Теолог Святого Духа. С. Фергюсон
Богословие - Статьи

 

Фигура Джона Оуэна (1616-1683) возвышается больше чем на голову над целой россыпью писателей, которых мы знаем под одним общим названием - Английские Пуритане. Его теологические знания и проницательность не имели себе равных; его понимание важности учения для жизни было очень глубоко. Давид Кларксон, ассистент Оуэна в его поздние года, будучи сам не последним теологом и пастором, хорошо охарактеризовал это на его похоронах: "Это было его замыслом, продвижение святости в жизни и совершение ее среди вас."

Через все свои работы, Оуэн использовал то, что было для него очень значительным, - различие между убежденностью в правде, которая очень важна, но не является тем же самым, что и испытание на себе силы правды. Даже в своих наиболее ученых и полемических трудах, сила правды, в его жизни и жизни других, была большой его заботой. Учение преподается так, чтобы способствовать благочестию.

Таким образом, цель Оуэна была в том, чтобы так изложить Библейскую истину, чтобы она преобразовывала как жизнь отдельного верующего, так и жизнь Общества Завета, к которому он принадлежит. Так, в предисловии к одной из самых известных своих работ, "Об умерщвлении греха" (2-е издание, 1658), он пишет: "Главная цель моей жизни, на том месте, куда меня поставил по своему благому провидению Бог, в том, чтобы умерщвление [греха] и всеобщая святость были продвигаемы в моем и в сердцах и путях других людей, для славы Божьей; чтобы Благая Весть нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа могла быть еще более прекрасна во всем" (Труды Джона Оуэна. т.6, стр. 4).

Как это прокомментировал мудрый профессор Джон Дункан, который жил в 19 веке, если вы прочитаете этот маленький труд, вы должны "быть готовы к остроте скальпеля!" Это шок для современного читателя этой небольшой книги - настолько больше в ней рвения и поиска, чем в современной литературе в ее диагностике, рецепте и лечении наших грешных сердец - что содержащийся в ней материал Оуэн первый раз проповедовал подросткам в Оксфордском Университете. И если немного подумать, то станет понятно, как мудро он поступил, и как сравнительно это неблагоразумно думать, что подобное учение должно быть оставлено для людей более зрелых!

Несколько вещей характеризуют способ, которым Оуэн ободрял длительную связь между убежденностью в правде и испытанием ее силы.

Первое, вся Христианская жизнь укоренена и основана во всем Божестве. Троица, поэтому, не является наиболее спорной и наименее практичной доктриной. На самом деле, все совсем наоборот; все правильное понимание зависит от Троицы (или учения о Троице, прим. пер.), и весь Христианский опыт включает в себя общение с Троицей.

В своей великолепной, но малоизвестной работе, "Общение с Богом" (Труды, том 2), Оуэн рассматривает привилегии верующих в терминах характерного общения, которое они имеют с каждой личностью Троицы. Триединое вовлечение, которое проходит через все учение нашего Господа на Тайной Вечере, а также в посланиях Павла, является здесь как духовный пир, и мы призваны осознать полностью, что в Духе "наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом" (1 Ин. 1:3). И вместо того, чтобы отчуждаться из-за учения о Троице, реальность, которую она выражает, в самой крови Христианской жизни: общение с Отцом в любви, с Сыном в благодати, с Духом в многостороннем служении обитающего в нас Бога.

Второе, благочестивая жизнь происходит от силы Духа Сына, который также есть и Дух усыновления. Он показывает нам привилегии божественного усыновления, и преображает нас в подобие Христа. Это является эсхатологической целью, отмечает Оуэн: "Таким образом, какая же лучшая подготовка может быть для этой самой цели, чем пребывать в постоянном предварительном размышлении о той славе откровения, которую мы видим в Благой Вести, так чтобы через видение этого мы могли быть постепенно преобразованы в ту же самую славу" (Труды, том 1, стр. 275).

 

Так, в 1679 году, близко к концу своей жизни, он опубликовал своё размышление о личности Христа (Труды, том 1).

 А через 4 года, в свои последние дни, Оуэн согласился на опубликование материалов, над которыми он работал просто для своего собственного духовного роста, но потом использовал их в служении. Они были опубликованы через несколько месяцев после его смерти под полным названием: "Рассуждения и Лекции о Славе Христа в Личности, служении и Благодати: с различением между верой и видением; примененное для использования верующими" (Труды, том 1, стр. 273). Вместе, эти работы, создают один из самых возвышающих Христа теологических трудов на английском языке. Что примечательно, будучи при смерти, когда преподобный Виллиам Паин принес ему новости о том, что его труды уже находятся в процессе публикации, он сказал: "Я рад слышать это; но, О, брат Паин! Наконец пришел тот долгожданный день, в который я увижу эту славу не так, как я видел до сих пор, и не так как я был способен увидеть ее в этом мире".

Третье, духовная жизнь проходит между двумя полюсами: нашим грехом и Божьей благодатью. Открытие первого приводит нас к поиску второго; труд благодати освещает глубь греха и заставляет нас искать еще большей благодати.

С неумолимостью, которая не оставляет нам никакого укрытия, Оуэн использует Писание, чтобы показать грешное сердце и тщательно срезает слои лицемерия, самооправдания и самообмана (у греха есть "тысячи уловок... которые невозможно учесть", Труды, том 6, стр. 249), оставляя нас обнаженными перед проницающим взглядом Святого. Но, действуя в духе Писания, он не делает это, чтобы разрушить нас, но чтобы излечить, постоянно направляя нас ко Христу. Для Оуэна, глубокая убежденность в грехе является тем способом, которым благодать приготовляет сердце для еще большей благодати. Благодать, которая готовит нас искать Христа, также и притягивает нас к Нему. Так, в продолжительном рассуждении о 129 псалме, Оуэн особо останавливается на стихе 4: "Но у Тебя прощение...", и в продолжении 150 страниц он погружает читателя в эти слова.

Эти три акцента проходят через труды Оуэна. И все же это только поверхностный взгляд на его труды, несколько примеров, чтобы помочь нам развить аппетит к их прочтению.

Но если все, что нас интересует, это теология сама по себе, то Оуэн не то, что нам нужно, поскольку он сам ясно говорит: "Что проку для меня, если я могу доказать, что Христос есть Бог, но не ощущаю той сладости в моем сердце, которая происходит от того, что Он Бог заключивший завет с моей душой? ... Так давайте не будем думать, что есть толк в нашей убежденности в истине великих учений Благой Вести... до тех пор, пока мы не найдем, что сила этих истин пребывает в наших собственных сердцах, и до тех пор, пока мы не будем испытывать их необходимость и превосходство в нашем предстоянии перед Богом и нашем общении с Ним" (Труды, том 12, стр. 52).

Если мы любим легкое чтение, тогда прозаический стиль Оуэна не для нас. Его параграфы очень плотны; понимание его мысли требует усилий. Его анализ сердца нельзя быстро проскочить. Но в наш век постоянного и быстрого обновления на более быстрые модели, это именно то, что нужно многим из нас: медленное чтение, тщательное применение - позволит нам самим почувствовать разрезы сделанные Оуэном во время операции на наших глазах, и, в результате, мы поймем, что видим Бога яснее, что любим Его Сына еще больше и служим Ему в силе и Духе еще усердней. И если нам это нужно - а это точно так - Оуэн, хотя и мертв, но все еще говорит, и, по провидению Божию, все еще здесь, чтобы помогать нам и вести нас.

www.ligonier.org