ПРИЗЫВ ХРИСТА Артур Пинк (1929)
Богословие - Статьи



 
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня... Ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко
Мтф.11.28-30
 
Как ни знакомы эти слова всем исповедующим христианам, существует настоятельная необходимость их тщательного изучения, ибо есть не так много мест в Слове Божием, с которыми проповедники обращались бы так поверхностно. Хотя к этим стихам, как и к другим местам в Библии, часто обращаются в молитвенном созерцании, представляется, что не все думают, что такой "простой отрывок" требует обстоятельного изучения. Именно из-за этого внедряется так много вреда. Многие считают чем-то самим собой разумеющимся, что они уже понимают значение этого текста, и следовательно, не утруждают себя прилежным исследованием значимости его условий и обстоятельств. Тот факт, что эти стихи так часто цитируют, и что мы хорошо знакомы с ними, еще не доказывает того, что мы действительно воспринимаем их смысл; более того, тот факт, что фамильярность не позволяет тщательно рассмотреть этот текст, делает гораздо более вероятным, что мы понимаем его неправильно.   


Существует огромная разница между знакомством с буквой Писания и вхождением в его смысл. Печально, но факт, что сегодня существуют тысячи неквалифицированных евангелистов и самозваных проповедников, которые бойко цитируют фрагменты из Слова Божия, не более понимая духовное значение слов, произносимых их устами, чем телеграфный провод понимает сообщения, которые проходят по нему. И этому не нужно удивляться. Мы живем в век, когда все более заметными становятся отсутствие усердия и умственная вялость, когда труд сердца ненавистен, когда любая задача оценивается по тому, насколько легко она может быть достигнута. И тот же медлительный дух и небрежность отличают кафедру и страницы печати. Соответственно поверхностное восприятие подобных отрывков вне их контекста заменяет собой трудную работу их тщательного изучения, согласованного анализа и толкования.


Если какой-либо отрывок из Писания был изуродован и исковеркан проповедниками, исказившими его и вырвавшими из контекста, то именно этот. В девятнадцати случаях из двадцати те его части, которые наиболее неприятны для нашей плоти, будут опущены. Конкретный призыв здесь перекручивается в беспорядочное приглашение, причем определенные слова, используемые Спасителем, сознательно отвергаются.  Даже там, где цитируется введение, не предпринимается никаких попыток, чтобы показать, что означает прийти ко Христу, так что слушателю остается предположить, что он уже понимает смысл этого выражения. Все выражения, где Сын Божий явлен как Господь и Учитель, Пророк и Царь, игнорируются или же ставятся не на место. Условное обетование, сделанное здесь Христом, фальсифицируется, его делают безусловным, так что покой может быть получен нами без того, чтобы мы возложили на себя иго Христово и научились от Того, Кто кроток и смирен сердцем.


Мы прекрасно понимаем, что такое утверждение, какое мы только что сделали, будет встречено с горьким возмущением многими верующими, которые не желают слышать никакую критику ни от кого. Но не для них мы пишем; если они рады остаться "беспечными на Сионе", если они довольны тем, что обмануты, если у этих людей есть такая уверенность в своей правоте, что они готовы получать самые ценные и жизненно важные вещи из вторых рук, если они отказываются постигать их и прилагать к своим сердцам, то мы должны оставить их в покое (Мтф.15.14). Но на земле еще есть те немногие, что ценят свои души так высоко, что они не сочтут никакие усилия слишком большими, для того чтобы установить, обладают они спасительным познанием истины Божией или нет, действительно ли они по-настоящему понимают Божью точку зрения на спасение и строят ли они на незыблемом фундаменте свое упование в надежде на то, что Господь благословит их понимание Писания, а не они сочинят его для себя. 

 
Но давайте теперь взглянем на наш отрывок. Он начинается с "Придите ко Мне... и Я успокою вас", и завершается: "и найдете покой душам вашим". Дело обстоит не так (как некоторые, как ни странно, предполагают), что в этих двух фразах говорится об одном и том же, а именно о духовном покое, помимо всего остального. И это не два аспекта этого покоя, а одно явление с двух разных точек зрения. В первом случае в поле нашего зрения Божественный суверенитет: Я успокою, а в другом - человеческая ответственность: вы найдете. В первом случае Христос просто утверждает, что Он есть Податель этого покоя; во втором Он определяет условия, на которых дарует его, иначе говоря, условия, которые должны быть выполнены нами, если мы хотим получить этот дар. Тем не менее он свободно даруется только тем, кто должен будет соответствовать требованиям Дарующего.


