SOLA FIDE: НЕ ВСЕ ЛИ РАВНО? Джон Армстронг
Богословие - Статьи

 

В XVI веке переоткрытие вести Павла об оправдании верой пришло на религиозную сцену эпохи с такой силой и страстью, что полностью изменило ход человеческой истории. Оно зажгло величайшее возрождение и преображение Церкви после Пятидесятницы. Почему же отцы ранней Церкви, по время стоявшие куда ближе к Павлу, настолько потеряли связь с его вестью, что она была почти забыта последующими поколениями? Ведь мощная истина праведности от веры должна была быть ясно прочитана и понята каждым новым поколением христиан.
В наше время, как выразился лет двадцать назад один журнал, мы "купаемся в море субъективизма". В 1972 г. "Истина сегодня" опубликовала результаты опроса 5-пунктной анекты, относящейся к самым основным спорам между средневековой церковью и Реформацией. Опрос показал, что 95% "рожденных свыше" в своем доктринальном восприятии Евангелия скорее на стороне средневекового католичества, чем Реформации. Даже среди традиционных протестантов этот показатель был почти таким же!
Читая книгу-свидетельство Скотта Хана "Рим, сладкий мой дом" (1993), я обнаружил то же самое недоразумение. Здесь можно найти полный отказ воспринимать истину благодати, веры и праведности Божьей. Неудивительно, что Хан покинул Пресвитерианскую Церковь Америки, чтобы стать католиком. Он не понимает Евангелие как таковое, и это видно из его собственных слов.
Я не верю, что важность учения об оправдании верой можно переоценить. Мы снова остро нуждаемся в ее восстановлении. Тьма опустилась на евангелический мир в Америке и далеко за ее пределами, так же как это было в XVI веке. Лютер сказал, что "с этой статьей Церковь стоит или падает". Если это так, то большая часть публикаций нынешних протестантских журналов покажет, что большая часть церкви пала!
Но что же в конце концов имеется в виду под Sola Fide?

Праведность: вменение или придание? 

Апостол Павел пишет: "Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.  В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет" (Рим.1.16-17).  Что такое праведность веры? Как она приходит ко грешникам? Как они принимают, а Бог дает им ее? Какое отношение имеет эта чужеродная праведность к вере грешника?
Следует отметить, что эта праведность названа "праведностью Божьей" (Рим.1.17). Апостол называет ее также "праведностью от Бога по вере" (Фил.3.9). Почему он использует эти выражения? Очевидно, он намерен показать, что это праведность, данная Богом. Кроме того, в Рим.1.18 - 3.20 Павел показывает, что все люди виновны и приходят к Богу с пустыми руками, ибо им нечего предложить Ему. Но - и это больше всего поражает апостола - Бог вмешался в это (3.21). Таким образом, мы имеем  великий ответ на крайнюю нужду человека. 
Современная библеистика отмечает, что "правда Божия", на которую ссылается Павел - это то же самое, что ветхозаветное понятие "дела Божия" (Ис.51.5 KJV). Это Его дело есть Его верность завету, то есть Его праведность. И это значит, что великое искупительное дело Бога во Христе есть праведность Бога в завете. Вот почему Мартин Лютер был прав, говоря, что этот текст относится к "праведности, которую дал Бог". Это замечание вполне резонное. Поэтому Рим.3.21 явно указывает, что правда Божия приходит независимо от закона, то есть от всего, что мог сделать человек.
Все это учение доктринально основано на библейской идее завета. Человек никогда не может сам установить отношения завета с Богом. Он ничего не может предложить Богу. Вот почему мы настаиваем на том, что акт Бога, которым Он устраняет разрыв между Ним и человеком, является как Sola Fide и Sola Deo Gloria.
В дополнение к сказанному следует отметить, что в Рим.5.18-19 говорится о "праведности" или "послушании одного". Это отражает саму суть аргумента Павла. Но это учение не только Павла. Апостол Петр также пишет о праведности Иисуса Христа (2 Пет.1.1). Очевидно, праведность здесь - это ключевое слово. Весь Ветхий Завет несет замечательно ясное свидетельство, что Мессия будет праведным (Ис.53.9-11, 42.1-4, 50.4-7, 52.13, 11.2-5, Иер.23.5-6, 33.16). Эти пророчества исполнились в Том, Кто действительно исполнил всю правду - в Иисусе Христе (Мтф.3.15, Лк.23.41-47, 4.34, 22.42, Иоан.5.30, 17.4, Евр.4.15, 5.7-9, Фил.2.5-9, Рим.5.18-19).
