Защищая Свою Веру. Р.Ч. Спрол (R.C. Sproul). Апологетика и Спасительная Вера.
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

 


Апологетика и Спасительная Вера.

Если мы верим осознанно, а не являемся жертвами легковерия или суеверий, то как мы можем оправдать или, скорее, доказать верность положений христианской веры?

Вера находится в самом центре христианства, поэтому мы зачастую называем свою религию христианской верой. Исторически, протестантизм помещал это понятие в самый центр учения о Спасении. Главным принципом Реформации было «Оправдание только верой». Если так много внимания уделяется вере, то как же со всем этим связаны рассуждения (логика)?

Если ваша теология не просто протестантская или евангелическая, а именно реформатская, то вопрос о взаимоотношении веры и доказательств стоит ещё более остро. Реформаты верят в то, что никто не может прийти к вере во Христа до тех пор, пока Святой Дух не изменит состояние души человека. Все наши доводы и рассуждения, которые мы используем в общении с неверующими, бесполезны, пока Святой Дух не повлияет на сердца слушателей. Апологетика дана нам - Христианам, чтобы мы могли утверждать истины христианской веры. Она может заронить семена веры и поливать их, но только Бог может «взрастить» их (1 Кор. 3:6).

Апологетика и Три Уровня Веры.

Некоторые люди верят, что, поскольку обратить человека к Богу может только Святой Дух, а мы ничего не можем для этого сделать, то нет никакого смысла выступать в защиту христианской веры. Такие люди могут сказать вам: «Зачем доказывать верность христианства и аргументировать свою веру? Разве это не разрушит труд Бога - Святого Духа?» Другие же говорят, что не хотят изучать философию, чтобы не мешать действию Святого Духа.

Я верю, что только Он может изменить сердце человека и, в конечном счёте, его разум. Верю, что только Дух может привести человека к покаянию. Тем не менее, я считаю, что апологетика важна для так называемого пре-евангелизма, а также для пост-евангелизма.

В пре-евангелизме апологетика поддерживает необходимые элементы спасительной веры. Когда в 16 веке Лютер объявил, что оправдание может быть только по вере, сразу же возник вопрос: «Какая вера может спасти?» Если ответить словами отцов реформации (фразу приписывают и Кальвину, и Лютеру), то «оправдание возможно одной верой, но не одинокой верой [верой без плодов]». Только живая вера может спасти человека, вера, приносящая плоды. Дела (плоды веры) не требуются для нашего спасения. Для этого довольно дел, совершённых Христом. Но вера без плодов мертва, их отсутствие говорит о том, что такая вера не истинна.

Мыслители 16 вера различали несколько нюансов, уровней или элементов спасительной веры. Три главных назывались: notitia, assensus и fiducia (лат).

Если начать с конца, то fiduciaэто личное доверие и надежда. Этот аспект веры включает в себя настоящую привязанность ко Христу, которую возникает в новом сердце и в обновлённом разуме. Fiducia – это вера, которая может возникнуть только под действием Святого Духа. Апологетика же занимается первыми двумя уровнями веры: notitia и assensus.

Первым элементом веры является notitia. Когда мы говорим, что оправданы верой, то нельзя забывать, что вера должна состоять из того, во что мы верим. Есть в христианской вере некое содержимое, то есть информация, без которой не обойтись. Когда апостолы вышли на проповедь Евангелия Иисуса Христа, они собирали воедино главное из Его жизни и трудов: как Он был рождён в соответствии с Писаниями, как Он страдал на кресте за наши грехи, как воскрес из мёртвых и так далее. Это и представляет собой базовую информацию или содержимое нашей веры. Прежде чем мы сможем призвать людей поверить, мы должны дать им то, во что они должны поверить. Этот процесс включает в себя работу разума человека, а также процесс передачи информации в том виде, который люди смогут понять.

Прежде чем я смогу молить Христа о спасении, я должен понять, что оно мне нужно. Я должен понять, что я грешник, и должен знать, что такое грех. Должен знать, что существует Бог, что я отчуждён от Него, и что мне грозит Его суд. Я не обращусь к Спасителю пока не пойму, что Он мне нужен. Всё это должно входить в пре-евангелизацию. Человеку сначала надо получить информацию, всё обдумать, а уже потом уверовать или отвергнуть её.

Второй элемент веры – это assensus. Это слово обозначает согласие. Если я спрошу вас: «Вы верите в то, что Джордж Вашингтон был первым президентом Соединённых Штатов?» Что вы мне ответите? «Да». Но это не будет значить, что вы будете верить в него, и надеяться на него. Я спросил вас верите ли вы в то, что Джордж Вашингтон был первым президентом, имея в виду: согласны ли вы с этим утверждением или нет?

