Новости
Лекция 10. Богатство и Корпорации США. Цена перераспределения средств. Р.Ч. Спрол мл. |
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего |
В предыдущей лекции мы начали говорит о множестве государственных программ созданных после провозглашения «Новой Сделки» во время президентства Рузвельта. Но сейчас я хочу поговорить с вами об одной из самых значительных программ того времени — о Трудовом Прогрессе. Люди, трудящиеся в этом агентстве, хотели решить одну и самых больших проблем Великой Депрессии. Им надо было трудоустроить миллионы людей. Решение было простым: надо дать им работу. Неквалифицированны труд, строительство дорог и прочее. Так появилось государственное агентство с 8 миллионами работников.
Кому это было выгодно? Очевидно, что это было выгодно строительным компаниям, которые получили столько рабочих, вместе с правительственной программой по строительству. Это было выгодно безработным. Ещё это было выгодно политикам, которые провернули всё это и заручились полосами избирателей. Это всё было сделано бюрократами, которые принимали решения не смотря на требования рынка, чисто из политических соображений.
А кому это всё было не выгодно? Это было не выгодно всем остальным строительным компаниям. Это было не выгодно политикам, которые не хотели поддерживать такие программы. И, по большому счёту, за всё это пришлось расплачиваться всей стране. Ведь все эти многочисленные стройки мостов, дорог и зданий были не нужны рыночной экономике. Отсюда возникли три большие проблемы. Первое, люди начали думать, что за благополучие гражданина отвечает государство. Второе, люди начали считать, что правительство ответственно за благополучие крупных компаний — корпораций. Вместе эти две вещи создали третью проблему. Люди перестали думать, что богатство и благополучие зависит от продуктивности труда, от прилежности и старательности в работе. Они начали думать, что их благополучие определяется политикой.
Благополучные Штаты Америки.
Сегодня мы разберёмся с тем, как страна созидает и тратит деньги. Мы не должны забывать, что правительство было установлено Богом, и что для своей работы по защите жизни и собственности у него должны быть деньги и власть меча. Но в 20-м веке возникла и всё более укрепляется идея о том, что правительство имеет право перераспределять богатства всей страны для достижения своих целей: всеобщее благополучие и благополучие государственных корпораций.
Как это влияет на нашу страну? Чем нам приходится жертвовать для всеобщего благополучия? И как это влияет на призвание человека быть служителем по управлению Божьим творением? «Новая Сделка» - это официальное начало программы по всеобщему благополучию. Официальное признание того, что государство не только может, но и должно заботиться о материальном и интеллектуальном благополучии своих граждан через управление экономикой. До этого правительство брало на себя такую функцию только во время войны. А теперь оно взяло на себя такую функцию во время мира.
Что мы подразумеваем под финансовым благополучием, когда говорим, что государство позаботиться об этом? Государство начало платить пособия бедным, выплачивать пенсии, выдавать медицинские полисы, заниматься образованием граждан, давать жильё, платить пособия по безработице, выдавать субсидии для бизнеса и так далее. Для нас это стало нормой. Но с исторической точки зрения — это было что-то новое. Настолько новое, что никак не могло согласоваться с теми принципами, на которых наша страна была основана. Отцы основатели понимали, что основная функция государства заключалась в защите жизни и частной собственности, а остальное было дело граждан. Наша конституция была написана именно для того, чтобы ограничить размер и функции правительства, для того, чтобы оно не вмешивалось в наши жизни, кроме тех аспектов, которые ему заповедовал Господь.
Этот новый взгляд точно также является отклонением от того, что говориться в Библии. Она говорит нам, что благотворительностью должны заниматься отдельные люди и Церковь. Библия описывает труд и доход как нечто связанное и благое. Библия говорит о призвании человека к подходящему для него труду, как об одном из самых важных принципов в жизни.
И, что ещё более важно, Библия связывает дела милосердия с проповедью Евангелия. Когда человек находится в трудных обстоятельствах из-за греха, и не слышит Евангелие, не слышит призыва к покаянию, потому что мы оставляем заботу о нём государственному социальному учреждению, то мы как будто-бы бросаем его на произвол судьбы, поскольку не хотим помочь ему раскаяться.
Именно из-за того, что между людьми есть личная связь, существует также связь между получаемой, например, материальной помощью и ответственностью за то, как мы её используем. Когда я получаю помощь от бюрократа, находящегося в другом штате в виде чека, присланного по почте, это рождает совсем другие чувства между мной и им, нежели чем те, которые образовались между Воозом и Руфью. И наконец, через апостола Павла Библия говорит нам, что если человек не желает работать, то никто не обязан его кормить. Это очень важно в отношении дел милосердия.
Исторический и библейский взгляд в наше время был заменён на идею о всеобщем благополучии граждан. Согласно которой, всё необходимое для физической и духовной жизни человек может получить от государства. Но эта идея не возникла из ниоткуда. Она появилась после периода великого процветания, который был создан свободной рыночной экономикой. И эта идея как раз противоречит свободной рыночной экономике. Она отрицает основные экономические принципы. Например, она утверждает, что проблемы нехватки товаров и услуг не существует, есть только неправильное их распределение.