"Придите ко Мне". Что это за призыв? Это призыв Христа, и в чем тогда его особый характер? Некоторые могут спросить: что вы имеете в виду? Говорит ли здесь Христос как Царь, повелевающий Своим подданным, как Творец, обращаясь к Своим творениям, как Врач, приглашая больных, или как Господин, наставляя Своих слуг? Кто-то ответит: такие различия далеки от меня, они меня смущают, мне достаточно того, что Спаситель приглашает бедных грешников. Но разве мы не проводим различие между Личностью Христа и Его Царством? Разве мы не различаем четко Его служения как Пророка, Священника и Царя? И вы не находите такие различия необходимыми и полезными? Тогда зачем жаловаться, что мы стремимся обратить внимание на разнообразные отношения, которые поддерживает наш Господь, что и для нас важно обратить внимание на то, каковы эти отношения во всякое время. Эти детали важны, ибо в них заложено различие между правильным и неправильным пониманием всего отрывка.


Чтобы ответить на вопрос, каков характер призыва Христа, необходимо посмотреть на предшествующие стихи. Внимание к контексту  является одной из самых первых проблем для тех, кто тщательно обдумывает  любой конкретный отрывок. Мтф.11 начинается с упоминания об Иоанне Крестителе, брошенном в тюрьму, из которой он послал посланников ко Христу, чтобы ознакомить их с недоумениями (ст.2-3). В этой связи наш Господь публично оправдал своего предшественника и вознес его уникальное служение (ст.4-15).  Высоко оценивая Крестителя и его служение, Христос продолжал обличать тех, кто имел честь наслаждаться им и все же презрел и отверг слова и Его, и Иоанна. Люди того времени были столь развращены, что сочли Иоанна одержимым, а Иисуса - обжорой и пьяницей (ст.16-19)!


В ст.20-24, одном из самых торжественных отрывков всего Писания, звучат некоторые из самых страшных слов, когда-либо произнесенных Сыном Божьим. Он обличает города, в которых были явлены Его великие дела, ибо там не покаялись. Пусть это будет должным образом отмечено теми, кому, кажется, доставляет удовольствие изображать Господа нашего, как бесхребетного и изнеженного человека, неспособного говорить твердо, чтобы ранить чувства. Эта плаксиво-сентиментальная католическая карикатура приводит к тому, что многие протестанты не видят, как Христос отказывался замалчивать порочность людей и четко обличал их в грехах. И пусть антиномисты также отметят, как далек Христос от любого игнорирования человеческой ответственности или от мнения, что духовная неспособность людей освобождает их от отчета в своих действиях и от наказания за них.
"Безответственность является большим грехом, убийственным для множества людей, которые знали Евангелие, и в котором больше, чем в чем-то другом, грешники будут укорять себя в вечности. Великим учением, которое проповедовали и Иоанн Креститель, и Христос, был призыв к покаянию; они обращались и к "играющим на флейте", и к "сидящим в трауре" людям с призывом изменить свои мысли и пути, оставить свои грехи и обратиться к Богу, но им не вняли. И это не потому, что люди не верили; какая-то вера во многих из них была, они могли считать, что Христос есть "Учитель, пришедший от Бога", но поскольку они не каялись, их религия не имела силы изменить их сердца и преобразить их жизнь. Христос обличал этих людей в том, что грех довел их до нераскаянности. Он упрекал их в том, что они отказались от лечения, в том, что они могли бы укорить себя, но не сделали этого, что превратило их печальное положение в отчаянное, а раны сделало неизлечимыми" (Мэтью Генри). 


Конкретным грехом, в котором упрекал этих людей Христос, была нераскаянность, и этот грех стал еще хуже оттого, что они стали свидетелями самых чудесных дел Христа, ибо именно в этих городах Господь жил некоторое время и сотворил многие чудеса и исцеления. Сейчас есть некоторые места, которые пользуются средствами благодати более обильно и мощно, чем другие. Некоторые места на земле находятся в гораздо более тяжелом положении, чем другие, а некоторые страны и отдельные города в них были удостоены более чистой проповеди Евангелия и обильного излияния Духа, чем другие, ибо Бог суверенен в распределении Своих даров как природных, так и духовных. И "кому много дано, с того много и потребуется" (Лк.12.48). Чем выше наши привилегии, тем больше наши обязательства, тем сильнее стимулы к покаянию, тем отвратительнее нераскаянность и тяжелее будет расплата за нее. Чудеса, которые сотворил среди нас Христос, будут постоянным упреком для нас.


"Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида!" (Мтф.11.21). Христос пришел в мир благословлять, а не проклинать, но Его презрели, Его власть отвергли, и Его щедроты превратили в страшную беду для себя. Но как много тех, кто сегодня посещает церкви, не слышат вообще ничего об этом! О предательство современной кафедры, ее изобилующая неверность! Она сознательно идет по линии наименьшего сопротивления и в угоду людям, которых пытается удержать, отказывается от неприятных и непопулярных тем. Как заявил один писатель лет двадцать назад, "наши церкви не потерпят откровенного разговора" и "такая проповедь опустошит храмы"! На это мы ответили бы: лучше вообще закрыть все церкви, чем держать их открытыми с целью обмана душ! Ибо души будут обмануты, если сентиментальный Христос заменит собой библейского Христа, если Его блаженства выделяют, а Его проклятие игнорируют.


Обличая грех нераскаянности, наш Господь подтвердил, что граждане Хоразина и Вифсаиды были хуже, в глубине души, чем язычники, которых они презирали, утверждая, что некогда Тир и Сидон пользовались такими привилегиями, как это было у них, и "покаялись в рубище и пепле". Некоторые из утверждений, которые презирают многие христиане, приветствовали бы даже язычники!


Следует отметить, с одной стороны, что этот отрывок не одинок (ср. Иез.3.6-7), а с другой - что покаяние, о котором здесь говорит Христос, не обязательно такое, которое ведет к вечному спасению. Еще более суровы и торжественны слова Христа в Мтф.11.23-24, где Он возвещает о гибели Капернаума. Его жители сподобились невыразимой привилегии, но их сердца были настолько земными, что они презрели такое благословение и, следовательно, они будут "низвержены в ад". Чем больше преимущества, которыми мы наслаждаемся, тем страшнее гибель тех, кто злоупотребляет ими, и чем выше они поднимутся, тем больнее будет их падение!
Почему Капернаум сравнивается с бесчестным Содомом, который, в силу его гнусности, Бог уничтожил огнем и серой? В Капернауме Господь Иисус жил после вступления на Свое общественное служение и совершил множество чудес и исцелений. Его жители были так упрямы и так преданы своим грехам, что они отказались прибегнуть к Нему для исцеления своей души. Если бы такие чудеса были явлены в Содоме, его жители покаялись бы и город остался бы цел как прочный памятник Божию милосердию. 


"А Я говорю, что земле Содома отраднее будет в день суда, нежели вам" (ст.24). Да, читатель, если вы и не услышите об этом ничего с плотских кафедр времен упадка, тем не менее есть Судный день, который ожидает весь мир. Это "день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную;  а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев... день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа" (Рим.2.6-8,16). "Бог приведет всякое дело на суд, и тайное, хорошо оно или худо" (Еккл.12.14). "Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» (2 Пет.2.9). Наказание в таком случае будет отмерено пропорционально привилегиям и предоставленным возможностям, которые люди презрели, свету, который угасили. Самым невыносимым будет положение тех, кто презрел величайшие дары небес.


"В то время Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мтф.11.25). Связь между этим стихом и предыдущими является самой благословенной и поучительной. Так Господь Иисус намекает, что большинство Его великих дел не дали хороших следствий для тех, кто их увидел, что их нераскаянность оставила без влияния Его святое и доброе присутствие в Капернауме, где Он провел много времени, так что его судьба будет хуже, нежели Содома. Но вот Христос отводит Свой взгляд от земли к небесам и находит утешение в высоком суверенитете Бога и абсолютной безопасности Его завета. От обличения нераскаянности людей Он переходит к благодарности Своему Богу и Отцу.


Быть может, слово предупреждения необходимо в этот момент, ибо мы склонны к крайностям. Мы уже сказали о тех, кто заменил истинного Христа на сентиментального. Читатель не должен из этого делать вывод, что мы верим в Христа-стоика, холодного, лишенного чувств. Это не так, ибо Христос Писания есть совершенный Человек, а также Бог Сын. Он обладал человеческими чувствами, притом более глубокими, чем любой из нас, чьи способности были повреждены и притупляются грехом. Не следует думать, что Господь Иисус не испытывал горя, когда пророчествовал о погибели горожан, что Он смотрел на них с фаталистическим безразличием, когда находил утешение в верховной власти Бога. Тот, Кто плакал над Иерусалимом (Лк.19.41), никак не был равнодушен, когда предвидел невыносимую участь, ожидающую Его земляков. То, что Он был Муж скорбей, совершенно исключает такое понятие.


