Новости
Защищая Свою Веру. Р.Ч. Спрол (R.C. Sproul). |
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего |
Курс по апологетике. Защищая Свою Веру. Р.Ч. Спрол (R.C. Sproul). Введение. Много лет назад я прочитал книгу, название которой я никак не могу вспомнить. В этой книге был описан диалог между священником и учёным, который сказал: «Вы показываете свою веру, а я отвечаю вам логическими аргументами». Это краткое замечание подчёркивает то, что сейчас является мнением большинства людей, а именно, что вера и логика не только несовместимы, но и противоположны друг другу. Религия давно запрещена во всех официальных сферах деятельности (за исключением периодов национального кризиса), она была изгнана в резервации для верующих: [в храмы и церкви]. Веру считают субъективной, основанной на эмоциях, считают, что она нужна только для моральной поддержки слабовольных и необразованных людей. Считают её опиумом для народа, снотворным для необразованных, а также костылём для поддержки психологических инвалидов – тех, кто не может объяснить всё с помощью науки и современной философии. Задача этой серии статей заключается в том, чтобы кратко обозначить основные истины христианской веры, и показать, что по своей сути они рациональны. Иррациональные и абсурдные вещи не заслуживают ни веры, ни преданности. Только глупцы могут основывать свои убеждения на иррациональном, то есть на том, чему нет логического объяснения. Полагаться на абсурд – это не вера, это легковерие. Хочу сразу же заметить, что одно дело утверждать, что христианство рационально, и совсем другое смешивать его с рационализмом в любом его проявлении. Термин «рационализм» включает в себя многое из того, что никак не может быть связано с ортодоксальным христианством. И проблема рационализма заключается не рациональности, а в суффиксе «изм». Одно дело быть человеком (англ. human, здесь и далее прим. Пер.), а другое дело исповедовать гуманизм (англ. humanism). Одно дело быть женщиной (feminine), а другое исповедовать феминизм (feminism). Одно дело существовать (to exist), а другое исповедовать экзистенциализм (existentialism). То есть, чтобы быть рациональным, не надо быть рационалистом. Один современный апологет как-то заметил, что церковь не доверяет логическим умозаключениям из-за того, что от неё, в своё время, отвернулась почти вся интеллигенция. Но самыми главными критиками исторического христианства стали не внешние враги церкви, а внутренние. Враги христианства давно и настырно читают свою мантру о том, что религия основывается не на логике, а на слепой вере. Поэтому многие верующие приняли их точку зрения. Это как раз и подтверждает идею о том, что если ложь говорить долго и громко, то люди начнут верить в неё. Я надеюсь помочь людям увидеть, что научные изыскания и логические умозаключения подтверждают истины христианства, а не опровергают их. Я верю словам Библии о том, что только глупец может сказать, что Бога не существует (Пс. 13:1; 52:2). Мудрецы этого мира, согласно Библии, не так уж и умны. Христианство основано на гораздо большем, чем простые человеческие размышления, но без них обойтись тоже нельзя. Несмотря на то, что Божье откровение дало нам гораздо больше знаний, чем мы могли бы постигнуть сами, оно ни в коем случае не лишено логики. В этом исследовании я ограничусь двумя важнейшими задачами апологетики: доказательством бытия Бога и авторитета Писания. Это не самое главное в жизни. В конечном счёте, личность, жизнь и деяния Христа важнее власти Библии. Но с точки зрения Апологетики, стратегически важнее сначала защитить Писание. Если доказать, что Библия обладает божественным авторитетом, то учение о жизни и деяниях Христа уже вне сомнений. Защита веры всеми нашими силами – это не бесполезная забава и не интеллектуальная игра. Это задача, поставленная перед каждым верующим. Мы должны свидетельствовать о своей вере перед всем миром. Я надеюсь, что мои исследования помогут вам в этом.
