Хотя наука уверенно шагает через первое десятилетие 21 века, интерес к оккультизму остается могущественно всепроницающим. Слово "оккультный" является одним из так-называемых "подлых слов" (которым дается множество различных и часто взаимоисключающих определений), оно основано на латинском слове occultare (секрет, сокрытый) и Оксфордский словарь определяет его как прилагательное "включающее или относящееся к таинственным, сверхъестественным или магическим силам, практикам или явлениям."
Не смотря на это, очевидно, что наша тема находиться прямо в этой сфере. Бесконечные тома были написаны на эту тему в последние 50 лет или около того, от тех, которые изображали причудливо страшные картины, не основываясь ни на чем серьезном, до тех, которые побуждали людей бросаться с головой в неизведанное, чтобы добавить новые захватывающие измерения к их жизням. Моя рекомендация здесь, это следовать строго библейскому курсу, и это будет лучше всего сделано, посредством ответов на семь вопросов, начав с самого фундаментального.
Существуют ли демоны?
И хотя существует масса эпизодических свидетельств простирающихся в глубь веков до античного Египта, Ассирии, Халдеи, Греции и Рима, мы должны ответить на это вопрос напрямую апеллируя к Писанию. Когда мы так делаем, ответ ясный и недвусмысленный. В Ветхом Завте нам говориться о тех, кто "приносили жертвы бесам, а не Богу" (Втор 32:17), и о других, кто "приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам" (Пс 105:37). Демоны упомянуты в 19 из 27 книг Нового Завета, и Иисус заявлял, что "Я Духом Божиим изгоняю бесов" (Мф 12:28). Демоны это ни плод сверх активного религиозного воображения, ни бестелесные духи доисторической расы, ни долгоживущий результат допотопного сношения между ангелами и человеческими женщинами (все эти теории были предложены в свое время). Библия нигде не подвергает сомнению их существование.
Откуда они взялись?
Бог создал всю реальность вне Себя, от времени до титана - от пространства до стволовых клеток; нет места, чтобы увильнуть от фразы: "Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Ин 1:3). Все же, поскольку Бог не может быть на прямую вовлечен в сотворение зла, доводы соответствуют Писанию, что все ангелы были созданы святыми, но некоторые из них пали из этого состояния.
Первым восстал Сатана, он был сразу же выброшен с неба вместе с мириадами ангелов, которые за ним последовали. Библия говорит: "ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня" (Иуд 6), в противоположность с "избранными Ангелами", которым была дана благодать оставаться безгрешными. Мы должны отметить, что в противоположность человечеству, которое пало в лице своего представителя (Адама), каждый ангел-отступник пал по своему личному выбору.
Что мы знаем о Сатане?
Довольно много! Он упомянут в Писании больше, чем все остальные падшие ангелы вместе взятые, и из 29 упоминаний в Евангелиях, Иисус говорил о нем 25 раз.
Он князь демонов (Мф 12:24), бесспорный правитель воинств злобных духов, которые населяют пространство, как люди населяют землю.
Он "князь мира сего" (Ин 12:31), владеющий огромной властью в упорядоченной системе противостоящей Богу.
Он князь, господствующий в воздухе (Еф 2:2), что включает в себя всех не возрожденных людей и падших ангелов.
Он "бог века сего" (2 Кор 4:4), весь мировой порядок, который отринул Творца и заменил Его на творение.
Библия называет его 52 раза Сатаной (противник или соперник) и 35 раз Дьяволом (обвинитель, клеветник), другие наименования включают в себя: "зло" (Ин 17:15, в оригинале "Злобный" или "Порочный"), "рыкающий лев" (1 Пет 5:8), "Аваддон" (разрушитель, Откр 9:11), "большой красный дракон" (Откр 12:3) и "древний змий" (Откр 12:9). Собрав все это вместе, мы видим воистину ужасающую картину не просто какого-то размытого влияния, но чрезвычайно могучего, удивительно умного, врожденно злобного и разрушительного существа, правителя и лидера воинства меньших духов полностью ему подконтрольных.
Как демоны различаются?