Аналогичное предупреждение нужно, если крайний кальвинизм начинает граничить со стоическим фатализмом. "Кажется, что те, кто равнодушен к распространению Евангелия, тешат себя мыслью, что избранные все равно будут спасены, и не испытывают никакого беспокойства о невозрожденных грешниках. Таковые делают неправильный вывод из истинного учения, и не знают, какого они духа. Иисус плакал о тех, кто погибал в своих грехах. Павел испытывал великое горе и печаль о евреях, хотя в других случаях говорил, что среди них есть те, кто "не угодны Богу и всем людям противятся". Нам подобает восхищаться отличительной благодатью применительно к нам, лишь чтобы оплакивать других. И поскольку сокрытое принадлежит Господу, и мы не знаем ныне, кто Его, и у нас мало надежды, что кто-то может быть привлечен к познанию истины, тем не менее мы должны быть терпеливыми и снисходительными по образу Отца нашего Небесного, и стремиться использовать все правильные и разумные средства, чтобы пробудить их к покаянию, помня, что они не дальше от Бога, чем были мы сами" (Джон Ньютон).  


Как совершенный Человек, Господь Иисус остро ощущал любое равнодушие и неудачи; это видно по плачу: Я трудился напрасно, я потратил свои силы напрасно и ничего" Но мы также видим, как Господь утешает Самого Себя: "Все же я оставил все это в руке Господа, я буду доверять Богу за мою награду" (Ис.49.4). Таким образом, и в языке пророчеств, и здесь, в Мтф.11.25-26, мы находим Господа Иисуса, Который ищет убежища от разочарования во всевластии Божием.


"Для нас нет большого стимула взглянуть ввысь на Бога, чем если мы не видим вокруг себя ничего, кроме того, что нас обескураживает. Печально видеть, как беспечно большинство людей к своему блаженству, но утешительно думать, что при этом мудрый и верный Бог действенно обеспечивает интересы Своей славы" (Мэтью Генри).
Христос имеет здесь в виду суверенитет Бога в трех отношениях.


Во-первых, Христос упоминает Своего Отца как Господа неба и земли. Для нас будет прекрасным помнить, особенно в те времена, когда сатана кажется полным хозяином нашего мира, что Бог творит что пожелает не только среди воинства небесного, но и с обитателями земли, так что никто не может "воспротивиться руке Его" (Дан.4.35).


Во-вторых, утверждение: "Ты утаил сие от мудрых и разумных" значит, что то, что относится к спасению скрыто от восприятия самодостаточными и самодовольными, Бог оставил их в темноте природы.
В-третьих, "открыл младенцам" - это действенная работа Святого Духа по открытию Бога в сердцах тех, кто сделал очень мало и беспомощен в своих собственных глазах. "Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение". Это идеальное согласие Спасителя со сказанным. 


"Все дано Мне Отцом Моим. Никто не знает Сына, кроме Отца, и никто не знает Отца, кроме Сына, и тех, кому Сын хочет открыть" (Мф. 11.27). Эти слова образуют непосредственное связующее звено между суверенитетом Божией благодати (ст.25-26) и ее явлением через Христа (ст.28-30). Божия благодать явлена в вечном завете и дается через Христа как Посредника этого завета.
Во-первых, мы имеем здесь великое поручение, которое Посредник получил от Отца - сделать все, чтобы включенные в завет были приведены к Богу (Мтф.28.18, Иоан.5.22, 17.2).  
Во-вторых, мы имеем здесь непостижимое достоинство Сына, существенное и абсолютное Божество Христа. Его служение возможно потому, что Его природа и достоинство такие же, как у Отца. В качестве Посредника Христос получает от Отца все как Бог Сын, во всех отношениях равный Отцу как непостижимая и славная Личность.
В-третьих, дело Посредника здесь можно суммировать так: Он открывает Отцу приведенных к Нему.
Таким образом, контекст Мтф.11.28 показывает Христа следующим образом:
- как Сокрушителя нераскаявшихся;


- как торжественно возвещающего горе тем, кого не затронули Его великие дела;
- как возвещающего суд, ибо наказание, ожидающее тех, кто презрел милосердие Евангелия, должно быть более невыносимым, чем ожидающее Содом;
- как утверждающего высокий суверенитет Бога, Который скрывает и являет вщи, относящиеся к спасению;
- как Посредника завета;
- как Сына, равноправного с Отцом;
- как Того, Кто открывает Отца.