если жизнь для славы Божьей упрощает жизнь, то жизнь в свете вечности придает всей жизни торжественность и дает способность все больше и больше взвешивать каждую мысль, слово или поступок.

- Лучше всего проживают свою жизнь те, кто хранит свое сердце. Эдвардс был очень осторожен в своих эмоциях и привязанностях - в словесном и физическом их выражении. Это нашло выход в нескольких решениях (включая 31, 36, 45, 58 и 59). Особенно стоит отметить Решение 25. Здесь он подчеркивает, что если он хочет жить свято, то он  должен быть "решителен в тщательном и постоянном изучении того, что заставляет меня, по меньшей мере, сомневаться в любви Божьей; и [быть решительным] в направлении всех моих сил, на противодействие этому". Сознательно или бессознательно, Эдвардс признает здесь плотский элемент первого искушения — [желание Дьявола] погубить и, таким образом, разрушить чувство великодушной любви и доброты Бога по отношению к Адаму и Еве ("Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?", Быт. 3:1).

Уже в возрасте 19 лет, Эдвардс понимал, что если он потеряет чувство величия и благости божественной любви, у него не будет больше источника благодати, который бы мотивировал его жить в святости, чему он посвятил себя в своих решениях. В этом была мудрость превышающая его возраст.

Когда Эдвардс написал свою заключительную серию решений летом 1723 года, он, похоже, был погружен в чтение проповедей Томаса Мантона посвященных 118 псалму. Он ссылается на идею открытости перед Богом, которую он нашел в экспозиции Мантоном Пс. 118:26 (проповедь 27 из серии в 190). Там Мантон дает указания тем, кто "идет с Богом". Эдвардс конечно же был таким молодым человеком. И хотя он обладал великим интеллектом, он понял, что "идти с Богом" это дело сердца. Вот почему все мы, включая и подростков, можем и сегодня возвыситься, чтобы разделить его посвященность Богу, которую он так сильно выразил в своих решениях.

www.ligonier.org