Как это ни печально, сейчас существует такое теологическое течение, которое утверждает, что вера не имеет ничего общего с утверждениями, что Библия – это книга, которая свидетельствует нам не о событиях, а об отношениях. Последователи этого течения считают, что самое главное – это отношения между людьми и Богом, а не утверждения (правдивая информация). То есть они думают: «Мне нужны личные отношения со Христом! Мне не нужны доктрины! Мне не нежна теология и исповедания веры!» Их лозунг: «Не исповедания веры, а Христос!» Они говорят: «Мне не нужны утверждения. Я верю в Иисуса. Он личность, а не информация!»

Совершенно верно то, что говорят эти люди: человек может обладать информацией о христианстве и не знать Иисуса. Да, мы можем знать что-то об Иисусе и не знать Его лично (не иметь с ним личных отношений). Но когда мы говорим людям об Иисусе, которого знаем, то говорим им о Нем что-то осмысленное. Мы можем сказать, что Иисус – это вечный Сын Бога. Это утверждение. Иисус, с которым я хочу общаться, - действительно является вечным Сыном Бога. Мы не можем иметь личных спасительных отношений с Иисусом, пока не будем знать, кто Он такой, пока не согласимся с истиной об Его искупительной смерти на кресте и воскресении из гроба. Если мы будем говорить о личных отношением со Христом и отвергать его воскресение, то получиться, что у нас есть личные отношения с трупом. И это, согласитесь, очень отличается от общения с воскресшим Христом. Всё то, во что мы верим об Иисусе, включает в себя труд разума по принятию правдивой информации – утверждений о Нём.

И даже если у нас будет правильное понимание содержимого веры (notitia) и согласие с её истинами (assensus), это ещё не даст нам веры спасительной. Дьявол знает истину о Христе, но ненавидит Его. Notitia и assensus – необходимы для спасительной веры (мы не можем спастись без них), но этого недостаточно для спасения.

Апологетика служит для прояснения содержимого христианской веры и для защиты её истин. Она не может создать спасительную веру, но играет жизненно важную роль в поддержке того, без чего такая вера невозможна.

Вера – Это Не Прыжок Вслепую.

Христианство сейчас заражено фидеизмом (от лат. слова fide – вера). Фидеизм говорит: «Чтобы верить не нужны никакие доводы. Просто верте. Если вы закроете глаза, глубоко вдохнёте, сморщите лицо и будете очень сильно стараться, то у вас получиться прыгнуть прямо в руки Иисуса. Совершите слепой прыжок веры». Библия нигде не говорит нам, что мы должны совершить слепой прыжок во тьму и надеяться, что там кто-то есть. Библия говорит нам, чтобы мы вышли или даже выпрыгнули из тьмы на свет. Это не слепой прыжок веры. Вера, к которой призывает нас Новый Завет, — это вера, основанная на тех истинах, которые нам ясно открывает сам Бог.

Когда апостол Павел встретился с философами в Ареопаге, он сказал:

«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17:30-31).

Это не заявление о тайном знании, доступном только избранным. В христианстве такого нет. Перед лицом царя Агриппы Павел сказал: «Ибо знает об этом царь, перед которым и говорю смело. Я отнюдь не верю, чтобы от него было что-нибудь из сего скрыто; ибо это не в углу происходило» (Деян. 26:26). То есть он утверждал, что Агриппа всё это знал. Иисус был распят у всех на глазах. Восстал из гроба не в тайне, а публично. И что всему этому были многочисленные свидетели.

Можно подумать, что Павел был просто сумасшедшим, поэтому его утверждения ничего не стоят. Но ведь он не просил просто поверить ему, а приводил доказательства своим утверждениям. Задача апологетики заключается в том, чтобы доказать, что Новый Завет призывает людей посвятить себя Богу, основываясь на достойных и правдивых свидетельствах. И это бывает очень тяжело. Иногда гораздо проще спрятаться от ответственности и труда по разбору проблем и ответу на возражения, за словами: «Примите верой!» Это пустая отговорка, которая бесчестит Христа. Мы воздаём Христу всю славу, когда показываем людям неоспоримые подтверждения истин Писания, как это делал сам Бог. Мы должны потрудиться, чтобы подготовить почву для Святого Духа, ведь Он не просит людей поверить в чепуху и абсурд.