Удивленный Радостью. [Биография К. С. Льюиса.] С. Фергюсон
Богословие - Статьи

 

22 Ноября, 1963 года, это дата убийства президента Кеннеди, и в этот же день умер Ч. С. Льюис. За семь лет до этого он так описал смерть: "Обучение закончилось: начались каникулы. Сон пришел к концу: пришло утро." Метафоры, которые он здесь использовал просто поразительны. Они взяты из мира студентов и учеников, но только учитель смог бы использовать их в качестве метафоры для смерти. Эти слова (из книги "Последняя Битва") опускают занавес, или еще лучше, закрывают дверь шкафа, в "Хрониках Нарнии" Льюиса. Но они также открывают нам окно, чтобы мы могли посмотреть на то, кем он был на самом деле.

Студент.

Клайв Стейплз Льюис (для друзей "Джек") родился 29 Ноября 1898 года в Белфасте, Северная Ирландия, он был вторым сыном Альберта Льюиса, многообещающего юриста, и его жены Флоренции ("Флоры"), дочери Англиканского священника и одной из первых женщин-выпускниц (дисциплины: Математика и Логика) из учебного заведения, которое сейчас носит название Королевского Университета в Белфасте. Она, по видимому, была более интеллектуальна, чем ее муж, хотя "Джек" и не унаследовал ее математических способностей. Но если бы военная служба не помешала ему сдать математику для поступления в Оксфордский Университет, возможно его жизнь сложилась бы совсем по другому.

Флора умерла от брюшного рака в 1908 году. Льюис рос без матери. Он был отправлен в школу-интернат, и его подростковые годы были в основном несчастливыми. Под конец, он был в частном порядке обучаем бывшим ректором своего отца, выдающимся В. Т. Киркпатриком (который для "Джека" и его брата Варена был известен как "Грейт Нок",(сильный пинок или удар, прим. пер.)). Киркпатрик рано оставил стремление стать Пресвитерианским служителем и, к тому времени, был общепризнанным атеистом (все же он обладал бесспорной Пресвитерианской трудовой этикой!). Его влияние на Льюиса было весьма значительным и для его религии (как это ни печально), и для его интеллекта. Льюис скорее всего окончил чтение всех необходимых книг для степени бакалавра Оксфорда, еще до своего поступления в Университетский Колледж Оксфорда. Он в первых рядах прошел свои курсы по классическим дисциплинам, затем философии и истории, затем по литературе, и по истечении некоторого времени стал членом Магдален Колледжа в Оксфорде.

"Просто" Христианин.

Льюис рассказывает сложную историю своего паломничества к Христианской вере в разных книгах от философской - "Блуждание Пилигрима" (1933), до автобиографической - "Удивленный Радостью" (1955). Без сомнения, элементы этого также встречаются в его трудах-фантазиях: в его "научной фантастике", его детских книгах, и в книге "Расторжение Брака" (1945).

Он был погружен в древнюю, средневековую и современную литературу, где неизбежно столкнулся с Христианством. Ему помогли разные ученые, подобные Невиллу Коиллю (1896-1975, эксперт по Чосеру), Дж. Р. Р. Толкиену (1892-1973, который тогда уже был профессором Англо-Саксонского в Оксфорде) и Хьюго Дайсону (1896-1975), он также подпал под влияние таких писателей как Г. К. Честертон и Дж. МакДоналд (которого он начал читать еще подростком) - все они исповедовали Христианство.

Сначала Льюис пришел к теизму - и, некоторое время спустя, ко Христу. В последствии он часто выражал идею, о том, что общий мотив истории Христа был конечной историей, и в ней одной исторически воплотились все стремления и планы спасения всех великих историй и мифов. Так, необходимость в умирающем и воскресающем божественном образе была отражена в различной литературе от древних мифов до "Хроник Нарнии".

В некотором смысле (возможно не специально), "Хроники Нарнии" повторяют по форме то, что Ансельм Кентерберийский (1033-1109) написал в диалоге "Cur Deus Homo" ("Зачем Бог Стал Человеком").  Используя то, что он называл принципом "remoto Christo" (то есть без ссылок на откровение Христа в Писании), он попытался показать насколько Евангелие необходимо для нашего спасения.

Ученый и Писатель.

Льюис был ученым. Оксфордское образование было и остается одним из самых тщательных и привилегированных в мире. Во время курса лекций студенты находятся под надзором выдающегося ученого, который сам заслужил это звание. Так Льюис в течении многих лет слушал своих студентов, когда они еженедельно или раз в две недели приходили к нему, чтобы зачитать свои работы. Многим это нравилось - хотя и не всем: Джон Бетджеман (1906-1984), позднее ставший лауреатом награды Британский Поэт, не очень-то любил Льюиса. (Он также не смог получить свою ученую степень.) Для Льюиса, тем не менее, это было испытанием. Назначение профессором (это очень высокое звание в Оксфорде) многократно увеличило бы его зарплату и облегчило бы его труд в качестве наставника. Но вероятность этого была обратно пропорциональна росту его репутации как популярного Христианского писателя ("популярный" было настолько же плохо для этого, как и "Христианский").