Один из наиболее важных и наиболее часто атакуемых на протяжении веков неортодоксальными авторами (как Чарльз Финни и его сторонники) текстов, Рим.5.12-21, в очень простых выражениях говорит о Христе как Втором Адаме или новом человеке. То, что не удалось Первому Адаму, сделал Христос, или Второй Адам. Исайя пророчески говорит о Мессии как Праведнике и Рабе, Который хранит завет с Богом. Он должен быть "слугой Господа". Именно это совершил Иисус в Своем спасительном деле. Жана Кальвина захватила эта идея, когда он писал: "Ибо если правда состоит в соблюдении закона, кто будет отрицать, что Христос заслужил все блага для нас, приняв это бреям на Себя и примирив нас с Богом, как если бы мы сохранили закон?" (1).  Таким образом, «Он [Господь Иисус Христос] смирил Себя, быв послушным вплоть до смерти, даже смерти крестной" (Фил. 2.8). Именно по этой причине права Формула Согласия, когда она говорит о праведности Христа как обо "всем пути Его послушания от яслей до Креста".
Если мы не поймем это великое и освобождающее учение, мы всегда будем думать о праведности как о чем-то совершающемся внутри нас. Но оправдание - это всегда конкретный акт, абсолютно неповторимый и не сообщаемый нам иначе как через вменение. Кроме того, эта праведность является внешней для нас и бесконечной.
1) Она является заместительной потому, что внесена Богом в нашу человеческую природу. Христос принял нашу природу, как и наши обязанности, вместо нас; Он мог сделать за нас то, что мы не могли сделать для себя. Сказать, что Его праведность чужеродна - значит просто сказать, что нечто сделано для нас, а не в нас.
2) Кроме того, она бесконечна, ибо это правда, осуществленная бесконечной Личностью, Вторым Лицом Бога. Во Христе "обитает вся полнота Божества телесно" (Кол.2.9). Сказать, что эта праведность бесконечна - значит сказать, что она не может быть сведена к чему-то внутри человеческого опыта. Но она вполне достаточна для грешников! Поэтому они навечно приемлемы в очах Божьих, ибо все требования Его справедливого закона полностью удовлетворены для них.
Ранее мы читаем в Рим.1.17, что праведность Божья "от веры в веру", то есть по вере от начала до конца. Это значит, что она верою и ничем кроме веры! Я не могу привести более четкое заявление о Sola Fide во всем Новом Завете. В дополнение к этому апостол позже говорит, что это "праведность независимо от дел закона" (3.28) и "независимо от дел" (4.6). Атаки католических апологетов на Sola Fide затрагивают поэтому саму суть Нового Завета. Прочтите Рим.1.18 - 4.25 и отметьте, что вера четко связывается здесь Павлом с праведностью. Он не говорит в этой связи о святости жизни верующего, в отличие от следующих глав, где он обращает внимание на ту праведность, которую вера привносит в наш опыт. Именно там он ясно говорит о жизни верующего как о новой жизни, исполненной Духом и фактической праведностью жизни по Евангелию (напр. Рим.6.13-20). Интересно, что в первых главах Послания почти не упоминается Святой Дух, тогда как далее Он является ключом к жизни, исполненной веры (ср. Рим.8.4). Это доказывает вне всяких разумных сомнений две великие истины, которые всегда вдохновляли Реформацию и пробуждение: есть праведность от веры, что дана нам, и есть праведность жизни, что внутри нас. Аналогия корня и плода отражает здесь суть мысли Павла.
Аргументация Послания к Римлянам может быть подытожена следующим образом.
1) "Только вера" является нашим признанием того, что праведность, которую Бог дал нам и сделал известной нам в Евангелии, является самодостаточной. Она дана нам только Богом и лишь принята нами. Вера как таковая не дает жизни, а лишь признает существование этой праведности. "Только вера" означает, что праведность Божия обеспечивает все необходимое для нашего спасения, и нам нечего добавить к Его совершенной и завершенной работе.