Защищая Свою Веру. Р.Ч. Спрол. Цель Апологетики. Одним из главных аспектов работы служения Лигоньер, является объяснение христианам основ веры: того, во что они верят, и того, почему они в это верят. Это и есть апологетика. Цель или научная задача апологетики заключается в том, чтобы предоставить людям рациональную защиту основ и положений христианской веры. Сам термин «апологетика» происходит от греческого слова «апология», которое буквально означает: «словесная защита» или «аргументированное заявление». То есть это логически обоснованный, аргументированный спор в защиту определённой точки зрения. Труд по защите веры заповедан нам в Писании. Каждый христианин должен серьезно отнестись к тому, что Библия повелевает ему делать. В 1 Пет. 3:14-16 написано: «14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. 15 Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. 16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе». В этом отрывке апостол призывает нас быть готовыми объяснить, на чём основывается наша вера. Павел утверждает, что так мы почтим святость Бога в наших сердцах. Отметьте также, что мы должны отвечать всем спрашивающим с кроткостью и благоговением, даже если вопрос исходит от того, кто на нас клевещет, чтобы ложь его стала очевидна. В этом отрывке мы видим почему так важно защищать свою веру. Апологетика в Ранней Церкви. Отцы Церкви хорошо знали, что такое защита веры, поскольку ранних христиан обвиняли во многих странных делах. До разрушения Иерусалима в 70 году, римляне считали, что христиане – это иудеи сектанты. Но после этого события, когда множество иудеев влилось в существующую диаспору, отличие христиан от иудеев стало очевидно. И проблема заключалась в следующем: иудаизм был официально разрешённой в Римской Империи религией, а христианство – нет. То есть осуществление практик Христианской веры было нелегально и наказывалось по закону. Образованные христиане того времени приняли на себя обязательство ответить на все несправедливые обвинения в адрес их веры. Во многих апологетических документах того времени (например «Апология» Иустина Мученика или «Мольба» Афенагора), мы можем увидеть четыре основных обвинения христиан: Первое, христиан обвиняли в подстрекательствах к бунту, говорили, что они изменники, подрывающие власть императора. Дело в том, что уже к 29 д.Р.Х возник культ поклонения римскому императору. Особенно в этом выделялся город Пергам. Этот культ просуществовал до 2-го века. Чтобы доказать свою верность государству, человек должен был воскурить благовоние перед изображением императора и сказать: «Цезарь - господь», или поклясться его именем. Христиане отказывались поклоняться императору, поэтому их считали предателями, участвующими в политических заговорах. Апологеты (например Иустин Мученик) верили в то, что властям надо подчиняться (Рим. 13:1-7), и доказывали, что христиане являются образцовыми гражданами. Они платят налоги и соблюдают законы, но не могут при этом поклоняться Цезарю, поскольку только Иисус достоин всей славы. Иустин призывал власти не обвинять христиан только на основании ложных слухов. Второе, христиан обвиняли в атеизме, из-за того, что они отказывались поклоняться всем римским богам. Посмотрите, для примера, на историю Поликарпа, Епископа Смирны, которого привели на суд императора Марка Аврелия. Его обвинили в атеизме. Император, не желая превращать в мученика, столь уважаемого в народе человека, дал ему возможность спастись. Поликарп стоял на арене в окружении римских граждан, а Марк Аврелий объявил, что, если он отречётся от христианства фразой: «Атеисты, прочь!», то его помилуют. Не сомневаюсь, что Поликарп улыбнулся, когда указал рукой на окружающих его римлян и сказал: «Атеисты, прочь!» Император этого не простил и приказал казнить его в тот же день на глазах у толпы. Иустин мученик, который тоже был казнён во времена правления Марка Аврелия, доказывал в «Апологии», что христиане не атеисты, а самые верные теисты, которые верят в единого верховного Бога, но отрицают политеизм и римских богов. Третье обвинение произошло от того, что им приходилось тайно встречаться в катакомбах. Поскольку их совместные трапезы (мирное общение за столом и Евхаристия, свидетельствующие об их единстве во Христе) носили название «пиры любви», стали возникать слухи об инцесте и сексуальных извращениях среди христиан. Четвёртое. Из-за самого хлебопреломления ранних христиан обвиняли в каннибализме. В народе стали ходить слухи, что на своих тайных встречах они едят человеческое мясо и пьют кровь. Апологеты отвечали на эти голословные обвинения, объясняя суть таинства, и призывали власти не осуждать людей без доказательств. В дополнение к этим обвинениям, христиан считали интеллектуально отсталыми, в основном из-за того, что учение о Троице на первый взгляд казалось несовместимым с идеями греческих философов. В то время главенствовали Платонизм и Стоицизм, поэтому многие философы обвиняли христиан в том, что они всё выдумали и верят в мифы. Мимоходом мы можем увидеть это уже в 17 главе Деяний Апостолов, где приведена речь Павла в афинском ареопаге. Первые три века апологеты Церкви защищали её от нападок философов, которые обвиняли христиан в противоречивости и всячески пытались найти несоответствия в таких важных учениях как о Воплощении Христа и о Воскресении Христа. Но первые апологеты церкви могли ответить на все их нападки. Во все времена перед Церковью стояла задача по интеллектуальной защите тех истин, которые она провозглашает. Апологетика не умерла во втором веке, скорее наоборот, там, где процветает христианство, возникают кривотолки, преувеличения и самая настоящая клевета. Враги Церкви всегда будут обвинять её во всяческих преступлениях (это подразумевается в 1 Пет. 3:16). Поэтому христианскому апологету всегда