Но, по всем параметрам, Льюис был выдающимся ученым. Его наиболее известными академическими исследованиями литературы Средних Веков были: "Аллегория Любви" (1936) и его искрометная монография об эпической поэме Джона Мильтона "Прелюдия к Утерянному Раю" (1942). Его выдающаяся ученость привела к тому, что ему предложили написать труд об Английской литературе 16 века для включения в престижную серию томов Оксфордской Истории Английской Литературы. Не задолго до публикации этого тома, главный соперник Оксфорда пригласил его к себе, и в 1954 году Льюис стал профессором Литературы Средневековья и Эпохи Ренессанса в Кембридже, откуда он ушел только не задолго до своей смерти.

Попутчики.

Любое описание жизни Льюиса было бы неполным без ссылки на людей, которые оказали на него влияние, включая (и особенно) двух женщин.

Главным из тех, кто повлиял на Христианскую теологию Льюиса, был Джордж МакДоналд (1824–1905). В 1946 году он опубликовал антологию произведений МакДоналда, отмечая, что он фактически никогда не писал ничего о Христианской вере, что не отражало бы его влияния: "Я не знаю ни одного другого автора, который казался бы ближе, или лучше сказать, был бы постоянно близок к Духу Самого Христа." Совершенно точно, любой, кто прочитал бы фентази МакДоналда, такое как "Фантастес и Лилив", быстро понял бы откуда Льюис брал многие идеи, которые казалось бы принадлежали только ему. МакДоналд, надо отметить, был под серьезным влиянием Романтизма, и это повлияло на его взгляд на Евангелие.  Льюис же, со своей стороны, использовал свое гениальное воображение для поддержки господствующей тенденции в ортодоксальном, если не в последовательно Евангельском, Христианстве.

Имя Льюиса стало практически синонимом для названия группы ученых и тех людей, которые регулярно встречались в Оксфорде в неформальной среде литературного братства, называемого (по моему мнению гениально) - "Инклинги" (намеки, прим. пер.). Здесь они делились своими трудами. Это удивительно, что эта группа включала в себя как автора "Хроник Нарнии", так и автора "Властелина Колец".

Две женщины, чьи жизни были переплетены с жизнью Льюиса были на самом деле очень разными. Первая была Жанна Мур, мать "Падди" Мура, молодого кадета, вместе с которым Льюис служил в армии. Они очевидно обещали присматривать за родителями друг друга, если кто-либо из них умрет. Мур был убит.

Отношения между Льюисом и Миссис Мур (которые продолжались до ее смерти в 1951 году) были самым таинственным элементом в его жизни. Им придавали большое значение его критики, как благосклонные, так и враждебные. Была ли Жанна Мур суррогатной матерью, иногда любовницей, или, возможно, и то, и другое? Что бы там ни было, после своего обращения, Льюис чувствовал себя обязанным обеспечивать ее до конца ее дней, что он и делал с чрезвычайной обязательностью и целеустремленностью.

В Январе 1950 года, Джой Девидман Грейшем, Американская писательница, начала переписываться с Льюисом. Разойдясь (а позже и разведясь) со своим мужем, она в 1952 году посетила Англию со своими двумя сыновьями.  Льюис был рад общению с ней, хотя это было и не просто, и в 1956 году он формально сочетался с ней браком, что позволило Грейшемам остаться в Англии. Со временем, их отношения переросли в любовь - что, возможно, произошло еще раньше, чем Льюис это ясно осознал. Джой умерла от рака в 1960 году, и это привело к тому, что он написал книгу "Исследуя Скорбь" (первоначально она вышла под псевдонимом Н. В. Кларка). Сам Льюис умер после трех лет неважного состояния здоровья 22 Ноября 1963 года.

Произведения Льюиса, конечно же, по достоинству стали целой отраслью. Было продано более 200 миллионов копий его книг. "Страдание" (1940), "Письма Баламута" (1942), "Просто Христианство" (1952, основанное на радиопередачах 1941-1944) и  "Четыре Любви" (1960) особенно популярны, как и некоторые из его проповедей, особенно "Весомость Славы". Возможно более, чем любой другой писатель 20 века, К. С. Льюис играл роль в понимании людьми Христианства, подобную роли, которую играют привычные нам гимны.  Его сила была в использовании воображения, а не в компетенции теолога или экзегета. Интересно, но он сам находил довольно утомительным, что его выставляли как великого апологета Христианской веры.

Будучи наиболее популярным Христианским автором своего времени, Льюис оставил после себя не только множество академических и популярных работ, но и довольно большую коллекцию писем и документов, которая обеспечила издание его трудов до сегодняшнего дня. Показателем его влияния является то, что, не смотря на начало его "каникул", существует огромное количество статей, диссертаций, книг, учреждений, журналов, клубов любителей, документов и пьес, не говоря уже о фильмах, которые к нынешнему моменту заполняют учебный семестр, длящийся более 40 лет.

www.ligonier.org