2) "Только вера" означает, что праведность, которую Бог дал нам для нашего спасения, независима от закона и от дел (Рим.3.21-28, 4.5-6). Лютер называл это "пассивной праведностью, именно потому, что здесь все наши усилия, дела, сотрудничество и участие не допускаются". Вот почему неправильно говорить о святости по вере. Жизнь в святости зависит от веры, но сама она не по вере. Old Religious Tract Society опубликовало в 1840 г. опубликовало небольшую брошюру, в которой правильно замечалось: "Истинные протестанты никогда не поддерживали нелепое положение, что мы освящены только верою". Даже Лютер, часто проклинавший противников оправдания, призывал жить святой жизнью в "действенной праведности". Евангельский англиканский епископ Д.С.Райл в "Святости" однажды заметил, что "мы никогда не говорим, что мы освящены верою независимо от дел закона".   
3) "По вере" означает, что только вера вменяется в праведность (Рим.4.3-6, 20-24). Вера не есть наша праведность, как если бы она была итогом любви и добрых дел, но это дар Божий, данный нам для того, чтобы мы могли принять праведность Христа в Евангелии. Есть две стороны в оправдании: вера от человека и вменение праведности от Бога.
1. С человеческой стороны (вера): бедный осужденный грешник слышит, что Бог сделал для грешников во Христе, обеспечив им Свою совершенную праведность в Его Сыне. Он слышит о безгрешной жизни Христа, Его горьких страданиях и смерти за грешников. Бог готов вменить нам жизнь и смерть Христа как наши собственные, если мы примем их. Но грешник столь беспомощен, что сам он не может поверить. Бог призывает его по Слову, просвещает его Духом Святым и позволяет ему верить, так что он может воскликнуть словами Лютера: "Ты вменил мне жизнь, страдания и смерть Христа, как если бы я жил, страдал и умер как Он".
2. С Божией стороны (вменение): Рим.5.18-19 говорит, что эта праведность есть "послушание одного". Слово "вменение" - это logizomai, "отнесение к кому-то". Это нечто, что само по себе не меняет объект, но меняет способ рассмотрения объекта. Верующий стоит пред Богом так, как если бы все дело Христа было его собственным. Оправдание - это постановление, решение и приговор. Является ли оно юридической фикцией, как иногда говорят?
 Подумайте об этом на мгновение. Закон требует праведности, и грешник обязан перед законом, который он не в состоянии удовлетворить. Вера в праведность Христа - вот все, что закон требует от него, чтобы послушание Христа было вменено грешнику. Он становится праведным путем вменения, когда таким образом Бог объявляет его праведным. Строго говоря, оправдание является результатом вменения праведности по вере. Рим.4.5 является здесь основным текстом. Что может быть яснее? "Не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность".
Христианство является уникальным в этом отношении - оно провозглашает совершенно святого и праведного Бога, Который оправдывает нечестивого через дело Другого. Вот почему реформаторы не стеснялись говорить об этом учении с точки зрения "как если бы". Они имели в виду две вещи: 1) Спаситель рассматривается "как если бы" Он стал грешником на Кресте и 2) вера грешника рассматривает его так, "как если бы" безгрешная жизнь и смерть Спасителя были его собственными". Это можно сформулировать следующим образом: "Мы определяем оправдание следующим образом: грешник получает общение со Христом, примирившись с Богом по Его милости и очистившись Кровью Христа, получает прощение грехов и вмененную праведность Христа, как если бы они были его собственными, и стоит уверенно пред небесным престолом" (2).
Рим по-прежнему последовательно отвергает эту доктрину. Мы не можем сказать, что произойдет дальше, если замедлит Господь, но пока нет оснований думать, что что-то изменится по сравнению с твердой приверженностью Тридентского Собора. Эта доктрина была и остается камнем преткновения.
Все христиане, католики и протестанты, верят, что Христос умер за нечестивых. Что не все принимают - так это то, что Бог оправдывает нечестивого единственно на основе вмененной праведности и смерти Христа за него. Не все из нас понимают, что верующий грешник может быть одновременно грешным и праведным (simul justus et peccator).   
Всегда был и будет оставаться соблазн основывать Божие оправдание на чем-то внутри человека. Даже в рамках нынешнего евангелического сообщества мы склонны утверждать, что человек не только объявляется, но делается праведным, когда что-то происходит внутри него. Богословски это означает, что мы всегда находимся в опасности смешения оправдания и освящения.