надо быть готовым отразить обвинения в адрес Церкви. Задачи Апологетики: Доказательство и Убеждение. Тем не менее, апологетика не ограничивается только защитой. Она собирает доводы в пользу Христианства. Доводы, применимые ко всем видам культур и доказывает то, что христианство является единственной (и соответственно лучшей) альтернативой всем философиям и теологиям. Другими словами, апологетика доказывает, что христианство истинно, а все остальные мировоззрения ложны. Эти статьи отчасти и написаны для того, чтобы показать наилучший способ для создания цельной системы доводов для защиты христианства и разрушения ложных идей. У христиан не существует согласия на в вопросе: «С чего начать создание этой системы?». Но все христиане согласны с тем, что, по Библии, не христианское мышление – это безумие (Пс. 13:1; 1 Кор. 1:18-2:16; 3:18-23). Здесь скептик может сказать: «Докажи это!», что само по себе неплохо, поскольку доказательство – это одна из граней апологетики. Печально, но в наше время многие христиане считают, что мы не должны заниматься доказательством истины христианства, поскольку вера и доказательства несовместимы. Реформатские теологи считали, что человеческая природа настолько испорчена, что, сама по себе, она не может принять Евангелие (1 Цар. 8:46; Рим. 3:9-23; 7:18; 1 Ин. 1:8-10; см. Ин. 6:44; Рим. 8:7-8). Отсюда некоторые сделали вывод, что апологетика не имеет никакого смысла. Ведь если объективные доказательства не могут заставить человека принять Христа без вмешательства Святого Духа, то зачем вообще создавать аргументы в пользу христианства? Прежде чем ответить, позвольте мне напомнить вам слова апостола Петра: «Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе» (1 Петр. 3:16). Апостол подразумевает, что одной из целей апологетики является пристыжение врагов Христа. Это напоминает нам о великом женевском реформаторе Жане Кальвине (1509-1564), который писал в своих «Наставлениях» о доказательствах подлинности библейских пророчеств: «Если благочестивые люди хорошо запомнят это, то у них будет всё необходимое, чтобы заставить замолчать безбожников. Ведь доказательство так явно, что ничего в серьёз и не возразишь». Если кто и верил, что человек совершенно не способен обратиться без Святого Духа, то это был Кальвин. Точно также, если кто и верил, что апологетика не может обратить человека, то это тоже был Кальвин. И он, конечно же, не оставил апологетику, а использовал различные аргументы для подтверждения истин веры. И делал он это не для того, чтобы обратить безбожников, а чтобы «остановить их шумную болтовню». Большая часть труда апологета заключается в том, чтобы доказать истинность христианского мировоззрения и надеяться на то, что Бог откроет сердца неверующих для правдивого библейского учения. Церковь борется не с невежеством, а с враждебным предубеждением (Рим. 8:7). Только Святой Дух может победить эту враждебность, но Он никогда не предлагает людям веру во что-либо абсурдное или нерациональное. Кальвин особо отмечал разницу между доказательством и убеждением. Доказательство – объективно, а убеждение – субъективно. Люди могут быть настолько враждебны некоторым идеям, что даже получив все доказательства, не могут перебороть своё предубеждение. Их нельзя убедить, даже самыми твёрдыми фактами. Именно поэтому, апологетика нужна не только для того, чтобы побеждать в спорах, но и для того, чтобы спасать души. Старый афоризм совершенно прав: «Доказать против воли можно, а убедить – нельзя». Вот почему, если христианин и победит в интеллектуальных дебатах, празднование победы может не состояться. Ведь его оппонент будет скрывать своё поражение даже от себя, по крайней мере, пока не останется на едине с собой, и не почувствует себя разбитым. Это может и не обратит человека, но польза в «победе» над оппонентом всё же есть. С одной стороны, как сказал Кальвин, доказательства заставляют безбожников замолчать. С другой стороны, интеллектуальное превосходство христианской мысли помогает молодым христианам и защищает их. Ведь они ещё не могут выдержать всего того критицизма, который выливают на них учёные и скептики. Апологетика помогает нам укрепиться в вере. Зачем ещё нужна апологетика? Просто как иначе неверующий узнает истину об Иисусе Христе «без проповедующего» (Рим. 10:14)? Не каждый может сделать то, что смогли сделать Иустин Мученик и Афенагор. Но они оправдали верующих и дали уверенность в себе всему христианскому сообществу 2-го века. И вследствие чего, Церковь во все века могла пожинать плоды их труда. Цель этого исследования: Бог и Библия. Перед христианскими апологетами с самого начала стоит важный вопрос: «Как аргументировать свою точку зрения?» Я считаю, что лучше всего начинать с существования Бога. Если мы сможем это доказать, то все остальные вопросы решаются гораздо легче. Некоторые апологеты считают, что сначала надо доказать авторитет Библии. Если это получиться, то очевидно, что Бог существует, вселенная сотворена, Христос – сын Божий и т.д. Другие стараются начать с истории. Они сначала доказывают божественность Христа, а затем уже переходят к существованию Бога. Для начала мы рассмотрим науку эпистемологию, которая отвечает на вопрос о том, как мы можем вообще что-либо знать. Затем мы перейдём к существованию Бога и авторитету Писания. Я думаю, что это 2 самых больших вопроса в христианской апологетике. Если Бог и Библия (Его откровение о Себе) – не вызывают сомнений, то все остальные вопросы сильно упрощаются. Например: Воскресение Христа, Его божественность и прочее доктрины могут быть определены с помощью грамотного толкования Библии. Эти статьи носят вводный характер. Они не включают в себя все аспекты апологетики. Здесь мы будем говорить о защите двух важнейших аспектов нашей веры: о существовании Бога и о власти Библии.
|