Защищая Свою Веру. Р.Ч. Спрол (R.C. Sproul). 3. Представление четырёх принципов.
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

 


3. Представление четырёх принципов.

Эпистемология, или изучение того, как люди получают знания, является неотъемлемой частью апологетики. Ранее мы уже обсудили, что одной из важнейших задач апологетики, является интеллектуальная защита истин христианской веры. И перед тем, как мы начнём строить эту защиту, нам надо ответить на вопросы: «Откуда мы знаем то, что мы знаем?» и «Как мы можем подтвердить или опровергнуть согласованную систему христианских доктрин?» Зачастую, пытаясь ответить на эти вопросы, христиане обращаются к базовым понятиям о знаниях как таковых. При этом мы можем получить довольно много различных ответов, которые уже давно изучаются в пределах науки эпистемологии. То есть для того, чтобы начать нашу защиту веры, нам надо сначала твёрдо обосноваться на неких эпистемологических принципах.

В апологетике эпистемология вызывает внутренние споры среди христиан. Одни считают, что единственно правильным методом апологетики является упор на историческую информацию, на факты, которые люди могут познавать через 5 чувств. Другие будут доказывать, что восприятие человека может быть искажено, поэтому информация, полученная таким способом, может быть обманом. Эти люди считают, что единственно верным способом являются логические рассуждения, точные, как математика. Одни упирают на способы восприятия, а другие на формальную логику. Третьи считают, что единственно возможный способ познания Творца состоит в том, чтобы начать с Триединого Бога, без которого никакое знание невозможно само по себе. То есть, даже начальная точка построения защиты веры, является предметом горячих споров среди христиан.

Поиск главных инструментов я начну с вопросов: «Какие базовые принципы нужны, чтобы знание было возможно? Что нужно предположить, чтобы был возможен аргументированный спор?»

Четыре Принципа Писания, Которые Чаще Всего Атакуют Атеисты.

В трудах самых известных атеистов западной теоретической мысли – Джона Стюарта Милла, Карла Маркса, Жана-Поля Сартра, Альберта Камю, Вальтера Кауфмана и им подобных – встречаются одни и те же утверждения, когда они формулируют свои доказательства против бытия Бога. В тот или иной момент, в своих аргументах против теизма, они атакуют по крайней мере один, а чаще несколько, из четырёх базовых эпистемологических предпосылок (эти предпосылки прямо или косвенно подразумеваются в Писании):

1) Закон непротиворечия;

2) Закон причины и следствия;

3) Базовую (а не совершенную) надёжность чувств восприятия;

4) Аналогическое использование речи.

Многие попытки атеистов, построить свои умозаключения против Бога, включали в себя отвержение основных законов и методов познания мира. Главная причина, по которой я сосредотачиваюсь именно на этом, заключается в том, что я хочу побудить христиан никогда не сдавать позиции, если речь идёт об этих необходимых принципах. Отступитесь хоть от одного из них, и ваша позиции уже не будут такими непреступными как прежде. И, к сожалению, многие христианские апологеты поступали именно так.

 

Библия использует некие предпосылки или допущения в передаче истин своим читателям. Поскольку Библия – это слово Бога, то эти предпосылки исходят от Него Самого и, следовательно, обязательны для Его творений. Ведь Он даровал нам разум, чувства восприятия и способность общаться. Это, конечно же, ещё один способ сказать, что Бог создал нас по Своему подобию. Но всё это не значит, что Библия – это учебник эпистемологии или философский трактат о том, как наша рациональное мышление взаимодействует с чувствами восприятия. Или о том, как наши чувства могут быть связаны с аналогиями, используемыми в речи.  

В то же время мы видим, как в Библии по умолчанию считается верным закон непротиворечия. Этот закон можно выразить так: «А (некое утверждение) не может быть А и не А в одно и то же время, и в одном и том же смысле». Библия подразумевает, что истина не может быть противоречивой. Посмотрите на 1 Ин. 2:22, где говорится: «Это антихрист, отвергающий Отца и Сына». Закон непротиворечия подразумевается в этом отрывке: отвергающие Христа не могут быть против Него и за Него в одно и то же время и в одном и том же смысле. Писание подразумевает, что есть чёткая разница между истиной и ложью, между праведностью и беззаконием, между повиновением и бунтом. Мы несём ответственность за свои поступки перед Творцом. Если Бог повелевает нам сделать что-либо (А), то мы понимаем, что сделать наоборот (не А) будет нарушением Его воли. Итак, чтобы повиноваться Божьему Слову, человек должен соблюдать закон непротиворечия. Ведь без него будет хаос, так как ни одно предложение в Писании не будет иметь смысла.