 
Кардинальная доктрина Реформации

Эта великая истина вмененной праведности есть самое сердце Реформации и истинной евангельской веры. Достаточно изъять ее, и Церковь лишится Евангелия. Для лютеран и реформатов она всегда была открытием небесных дверей. Увы, в исповедующих евангелических кругах бесчисленные богословы не так уверены в ней сегодня, не говоря уже о тех мирянах, которые не уверены в необходимости каких-то доктрин вообще!
Жан Кальвин в своем "Наставлении" посвящает просвещению Святым Духом, вере и свободе христианина по одной главе, предопределению - три, а оправданию - восемь глав! Вот вам и стереотипы!
В наши дни происходит великое восстановление богословия реформаторов. Но в этих усилиях есть реальная опасность ошибки. Что нам нужно - так это сбалансировать Лютера и Августина в рамках пресвитерианства, и мы нуждаемся не только в теоцентризме, на котором правильно настаивают реформаты, но и в христоцентризме, к которому более склонны лютеране.   

История Мартина Лютера

Нет обращения более известного, чем у августинского монаха Мартина Лютера. Он вспоминал, как будучи молодым студентом, поклялся стать монахом. Он опасался, что только таким образом сможет сделать достаточно, чтобы Бог был милостив к нему грешному. Он соблюдал устав со строгостью, которая принесла ему большую похвалу. Он уделял исповеди час в день. Он искренне участвовал в таинствах. Он стремился подняться в небо по лестницам мистической набожности, схоластической теологии и практической преданности.
Попробовав это сделать, он не нашел ни мира, ни уверенности. С Павлом он воскликнул: "Бедный я человек! Кто освободит меня от сего тела смерти?" (Рим.7.24). Тогда Дух Божий открыл ему смысл Рим.1.16-17, чтобы он увидел, что ему ничего не сделать самому для себя. Позже он писал о Рим.4.24: "Смерть Христа исполняет прощение грехов, как наиболее достаточное удовлетворение, данное верующим в Него".
Лютер писал: " Где же тогда наша надежда? Нет спасения, кроме как во Христе. Ибо если на сердце, верующее во Христа, приходят некие обличения, свидетельствующие о злых делах его, то оно отворачивается от себя и обращается ко Христу, говоря: Он дал удовлетворение за меня. Он Праведник, и Он моя защита, ибо Он умер за меня. Он сделал Свою правду моей, и мои грехи Своими, и если так, то у меня больше нет их, и я свободен. Если, кроме того, Он сделал Свою праведность моей, то я праведен так же, как Он. Мой грех не может поглотить Его, но он поглощен в бесконечной бездне правды Его, ибо Он есть Бог, благословенный вовеки. Итак, Бог больше обвинителя. Он есть Защитник; кто же обвиняет? Кто может обвинить избранных Божиих? Никто, но почему? Потому что Иисус Христос, Который есть Бог, умер и воскрес. Если Бог за нас, то кто против нас?" (3).
Это было учением Церкви Англии, пресвитериан, баптистов и даже первых методистов. Джон Беньян, сторонник крещения полным погружением, писал в своей автобиографии о значении этой истины: "В горе ума это утверждение упало на мою душу: правда твоя на небесах. И я увидел, что не хорошее расположение сердца делало эту праведность лучше, и не плохое хуже, но моей праведностью был Господь Иисус Христос, Который Тот же вчера, сегодня и вовеки" (4). 
В ноябре 1734 года Джонатан Эдвардс увидел великое пробуждение, начавшееся в его церкви в Нортхэмптоне. Эдвардс проповедовал великую доктрину оправдания верой, когда благодать возрождения пришла на народ. Он отметил однажды: "Божья работа чудесно началась между нами, и души стали стекаться ко Христу, праведностью Которого они только и надеялись быть оправданными" (5). Истина Sola Fide действительно была религией Первого Великого пробуждения! Даже Уэсли говорил, что он согласен с Кальвином в том, что "праведность Христа, активная и пассивная, является достойной причиной нашего оправдания, и Бог устроил так, что по нашей вере мы оправдываемся ею". Умирая, Уэсли сказал: "Нет иного святилища, кроме Крови Иисуса!" (6).