Что же происходит, когда мы считаем, что у нас достаточно всего и для всех? Мы начинаем думать о перераспределении и перестаём обращать внимание на производство. С этой точки зрения не видно связи между трудом, производством и созданием богатства. Как будто бы все материальные блага просто так случились сами собой, вроде того, как люди говорят про происхождение вселенной от Большого взрыва. Поэтому все эти блага должны быть одинаково распределены на всех граждан. Но из-за того, что всеобщий пирог не растёт, если не трудиться, то придётся разрезать его на всё большее и большее количество всё уменьшающихся частей.
Также, с этой точки зрения, правительство имеет власть контролировать всю частную собственность в стране, и решать, как с ней поступать для достижения цели всеобщего благополучия. То есть под этой идеей прячется всё та же социалистическая философия.
Каков результат Программы Благополучия?
Давайте рассмотрим последствия такого вмешательства в экономику. Сначала хочу напомнить о том, что правительство ничего не производит, оно может только перераспределить, перенаправить, ограничить и контролировать то, что производят другие. И это значит, что деньги правительство берёт у тех, кто производит товары и услуги. Далее, вмешательство в экономику приводит к ошибкам в бизнес расчётах. И чем больше правительство собирает денег, тем больше стремиться контролировать экономику. И тем меньше у предпринимателей источников верной экономической информации. И что ещё хуже, государство забирает деньги из бизнеса и производства и переносит их в сферу потребления.
О каких же суммах мы здесь говорим? С 1934 года, когда был принят закон о Социальном Страховании, и до 2008 года, затраты государства на социальную сферу (пенсии, здравоохранение и программу по улучшению благосостояния граждан) возросли до 4,5 триллионов долларов. Это очень большие деньги. И они создают огромные и всё увеличивающиеся группы людей, которые либо частично, либо полностью зависят материально не от своих способностей и призвания, а от государства. Это вредит им, и это вредит обществу. Поймите, что государственные программы, созданные для уничтожения бедности, создают ещё больше бедных. Это базовый экономический принцип. Если вы неверно решаете проблему — она только увеличивается.
Итак, каковы же непреднамеренные последствия некоторых государственных программ. Для начала хочу рассказать вам, насколько выросло число людей, получающих помощь от государства. С 1960 года их число выросло с 3,5 млн чел. почти до 15 млн. к концу 90-х. Число матерей одиночек за этот же период выросло с 1 млн почти до 5. Видите, эти программы отрицательно сказались на семьях. И в целом затраты государства на поддержку таких людей выросли с 1930 годов почти до 700 млн долларов. Все эти траты всё более и более тяжелым грузом ложатся на плечи тех, кто трудиться и производит продукцию и услуги.
Не поймите меня неправильно, христиане вовсе не против заботы о бедных. Вовсе нет. Христиане должны заботиться о бедных, но не любыми средствами. Бог установил, кто и как должен это делать. И среди них нет государства. Мы хотим помочь и Бог призывает нас к этому, призывает церковь заботиться о нуждах людей, а не правительство. Вы можете возразить мне, что государство тратит такие огромные деньги на заботу о бедных гражданах, как же церкви взять на себя такую ношу? Ведь у неё на это нет денег. Это правда. Всё потому, что этот процесс длиться очень долго, вот почему понадобиться много времени, чтобы вернуть всё на свои места.
Вот, что я хочу сказать, когда мы начнём весь это процесс сокращения помощи, те люди, которые могут позаботиться о себе сами, снова войдут в сферу производства, и освободятся от зависимости по отношению к государству. А те, кто не могут трудиться уже останутся, на долю церкви. Государственные программы по поддержке бедных не просто вредны для экономики в неком абстрактном и глобальном смысле, хотя так и есть. Вред заключается не только в том, что у трудящихся отбирают их честно заработанные деньги и отдают тем, кто не работает, это тоже плохо. Но самая большая беда постигает тех, кто принимают эту помощь, тех, кто зависти от неё. Вам не надо верить мне на слово. Посетите самые бедные районы города и вы увидите там второе и даже третье поколение людей, которые всю свою жизнь живут на пособие от государства и растят своих детей такими же. Это неправильно.
Корпоративные Штаты Америки.
Мы с вами уже поговорили о том, как социальные программы увеличили расходы государства. Также существует и другая форма трат, а именно на поддержку определённых отраслей промышленности, отдельных предприятий. Они ориентированы не на рынок, а на государство. Чтобы получить деньги на развитие и поддержание, они обращаются к правительству. Другой способ, которым они могут помочь себе, это попросить правительство избавить их от конкуренции, могут использовать законы для получения нечестного преимущества перед другими компаниями.
Как вы думаете, какие отрасли более всего склонны к кооперированию с государством? Вы можете догадаться просто обратив внимание на то, какие федеральные агентства существуют в нашей стране. Транспорт, добывающая промышленность, образование, трудовые резервы, оборонная промышленность и банковская сфера. В результате чего к власти стали приходить люди, которые могли и были готовы дать той или иной компании преимущество перед конкурентами на рынке.
