Точка поворота. Дж. Бики
Богословие - Статьи

Поворотная точка в повествовании Матфея о жизни Христа и Его труде находится в 16 главе: "С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть" (стих 21).

Делегация книжников и фарисеев приходила к Иисусу из Иерусалима, они упрекнули Его учеников, за их поведение (Мф. 15:1-2). Здесь же, в Магдале, Его ожидало противостояние другой группы фарисеев и саддукеев. Какая же это была странная группа: консервативные Библейские теологи, Иудейские фундаменталисты, и ультра-современные либеральные теологи, они отложили свои разногласия, чтобы потребовать от Него "знамение с неба", для подтверждения Его притязаний и учения!

Иисус строго упрекнул их (Мф. 16:2-4). Он уже показал этим лидерам народа все, что им надо было видеть, сделав это также явно, указав на состояние неба (стих 3) в пословице, где говорится, что красное небо вечером сулит хорошую погоду, а утром - плохую.

И больше никакие знамения не требуются, но Христос сказал, что есть еще одно, которое они все получат: знамение "Ионы пророка" (стих 4). Христос повторяет, что Он уже объяснил раньше подобной делегации: "как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (Мф. 12:40). Христос делает воскресение критерием истины и правоты всех своих притязаний и обещаний.

Иисусу эта встреча была неприятна. Он предупреждает Своих учеников: "берегитесь закваски фарисейской и саддукейской" (Мф. 16:6). И хотя фарисеи-фунадметалисты очень отличались своим поведением от саддукеев-модернистов, они были похожи в одном: они прибегали к человеческой власти, чтобы противится Слову Бога. Фарисеи обращались к человеческим традициям, а саддукеи к человеческой философии. В обоих случаях, как сказал Иисус, действует "закваска" человекоцентричности.

Ученики были поставлены в тупик. Они связали предупреждение Иисуса с тем, что они не позаботились о хлебе для своего путешествия в Магдалу (стих 7). Предупреждает ли их Иисус о том, чтобы они не покупали хлеба у фарисеев и саддукеев в Магдале? Только после того, как Он объяснил, они поняли Его предупреждение. Не стоит фыркать на непонятливость учеников; без просвещения Духом, мы тоже часто ошибаемся, когда комментируем слова Христа.

Позднее в Кесарии Филипповой, Иисус прямо спрашивает Своих учеников: "За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?" (стих 13). Их ответ, показал, что на данный момент Иисус произвел на общественность впечатление. Некоторые считали Его Иоанном Крестителем, Илией, Иеремией, или просто одним из пророков (стих 14). Мусульмане и теперь разделяют это мнение Иудеев первого столетия, чествуя Его, как одного из величайших Божьих пророков.

Тем не менее, подобная честь Иисуса не устроила. "А вы за кого почитаете Меня?", спрашивает Он (стих 15). Симон дает ответ, который является первым великим исповеданием Христианской веры: "Ты - Христос, Сын Бога Живаго" (стих 16). Христос одобряет это исповедание веры, и провозглашает, что оно пришло с небес (стих 17).

Все Христиане могут вместе согласиться с этим великим исповеданием, высказанным Петром. Печально, тем не менее, что последующие слова служат разделению. Христос дает Симону новое имя, говоря: "ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою" (стих 18). Этот текст цитируют, для подтверждения притязаний Римской Католической церковью на господство над всеми прочими церквями в мире, поскольку Римская церковь заявляет, что она была основана Петром. В соответствии с эти взглядом, Петр это тот "камень" на котором Христос строит Свою церковь.

При переводе была потеряна разница, которую Христос делает между личностью - "Петр" (петрос), и основанием Своей Церкви, которую он называет "петра" - масса камня, массивная скала, в отличие от слова "петрос" - отдельный камень. Исповедание Петра было гораздо более великим, чем его личность. Его сильная, твердая как камень вера исходит из более великой силы истины, присущей его исповеданию. Христос построит свою Церковь на этом исповедании, истина которого не зависит от человека, который первым выразил ее. И до сего дня, истинная Церковь Христова познается через исповедание истиной религии, а не исторической связью с простым человеком, или с передачей его звания [Апостола].

Затем Христос напоминает Своим ученикам, что Бог "назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа" (Деян. 17:31). Сказав о славе Своего царства последних дней, Христос заключил свою речь торжественным обещанием, что некоторым не придется долго ждать, чтобы увидеть эту славу.

www.ligonier.org