Что еще более важно, апостол Павел исповедал свою полную уверенность в той же истине, когда писал, что хочет "найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере" (Фил.3.9). Сказанное побудило величайшего американского реформатского богослова ХХ века Б.Б.Уорфилда назвать это "чужеродной праведностью". Уорфилд правильно отметил, что оправдание по вере не должно ставиться в противоречие с оправданием через дела. Ошибка многих современных протестантов - в том, что они путают эти вещи. Оправдание по вере, как правильно отметил Уорфилд, верно будет поставить в противоречие только с оправданием нашими собственными делами. Оно всегда должно пониматься как оправдание делами Христа!
Как мы должны проповедовать это оправдывающее дело Христа? В связи с таким великим текстом, как Ис.6.1-8, я думаю, что уместно отметить, что мы должны проповедовать закон и Евангелие. К.Ф.Вальтер, мудрый американский лютеранский богослов, заметил, что "каждая проповедь обязана смирять законом гордых и утешать Евангелием сокрушенных". Важно, что в понимании этого сходились Лютер и Кальвин. Никогда еще не было более ясного понимания этих великих истин Писания, и в частности, оправдания только верой. Пасторам не мешало бы побольше уделять времени Лютеру и Кальвину (и убедиться, что они не так сложны, как часто думают), и поменьше романам Перетти.
Католические богословы XVI века были готовы признать оправдание верой - но не только верой. Они говорили, что человек оправдывается верой, если вера действует любовью. Примерно это Рим говорит и сегодня. Но реформаторы возражали, заметив, что любовь есть исполнение закона, и перед нами завуалированная попытка достичь праведности по закону. Поэтому они так настаивали на Sola Fide. Они никогда не отрицали необходимости в любви, но видели ее уже как плод опыта освящения. Рим.5.1-5 несомненно говорит об освящении как о плоде оправдания! Рим всегда игнорировал это, настаивая на том, что в оправдании Бог "делает человека праведным" через работу Духа. Рим, следовательно, спрашивал: как может Бог провозгласить человека праведным в Своих очах, если не сделав его праведным? Он отвечал: человек должен родиться снова, быть изменен Богом, и только тогда он достигнет правильного положения пред Ним. Он никогда не может иметь реальной и прочной уверенности, ибо он никогда не знает наверняка,сделал ли Дух достаточно для него, чтобы он был объявлен праведным пред Богом. 

Заключение

Имеет ли все это большое значение в наши дни, или это историческая буря в стакане воды? Я отвечаю: да, это имеет много общего с нашим временем! Это особенно верно, если мы приступим к проблеме безудержного субъективизма нашего времени. Это также будет верно, если мы всерьез займемся антиинтеллектуализмом, который подпитывает это субъективистское направление.
Христианская религия всегда должна рассматриваться как уникальная среди всех субъктивистских религий и систем. Это единственная религия, которая провозглашает спасение, основанное на конкретных исторических фактах, а именно - жизни, смерти, погребения и воскресения Иисуса из Назарета в человеческой истории. Эти действия были за пределами моего опыта. Это, следовательно, объективная реальность. Склонность человека такова, что он всегда забывает объективные факты и стремится вернуться к субъективизму. Будучи неспособны видеть славу и тайну Христа в Евангелии, мы всегда будем искать опыт выше, чем откровение Христа Распятого.
Несколько богословских наблюдений довольно легко иллюстрируют эту тенденцию.
1. Дух Святой дается на основании искупления и завершенного дела Христа, а не на основе того, что мы делаем, наших достижений или опыта. Тем не менее большинство практических христианских учений нашего времени отбрасывают эту истину. Кто это - "Хранители обетования" или "Победоносная жизнь", не имеет большого значения.
2. Чудеса могут быть или не быть, но вера никогда не останавливается на явлениях силы. Она покоится на обетованиях Божьих, которые даются в Слове Духом. Почти каждое современное движение возрождения снова и снова, без серьезных исключений, попадается в эту ловушку. 
3. Современное пятидесятничество, особенно к концу ХХ столетия, является полным отрицанием оправдания по вере. Почему я делаю такое сильное заявление? Обратим внимание вот на что.
а) В современных движениях считается, что оправдание не приносит Святого Духа в полноте. Но если величайший дар Бога не приносит Святого Духа, то что, спрошу я, может это сделать? Психологические уловки типа "полной капитуляции"?