Чаще всего они упоминаются в Новом Завете, где 4 главных слова используются, чтобы описать их. Самое частое это "духи" (1 Тим 4:1). Некоторые версии переводят греческое слово диамонион как "дьяволы", но это и неверно и вводит в заблуждение; есть много духов, но только один Дьявол. Другое часто используемое слово "бесы", но как это видно из Луки 10:17-21, нет разницы между этим значением и "духами". Еще одно ключевое слово "ангелы" (Мф 25:41), явное указание на то, что Сатана правит обширным царством падших существ выполняющих его приказания.
Как демоны организованы?
Библия говорит, что Христиане борются "против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф 6:12). Некоторые Христианские авторы и ораторы видят это как свидетельство, что демоны имеют высоко структурированную иерархию, и эти мысли развиты в идею о "духах территорий", с подвластными им континентами, странами, городами и местностями. Некоторые пошли еще дальше и считают, что демоны организуют заговоры, чтобы захватить правительство, банки, школы и средства массовой информации. Это породило такие идеи, как молитва или марш вокруг некоторых мест или зданий, чтобы "возвратить потерянные территории Богу", но для последнего нет никакого библейского основания. Хотя Библия дает 12 названий падшим ангелам или демонам, и есть намеки на какую-то структуру, это невозможно составить законченное Учение об этом.
Что они делают?
Проще говоря, демоны вовлечены в каждую часть программы Сатаны - противостоять Богу, не давать людям понимать Евангелие, противодействовать Божьим людям, атаковать церковь, искушать людей грехом и пресекать распространение Евангелия. Много они делают, чтобы причинить болезнь, но хотя в Библии есть пример: "женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи", Иисус описал ее как "дочь Авраамову, которую связал сатана" (Лк 13:11, 16), мы не имеем гарантии или прямой связи всех физических болезней с сатанинской или демонической деятельностью. Есть такие, которые заявляют, что демоны ответственны за каждое горе, каждую болезнь или каждое заблуждение, но Американский теолог Август Стронг был гораздо ближе к правде, когда писал: "Мы должны приписывать болезнь или стихийное бедствие их действию только тогда, когда для этого есть свидетельство специального откровения [Писания]."
Как на счет обладания демонами?
Этому есть несколько примеров в Новом Завете (например Мк 1:23). Либералы предположили, что Библия всего-лишь отражала современные ей идеи, или что Иисус милостиво воспринимал людские верования, другие предполагали что обладание демонами были лишь в библейские времена, особенно когда Иисус был на земле, напрямую противостоя делу Сатаны. Но все эти идеи рассыпаются перед лицом фактов. Нет свидетельств, что деятельность Сатаны или его ангелов уменьшилась по прошествии столетий; на деле, можно смело выдвинуть мысль об обратном.
В случае обладания демоном, личность человека затеняется демоном, так что проявляется демоническая личность. Может ли Христианин быть обладаем демоном? Есть небольшие эпизодические свидетельства, что при некоторых условиях, Христиане подвергались интенсивным атакам демонов, но мы должны со всей серьезностью отнестись к Библейскому заверению, когда речь идет о верующем, что "лукавый не прикасается к нему" (1 Ин 5:18). Слово переведенное как "прикасается", здесь значит "схватить, чтобы удержать," и это соответствует уверению Иисуса, касательно верующих, что "никто не может похитить их из руки Отца Моего" (Ин 10:29). Когда наше учение основывается на Писании, а не просто на эмоциях, переживаниях или исследованиях клинических случаев, это очевидно, что истинный верующий не может быть обладаем силами зла.
Мы также должны беречься того, что Мартин Ллойд-Джонс назвал "капитуляцией явлению," особенно в области изгнания, тогда как это явно из Мф 7:22-23, что даже изгнание злых духов не гарантирует, тому кто это делает, места на небесах! Необходимо во всей нашей жизни, проповеди и увещевании, быть сконцентрированными на Христе.
Даже этот быстрый обзор данной темы неизбежно отрезвляющ, но, когда просмотрен сквозь призму Писания, может уверить нас в двух вещах.
Во первых, ни Дьявол, ни его демоны не являются независимыми, всемогущими, всезнающими или вездесущими. Их власть и влияние ограничена во времени и пространстве позволяющей волей Бога, "по определению Совершающего все по изволению воли Своей" (Еф 1:11).
Во вторых, Иисус сделал это очевидным, что их окончательная судьба быть брошенными "в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мф 25:41).
www.ligonier.org
|