Ну а закон причины и следствия? Можно-ли его найти в Писании? Да, каждый раз, когда мы видим, как в Библии обсуждается какое-либо чудо, в тексте подразумевается формулировка этого закона: «у каждого следствия есть причина». Вспомните о том моменте, когда Никодим пришёл к Иисусу и сказал: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3:2). Никодим весьма разумно сопоставил факты и понял, что за делами Иисуса стоит сверхъестественная божественная сила, иначе Он не смог бы их совершить. Закон причины и следствия подразумевается во всём этом отрывке. Если это не так, то мы можем сказать, что у любого следствия может быть любая причина или даже, что всё, что происходит, происходит вообще без причины. И тогда все чудеса Писания от творения до воскресения не будут иметь никакой ценности и смысла.

Следующий пункт – это базовая надёжность чувств восприятия. Этот принцип говорит, что несмотря на то, что наши чувства можно обмануть, они, тем не менее, на определённом уровне заслуживают доверия. Да, наше восприятие мира ограничено. В этом легко убедиться с помощью, например, телескопа. Но если оно вообще не заслуживает доверия, то мы не можем сделать никаких верных выводов из того, что мы видим, слышим, касаемся пробуем или обоняем. Это будет означать, что все наши физические и естественные науки не имеют никакого смысла. Да и вообще, любое наше знание о мире вокруг будет неверным, если наши чувства восприятия не будут давать нам истинных данных, пусть даже и ограниченных нашими способностями.

Библия утверждает, что наши чувства в основном верны. Апостолы Иоанн и Пётр оба пишут, что видели славу Иисуса (Ин 1:14; 2 Пет.1:16). Апостол Павел в первом послании коринфской церкви много говорит о воскресении Христа и особенно о том, что Он «явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время» (1 Кор.15:5-6). Если наше восприятие не достоверно, то эти аргументы не имеют смысла. Апостол защищает воскресение Христа не с помощью логических доводов, следующих от пустого склепа, а с помощью свидетельства тех, кто видел воскресшего Иисуса.

И наконец, есть такая архаичная теперь идея об «аналогическом использовании языка». Идея получила название от слова «аналогия», понятия, которое подразумевает, что две вещи могут быть частично одинаковы, а частично различны. Мы часто указываем на схожесть между вещами, говоря, что они аналогичны друг другу. Этот принцип так важен из-за того, что многие теологи и философы утверждают, что Бог настолько отличен от нас, что все наши попытки описать Его не имеют никакого смысла. Они говорят, что Бог настолько трансцендентен (духовно возвышен), что мы ничего не можем узнать о Нём, поэтому и говорить об этом бесполезно.

Современные философы атакуют христиан, говоря, что их утверждения о Боге свидетельствуют больше об их внутренних чувствах, чем о чём-то внешнем. Они говорят, что наши разговоры о Боге описывают только наши эмоции и религиозные воззрения, что они не имеют никакого отношения к объективно реальности. Они утверждают, что человеческий язык не может оторваться от земли и подняться до небес, чтобы описать Бога. Наш язык не подходит для описания трансцендентного.

Христиане легко могут доказать, что даже очень разные люди способны найти общий язык. Но мы должны также установить некую аналогию между Богом и человеком, чтобы наши рассуждения о Нём имели смысл. Ключ к пониманию этой идеи можно найти в разных местах Писания, не последнее место из которых находится в самом начале Библии: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт.1:26). Бог сотворил нас по своему подобию, поэтому между Творцом и творением есть некая аналогия, которая и позволяет нам общаться с Ним, даже несмотря на всю нашу ограниченность.

Мой План: Четыре Принципа, Пять Глав.

Об этих основных и неотъемлемых принципах мы будем говорить, чтобы создать начальную точку для эпистемологической апологетики. В четвёртой главе мы рассмотрим закон непротиворечия. В пятой главе мы задержимся на важных различиях между «противоречием», «парадоксом» и «тайной». Затем мы продолжим наши рассуждения и рассмотрим закон причины и следствия (глава 6), базовую надёжность чувств восприятия (глава 7) и аналогического использования языка, в том, что относится к нашим способностям познавать Творца и отвечать Ему в спасительной вере (глава 8).

Снова хочу подчеркнуть, что мы должны начать нашу апологетику именно с того, чтобы показать жизнеспособность этих принципов. Ведь именно их атеисты атаковали на протяжении всей истории, именно они подразумеваются в Писании и, таким образом, становятся основой знаний человека. Если нам это удастся, то атеисты потеряют своё главное оружие и смогут опровергать существование Бога основываясь только на иррациональных аргументах.