Итак, какие же проблемы приносит с собой такой подход к экономике? Что происходит, когда политик или бюрократ принимает важнейшие экономические решения по распределению ресурсов вместо предпринимателя? А бизнес вынужден следовать этим решениям, не смотря на то, что его информация о ценах, прибыли, убытках и состоянии рынка не учитывается, при принятии этих решений?
Первое, прибыль получает не та компания, которая лучше организована и знает, чего хочет потребитель, а та, которая имеет связи в правительстве. Так получается, что убыточное предприятие, которое производит не то, что хотят люди, не только не уходит с рынка, но и процветает за счёт своих собственных конкурентов. Они хорошо ведут бизнес, получают большую прибыль и платят налоги, а убыточное предприятие получает субсидию от государства. Мы все видим, как это происходит в банковском секторе, в автомобильной и авиационной индустрии. Всё это совершается у нас на глазах.
Второе, все эти траты и субсидии представляют собой некую потерю производительности для всей экономики. Это происходит потому, что ресурсы оказываются в неправильных руках, а эффективные производства теряют выручку и могут разориться. К тому же это снижает желание трудиться, из-за несправедливости использования ваших денег против вас. Наше государство забирает и распределяет по своему усмотрению больше чем 30% нашего дохода, и это плохой знак для нашей свободы, плохой знак для свободного рынка.
Откуда у государства деньги?
По большому счёту у правительства есть только два способа получить деньги. Это налоги и займы. Для начала позвольте мне напомнить вам краткую историю налогообложения США. В годы колонизации и в самом начале существования республики, у нас почти не было налогов. А когда они увеличивались случались восстания и бунты. Налоги использовались для поддержания правительства, чтобы оно могло выполнят свои обязательства перед Богом по защите граждан и их собственности. Обычно налогом облагалось только имущество. Система налогообложения постепенно менялась и к 20 веку, когда правительство дало ход идеям о всеобщем благополучии граждан и росте корпораций, были введены множество новых систем налогообложения. С граждан стали удерживать процент от дохода, налог на наследство, корпоративный налог, инвестиционный налог, налог на собственность, акцизные налоги, и даже несвязанный налог (во Флориде), который как бы намекает, что они сами не знают за что он взимается, но хотят взять с нас больше денег.
Друзья мои, сам по себе налог на доход был неконституционным до тех пор пока не была принята 16 поправка. И что ещё хуже, этот налог является не равным для всех, а прогрессирующим. То есть, если вы зарабатываете больше денег, то процент подоходного налога тоже увеличивается. Это не правильно с экономической точки зрения и это не соответствует Писанию. Прогрессивный налог нарушает библейский принцип равенства и справедливости. Он возлагает на людей налог в соответствии с тем, сколько они зарабатывают. Это нарушение восьмой заповеди, это воровство. К тому же это побуждает богатых людей пытаться влиять на правительство, чтобы получить легальную возможность избежать таких больших налогов. Помните, что правительство каждый год забирает себе треть дохода всего американского народа.
Мы уже посмотрели на то, сколько государство тратит денег, давайте посмотрим на то, сколько оно их получает. В 1910 году суммарный налоговый сбор был около 41млрд долларов, то есть 8% от ВВП. К 1930 году это было уже 131млрд долларов или 15% от ВВП. В 1950 году это было уже 22%, к 1970 году — 31%, к 1990 — 33%, а к 2008 году всё те же 33%, но это уже составляло 4,3 триллиона долларов.
Если вы были внимательны, то скорее всего обратили внимание, на то, что между тратами правительства и его доходами есть разрыв. Что делает правительство, когда не может достать достаточно денег на все свои проекты? Единственное, что ему остаётся — это одолжить денег. Залезать в долги — это опасно, тем более, когда речь идёт о правительстве. Ведь оно не может произвести чего-либо, чтобы отдать долг. Оно может только ограничить, перенаправить или потребить то, что производит народ. И когда государство берёт деньги в долг, оно обещает, что отдаст его с будущих налогов.
Что Библия говори о долгах? Они похожи на цепи, которые не дают нам нормально работать, ограничивают свободу и рост. Это касается нас не только как отдельных людей, но и как всего народа. Наши долги — это бремя, которое не даёт нам хорошо трудиться и управлять тем, что Бог поручил нам.
Давайте подведём итог. Две наши идеологии (Всеобщее Благополучие и Корпоративизм) уводят нас от свободного рынка, который даёт нам богатство и процветание. Они ведут нас тёмными путями вмешательства в экономику, ведут нас к социализму. Наше нынешнее состояние: траты, налоги и займы — это прямой результат выбранного пути. Вмешательство в экономику удаляет нас от процветания, подавляет экономический рост и не даёт нам исполнять наши обязательства перед Богом.
В конечном счёте это ведёт к некой форме рабства. Человек становится полностью зависим от государства и вынужден работать всё больше и больше, чтобы оплатить всех тех, кто не трудится. Но Бог призывает нас к свободе Своего Закона. Призывает стоить Его царство через исполнение своих обязательств по управлению Его творением.
|