б) Считается, что есть нечто большее за пределами оправдания, что приходит от веры. Это значит, что изначальный дар Духа меньше всего, что за ним следует.
в) Дихотомия "обрести Христа плюс что-то еще" по сути есть новый вариант иудействования.
г) Создаются два вида христиан: обычные, плотские, и необыкновенные, "духовные". 
4. Современный ривайвелизм будет неправ и создаст еще больше проблем, если не восстановит акцент на Sola Fide.
Уже во времена Лютера стали возникать секты, которым хотелось большего и высшего, чем реформаторам. Лютер писал: "Тот, кто отходит от статьи оправдания, не знает Бога, как самый настоящий идолопоклонник. Ибо если забрать эту статью, ничего не останется, кроме ошибок, лицемерия, безбожия и язычества, хотя может показаться, что все это высокая истина, поклонение Богу и святость". Об этих супердуховных людях, что все время искали Духа, Лютер однажды сказал: "Я не буду следовать их духу" (7). 
Церковь после Реформации вошла в эпоху протестантской ортодоксии или, как ее еще называют, неосхоластики. Некоторые ученые время от времени удалялись в крайний интеллектуализм, и это было постоянной опасностью. Реакция на нее была разной, наподобие того, как она имеет место и сегодня. Хорошую иллюстрацию сказанному можно видеть в движении немецкого пиетизма. Здесь серьезные верующие стремились вернуть жизнь по вере во все жизненные отношения. Их благочестие часто вдохновлялось Духом. Проблема была в том, что они постоянно сдвигались к субъективизму, тем самым удалясь от Евангелия и сближаясь с католической мистикой той эпохи. Итог был печальным.
Другой реакцией было уэслианство, восставшее против безжизненности и формализма Церкви Англии XVIII века. Джон Уэсли, как мы отметили, учил оправданию по вере, но его проблемой стала уникальная доктрина освящения. Он был полон решимости бороться против антиномизма, и это было необходимо. Он хотел реформировать Церковь. Но его усилия везде принесли ущерб. Рейнхольд Нибур хорошо сказал об Уэсли: "Его мысль коренится в новозаветном учении о прощении и оправдании. Тем не менее он видит оправдание в основном в августинистском ключе, как прощение прежних грехов, и рассматривает освящение как высшую стадию искупления" (7). 
Американский ривайвелизм вплоть до настоящему времени по существу следует по этому же пути. Чарльз Финни, который грубо атаковал Sola Fide, явился, очевидно, крупнейшим примером этого направления. Его акцент на опыт как результат эмоциональных переживаний ставится в центр снова и снова.
Никто не вправе дискредитировать ривайвелизм как плохой в принципе, ибо это был бы ходульный взгляд на вещи, но ситуация ясна: природа, цель и ценность оправдания по вере и прощения Божия во Христе перестают быть центром христианской жизни и мысли всякий раз, как таковым делают что-то еще. Некоторые поразительные указания на это можно найти в довольно неожиданных местах. Луи Буйе, протестант, ставший католическим ученым, однажды заметил, что многие пробуждения стали открытой дверью обратно в Рим!
Что все это значит для нас как современных евангелистов?
Мы, служители Слова Божия, проповедники, должны заниматься наставлением и учением и пребывать в Слове и молитве. Это наш полный рабочий день! Это наше призвание от Бога. Если мы хотим быть верны Евангелию благодати, то мы должны трудиться над тем, чтобы сделать эту великую истину для всех, кому мы служим. Вас удивит, когда вы увидите, как мало людей действительно понимает ее.
Именно по этому труду служители будут судимы в последний день. Пастырь, тебе будет задан Богом вопрос о твоем труде: как ты учил Евангелию Моего Сына, Иисуса Христа?
1. Calvin, John. Institutes, (Philadelphia: Westminster Press, 1960) Bk.3, Ch. 17, sec. 5.
2. Institutes, 3.17.8
3. Цит. по William C. Robinson in a lecture, "Justification: The Article of the Reformation," delivered October 24, 1975, at Columbia Theological Seminary. Published in Present Truth, Vol. 5, No. 4, July 1976,8.
4. Ibid., 9
5. Ibid., 9
6. What Luther Says, (St. Louis: Concordia, 1959), 702-704.
7. Neibuhr, Reinhold. The Nature and Destiny of Man, (New York: Charles Scribner's sons, 1953), 2:180.